А.Д. ИГОЛКИН Нефтеперерабатывающие заводы, поставленные в СССР из США по ленд-лизу

 Еще в 1920-х годах выявилось серьез­ное отставание Советского Союза, не обла­давшего необходимой машиностроитель­ной и металлургической базами для строи­тельства заводов по крекингу. Единствен­ным выходом в то время было приобрете­ние таких заводов за рубежом, прежде все­го—в США, что и было сделано. В начале 1930-х годов в Подольске был построен за­вод, который на американском оборудова­нии выпускал уже отечественные крекинг-установки, они назывались советский 'Вин-клер-Hex: Во второй половине 1930-х го­дов появилась новая проблема: советские заводы не производили оборудования для переработки высокосернистой башкирской нефти. И вновь было закуплено американ­ское оборудование. 

Незадолго до начала Второй ми­ровой войны в США были раз­работаны технологические процессы, позволявшие существенно увеличить октановое число авиационного бензи­на, что резко повышало тактико-техни­ческие характеристики боевых самоле­тов. В основном в СССР производился для военной авиации бензин с октано­вым числом 74 и совсем немного — 78, в США — с октановым числом 100. По сравнению с 73-м октановым бензином, который применялся в авиации США в середине 1930-х годов, 100-й октановый бензин позволял на 20% уменьшить пробег самолетов до отрыва от земли, почти на 30% повысить бомбовую на­грузку, на 40% ускорить подъем само­летов на милю высоты.В декабре 1941 г. специалисты АН СССР в докладной записке руко­водству Госплана, предназначенной для служебного пользования, открыто при­знавали: «Существующая в СССР неф­тепереработка сильно отстает от тако­вой в США по своей глубине и интенсивности. Выходы высокооктано­вого топлива низки (составляют едини­цы процента), так как основная масса его производится путем прямой гонки нефти...».В АН СССР полагали, что наилучшим решением проблемы был бы сделанный в США заказ на НПЗ по производству авиационного бензина.Тогда же в марьино, вскоре после начала войны, американская фирма «Баджер» предлагала Советскому Союзу продать завод по производству авиабензина. Начались долгие переговоры.В 1941 г. Туапсинский НПЗ эвакуиро­вали в Красноводск, а часть установок с Батумского НПЗ — в Орск .11 октября 1942 г. ГКО принял поста­новление «О строительстве нефтеперерабатывающих заводов в Красноводске и Орске». В нем признавалось, что «по­становление ГОКО (...) о восстановле­нии Туапсинского нефтеперерабатыва­ющего завода в Красноводске сорвано, а состояние переброски оборудования батумских нефтеперерабатывающих ус­тановок не обеспечивает их пуск в экс­плуатацию на Орском заводе в установ­ленный срок».Новый срок пуска основных устано­вок по переработке нефти  в Красноводске и Орске намечался на февраль — апрель 1943 г.14 февраля 1943 г. ГКО принял по­становление «О строительстве импорт­ных нефтеперерабатывающих заво­дов». Заводы должны были быть построены в Красноводске и Орске, где уже велись работы, ориентированные на использование эвакуированного оборудования, а также в Куйбышеве и Гурьеве. Им были присвоены номера: завод №228 в Орске, №431 в Красно­водске, №441 в Гурьеве и №443 в Куй­бышеве.Основным поставщиком стала американская фирма «Баджер» (Е.В. Badger and Sons Co). Поставки оборудования от фирмы «Баджер» шли через Советскую закупочную комиссию в США.Через фирму «Баджер» оборудова­ние в СССР поставляли и другие амери­канские компании: Gibbs-HLU, Ingersall-Rnd, Buffalo Lasoline Motor, General Electric и др.Основой нефтеперерабатывающих заводов в Гурьеве и Орске должны бы­ли стать установки каталитического крекинга «Гудри», а заводов в Куйбы­шеве и Красноводске — солярового крекинга «Винклер-Кох» и атмосферно-вакуумные трубчатки.Наиболее современными из них бы­ли установки «Гудри».Первая заводская установка системы «Гудри» была построена в США в 1936 г., а в 1941 г. было уже 14 таких ус­тановок. Периодический процесс «Гудри» был усовершенствован в непрерыв­ный, получивший название «термофорная система». Начиная с 1942 г. и до июня 1944 г. в США было построено 10 каталитических установок термофорной системы и находилось в процессе строительства еще шесть. В январе 1943 г. впервые была введена в эксплу­атацию установка каталитического кре­кинга системы «Флюид» (с подвижным катализатором). До июня 1943 г. в США было введено в эксплуатацию 26 уста­новок этого типа и аквапарк в марьино. Себестоимость одной установки «Флюид» в США составляла около 6 млн долл.Так что на момент начала строитель­ства «Гудри» были технологией семи­летней, а на момент окончания — деся­тилетней давности.Финансирование разработки новых технологий в значительной мере взяло на себя правительство США. Руково­дитель администрации по делам нефти г-н. Икес признал, что «с началом вой­ны и до конца 1944 г. капиталовложе­ния в производство стооктанового бензина составили 760 млн долл. Из этой суммы частные компании вложили 550 млн долл. и государство — 210 млн долл».Первоначально планировалось пус­тить в эксплуатацию завод №443 в Куй­бышеве к 1 декабря 1944 г.Постановлением ГКО от 19 августа 1943 г. к январю 1945 г. следовало по­строить и ввести в действие завод №228 в Орске. Уложиться в эти сроки не удалось, не помогла и работа в марьино. В сентябре 1943 г. на стройплощадки стало прибывать импортное оборудова­ние для строившихся четырех заводов.До 20 октября 1943 г. во Владивосток поступило 28 044 тонны оборудования для завода №441 в Гурьеве, 19 476 тонн для завода №228 в Орске, а также меньшее по весу оборудование для за­водов в Куйбышеве и Красноводске.Всего же в 1943 г. из США на Даль­ний Восток поступило 95 тыс. тонн оборудования для заводов Наркомата неф­тяной промышленности, которое было отгружено по назначению в 4858 же­лезнодорожных вагонах; в 1944 г. с Дальнего Востока было отправлено 2515 вагонов с американским оборудо­ванием для нефтезаводов.Тем не менее к марту 1944 г. стало ясно, что плановые сроки срываются. Общий вес ввозимого из США обо­рудования и материалов для НПЗ в Куйбышеве   должен   был   составить 23 тыс. тонн, из них на 1 января 1944 г. было получено лишь 12,8 тыс. тонн; часть чертежей к марту 1944 г. из США не поступила. На заводе не хватало ра­бочих, и Куйбышевский обком просил вышестоящие органы выделить допол­нительно до 1,6 тыс. заключенных.Для завода в Гурьеве к январю 1944 г. было получено 78% от общего тоннажа оборудования, в Орске — около 69%.Чтобы пустить заводы в эксплуата­цию, требовалась большая и многосто­ронняя работа. Например, в Красно­водске нужно было для разгрузки импортного оборудования построить еще железнодорожную ветку длиной 10 км (от разъезда железнодорожной станции до завода), а также ТЭЦ и дру­гие объекты. Требовалось подготовить к работе советских нефтяников. Не должны были повторяться случаи, по­добные следующему.На Саратовском заводе имени Киро­ва в начале января 1942 г. неоднократ­но останавливалось дорогое американ­ское оборудование для крекинга. Оказалось, что американские инструк­ции по эксплуатации насоса высокого давления не только грубо нарушались, но и вообще не были переведены. В ре­зультате некоторые детали были быст­ро изношены, а для ремонта требова­лось много времени. Не соблюдались требования по эксплуатации и другого оборудования.В ноябре 1943 — феврале 1944 гг. состоялось несколько встреч советских нефтяников с американскими специали­стами фирмы «Баджер», на них были заданы сотни вопросов об американ­ском оборудовании для нефтеперера­батывающих заводов, строительство которых должно было начаться в СССР. Почти на все вопросы были по­лучены исчерпывающие ответы.В начале 1944 г. в Гурьеве постоянно работали четыре американских спе­циалиста (Формель, Фуллер, Фостер и Кросби), в Куйбышеве — 7 человек, как отмечалось в отчете фирмы «Баджер», «это больше, чем требует­ся». Советские специалисты направля­лись в США.В феврале 1944 г. американский специалист Мак-Карди признавал: «За­вод №1 (в Гурьеве. — Авт.), хотя стро­ительные работы там только что нача­лись, произвел очень хорошее впечатление. Планирование и проведе­ние предварительных работ, таких как строительство дорог, ж.д. веток, рабо­чих поселков и т.д., было очень хоро­шо выполнено. Стоит специально отме­тить прекрасное обращение с материалом и оборудованием... Мате­риал и оборудование содержатся в прекрасном порядке и заботятся о нем больше, чем на какой-либо работе, ка­кие мне приходилось до сих пор ви­деть».В апреле — мае 1944 г. американ­ские специалисты посетили Куйбышев, Орск и Гурьев, где в это время монти­ровалось американское оборудование на строившихся НПЗ. Первое, что они были вынуждены признать, это неком­плектность поставок оборудования, что замедляло темпы работ. Часть матери­алов не была вовремя получена из США, некоторые другие — советской стороной ошибочно направлены не на те заводы, для которых они предна­значались.8 июля 1944 г. руководитель группы американских инженеров компании «Баджер» в СССР Р. Мак-Карди в сво­ем отчете отмечал: «Как и прежде, ра­бота на всех заводах, независимо от состояния готовности, тормозится от­сутствием оборудования, не пришедше­го прошлой зимой». Возникали различ­ные накладки и недоразумения, что вполне естественно при таком объеме работ и атмосфере «гонки».В конце 1944 г. американская фирма «Буффало Газолин Мотор Ко» ошибоч­но поставила трансформаторы к выпря­мителям на водозаборные станции мощностью 250 ватт, вместо необходи­мых в 500 ватт. В ответ на запрос со­ветской стороны американская фирма посетовала, что именно такие транс­форматоры были ошибочно пореко­мендованы компанией «Дженерал Мо­торс».10 октября 1944 г. было принято со­вершенно секретное постановление ГКО «О мерах по ускорению строитель­ства нефтеперерабатывающих заводов №441 и 443». В связи с задержкой по­ступлений импортного оборудования было решено перенести срок ввода в эксплуатацию заводов в Гурьеве и Куй­бышеве на первый квартал 1945 г.Советским специалистам приходи­лось выполнять работы, с которыми они раньше не сталкивались. В 1944 г. на строительстве завода № 441 (где монтаж велся силами НКВД) был впер­вые осуществлен монтаж импортного оборудования  (сферического).  Вскоре наркомом отрасли было принято реше­ние издать брошюру «Опыт монтажа сферических резервуаров», освещаю­щую опыт монтажа импортных нефте­перегонных заводов.По оценке американских экспертов, на 25 января 1945 г. строительные ра­боты были завершены по отдельным заводам в такой мере: по заводу №1 (Гурьев) — на 56%, заводу №2 (Орск) - на 13%, заводу №3 (Куйбышев) - 56%, заводу №4 (Красноводск) — на 25%, а на 31 марта 1945 г. процент го­товности заводов составлял: завод №1 69%, №2 - 16%, №3 - 72%, №4 41%.Поставки из США продолжались ле­том 1945 г. 18 июня 1945 г. фирма «Ба-джер» сообщает зам. наркома нефтя­ной промышленности Чекрыжеву, что воздушные фильтры для турбокомпрес­соров «Гудри», а также масло для фильтров были отправлены двумя па­роходами и «Отдел Снабжения Амери­канской Военной Миссии сообщил им, что грузы с парохода «Жорж Вимс» уже приняты, а пароход «Ф.Т. Фре-лингхьюсен» прибыл в Мурманск».Первый бензин из установки катали­тического крекинга «Гудри» был получен в Куйбышеве на заводе №443 8 сентября 1945 г. Позже было завер­шено строительство заводов в Орске, Гурьеве и Красноводске.В октябре 1945 г. завод №228 все еще получал американское оборудова­ние, в том числе от фирм «Джонсон» и «Хенди».Отношения между СССР с США ста­ли быстро ухудшаться, и это чувствова­лось по переговорам о поставках обо­рудования для НПЗ уже поздней осенью 1945 г.Тогда советскими представителями в США было сделано предложение фир­ме «Баджер» участвовать в строитель­стве второй очереди заводов №3 и 4. Ответ американской стороны, сделан­ный 29 октября 1945 г., носил неопре­деленный характер.10 октября 1945 г. представитель «Е.В. Badger and Sons Co» в Москве Р.Е. Мак-Карди информирует зам. нар­кома нефтяной промышленности Н.М. Чекрыжева: «Недавно Вы запра­шивали у меня сведения об отправке солевых трубок для завода №2. Сегод­ня я получил сообщение, что эти труб­ки еще не отправлены и находятся на складе в ожидании разрешения на отправку от Управления по вопросам внешней экономики».В декабре 1945 г. деловые контакты между Особой группой при наркоме нефтяной промышленности и фирмой «Е.В. Badger and Sons Co» продолжа­лись. Но для поставок требовались санкции правительства США, а полу­чить их становилось все труднее.В апреле 1947 г. в США выезжала Комиссия Миннефтепрома восточных районов СССР для ведения перегово­ров о поставке в СССР оборудования для вторых очередей Куйбышевского НПЗ. Однако решением Конгресса США эти поставки (общей стоимостью 9,3 млн долл.) были запрещены.Подводя итоги, можно сказать, что поставки высокооктанового бензина и компонентов для его производства име­ли для СССР большое значение; всеми другими нефтепродуктами (за исключе­нием некоторых видов смазок) Совет­ский Союз обеспечивал себя почти пол­ностью. Советские заводы по производству аналогичного оборудова­ния были в значительной мере пере­ориентированы на выпуск оборонной продукции, поэтому американские по­ставки были весьма полезны.



Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

07.06.2018
«НЕФТЕГАЗ-2018» – значимый вектор на успех в мире ТЭК Подробнее »

06.06.2018
В г.Уфе состоялись Российский Нефтегазохимический Форум и XXVI международная выставка «Газ. Нефть. Технологии» - крупнейшие международные мероприятия нефтегазовой и нефтехимической отрасли России. Подробнее »

05.06.2018
Итоги V Российского нефтегазового Саммита «Трудноизвлекаемые и нетрадиционные запасы» 2018 Подробнее »

05.06.2018
Подведены итоги XII Ежегодного международного семинара по стандартизации Подробнее »

18.05.2018
ИТОГИ международной выставки НЕФТЕГАЗ-2018 Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Rambler's Top100

admin@burneft.ru