Там в облаках

23.01.2012

До сих пор львиная доля населения нашей страны пребывает в полном неведении, что такое облачные вычисления (англ. сloudсomputing) и зачем они нужны. Вообще своим происхождением англоязычный термин «сloudсomputing» обязан Эрику Шмидту – сотруднику корпорации SunMicrosystems. В 1993 г. он первым обозначил сервис, удаленно поддерживающий разные данные и приложения облачком. Ранее при графическом изображении сети Интернет все диаграммы и другие иллюстрации помещались в облачка, отсюда и название.

Несмотря на романтичное название – «облачные», – понятие обозначает банальное оказание сервисных услуг в сфере IT-технологий, что-то вроде сдачи помещений в аренду. Только здесь речь идет уже о виртуальной аренде сервисной инфраструктуры, оборудования, программного обеспечения через сети Интернет. Все это необходимо для виртуализации бизнеса, предприятий, организаций, министерств, муниципальных и поселковых образований и т.д.

Появившись на волне тотальной экономии денежных средств во время глобального кризиса, облачный сервис – так его называют профессионалы – довольно быстро распространился в мире. Новая услуга еще не получила достаточной популярности в России, хотя, на первый взгляд, приобрести доступ к самым прогрессивным IT-технологиям через посредника и за умеренную плату – довольно заманчивое предложение. Почему?

Прежде всего начнем с определений. Для экспертов облачный сервис – это форма обеспечения пользователя стандартным набором интернет-услуг посредством предоставления ему доступа к глобальным масштабируемым сервисам по мере необходимости и с оплатой только реально потребленных ресурсов. Проще говоря, пользователь, владея маломощным оборудованием и войдя через Всемирную сеть на виртуальный сервис поставщика услуг, может получить доступ к дорогостоящим программам или мощным процессорам и выполнить необходимые ему операции. По сути, облачный сервис подменяет заказчику его собственную информационную структуру, при этом оплачивается непосредственно использование услуг и ресурсов поставщика в единицах времени, объемов памяти и т.д.

Облачные сервисы делятся на 3 основные категории: во-первых, это инфраструктура (Infrastructureas a Service, IaaS), во-вторых – платформа (Platformas a Service, PaaS), в-третьих – программное обеспечение (Softwareas a service, SaaS).

Инфраструктура как сервис (IaaS) предоставляет пользователю свободный экземпляр виртуального сервера с оригинальным IP-адресом или комплектом адресов, а также часть системы хранения данных. Для управления сервером заказчику выделяется программный интерфейс.

Платформа как сервис (PaaS) представляет собой рабочую виртуальную платформу, которая включает один или несколько виртуальных серверов с операционными системами, а также специализированными приложениями. Обычно пользователю предлагают большое количество облачных сервисов на выбор.

Программное обеспечение как сервис (SaaS) позволяет воспользоваться программным обеспечением поставщика. Таким образом, его не надо покупать, при возникшей необходимости им можно временно воспользоваться. Иногда облачные сервисы сравнивают с обычными сервисами, например, с электронной почтой или с хостингом. При нем пользователь – поставщик услуг помесячно получает абонентскую плату за предоставление своих вычислительных ресурсов. При этом ему неважно, воспользовался ли пользователь своими возможностями или нет. Он получит деньги сполна. Облачный сервис предлагает дифференцированную оплату услуг «плата за использование», единицей измерения которого являются минута, час пользования или объем ресурсов. Пользователь может поднять либо опустить лимит, т. е. воспользоваться эластичностью предоставляемой ему услуги. Кроме того, ему не нужно заботиться о собственной инфраструктуре, он получает все со стороны. Вопросы настройки, устранения неисправностей и т.д. ложатся на поставщика. Преимущества облачного сервиса по сравнению с обычным очевидны: он эластичен и независим от собственной технической оснащенности, а также по первому требованию заказчика может предоставить все необходимые ресурсы. Облачные сервисы подразделяются на типы. Они могут быть публичными, частными, гибридными (виртуальное частное облако). Публичные облака предназначены для общего пользования, частные же предлагаются ограниченному кругу пользователей. Гибридное облако предназначено для небольшого количества людей, но размещается в публичном. Таким образом, часть данных пользователя хранится и применяется на собственном ресурсе, а часть делегируется поставщику сервисных услуг.

Среди преимуществ использования облачных сервисов эксперты называют платеж сервисных услуг по необходимости, а главное – плату за реально используемые услуги. Облака позволяют сэкономить на покупке, обслуживании, модернизации компьютерного оборудования и приобретении программного обеспечения. Кроме того, провайдер поставщик обязан осуществить автоматическое выделение необходимых мощностей и ресурсов по факту обращения, что означает маcштабируемость, отказоустойчивость и безопасность. Если Вам необходимо беспроводное видеонаблюдение для дома, мы можем в этом Вам помочь. Он также должен отвечать за техническое обслуживание и обновление собственного оборудования и программ. И еще один немаловажный факт: в любой момент времени и в любой точке планеты пользователь может войти в «собственное» облако.

Недостатками облачных серверов являются, во-первых, отсутствие прав собственности на облачные ресурсы и невозможность доступа к внутренней облачной структуре. К тому же сохранность данных зависит от честности провайдера. Во-вторых, связь с облаком находится в прямой зависимости от доступа во Всемирную сеть. В-третьих, отсутствуют общепринятые стандарты безопасности облачных технологий.

Статистические данные указывают, что свыше 70% предприятий малого и среднего бизнеса владеют парком оборудования, составляющим от 5 до 50 компьютеров. Среди них около 60% опрошенных имеют сервер и оплачивают хостинг и администрирование. Кроме того, деньги уходят на закупки лицензионного программного обеспечения и содержание сайта-визитки. В прошлом году рынок облачного сервиса в мире составил около 70 млрд долларов. В основном им воспользовались крупные компании, наметился рост оказания данных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса. Предполагается, что за следующие пять лет доходы облачных компаний вырастут до 150 млрд долларов.

В России облачные сервисы не получили достаточного распространения, т.е. у нас еще все впереди. Пока наш отечественный заказчик пользуется частными облачными сервисами, а вот к публичным относится с настороженностью. Крупные же предприятия создали солидные собственные сети и в помощи посторонних лиц не нуждаются. Большой интерес к публичным облакам для исполнения закона об электронном документообороте проявляют различные министерства и ведомства. У руководителей государства мало денежных средств, а масштабные базы данных есть, например, у Пенсионного фонда РФ или у МВД РФ. Поэтому убличные облачные сервисы как раз для них. В облако можно забросить огромные базы данных, при этом не надо думать об обслуживании и безопасности.

О безопасности особая речь. Так, экономические исследования показывают, что есть 3 основных пункта обеспечения безопасности бизнеса: повсеместная защита интеллектуальной собственности, совместимость информационных систем и информационная безопасность. Проблемы недоверия заказчиков должен был решить Федеральный закон № 152 ФЗ «О персональных данных», вступивший в силу в январе нынешнего года. В нем говорится, что «к информационным системам, содержащим и обрабатывающим персональные данные (ИСПДн), предъявляются специальные технические и административные требования». Третья сторона, т.е. облачная компания, должна действовать в соответствии с российским законодательством и хранить данные в Центрах обработки данных на территории РФ. Сегодня таких ЦОДов в нашей стране нет.

Несмотря на различные сложности, эксперты уверены, что у облачного сервиса в России большие перспективы. Бизнесу выгодно не вкладываться в собственную IT-вооруженность, а отдать это провайдеру. Ведь именно таким образом можно снизить затраты как на разработку всевозможного программного обеспечения и компьютерного оборудования, так и на обновление и модернизацию такового. Кроме того, во-первых, переход на новые версии можно осуществлять централизованно, а значит, не нужно вкладывать денежные средства, и, во-вторых, при этом удастся экономить на различных тарифах и объемах потребления ресурсов. Не следует забывать о штате высококвалифицированных специалистов, способных поддерживать работоспособность собственной IT-инфраструктуры.

Сегодня рынок облачных услуг в Российской Федерации составляет всего 5 млн долларов, но, по мнению специалистов, через 5 лет он должен вырасти до 160 млн долларов, т.е. почти в 35 раз.

Виктор ЕГОРОВ




Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

13.12.2019
Журнал «Бурение и нефть» на Всемирном энергетическом конгрессе в Абу-Даби
The World Energy Congress was held at the Abu Dhabi Подробнее »

14.11.2019
XIV ежегодная конференция Нефтегазшельф – 2019 пройдет 5 декабря в Москве Подробнее »

06.11.2019
ПЭСМ’2019 — конференция по вопросам развития арктической зоны Подробнее »

05.11.2019
XIV Национальный Конгресс «Модернизация промышленности России Подробнее »

24.10.2019
30 октября в Москве состоится встреча нефтесервисных компаний и заказчиков Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru