|
|
|||
![]() ![]() |
||||
Грядет передел России?16.11.2010 ![]() ![]() Менять карту страны — нужная, но непростая задача, делать все нужно крайне аккуратно, любой передел приведет к борьбе за инвестиционные ресурсы, — предупреждает чиновник правительства. ![]() Ведомости ознакомились с предложениями о переделе карты России. ![]() Региональный беспорядок ![]() Нынешняя территориальная организация несовершенна, говорится в документе: территориальные органы федеральных органов власти находятся не там, где нужно, а там, где есть лимиты на предельную численность сотрудников, оптимизация сети школ, поликлиник, больниц, почты, отделений Сбербанка снижает качество жизни на сельских территориях и в малых городах. Из-за погони за показателями бюджетных расходов ослабляется территориальная политика государства. Власти субъектов сами решают, какой населенный пункт сельский, а какой — городской. Например, в Краснодарском крае есть село численностью 48 000 человек (Каневское), а в Приморском — городское поселение из 160 человек (Горненское). ![]() Надо наводить порядок, говорится в документе: ввести критерии численности населения для городов и поселков и установить единые критерии размещения территориальных федеральных органов. ![]() Сейчас 90% городов России — малые города с населением до 100 000 человек, половина из которых монопрофильные: их производство адаптировано к одному сегменту рынка. Из-за этого в стране кризис городского расселения: население большей части моногородов законсервировано, возможности для восстановления его потенциала нет. Число жителей не растет, институты социализации городского типа (школы, институты, театры, музеи) почти отсутствуют. ![]() Развивать малые города бесперспективно, сказано в документе. Надо идти другим путем: создать общие условия для ускоренной миграции населения из монопрофильных городов в большие и таким образом обеспечить перевод процесса урбанизации на качественно иную основу. ![]() Горожане уже давно сами расселяются по экономическим законам, это надо институализировать. Тенденции таковы: доля городского населения растет, но его численность снижается из-за общего снижения населения России (на 0,1% в год), растут и ускоренно развиваются крупные и сверхкрупные города за счет малых, а не за счет сел, как раньше. К 2025–2030 гг. из-за сокращения абсолютной численности городского населения примерно на 15% только шесть крупных городов могут рассчитывать на небольшой рост населения: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Самара. Миллионники Омск, Казань, Уфа, Челябинск, Ростов-на-Дону, Пермь будут уменьшаться. ![]() Будущее за агломерациями ![]() Пришло время решать, говорится в документе, сохранять ли провинциальную городскую систему России, которая за последние годы потеряла более 20 000 населенных пунктов, или сосредоточить ресурсы для привлечения инвестиций и модернизации. ![]() Население концентрируется там, где производится большая добавленная стоимость и возникают лучшие условия его воспроизводства, приложения труда и капитала. ![]() Не надо идти против течения — надо развивать большие города и городские агломерации (см. врез). ![]() В документе приводится примерный каркас поселенческой структуры России, он будет состоять из 20 крупных агломераций с населением более 1 млн человек (см. карту на стр. 01). Крупные города уже стали центрами регионального развития, ключевыми точками освоения и удержания значительных территорий. Образовать высокоурбанизированные территории можно за счет межгородских пространств: единая скоростная система общественного транспорта, вынос производств за пределы центров агломерации, переселение людей в пригороды, формирование общего торгового, образовательного и культурного пространства. ![]() Создание агломераций не требует механического объединения населенных пунктов, необязательно создавать единое муниципальное образование, сказано в документе: нужно координировать планы территориального и инфраструктурного развития, предоставить свободный миграционный режим. ![]() Основа новой экономики — трехмиллионные агломерации, сказано в документе: «Здесь на основе достижения критической массы интеллектуальных ресурсов формируется инфраструктура знаний, реализуется новая модель городского управления и концепция креативного города». В новой модели городского управления будут нужны сити-менеджеры, развитая электронная система взаимодействия, многофункциональные центры предоставления городских сервисов и публичных услуг. ![]() Вопросы управления ![]() Если агломерации будут развиваться стихийно, то могут возникнуть серьезные риски для государства, создаваться дисбалансы в территориальном развитии, говорится в документе, поэтому ими нужно управлять. ![]() Но сегодня законодательство не позволяет формировать подобные институты: формирование агломераций противоречит системе межбюджетных отношений. Границы агломерации не соответствуют нынешнему административному делению, будут проблемы с распределением бюджетных денег, говорится в документе. ![]() Переформатировать бюджет территории нетрудно, говорит бывший член Конституционного суда Анатолий Кононов, если по вопросу агломерации проведен референдум, их образование не противоречит Конституции. ![]() Агломерации не убьют малые города, пишут чиновники, наоборот, будут способствовать их развитию и созданию новых городов. «Новограды должны быть заново созданными, иметь системно спланированную инфраструктуру с заданными свойствами эффективности: организация транспорта, энергетическая самодостаточность на основе возобновляемых источников энергии, экологическая эффективность, комфортная планировочная структура городского пространства», — говорится в документе.Новограды могут создаваться по инвестиционным проектам малоэтажного строительства на площади 400–450 га, их может быть создано 50. ![]() Развитие агломераций — естественный процесс во всем мире, говорит директор Института инноваций, инфраструктуры и инвестиций Марина Удачина, Россия даже с некоторым опозданием присоединяется к нему, а основная задача власти — помогать формировать инфраструктуру точек роста там, где есть объективные предпосылки для формирования агломераций. ![]() Политолог Евгений Минченко считает, что эта инициатива носит больше предвыборный характер — нужно затеять большую реформу, чтобы продемонстрировать: страна не в застое, движется к чему-то большому и лучшему. ![]() Группа депутатов ЛДПР внесла в Думу законопроект, позволяющий менять границы региона, если этот процесс инициируют Госдума и Совет Федерации. Сейчас такое решение принимают региональные заксобрания, утверждает Совет Федерации. Человек, близкий к администрации президента, говорит, что до сих пор прецедентов было несколько и все они касались передачи одного муниципалитета: радикальный пересмотр границ законодательством не урегулирован. Ведомости
|
![]() Авторизация ![]() События
25.04.2023 ![]()
17.09.2021 ![]()
30.06.2021 ![]()
05.04.2021 ![]()
19.03.2021 |