|
||||
|
||||
О некоторых проблемах нефтехимического комплекса РоссииО некоторых проблемах нефтехимического комплекса РоссииР.Г. ГАЛИЕВ, д.т.н., генеральный директор, В.А. ХАВКИН, д.т.н., профессор, зам. генерального директора, ОАО ВНИИ НП Вступление России во Всемирную торговую организацию окажет, на наш взгляд, существенное влияние на развитие нефтяного комплекса нашей страны. К позитивным моментам такого влияния следует отнести ужесточение экологических требований к качеству нефтепродуктов. Введение европейских стандартов (Евро-4 в 2010 г., Евро-5 в 2014 г.) создаст предпосылки для производства в России качественных моторных топлив и масел. Для этого необходимо провести широкое внедрение углубляющих переработку нефти процессов, в том числе каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумных дистиллятов, а также остаточного сырья, коксования остатков переработки, газификации нефтяных остатков [1]. Отрицательным фактором вступления России в ВТО станет широкая доступность внутреннего рынка для импортных товаров и услуг, что приведет к существенному усилению конкуренции со стороны зарубежных нефтяных и инжиниринговых компаний и производителей оборудования. Уже сегодня 50 — 70% катализаторов нефтепереработки, более 200 видов, необходимых для военной и гражданской техники присадок к топливам и маслам, поставляется иностранными фирмами. Остановимся подробнее на вопросах углубления переработки нефти. Действительно, рациональное использование нефти — задача национального значения. Иными словами, углубление переработки, получение из того же количества нефти большего количества (в 1,5 раза) ценных нефтепродуктов и нефтехимического сырья обеспечивает экономию нефти как невосполнимого стратегического ресурса [2,3]. В условиях, когда себестоимость добычи нефти достаточно высока, а возможности капитальных вложений ограничены, углубление переработки нефти становится для страны первостепенной задачей. Глубокая переработка нефти дает возможность отрасли наиболее уверенно переносить ситуации с изменениями мировых цен на нефть. В этом отношении показателен опыт США: при глубине переработки 95% сырья покупка за рубежом сырой нефти и в ряде случаев мазута позволяет бережно расходовать собственные сырьевые ресурсы. Россия, располагая крупнейшими после США, Китая и Японии масштабами нефтепереработки, имеет относительно низкую долю углубляющих процессов, в том числе глубину переработки нефти — 71,7%, тогда как в развитых странах она составляет 86 — 95%. Вследствие этого ограничивается возможность выработки российскими НПЗ моторных топлив, в то время как производство топочного мазута достигает 29 — 30% (к переработанному количеству нефти). Политика отрасли, принятая в 60 — 70 годах прошлого столетия, была направлена на неглубокую переработку нефти, что привело к созданию нерациональной структуры технологических схем заводов. При существенном росте мощностей первичной переработки нефти и процессов, улучшающих качество прямогонных дистиллятов — каталитического риформинга, гидроочистки и пр., доля процессов, углубляющих переработку нефти, в первую очередь каталитического крекинга, гидрокрекинга и коксования, снижалась из-за недостаточного ввода новых мощностей. Суммарные мощности этих процессов в России составляют около 20% от объема переработанной нефти (в США — свыше 53%). В Программе «Энергетическая стратегия России» говорится о необходимости достижения глубины переработки нефти к 2010 г. — 75%, а к 2020 г. — 85%. Чтобы добиться такого результата, обеспечив при этом качество основных нефтепродуктов на современном мировом уровне, требуется коренная модернизация нефтеперерабатывающих заводов. Целевая задача отрасли — обеспечение сырьем (прямогонным бензином, бензином для химии, сжиженными газами, ароматическими углеводородами, мономерами, сырьем для сажи и пр.) нефтехимической промышленности, стоимость продукции которой на порядок выше стоимости продукции собственно нефтепереработки. Удовлетворение потребности химической и нефтехимической промышленности в углеводородном сырье в условиях широкого внедрения ресурсосберегающих технологий уже к 2010 г. должно возрасти в 2,0 — 2,5 раза. На мировом нефтяном рынке доля нефтехимических производств неуклонно повышается и достигает в настоящее время более 7,0% от объема переработки нефти против 4,3% в 1980 г. Доля использования нефтяного сырья для нефтехимии в России значительно ниже, чем в западных странах, и составляет менее 3%. Дальнейшее более интенсивное развитие нефтехимии в нашей стране предусматривается как за счет наращивания объемов производства нефтехимического сырья, так и путем широкой технологической и экономической интеграции этой отрасли с нефтепереработкой. Прибыль от такой интеграции в странах Европы оценивается в размере более 50 млн долл. в год как дополнительная к прибыли предприятий такой же производительности, но при раздельном осуществлении процессов нефтепереработки и нефтехимии. Характерным примером такой интеграции может служить строящийся в Нижнекамске комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических про¬изводств. Реализация этого проекта позволит решить задачи: • сокращения доли высокосернистых нефтей в экспортных трубопро водах России; • производства нефтепродуктов европейского качества; • производства импортозамещающего сырья для нефтехимической промышленности России; • улучшения экологической ситуации региона. По имеющимся прогнозам, сложившаяся номенклатура мономеров, сырья для нефтехимии и других химических продуктов в принципе сохранится до 2010 г. Это — производство этилена и пропилена, ароматических углеводородов и, в первую очередь, бензола, полиолефинов. По причине роста цен на энергоресурсы повышаются цены и на важнейшие виды сырья и материалы, используемые предприятиями нефтехимического комплекса, что негативно сказывается на ценовой конкурентоспособности нефтехимической продукции. Обеспечение углеводородным сырьем предприятий нефтехимического комплекса России осуществляется за счет отечественных ресурсов. При этом значительное количество сырья поступает на мировой рынок. Нефтехимический комплекс Поволжского федерального округа (ПФО) является доминирующим среди российских регионов в потреблении углеводородного сырья. На его долю приходится 39% потребляемого в нефтехимическом комплексе России природного газа и 54% остальных видов сырья. При этом в ПФО полностью используется изопентановая фракция и этан, 85% ШФЛУ (на пиролиз). Динамика потребности в важнейших видах углеводородного сырья характеризуется данными табл. 1 и 2. Табл. 1. Потребность нефтехимических комплексов РФ и ПФО в углеводородном сырье, тыс. тонн 2002 г. 2005 г. 2010 г. (прогноз) РФ ПФО РФ ПФО РФ ПФО Наименование Бензиновые фракции 5989 Газы углеводородные сжиженные 2794 Фракция изопентана 374 ШФЛУ (пиролиз) 432 Этан 4544 Итого 10033 2608 7000 3050 10400 5800 1628 3550 2080 5500 3400 374 570 570 700 700 366 610 530 800 700 444 510 480 1400 900 5420 12240 6710 18800 11500 Табл. 2. Потребность нефтехимических комплексов РФ и ПФО в углеводородном сырье на пиролиз, тыс. тонн Наименование 2002 РФ г. ПФО 2005 РФ г. ПФО 2010 г. прогноз РФ ПФО ; Бензиновые фракции 3423 1887 3680 2040 5300 3200 Газы углеводородные сжиженные 1594 1168 2050 1480 3200 2500 ШФЛУ (пиролиз) 397 366 570 530 700 700 Этан 444 444 510 480 1400 900 Итого 5858 3865 6810 4530 10600 7300 Основными путями обеспечения потребности нефтехимического комплекса в углеводородном сырье являются: • широкое внедрение ресурсосберегающих технологий; • повышение глубины переработки нефти на основе реализации мер, предусмотренных энергетической стратегией России на период до 2020 г.; • обеспечение максимальной утилизации попутных нефтяных газов, полное вовлечение в переработку нефтезаводских газов; • увеличение производства этана, входящего в состав этаносодержа- щего природного газа; • реализация экономико-правового механизма, стимулирующего ис пользование сырья для глубокой переработки. Помимо 28 крупных НПЗ, имеющихся на территории России, в последние годы построены 43 мини-НПЗ, вырабатывающих 4,8 млн т/г прямогонного бензина, идущего, в основном, на экспорт и производство контрафактного бензина. На экспорт бензиновых дистиллятов в основном работают и все газоперерабатывающие заводы. Огромные газовые потоки сжигаются на факелах — в районах добычи нефти и при переработке ее на НПЗ. Таким образом, в России ощущается недостаток нефтехимического сырья, в том числе из-за постоянно высокой конъюнктуры цен на него на внешнем рынке. Дефицит сырья для нефтехимических производств в современных условиях может быть частично устранен путем увеличения глубины переработки сырья. Это даст дополнительный объем качественного сырья, которое, может быть использовано и как сырье пиролиза. Общее повышение конкурентоспособности нефтехимической отрасли также частично решит проблему сырья, когда нефтехимические компании смогут обеспечить равный доход поставщикам сырья не хуже, чем экспортная альтернатива. Для решения указанной проблемы предлагается отменить таможенную пошлину в части поставок импортных добавок, реагентов, катализаторов и других вспомогательных химических материалов (в основном, не производимых в России). Необходимо стимулировать льготным налогообложением внедрение технологий более глубокой переработки углеводородного сырья. Отметим также недостаток инвестиций в нефтехимическую отрасль из-за менее высокой отдачи на инвестиционный капитал, чем при инвестициях в добычу и переработку нефти. Высокая доходность добычи нефти обусловила ускоренную модернизацию добычи и частично переработки нефти, значительно опередив соответствующие инвестиции в нефтехимическую отрасль. Как следствие, технологическое отставание в нефтехимии увеличивается. Российские инжиниринговые компании не в состоянии выполнять работы по основным технологическим процессам нефтехимии, а иностранные разработчики технологий и нефтехимического машиностроения поддерживают высокий уровень цен на свои услуги. Отечественная нефтехимическая отрасль вынуждена приобретать услуги и оборудование у иностранных партнеров и, как правило, это обременено налогами, сборами или пошлинами со стороны государства, что является дополнительным ограничением. Необходимо освободить нефтехимические компании от таможенных пошлин и других сборов при импорте технологического оборудования. В качестве дополнительных мер стимулирования предлагается расширить практику применения льгот по налогу на прибыль для предприятий, внедряющих современные технологии, и дополнительного стимулирования крупных инвестиционных проектов с длительными сроками внедрения. Следует отметить отсутствие единой государственной политики в области нефтехимии, отсутствие курирующего министерства. Действующие сегодня нефтехимические предприятия в России развиваются по индивидуальным планам, в то же время большинство из них построены как части единого целого нефтехимического комплекса страны. Кроме того, за последние годы фактически отрасль не курировалась в постоянном режиме каким-либо государственным органом, который в полной мере мог бы заниматься проблемами нефтехимии, а формально передавалась разным министерствам. Например, принятие в 2005 г. акциза на прямогонный бензин — ситуация, которой можно было бы легко избежать при наличии специального координационного органа, ответственного за сопровождение отрасли. Необходимо создание единой координируемой государственной программы развития нефтехимии, в том числе с целью расширения базы переработки продуктов нефтехимии, прозрачной системы налогообложения и предоставления льгот инвестиционным проектам, программы стимулирования потребления нефтехимической продукции, в том числе — целевыми региональными программами. Литература 1) В.М. Капустин. Мир нефтепродуктов, № 4. 2007. 2) Р.Г. Галиев. Мир нефтепродуктов, № 3. 2006. 3) Р.Г. Галиев. Мир нефтепродуктов, № 6. 2006. |
Авторизация События
29.07.2024
21.09.2023
25.04.2023
30.06.2021
05.04.2021 |