Транспортировка природного газа в виде гидратов может составить альтернативу СПГ

04.02.2019

Сегодня геополитические риски транспортировки природного газа по трубе довольно высоки. На мировой политической арене неспокойно. Газовикам нужны гарантии. Во всем мире растет торговля сжиженным природным газом - СПГ. Россия как крупнейший экспортер голубого топлива, стремиться занять свою нишу в этом перспективном направлении. НОВАТЭК ведет разговор уже о строительстве в рамках нового проекта «Арктик СПГ-3». В развитие производства по оборудованию для СПГ-проектов правительство РФ готово вложить более 3 млрд. рублей.

Своим мнением о том, удастся ли России выйти на лидирующие позиции в этом направлении и есть ли альтернатива СПГ, делится заместитель директора по научной работе Института криосферы Земли ТюмНЦ СО РАН Анатолий Нестеров.

 -  Газопровод удобен во всех отношениях, лучше него еще не придумали. Он идеален для транспортировки газа. Но существенно подвержен геополитическим рискам. В ситуации с Россией это более, чем понятно. То Украина осуществляет несанкционированный отбор газа из трубопровода, проходящего по ее территории, то Дания не разрешает строить «Северный поток 2», Турция условия ставит, Болгария отказалась. Конечно, в этом случае СПГ – лучший вариант. Хотя, при производстве, его удорожание составляет 30%, производство СПГ достаточно затратно. Для сжижения газа необходима низкая температура - 160 ˚С , плюс транспортировка, нужны специальные суда-газовозы. 

И в этом отношении Россия обладает рядом преимуществ по сравнению даже с лидерами рынка СПГ. Сейчас это Катар. В Катаре температура воздуха доходит до +50. Организовывать производство сжиженного газа с охлаждением до – 160 ˚С — в таких условиях дорого.  И потом его транспортировка при температуре + 50 - дополнительные расходы. Вопрос: «где это проще сделать у них или у нас?» переходит в разряд риторических. На российском Севере себестоимость сжижения газа на 10% дешевле, чем в Катаре. 

Именно за счет климатических условий. Кроме того, у нас есть Северный морской путь. В этом отношении становятся очевидны перспективы освоения Арктики и Севморпути и понятны намерения правительства РФ вложить в этот проект триллион рублей. Наши преимущества очевидны и зарубежным партнерам. В проектах «Арктик СПГ» готовы поучаствовать и участвуют многие страны, в том числе Япония и Китай, которые являются основными потребителями природного газа в мире.

У нас также строят завод по сжижению природного газа под Санкт-Петербургом - в Приморске. Производимый на нем СПГ будет поставляться морским путем в Калининград. Это опять-таки страхует нас в отношении Литвы - снимает геополитические риски поставок газа трубопроводным транспортом по территории недружественной нам страны. Конечно, развитие СПГ не означает, что мы должны полностью отказаться от трубопроводного газа. Он и дешевле, и удобнее при транспортировке. Диверсификация – это то, что нам нужно.

Взаимозаменяемость снижает риски. Если взять Европу, не так давно Меркель заявила, что Германия не откажется от строительства «Северного потока - 2», но с целью диверсификации этих поставок будет производиться строительство и терминалов для СПГ. Для европейских стран – это еще и подстраховка на критические низкие зимние температуры. Количество трубопроводного газа заранее зафрахтовано, оговорено контрактом. На этот случай надо иметь запасные варианты.

Теоретически, транспорт газа в форме газовых гидратов может составить альтернативу СПГ. И здесь есть ряд преимуществ - более простые условия транспортировки, более мягкие температурные условия получения и хранения газа в состоянии гидратов по сравнению с минус 160 ˚С для СПГ. Когда газ переводят в гидратное состояние – внешне он выглядит как белый уголь. В конце прошлого столетия, в 80-е, был обнаружен эффект самоконсервации газовых гидратов, заключающийся в том, что при небольших отрицательных температурах, - 5 -20 ˚С и атмосферном давлении гидраты хорошо сохраняются, напомню, что обычно их получают при повышенном давлении 30-40 атмосфер.

Поэтому в последнее время появились такие концептуальные проекты как транспорт и хранение газов в форме газовых гидратов. В Японии они даже были реализованы. Там построили завод, где изготавливали так называемые газогидратные пелетки - пелетезированный или гранулированный гидрат. Получали газовые гидраты, а затем гранулировали их в форму таблеток диаметром до 2 см. Их легко хранить и транспортировать. Температуру от – 5˚С до – 20˚С создать не проблемно, это как в обычной морозильной камере. Гораздо сложнее работать с низкой – 160 ˚С, как при производстве СПГ.  Кстати, гидраты существуют и при положительной температуре, но при условии повышенного давления.

Если это будет метан, то, скажем, при 0 ˚С потребуется давление порядка 25 атмосфер. Если природный газ, то чуть пониже, так как он содержит примеси пропана, этана, и это приводит к тому, что равновесное давление гидратообразования ниже. В этом отношении газ в форме гидратов вполне может составить конкуренцию СПГ. Возможно, не в ближайшей перспективе, и все же.



Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

21.09.2023
PM Gate Подробнее »

25.04.2023
Продолжает работу выставка «Нефтегаз-2023» Подробнее »

30.06.2021
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021 Подробнее »

05.04.2021
XIV съезд Союза нефтегазопромышленников России Подробнее »

19.03.2021
16 марта 2021 года в Центре цифрового лидерства состоялся саммит деловых кругов «Сильная Россия - 2021» Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru