За нефтяной маневр заплатят производители бензина, химики и авиакомпании

02.06.2014

Налоговый маневр в нефтяной отрасли, который должен стать ответом на создание Евразийского экономического союза, обойдется российским НПЗ в 2,4 млрд долл. в год, еще 3,4 млрд придется выложить промышленным потребителям топлива, подсчитали аналитики «ВТБ Капитала».

Окончательных решений пока не принято. Какими бы они ни были, за снижение экспортной пошлины «кто-то должен заплатить: либо потребители, либо бюджет, либо нефтяники», говорит директор департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин. Четвертого не дано, поэтому маневр и дается нелегко, поясняет он.

Эксперты считают, что за форсированный нефтяной маневр по схеме Минфина заплатят переработчики нефти и промышленные потребители топлива в России. По их оценкам, самую большую сумму — 6 млрд долл. — будут терять в год белорусские НПЗ. Но на такую сумму сейчас перечисляет Минск экспортную пошлину на нефтепродукты в российский бюджет по двусторонним договоренностям.

Суммарная нагрузка на российских производителей вырастет больше — они почувствуют на себе повышение НДПИ в виде более высоких цен на нефть. Независимым НПЗ маневр обойдется в 2,4 млрд долл. в год, промышленные потребители топлива, прежде всего электростанции, и покупатели темных нефтепродуктов (бункеровочный бизнес) будут вынуждены платить больше на 1,9—3,4 млрд долл. Авиакомпании потеряют 1 млрд долл., 1,3 млрд — нефтехимики, 1,5 млрд — переработчики газового конденсата, такие как «Сибур». Итого — 8,1—9,6 млрд долл.

Из числа вертикально интегрированных нефтяных компаний нагрузка вырастет на «Башнефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, прогнозируют эксперты. А вот такие компании, как «Татнефть» и «Сургутнефтегаз», в структуре производства которых доминирует добыча нефти, но мало переработки, могут оказаться даже в выигрыше.

Это устранит «перекосы» на внутреннем рынке, возникающие из-за пониженных цен на нефтепродукты вследствие высоких пошлин, считают в Минфине. С другой стороны, устранение таких «перекосов» может привести к чрезмерному и весьма болезненному для потребителей росту цен внутри страны. Чтобы этого не допустить, помимо повышения НДПИ придется снижать акцизы на нефтепродукты, рассуждает Трунин. И это тоже проблема, поскольку акцизы «закреплены в виде источника для формирования дорожных фондов».

Нефтяной маневр — вынужденная мера. Сохранение экспортной пошлины на действующем уровне с учетом достигнутых договоренностей с Белоруссией и Казахстаном по созданию Евразийского экономического союза с последующей отменой белорусской схемы означало бы субсидирование белорусской экономики из российского бюджета на 180—200 млрд руб. в год, говорит финансист.

Еще одна проблема — что делать со льготами по НДПИ, которые с ростом этого налога станут более чувствительными для бюджета. Параметры этих льгот придется пересматривать, а это пугает нефтяников, отмечает Трунин. Еще одно их опасение связано с тем, что ФАС и другие регуляторы не позволят поднимать цены на внутреннем рынке до экономически обоснованного уровня. Также нужно думать над компенсацией дополнительных издержек потребителям неподакцизных нефтепродуктов: авиакеросина, прямогонного бензина для нефтехимии.
 



Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

21.09.2023
PM Gate Подробнее »

25.04.2023
Продолжает работу выставка «Нефтегаз-2023» Подробнее »

30.06.2021
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021 Подробнее »

05.04.2021
XIV съезд Союза нефтегазопромышленников России Подробнее »

19.03.2021
16 марта 2021 года в Центре цифрового лидерства состоялся саммит деловых кругов «Сильная Россия - 2021» Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru