Буровая и политическая подготовка

ExxonMobil просит правительство РФ поправить законы в пользу иностранных платформ

24.07.2019

Партнер «Роснефти» американская ExxonMobil столкнулась в России с «административными барьерами» и просит их устранить. В частности, компания хочет получить право использовать для сейсморазведки и бурения в России суда под иностранным флагом. Российских буровых не хватает, ограничения создадут проблемы для развития проекта «Сахалин-1» и повлекут «многомиллионные затраты», утверждают в ExxonMobil. Эксперты согласны, что новые нормы не учитывают реальную ситуацию с отечественными буровыми, а другие участники рынка, например «Газпром» и «Газпром нефть», уже используют китайские буровые.

Разведка под угрозой

Президент ExxonMobil Russia Inc. Гленн Уоллер в письме вице-премьеру Максиму Акимову от 3 июля (копия есть у “Ъ”) просит правительство РФ устранить два административных барьера. Так, в компании считают, что действующая с начала 2018 года редакция Кодекса торгового мореплавания (КТМ) грозит срывом сроков реализации нефтегазового проекта «Сахалин-1» и многомиллионными затратами РФ, поскольку проект реализуется на условиях раздела продукции. Проблема в том, что КТМ теперь запрещает использовать плавучие буровые установки и сейсморазведочные суда под иностранным флагом для работ на континентальном шельфе РФ. Гленн Уоллер просит внести поправки в КТМ, поскольку буровых под российским флагом недостаточно. Проблема, говорится в письме, обсуждалась 6 июня в рамках Американо-Российского делового совета на ПМЭФ-2019 при участии президента ExxonMobil Global Projects Нила Дафина.

«Сахалин-1» (включает разработку месторождений Одопту, Чайво, Аркутун-Даги) — крупнейший добычной проект в России с участием Exxon (30%, оператор), реализуется на условиях СРП. Другие акционеры — «Роснефть» (20%), японская Sodeco (30%), индийская ONGC (20%). Добыча нефти и конденсата «Сахалина-1» в 2018 году составила 11,6 млн тонн. Как отмечает Exxon, в ближайшие годы планируется новая сейсморазведка и очередной этап разработки Аркутун-Даги с использованием плавучей буровой.

В письме господин Уоллер уточняет, что Минтранс уже подготовил проект поправок в КТМ, который направлен в аппарат правительства. В Минтрансе пояснили, что цель законопроекта — «конкретизация полномочий правительства на определение случаев и порядка привлечения судов под иностранным флагом при невозможности по тем или иным причинам выполнения указанных работ судами под российским флагом». В Минпромторге “Ъ” подтвердили «существование подобной инициативы Минтранса», но отметили, что с ними проект не согласовывался. Представитель господина Акимова не ответил на запрос “Ъ”. В российском представительстве ExxonMobil отказались от комментариев. В «Роснефти», ЛУКОЙЛе, «Газпром нефти» и «Газпроме» (последние две компании достаточно активно ведут бурение на шельфе) также не дали комментариев.

Поправки в КТМ, принятые в конце 2017 года, уже становились проблемой для реализации крупных международных проектов. Закон обязал перевозить нефть, газ и уголь по Севморпути только судами под российским флагом, на что жаловался НОВАТЭК. Компания в итоге добилась масштабных исключений, оформленных постановлением правительства (см. “Ъ” от 19 марта).

Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев говорит, что текущая редакция КТМ не учитывает реальную ситуацию с отечественными буровыми мощностями и может стать препятствием для геологоразведки. Другие участники рынка продолжают использовать иностранные буровые, отмечает эксперт. Например, в акватории Охотского моря в 2018 году «Газпром нефть» привлекала платформу Hai Yang Shi You 982 (HYSY982), принадлежащую China Oilfield Services Limited (COSL), для бурения на Баутинской площади Аяшкского участка. С 2017 года установка Nan Hai Ba Hao (Nan Hai 8) под флагом Китая, также принадлежащая COSL, работает на Ленинградском газовом месторождении «Газпрома» в Карском море.

Свободу филиалам

Вторую просьбу ExxonMobil, касающуюся возможности прямой работы филиалов иностранных компаний в РФ с российской административной системой, правительство, по данным “Ъ”, и так собиралось решить. Действующий порядок формально вступил в действие в 2001 году с принятием новой версии закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (129-ФЗ), закона «Об инвестиционной деятельности» (39-ФЗ) и закона «Об иностранных инвестициях» (160-ФЗ) в 1999 году.

На деле нормы, регулирующие деятельность аккредитованных филиалов иностранных компаний в РФ, восходят к законодательству РСФСР 1990–1992 годов и даже к советским нормам, основывающимся на почти потерявшем значение в мире во второй половине XX века порядке регистрации в системе торгово-промышленных палат (ТПП). Открытие филиалов и представительств было популярно до середины 1990-х, после чего нормой скорее стала работа через дочерние структуры.

По данным “Ъ”, Минфин и Минэкономики обсуждали проблему, указанную ExxonMobil, в рамках подготовки пакета законопроектов по соглашениям о поощрении и защите капиталовложений (СЗПК). Он предполагал отмену 39-ФЗ и 160-ФЗ с переносом положений в закон о регистрации. Госреестру аккредитованных филиалов и представительств иностранных компаний в РФ должны дать возможности, аналогичные регистрации в ОГРН (сейчас реестр ведет ФНС, отдельно предлагалось вести спецреестр филиалов для авиакомпаний под управлением Росавиации).

Этот вариант решил бы проблемы ExxonMobil. Схема аккредитации в целом сохранялась, хотя и упрощалась, предлагалось сохранить участие ТПП. Но согласовать весь пакет пока не удалось из-за споров внутри правительства о режимах поддержки инвестиций.

В целом вопрос работы филиалов иностранных компаний существенно шире, чем проблема ОГРН, которую упоминает ExxonMobil. В частности, в переговорах о присоединении России к ВТО не раз обсуждались предложения о предоставлении в отдельных секторах права филиалам иностранных компаний (в сильно зарегулированных сферах, в частности, страховых компаний и банков) работать напрямую под фактически совместным регулированием двух юрисдикций — материнской и национальной. Так финансовые компании и банки могут работать в рамках соглашений ВТО в Турции.

Полного открытия финансового рынка для филиалов при присоединении России к ВТО не произошло, но с 2021 года иностранные страховые и перестраховочные компании должны получить такую возможность — в 2018 году Минфин объявил, что разрабатывает для них отдельное регулирование (реализовывать его должен ЦБ).

Традиционно свободы прямого «филиального» доступа рассматриваются экономистами как сильная мера для стимулирования притока прямых иностранных инвестиций — задача, которой отчасти посвящен пакет СЗПК. Возможно, в летне-осенних версиях пакета нормы об аккредитации филиалов и их правах на рынках РФ предложат расширить. Однако сопротивление этой идее, параллельной почти забытой после 2003 года практике заключения тех же СРП, также может быть очень сильным: более или менее свободная работа филиалов в России предполагает возможность регулирования их национальным законодательством страны происхождения компании, если оно прямо не противоречит российским нормам.

Анастасия Веденеева, Дмитрий Бутрин, Дмитрий Козлов

Коммерсантъ



Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

21.09.2023
PM Gate Подробнее »

25.04.2023
Продолжает работу выставка «Нефтегаз-2023» Подробнее »

30.06.2021
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021 Подробнее »

05.04.2021
XIV съезд Союза нефтегазопромышленников России Подробнее »

19.03.2021
16 марта 2021 года в Центре цифрового лидерства состоялся саммит деловых кругов «Сильная Россия - 2021» Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru