ШЕЛЬФОВЫЕ ПРОЕКТЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ТЕХНИКИ

ШЕЛЬФОВЫЕ ПРОЕКТЫ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ТЕХНИКИ


В. Я. КЕРШЕНБАУМ, д.т.н., профессор, сопредседатель Союза производителей нефтегазового оборудования, Заслуженный деятель науки РФ

Одна из реальных причин недостаточной конкурентоспособности продукции — недобросовестность поставщиков. Под недобросовестностью понимается комплекс условий, приводящих к производству некачественной продукции, или несоблюдение поставщиками условий и сроков поставки. Уместно заметить, что это не уникальное российское явление, подобная ситуация характерна для большинства стран, производящих нефтегазовую технику.

Разработка и эксплуатация шельфовых месторождений ведется нефтяным сообществом довольно давно. Начиная с XIX века — это Калифорния, XX век — Мексиканский залив, Северное море, Сахалин. В XXI веке Россия вплотную приступает к созданию нефтяных промыслов Штокмановского и Приразломного месторождений. Богатый зарубежный и более скромный российский опыт позволяют сегодня каждую третью тонну нефти в мире добывать на шельфовых месторождениях.
Международное нефтегазовое сообщество на фоне стремительно растущих цен на углеводороды планирует и реализует амбициозные научно-технические проекты освоения океанических глубин. Вызывают уважение и восхищение работы бразильских специалистов («Петробраз») по созданию платформы для бурения океанического дна, расположенного на глубине 4-х км от поверхности океана, или автономное плавучее устройство, практически буровое судно «Земля» (Япония), отличающееся высочайшим уровнем автоматизации и надежности.
Бесспорно масштабны американские разработки Мексиканского залива, англо-норвежское освоение месторождений Северного моря.
Словом, шельф далеко не «терра инкогнита». Он хорошо известен и в нашей стране, а месторождения в шельфовой зоне Каспийского и Баренцева морей, Сахалина стали реалиями деятельности российских нефтяников и газовиков.
Важнейшая компонента шельфовых разработок — технологическое оборудование — успешно производилось отечественными машиностроителями («Уралмаш», «Баррикады»). Выпущено более 40 комплектов буровых установок.
Вместе с тем, как позволяет судить производственный опыт, при реализации совместных российско-зарубежных проектов, иностранные подрядчики отдают предпочтение дорогостоящей зарубежной технике. При этом зачастую закупается устаревшее оборудование (Маликпак, Хаттон). И причины здесь не только в соображениях коммерческой выгоды.
Отечественная техника для разработки шельфовых месторождений недостаточно конкурентоспособна, из множества факторов, к сожалению, лишь показатели цены являются привлекательными, качество же (в первую очередь, надежность), условия поставок и сервисного обслуживания, затраты на этапе эксплуатации работают против отечественной техники. Здесь следует быть объективными: равно неконструктивны «квасной патриотизм» с эйфорией по поводу собственных возможностей, либо самоуничижение по поводу безвыходности ситуации.
Мы столько раз обращали внимание российских властных структур и научно-технической общественности на причины недостаточной конкурентоспособности отечественного нефтегазового оборудования (достаточно вспомнить выступления на всевозможных форумах или просмотреть соответствующие публикации), что сегодня надобность в повторениях отсутствует. Хотелось бы только остановиться на нескольких моментах, которые, с одной стороны, весьма актуальны, с другой — интересны как продукт реальной деятельности Союза производителей нефтегазового оборудования.
Итак, одна из реальных причин недостаточной конкурентоспособности продукции — недобросовестность поставщиков, заключающаяся в выпуске некачественной продукции или несоблюдении поставщиками условий и сроков поставки. Уместно заметить, что это не уникальное российское явление, подобная ситуация характерна в той или иной степени для большинства стран, производящих нефтегазовую технику (лидером в этом печальном списке, бесспорно, является Китай).
В разных странах получили признание и распространение различные системы идентификации недобросовестных поставщиков и сформированы соответствующие перечни фирм, продукция которых предпочтительна. В частности, в России пользуется известностью англо-норвежская система «Ахиллес». Эффективность таких систем весьма высока, методология формирования упомянутых перечней хорошо известна, используемые подходы позволяют фирмам избегать недобросовестных партнеров.
По инициативе Союза ПНГО и при активном участии нефтегазовых компаний организован Координационный Совет потребителей нефтегазового оборудования, одной из задач которого явилось создание соответствующей системы.
Следует отметить, что в России получили распространение корпоративные системы формирования перечней добросовестных поставщиков. Например, заслуживает внимания система Газпрома, разработанная специалистами Газкомплектимпекса. В настоящее время признано целесообразным опыт Газкомплектимпекса распространить на весь нефтегазовый комплекс. Таким образом, заинтересованные нефтяные и газовые компании получат унифицированный инструмент выявления надежных партнеров.
Используемые в системе подходы полезны не только потребителям нефтегазовой техники. Современное нефтегазовое оборудование представляет собой сложную техническую систему, основные элементы и агрегаты которой создаются на многих предприятиях. Отмеченная методология будет весьма эффективна и при поиске добросовестных поставщиков комплектующих.
Весьма важной проблемой является формирования перечня национальных стандартов нефтегазового оборудования. В адрес авторов Закона «О техническом регулировании» есть много нареканий. Противоречивость этого закона, его очевидные недоработки послужили причиной того, что за 4 года, прошедшие со дня его опубликования, ни один технический регламент не прошел предусмотренную процедуру утверждения.
Вышедшие недавно Дополнения к Закону «О техническом регулировании» (имеющие, к слову сказать, ранг самостоятельного Закона) несколько улучшили, но кардинально не изменили ситуацию.
Естественной была бы отмена или коренное изменение Закона, однако заинтересованные круги во властных структурах (в частности, Минтопэнерго) настойчиво лоббируют его легитимность.
В этих условиях, когда дееспособные технические регламенты, обеспечивающие соблюдение принципов безопасности человека и окружающей среды, еще не сформированы, ситуация заставляет опережающими темпами создавать систему национальных стандартов нефтегазовой техники. По нашему мнению, это противоестественно: добровольная часть документов технического регулирования, ответственная за качество (стандарт), должна создаваться за обязательной частью (регламентами) в качестве базы подтверждения. Однако, дальнейшее ожидание появления нормального, естественного порядка вещей при реализации Закона «О техническом регулировании» грозит обернуться волной беззакония в индустриальном секторе экономики страны (в частности, в нефтегазовом машиностроении).
С учетом этих соображений по инициативе Ростехрегулирования, Газпрома, Роснефти, Союза нефтегазопромышленников, Союза производителей нефтегазового оборудования при активном участии РСПП был создан Межотраслевой Совет по стандартизации в нефтегазовом комплексе, одной из основных задач которого стала реорганизация технических комитетов при Ростехрегулировании. Старые, неэффективно функционирующие технические комитеты были упразднены, созданы новые комитеты, структура и задачи которых аналогичны техническим комитетам ИСО (в частности, ИСО 67).
Непротиворечивость создаваемых комитетов с аналогичными комитетами международной и европейской систем, по нашему мнению, является, безусловно, положительным фактором, способствующим торжеству принципа гармонизации.
Сегодня в Комитете 023 (нефть, газ и продукты переработки) начали функционировать 6 подкомитетов, в том числе ПК-6 (материалы и оборудование нефтегазового комплекса), возглавляемый Союзом производителей нефтегазового оборудования. Отмечу, что в составе ПК-6 — несколько рабочих групп, сформированных по принципу учета специфики оборудования. Работа по формированию персонального состава групп идет полным ходом.
В комплексе работ по реализации Закона «О техническом регулировании», по созданию национальной системы стандартизации нового поколения наметились 3 возможных направления формирования стандартов: обложка, модификация, основа (продуктивный казахстанский опыт).
Сегодня ведется большая работа в этом направлении. Анализ оборудования для разработки шельфовых месторождений выявил полное отсутствие российских стандартов на шельфовое оборудование. Единственный выход из положения — широкое использование материалов ИСО (метод обложки с возможной модификацией соответственно российским условиям).
В этой связи хотелось бы высказать несколько соображений. Во всем цивилизованном мире своеобразными заказчиками продукции являются потребители этой продукции. То есть национальные стандарты нефтегазовой техники должны инициироваться нефтяными и газовыми компаниями, при этом подразумевается их активное как интеллектуальное, так и финансовое участие.
Как и в советские времена, федеральное бюджетное финансирование сферы стандартизации чрезвычайно скудно. Непонимание важности проблемы, инерция мышления, а зачастую и очевидная ангажированность властных структур, по-прежнему характерны для сегодняшнего дня.
Та легкость, с которой был упразднен Закон «О стандартизации» и принят Закон «О техническом регулировании» — красноречивое тому свидетельство. Достаточно вспомнить, что одной из важнейших причин невысокой эффективности государственных стандартов Советского Союза была их весьма низкая обновляемость (раз в 20 лет, зарубежная практика — 5 лет). Отсюда — производство морально уста¬ревшей, недостаточно конкурентоспособной техники.
Сегодня ситуация повторяется: федеральное бюджетное финансирование смехотворно мало, акценты переносятся на бизнес-сообщество, которое далеко не полностью отдает себе отчет в важности задач стандартизации. Стандартизация вновь рискует оказаться сиротой.
Ориентация на зарубежный, в частности, американский опыт, свидетельствует о том, что 1 доллар, вложенный в сферу стандартизации, оборачивается тридцатью долларами прибыли. Не буду комментировать соотношение цифр, но то, что американские нефтяные фирмы через АРI вкладывают невиданные для России инвестиции — это совершенно очевидно. А США, как известно, весьма прагматичная страна.
Ожидать того, что финансирование стандартизации нефтегазового оборудования машиностроительными компаниями станет реальностью лишено всяческих оснований. Сегодняшний день машиностроителей не позволяет им финансировать эту сферу. В том случае, если не будет найдено разумное решение совместного государственного бизнес-финансирования сферы стандартизации, рецидивы неизбежны.
Мы затронули вопрос о недостаточном внимании государства к проблемам стандартизации нефтегазовой техники. Да, это действительно так. Но сфера стандартизации далеко не исключение.
Государство всячески устраняется от реального участия во всех областях создания нефтегазовой техники. Складывается впечатление, что роль государства ограничивается исключительно фискальными функциями. Во всех прочих сферах — декларации, не подкрепленные реальными делами.
Участие государства должно быть действенным на всех этапах создания нефтегазового оборудования — от научных разработок до производства сложного технического оборудования (в том числе для освоения шельфовых месторождений).Как показывает зарубежный опыт, масштабные сложные инженерные проекты могут и должны быть организованы и профинансированы государством. Нефтегазовые проекты освоения шельфовых месторождений из их числа.
Четырехмиллионная Норвегия продемонстрировала всему миру, как за весьма ограниченное время при организующей и финансирующей роли правительства масштабная задача создания нефтяной промышленности на шельфе была блестяще решена. При этом в результате был сформирован Стабилизационный фонд, на треть превышающий Стабилизационный фонд России. Вот вам и наши утверждения о «невидимой руке рынка», которая, якобы, поможет без участия государства успешно решить все экономические проблемы.
К слову сказать, федеральные программы освоения шельфовых месторождений (с учетом активного финансового участия государства) характерны были во все времена, да и сегодня характерны для США, Великобритании, Китая, и если из-за рубежа звучат иные точки зрения, знайте, это лукавство, это попытки подтолкнуть Россию на неверный путь.
Союз производителей нефтегазового оборудования остается неизменным сторонником организации консорциума российских предприятий для поставок оборудования для разработки шельфа.
Мы по-прежнему полагаем эффективным создание совместных российско-зарубежных предприятий для производства нефтегазовой техники для освоения шельфа.
Выше сформулированы основные соображения относительно формирования объективных условий производства конкурентоспособной нефтегазовой техники для шельфовых месторождений. Удастся ли это сделать России или при богатейшей прибрежной зоне мы ограничимся ролью типично сырьевой державы, такой как Нигерия или Венесуэла — покажет ближайшее время.


Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

18.05.2018
ИТОГИ международной выставки НЕФТЕГАЗ-2018 Подробнее »

15.05.2018
Всероссийская лётно-практическая выставка-конференция “Беспилотные авиационные технологии в топливно-энергетическом комплексе России” Подробнее »

15.05.2018
Практика организации эффективной системы закупочной деятельности и современной инфраструктуры снабжения в организациях нефтегазовой отрасли Подробнее »

26.04.2018
Компания GEOSPLIT работает над выходом на международный рынок Подробнее »

26.04.2018
В Москве состоится встреча руководителей служб капитального строительства
нефтегазовых компаний Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Rambler's Top100

admin@burneft.ru