|
||||
|
||||
Эксперт: В Брюсселе отдают себе отчет, что никакими новыми маршрутами и альтернативными источниками Европе российские нефть, природный газ и уголь не заменить08.12.2010
Месяц назад в Брюсселе был представлен проект энергетической стратегии Евросоюза до 2020 г., – пишет в статье, опубликованной "Красной звездой", Игорь Новиков, эксперт Института геополитической информации "Энергия". Эта стратегия, подчеркнем, имеет не только экономическое значение, но и в существенной мере влияет на формирование внешнеполитического курса и планы в области военного строительства ЕС. Это и есть та самая "реал – политик", при которой энергетический фактор уже второе столетие определяет во многом характер межгосударственных отношений, а многие военные конфликты порождены борьбой за контроль над энергоресурсами. Недавняя война США против Ирака – тому убедительное подтверждение...
В ноябре еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сообщил, что Еврокомиссия предлагает инвестировать в энергетику Евросоюза в течение 10 лет 1 трлн евро. Цель – обеспечить стабильное энергоснабжение стран Евросоюза в 2020 – х годах и снизить зависимость их экономики от импортируемого углеводородного топлива. Окончательное решение будет принято главами государств на саммите 4 февраля 2011 г., которое решено впервые полностью посвятить энергетическим проблемам. Евросоюз намерен снизить к 2020 г. на 20 процентов выбросы углекислого газа по сравнению с уровнем пикового 1990 г., повысить уровень энергосбережения на 20 процентов и довести объем альтернативной энергетики до 20 процентов от всего энергопотребления ЕС. Цели, с точки зрения политической рекламы, выглядят эффектно: 20 – 20 – 20. По словам Эттингера, образно назвавшего энергию "кровью общества", сегодня европейский энергетический сектор "недостаточной конкурентоспособен, технологии устарели, инфраструктура недостаточно развита". С точки зрения Еврокомиссии (высшего органа исполнительной власти Евросоюза – прообраза будущего общеевропейского правительства), откладывать модернизацию энергетики уже нельзя, поскольку мировое предложение нефти уже достигло своего пика, а спрос на энергоресурсы продолжит расти. Новая энергетическая стратегия ЕС исходит из нескольких ключевых приоритетов. Во-первых, обретение новых запасов энергоресурсов. Это, в частности, использование гидроэнергии и альтернативных источников, в том числе ветра, геотермальных систем, Солнца, и стимулирование производства искусственного жидкого топлива. Во-вторых, модернизация энергетической инфраструктуры ЕС, включая создание "гибких электросетей нового поколения" с электронным управлением. Предполагается также значительно расширить газопроводную систему, чтобы иметь возможность перекачивать газ в любом направлении между европейскими государствами. Напомним, запланировано создать сеть газопроводов, которые соединят рынки Центральной и Юго-Восточной Европы. Произойдет интеграция газовых сетей стран Балтии и создание "коридора" Север – Юг на территории бывших государств-участников Варшавского договора. На территории "старых членов" ЕС, тонн.е. в Западной Европе, также будут построены дополнительные "соединительные" газопроводы, которые позволят "маневрировать" топливом, поступающим с прибрежных терминалов по приему сжиженного газа и по трубопроводам из Северной Африки. В-третьих, повышение энергоэффективности на всех уровнях – от частных домохозяйств до целых городов. Намечено таким путем экономить до 20 – 25 процентов ныне потребляемой энергии. В-четвертых, формирование единой "энергетической внешней политики", призванной гарантировать стабильность в поставках в Европу традиционного углеводородного топлива – нефти и природного газа. Но роль нефти все же будут целенаправленно снижать. Продолжится, видимо, и курс на расширение парка электроавтомобилей, что неизбежно уменьшит спрос на бензин. В этом направлении сегодня уже активно работают США и Япония. В предстоящее десятилетие Еврокомиссия намерена обеспечить проведение консолидированной политики стран Союза в отношении нынешних поставщиков газа. Для создания единого энергетического рынка необходимым считается признание всеми странами лидирующей роли Брюсселяв Еврокомиссии в этой области. Пока же конституция Евросоюза (Лиссабонский договор) оставляет энергетику в ведении национальных правительств. Одновременно предусматривается поиск новых партнеров, которые обеспечат диверсификацию источников энергоресурсов и эксклюзивный подход к ним – вплоть до прямых инвестиций из бюджета ЕС в реализацию инфраструктурных проектов – даже коммерчески нерентабельных, но необходимых Союзу. Среди них – "южный коридор", по которому намечено доставлять в Европу от 45 до 90 млрдкубометров газа с Ближнего Востока (Египет, Ирак) и из каспийского региона в обход России. На этот проект Евросоюз готов выделить до 14 млрдевро. "Южный коридор" – это прежде всего проект "Набукко", ставший своего рода идефикс для антироссийски настроенных кругов в штаб-квартире Евросоюза, хотя он не решает всех проблем энергобезопасности стран Евросоюза. Его пропускная способность составит 31 млрдкубометров в год. Первые поставки газа по "Набукко" Евросоюз надеется получить в 2015 г. Скорее всего, если трубопровод все же построят, это будет газ не из бывших республик СССР, а из Египта (подтвержденные запасы 2, 2 трлн кубометров) или Ирака (3, 2 трлн кубометров). Изначальный же замысел "Набукко" – газопровода, названного по имени правителя древнего Вавилона Навуходоносора II, состоял в том, чтобы организовать поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе. Но вследствие обострения отношений стран НАТО с Ираном из-за его ядерной программы в 2006 г. возникла идея получать газ в обход России из Туркменистана и Азербайджана. Для транспортировки газа из Туркменистана требуется проложить подводный газопровод из Туркменбаши в Баку. В обозримом будущем это маловероятно из-за неурегулированности вопроса о правовом статусе Каспия. На недавнем саммите глав прикаспийских государств в Баку (18 ноября) этот вопрос решить так и не удалось. Предполагается, что очередная попытка будет предпринята в следующем году на саммите в России, а пока представители всех пяти государств готовят предложения по делимитации границ. В этих условиях консорциум европейских компаний изучает вопрос о возможности переправлять туркменский газ в Европу через Каспий в сжиженном виде (3 – 4 млрдкубометров в год) начиная с 2014 г. Гипотетически это возможно, однако потребует постройки завода по сжижению газа на туркменском берегу и терминала по приему и регазификации – на азербайджанском. Газ в обход России Евросоюз способен получать также в ограниченных объемах из Азербайджана. Некоторыми возможностями эта страна располагает уже сегодня. При внутренних потребностях в 10 – 11 млрдкубометров на ее месторождениях в этом году будет добыто 28 млрдкубометров. В Евросоюзе планируют получать в ближайшие годы 8 – 12 млрдкубометров азербайджанского газа по трубопроводу ITGI (Турция – Греция – Италия). Он будет соединен с уже действующим газопроводом Баку – Тбилиси – турецкий Эрзурум. Начало эксплуатации маршрута – 2012 г. Совокупная добыча газа в Азербайджане за 2011 – 2014 гг. составит 120 млрд кубометров. В будущем году в стране добудут 29 млрдкубометров, а в 2014 году – 32 млрдкубометров. Существует также проект AGRI (Azerbaijan – Georgia – RomanianInterconnect"r), который предполагает поставки азербайджанского сжиженного газа (СПГ) в Румынию через территорию Грузии (порт Кулеви) и Черное море. Объем поставок – от 2 до 8 млрдкубометров. Интерес к СПГ из Азербайджана проявляет и Украина, но опять же надо строить в Одессе регазификационный терминал. Нельзя исключить и участия Азербайджана в проекте "Набукко". По существующим подсчетам, для минимально рентабельного наполнения трубопровода необходимо изыскать около 10 млрд кубометров, и такими дополнительными объемами республика в 2014 – 2015 гг. будет располагать. Ожидается, что зависимость Европы от импорта "голубого топлива" будет расти и достигнет к 2020 г. трех четвертей общей потребности в газе. Это означает, что потребность в дополнительных объемах природного газа составит не менее 60 млрдкубометров. По оценкам экспертов, в этом году европейский рынок газа преодолел последствия кризисного 2008-го и восстановился до прежних объемов. За первые 7 месяцев с. г. потребление газа в Европе составило 331 млрд кубометров, а по итогам всего года составит 560 млрд кубометров (27 стран Евросоюза, Турция и Швейцария). Среди предложений Еврокомиссии – пересмотр мировой системы ценообразования на природный газ, чтобы "отвязать" ее от цен на нефть. Этот вопрос затрагивает интересы российского Газпрома, для которого ситуация на европейском рынке газа в этом году сложилась не лучшим образом. Россия традиционно поставляет "голубое топливо" в Европу по долгосрочным контрактам, в которых цены привязаны к нефтяным котировкам с отставанием примерно в 6 – 9 месяцев. Вследствие выхода на европейский рынок значительных объемов СПГ биржевые (енотовые) цены на газ существенно снизились. И если цена 1000 кубометров российского газа в нынешнем году составляла свыше 300 долларов, то при енотовых поставках – 200 – 250. Правда, с началом зимы, сопровождающимся заморозками и снегопадами, спотовые цены на газ в Европе значительно подскочили и почти сравнялись с контрактами Газпрома. Но это, видимо, временно. В Италии потребители могут приобретать СПГ из Катара по 240 долларов за тысячу кубометров, и наплыв СПГ в Европу, в первую очередь из Катара, в ближайшие годы будет только увеличиваться. Напомним, Катар занимает 3-е место в мире по запасам природного газа после России и Ирана. Доказанные запасы – 25, 8 трлн, кубометров. Суммарные возможности заводов по производству СПГ – 84 млрд кубометров. Экспорт в 2009 г. – 68 млрдкубометров. Основная часть – в виде СПГ (49 млрдкубометров). Пример Италии, куда, кстати, российский Газпром намеревается проложить новый газопроводный маршрут ("Южный поток"), – весьма характерный пример новой ситуации на газовом рынке Европы. Страна основные объемы газа импортирует при скромной собственной добыче (в 2009 г. соответственно 70 и 8 млрдкубометров). Основные поставщики – североафриканские Алжир и Ливия, а также Нидерланды, Норвегия, Россия и Катар. Российские компании, несмотря на некоторое сокращение доли Газпрома в европейском потреблении газа, остаются в числе успешных игроков на энергорынке Европы. Например, компания ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в Болгарии, Румынии, а также долями в комплексе ISAB на итальянском острове Сицилия (49 процентов) и в голландском НПЗ TRN (45 процентов). Совокупная мощность зарубежных НПЗ компании (включая мощности на Украине) составляет более 26 млнтонн нефти в год. Газпром завершает прокладку газопроводного проекта "Северный поток". Заполнение газом трубопровода начнется уже в мае 2011 г.. При его строительстве пришлось найти ряд сложнейших технологических решений. К примеру, морской участок маршрута по дну Балтики составляет 1. 213 километров, и на нем не предусмотрено строительство промежуточных компрессорных станций. Поэтому для транспортировки газа компрессорная станция на российском берегу должна обеспечивать огромное давление, чтобы "голубое топливо" достигло германского Грайфсвальда. Продвижение российских компаний в газовой сфере тормозят ограничительные меры Евросоюза, которые формально нацелены на демонополизацию энергорынка. Так называемый третий энергетический пакет, одобренный Евросоюзом в конце прошлого года, предписывает всем странам Союза обеспечить разделение бизнеса по продаже и транспортировке газа. Эти правила вступают в силу в марте 2011 г. (при адаптационном периоде в два года). По мнению Москвы, новые правила на рынке газа, которые планирует ввести ЕС, не только нанесут ущерб российским компаниям, но и вызовут удорожание энергоресурсов. Такое мнение выразил в прошлом месяце председатель Правительства РФ Владимир Путин, выступая в Берлине на пресс – конференции. "Мы понимаем, что европейские коллеги стремятся демонополизировать рынок, и в целом это правильно", – сказал он. Но предложенные решения могут оказаться вредными для вертикально интегрированных компаний, в том числе из России и Германии. При "механическом" следовании принципам борьбы с монополизмом могут появиться посредники, которые постараются просто "наварить" на поставках углеводородного сырья, и стоимость конечного продукта для европейских потребителей существенно увеличится. Какие-то компромиссные решения в штаб-квартире ЕС, видимо, найдут, так как без России энергобаланс союза будет ущербным. И в Брюсселе отдают себе отчет, что никакими новыми маршрутами и альтернативными источниками Европе российские нефть, природный газ и уголь не заменить. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер привел в ноябре такие цифры: Российская Федерация обеспечивает 31 процент от общих поставок газа в Евросоюз, 27 процентов нефтепоставок и 24 процентов поставок угля. Значительная часть поставок урана также идет из России. Нефть России
|
Авторизация События
29.07.2024
21.09.2023
25.04.2023
30.06.2021
05.04.2021 |