|
||||
|
||||
Е.В. ПОПОВА Будущее России - технологическая держава или сырьевой придаток?Будущее России - технологическая держава или сырьевой «придаток»? Е.В. ПОПОВА к.э.н., помощник руководителя Администрации Президента Российской Федерации, действительный государственный советник 2-го класса. К концу XX века стало очевидно, что уровень развития научно-технической, инновационной составляющей экономики — науки, образования, наукоемких отраслей, мировых рынков технологий — является важнейшим фактором формирования центров силы, определяет границы между богатыми и бедными странами, создает основу динамичного экономического роста. Развернувшиеся процессы глобализации привели к обострению технологического соперничества. Развитые страны мира пришли к осознанию того, что залогом успешного развития является постоянное инновационное обновление.Не случайно, что в последние годы в различных странах мира основной целью общеэкономических программ стало именно развитие научно-технического и инновационного потенциала, создание и развитие национальных инновационных систем. Например, во Франции в конце 2002 г. Министерством научных исследований и Министерством промышленности был разработан и представлен «Инновационный план»; в Китае очередная пятилетняя программа развития, принятая осенью 2005 г., также называется «Инновационным планом».В настоящее время во всех промышленно развитых странах в целях активизации государственной инновационной политики созданы специальные организации, поддерживающие коммерциализацию технологий. Примером таких организаций являются Агентство по использованию патентов (Германия), ANVAR (Agence Nationale de Valorisation de la Recherche) во Франции, Администрация по технологиям, учрежденная в структуре Министерства торговли США, Федеральные лаборатории США, Национальный научный фонд США, агентство DARPA (США), НАСА (США), Национальное технологическое агентство (TEKES) в Финляндии, Британская технологическая группа (British Technology Group) в Великобритании и др.Применение системного подхода при формировании инновационной государственной политики в настоящее время приобрело первостепенное значение в государствах, стремящихся к устойчивому экономическому росту. Российские физики — лауреаты Нобелевской премии Алексей Алексеевич Абрикосов Получил Нобелевскую премию (2003) по физике за работы в области квантовой физики (совместно с В.И. Гинзбургом и Э. Леггет-том), в частности, за исследования сверхпроводимости и сверхтекучести. Абрикосов развил теорию нобелевских лауреатов Гинзбурга и Ландау и теоретически обосновал возможность существования нового класса сверхпроводников, которые допускают наличие и сверхпроводимости и сильного магнитного поля одновременно. Изучение явления сверхпроводимости позволило создать сверхпроводящие магниты, используемые в магнитнорезонансных томографах (из изобретатели также получили Нобелевскую премию в 2003 г.). В будущем сверхпроводники предполагается применять в термоядерных установках.Жорес Иванович АлферовЛауреат Нобелевской премии в области физики (2000) за фундаментальные исследования в сфере информационных и коммуникационных технологий и разработки полупроводниковых элементов, используемых в сверхбыстрых компьютерах и оптоволоконной связи. Первый патент в области гетеропереходов академик получил в 1963 г., когда вместе с Рудольфом Казариновым создал полупроводниковый лазер, который теперь применяется в оптико-волоконной связи и в проигрывателях компакт-дисков. Нобелевская премия была разделена между Жоресом Алферовым, Гербертом Кремером и Джеком Килби. Жорес Алферов участвовал в создании отечественных транзисторов, фотодиодов, германиевых выпрямителей высокой мощности, обнаружил явление сверхинжекции в гетероструктурах, создал «идеальные» полупроводниковые гетерострукгуры. Николай Геннадиевич Басов Лауреат Нобелевской премии в области физики (1964) за фундаментальные исследования в области квантовой радиофизики, позволившие создать генераторы и усилители нового типа — мазеры и лазеры (совместно с Ч. Таунсом и A.M. Прохоровым), один из основоположников квантовой электроники. Басову принадлежит идея использования в лазерах полупроводников, он обратил внимание на возможность использования лазеров в термоядерном синтезе, и последующие его работы привели к созданию нового направления в проблеме управляемых термоядерных реакций — методов лазерного термоядерного синтеза. Виталий Лазаревич Гинзбург Получил Нобелевскую премию по физике (2003) за разработку теории сверхтекучести и сверхпроводимости (совместно с А. Абрикосовым и Э. Леггеттом). Теория Гинзбурга-Ландау описывает электронный газ в сверхпроводнике как сверхтекучую жидкость, которая при сверхнизких температурах протекает сквозь кристаллическую решетку без сопротивления. Эта теория позволила выявить несколько важных термодинамических соотношений и объяснила поведение сверхпроводников в магнитном поле. Индекс цитируемости совместной работы Гинзбурга и Ландау — один из самых высоких за всю историю науки. Гинзбург одним из первых понял важнейшую роль рентгеновской и гамма-астрономии; он предсказал существование радиоизлучения от внешних областей солнечной короны, предложил метод изучения структуры околосолнечной плазмы и метод исследования космического пространства по поляризации излучения радиоисточников. Петр Леонидович Капица Удостоен Нобелевской премии по физике (1978) за фундаментальные исследования в области физики низких температур. Создал новые методы ожижения водорода и гелия, сконструировал новые типы ожижителей (поршневые, детандерные и турбодетандерные установки). Турбодетандер Капицы заставил пересмотреть принципы создания холодильных циклов, используемых для ожижения и разделения газов, что существенно изменило развитие мировой техники получения кислорода. Разработал технику получения жидкого гелия и открыл явление сверхтекучести гелия П. Эти исследования стимулировали развитие квантовой теории жидкого гелия, разработанной Л. Д. Ландау. Лев Давидович Ландау Удостоен Нобелевской премии по физике (1962) за основополагающие теории конденсированной материи, в особенности жидкого гелия. Ландау объяснил сверхтекучесть, используя новый математический аппарат: он рассмотрел квантовые состояния объема жидкости почти так же, как если бы та была твердым телом. В числе его научных достижений создание теории электронного диамагнетизма металлов, создание вместе с Е. М. Лифшицем теории доменного строения ферромагнетиков и ферромагнитного резонанса, создание общей теории фазовых переходов второго рода. Кроме того Лев Давидович Ландау вывел кинетическое уравнение для электронной плазмы и вместе Ю. Б. Румером разработал каскадную теорию электронных ливней в космических лучах. Александр Михайлович Прохоров Нобелевская премия по физике (1964) присуждена за фундаментальные работы по квантовой электронике. Исследования в области электронного парамагнитного резонанса, проведенные Прохоровым в 60-х годах прошлого века, привели к созданию квантовых усилителей СВЧ-диапазона, обладающих предельно малыми шумами, впоследствии на их основе были разработаны приборы, которые сейчас широко применяются в радиоастрономии и дальней космической связи. Прохоров предложил новый тип резонатора — открытый резонатор, с такими разонаторами сейчас работают лазеры всех типов и диапазонов. Игорь Иванович Тамм Получил Нобелевскую премию по физике (1958) совместно с Павлом Черенковым и Ильей Франком за открытие и истолкование эффекта Черепкова (эффект излучения сверхсветового электрона), хотя сам Тамм не причислял эту работу к своим наиболее важным достижениям. Позднее «эффект Черенкова» был объяснен с точки зрения квантовых представлений учеником Тамма Виталием Гинзбургом. Тамм впервые высказал мысль, что силы и вообще взаимодействия между частицами возникают в результате обмена другими частицами и предположил, что в основе взаимодействия протона и нейтрона лежит обмен электрона и нейтрино. Тамм построил количественную теорию ядерного взаимодействия, предложенная им конкретная модель оказалась неподходящей, но сама идея была очень плодотворной, все последующие теории ядерных сил строились по схеме, разработанной Таммом. Его работы позволили ученым продвинуться в понимании ядерных сил. Много сделано им также и в области классической электродинамики. Илья Михайлович Франк Нобелевская премия по физике (1958) за открытие и истолкование «эффекта Черенкова» (совместно с Павлом Черенковым и Игорем Таммом), что позволило продвинуть исследования в области физики плазмы, астрофизики, радиоволн и ускорения частиц. Франк сформулировал теорию переходного излучения (вместе с Виталием Гинзбургом), его теоретические и экспериментальные работы в области распространения и увеличения числа нейтронов в уран-графитовых системах внесли вклад в создание атомной бомбы. Павел Алексеевич Черенков Удостоен Нобелевской премии по физике (1958) за открытие и истолкование «эффекта Черенкова» вместе с Игорем Таммом и Ильей Франком. Черенков обнаружил, что гамма-лучи (обладающие гораздо большей энергией и, следовательно, частотой, чем рентгеновские лучи), испускаемые радием, дают слабое голубое свечение в жидкости — явление, которое отмечалось и раньше, но не находило объяснения. Франк и Тамм предположили, что излучение Черенкова возникает, когда электрон движется быстрее света (в жидкостях электроны, выбитые из атомов, могут двигаться быстрее света, если падающие гамма-лучи обладают достаточной энергией). Счетчики Черенкова (основанные на обнаружении излучения Черенкова) используются для измерения скорости единичных высокоскоростных частиц, с помощью такого счетчика был открыт антипротон (отрицательное ядро водорода).
Cтраны, реализовавшие концепцию системного подхода к проведению инновационной политики, сумели за короткий исторический период времени создать эффективные национальные инновационные системы, включающие в себя механизмы взаимодействия государства, бизнеса, науки и образования и добиться увеличения общей наукоемкости ВВП.Например, регионами ускоренного расширения научно-технической сферы за последние годы стали государства Юго-Восточной Азии, скандинавские страны (Финляндия, Швеция). Новые индустриальные страны (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) увеличили наукоемкость ВВП в полтора-два раза и приближаются к показателям европейских государств и США. Прогнозируется, что доля высокотехнологичной продукции в ВВП экономически развитых стран мира к 2020 г. превысит 40%.Постепенно на инновационный путь развития переходят и страны СНГ: в Республике Казахстан указом президента утверждена «Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 — 2015 годы».Можно без преувеличения утверждать, что в настоящее время Россия переживает переломный момент в своем развитии. В основном исчерпываются факторы экономического роста, которые обеспечивали экономике значительный подъем в последние семь лет. Основным фактором роста за период 2000 — 2006 гг. стала благоприятная мировая конъюнктура с высокими ценами на нефть, газ и металл, экспортируемые из России (около 70% экспорта). Хотя необходимо отметить, что с 2006 г. экономический рост был активно поддержан ростом реальных доходов населения. При этом рост доходов населения происходил как со стороны частных предприятий, так и государственных. В результате в России сформировался воспроизводственный контур, связанный с опережающим ростом доходов населения и расширением производства товаров и услуг, направленных на удовлетворение эффективного (платежеспособного) спроса. Однако рост спроса должен быть поддержан производством российских, а не импортных товаров, что невозможно при сохранении низкой конкурентоспособности готовой промышленной продукции и отсутствии активной государственной политики модернизации.Существуют различные точки зрения на возможную динамику цен на топливные ресурсы в ближайшем будущем. В соответствии с некоторыми прогнозами, после увеличения добычи и экспорта нефти из Ирака ожидается существенное снижение цен на топливные ресурсы, прежде всего на нефть, а затем и на газ (чему способствует предстоящая либерализа-ция газового рынка в Европе). При этом необходимо учитывать, что по запасам нефти Ирак значительно превосходит Россию и уступает только Саудовской Аравии. Таким образом, данный фактор экономического роста в России в ближайшие годы может быть существенно ограничен.В то же время возможно, что противоречия между странами-импортерами ресурсов, к которым относятся преимущественно развитые страны, и странами-экспортерами, представленными странами развивающегося блока с переходной экономикой, будут все больше и больше обостряться. И главные конфликты могут произойти именно из-за доступа к источникам сырья и энергоресурсам, и прежде всего невосполнимым, какими являются уголь, нефть и газ.В связи с распространением оружия, в том числе ядерного, нестабильной обстановкой в странах Африки, СНГ и Ближнего Востока, ростом религиозного экстремизма, фундаментализма и терроризма, исход этих конфликтов может привести к значительному росту цен на энергоресурсы.Однако этот возможный рост цен, вызванный неустойчивостью мирового развития, не должен служить препятствием для проведения в России активной политики, направленной на технологическую модернизацию и инновационное развитие.Если проанализировать основные составляющие экономического роста за период 2000 — 2006 гг., то одним из важных факторов роста, помимо высоких цен на энергоносители, стали последствия значительной девальвации рубля в ходе финансового кризиса 1998 г.Девальвация рубля, рост курса доллара стимулировали экспорт, одновременно снизив прибыльность импорта. Этот эффект экономического подъема имел во многом так называемый восстановительный характер после кризиса 1998 г. и в основном исчерпал себя к 2002 г. Однако в период 1999 — 2002 гг. высвободились значительные ниши, занятые ранее импортными товарами, что дало возможность укрепиться отечественному производителю в основном в отраслях легкой промышленности, машиностроения и химии, пищевой промышленности. Ослабление эффекта девальвации рубля с 2001 г. вследствие ежегодного повышения цени медленного роста рублевой цены доллара привело к резкому увеличению импорта, который стал расти втрое быстрее отечественного производства. Этому способствовал и быстрый рост реальных доходов населения.В большинстве отраслей отечественные производители, которые медленно обновляли устаревшие фонды и добились существенного роста производства почти исключительно за счет использования незагруженных старых мощностей, оказались неспособными производить конкурентную продукцию и под напором импорта стали сокращать ее выпуск. Таким образом, рост спроса вызвал в основном рост импорта, а не собственного производства.Все перечисленные факторы привели к существенному сокращению темпов экономического развития в 2001 — 2002 гг. Промышленное производство увеличивалось на 4 — 5% в год, в то время как в 1999 — 2000 гг. темпы роста составляли 11 — 12%. При этом почти половина прироста промышленности (3,1% в a2002 г.) получена за счет рекордного роста топливной промышленности — на 7% ежегодно.В 2003 — 2004 гг. экономический рост, в том числе промышленности, значительно ускорился. ВВП вырос на 7,3% и 7,2% соответственно; а промышленное производство — на 8,9 и 8,3%. Данное ускорение было связано с рекордным повышением экспортных цен на топливно-сырьевые товары и металлы, вывозимые из России. В 2003 г. экспортные цены поднялись в среднем на 14% по сравнению с ценами 2002 г. В 2004 г. рост экспортных цен, прежде всего на нефть, продолжился. Однако в 2005 г. цены несколько снизились, темпы роста промышленного производства упали до 4%, а рост ВВП также снизился и составил 6,4% (4,4% и 6,5% соответственно за I полугодие 2006 г.). Источник — информация Федеральной службы государственной статистики за сентябрь — октябрь 2006 г.Необходимо отметить не только падение темпов роста, но и ухудшение его структурных характеристик. Так, значительно сократился вклад обрабатывающей промышленности в общий рост производства.Ухудшение структуры промышленного роста нельзя объяснить только укреплением рубля, стимулирующим рост импорта. Основная причина — низкий уровень конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, недостаточный уровень технологической модернизации, отсталость производственной инфраструктуры.Замедление укрепления курса рубля позволяет поддерживать ценовую конкурентоспособность российских производителей, что в определенной степени компенсирует недостаток качества и высокие издержки производства продукции обрабатывающей промышленности. Одновременно происходит удорожание импортной техники и комплектующих, влияющих на возможности обновления выпускаемой продукции. Следовательно, искусственное поддержание ценовой конкурентоспособности все в меньшой степени эффективно с точки зрения сдерживания импорта и, кроме того, противоречит необходимости модернизации производства.Таким образом, построение сбалансированной курсовой политики, не ухудшающей конкурентоспособность производителей и одновременно создающей условия для технологической модернизации, может быть основано на таких темпах укрепления рубля, которые не превышают динамику производительности труда.При этом особое значение приобретает качество произведенной продукции, т.к. рост производительности за счет наращивания выпуска старой техники и использования старых мощностей себя во многом исчерпал.При сохранении низкой конкурентоспособности готовой промышленной продукции будет усиливаться макроэкономические дисбалансы, важнейшим из которых является дисбаланс между спросом и предложением российских товаров.Данный дисбаланс будет усиливать дальнейший рост импорта, а по мере снижения торгового сальдо и замедления укрепления рубля — вызывать дополнительный рост инфляции.Негативная тенденция сырьевой ориентации развития отечественной экономики была отмечена Президентом Российской Федерации на встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей 6 февраля 2007 г.: «...в экономике страны сформировался явный перекос в сторону сырьевых товаров. Наша промышленность выпускает продукцию преимущественно низкой степени переработки. Ее доля еще в прошлые годы была слишком высока, а сейчас она еще более выросла, прежде всего увеличилась в экспортируемых товарах: с 80 в 2000 г. до 85 процентов в 2005-м. Сырьевая направленность промышленности усиливает зависимость страны от внешних рынков, от колебаний мировых цен. И Россия уже не раз убеждалась, сколь деструктивным, а подчас и разрушительным может быть такая зависимость для национальной экономики. И безусловно, что одним из наших главных и общих экономических приоритетов становится диверсификация российской промышленности. Сейчас в стране созданы реальные предпосылки для развития обрабатывающих производств, и упустить подобные уникальные возможности нельзя. Имею в виду не только благоприятную конъюнктуру на мировых рынках — не менее важно и то, что нами накоплен собственный и довольно высокий социально-экономический потенциал, созданы хорошие макроэкономические условия, идет активная работа по либерализации условий предпринимательской деятельности, и уже имеется позитивный опыт партнерства власти и бизнеса, опыт совместной проектной работы».К основным позитивным переменам в экономическом развитии России можно добавить то, что благоприятная внешнеторговая конъюнктура обусловила ряд изменений в структуре и процессах управления бизнесом. Длительный период роста цен на нефть и другие ископаемые ресурсы позволил ряду российских компаний произвести концентрацию значительных финансовых ресурсов, а также реструктуризацию активов и консолидацию бизнеса. Это позволяет им решать новые задачи, в том числе задачи глобального характера. Как было отмечено Президентом Российской Федерации на пресс-конференции 1 февраля 2007 г., «продолжала расти стоимость крупнейших российских компаний, она выросла более чем на 90 процентов. Капитализация рынка также продолжала расти, расти быстрыми темпами, в прошлом году этот темп был более 80 процентов. И 2006 год, без всяких сомнений, можно назвать годом «ай-пи-оу»,потому что впервые в таких крупных масштабах большие российские компании произвели первичное размещение своих акций на международных и на российских площадках: счет идет на десятки миллиардов долларов. Капитализация фондового рынка России приблизилась к отметке один триллион долларов, и по этому показателю Россия вошла в десятку крупнейших экономик мира».Концентрация значительных финансовых ресурсов в руках государства создает основу для его активного участия в отраслевых и национальных проектах, позволяет перейти к политике управления отраслевыми сдвигами в экономике. Еще несколько лет назад саму возможность появления среднесрочных и долгосрочных программ отраслевого развития и проектов национального уровня было достаточно сложно представить. Их реализации препятствовали несколько причин: децентрализация предприятий и отраслей, отсутствие у предприятий ресурсов, необходимых для развития, дефицитный бюджет, сильное влияние на принятие экономических решений властей регионального и местного уровня и др. Период роста цен на нефть и другие ресурсы, принесший дополнительные доходы российской экономике, позволил частично решить эти проблемы и перейти к новой фазе развития экономики, основанной на процессах концентрации, централизации, внедрении новых технологий и форм организации производства и управления.Реализуется задача формирования среднесрочного финансового плана — Федерального бюджета, также на базе принципов программно-целевого управления. В настоящее время в составе бюджета предусмотрен Инвестиционный фонд в размере 256 млрд руб., принято решение о создании Банка развития с уставным капиталом 2,5 — 3 млрд долл., а также Банка развития стран СНГ и отраслевых Банков развития. Россия досрочно расплатилась практически по всем долгам, и при этом золотовалютные резервы Российской Федерации составляют сегодня 303,7 млрд долл. США, а объем средств Стабилизационного фонда — 88 млрд долл.«Таким образом, 2006 год стал годом перехода от политики стабилизации и накоплений к политике развития» (выступление В.В. Путина на пресс-конференции 1 февраля 2007 г.)И совершенно очевидно, что это развитие должно быть основано на технологической модернизации, инновациях и поддержке науки.В 2006 г. инновационное, научно-техническое развитие России было определено Президентом Российской Федерации в качестве важнейшего приоритета экономической политики правительства.В послании президента Федеральному собранию 10 мая 2006 г. было сказано, что необходимо «приступить к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики, приданию ей инновационного качества». Необходимо определить приоритеты инновационного развития, и «Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации,космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг». Особенно была выделена атомная отрасль.Отдельно президент отметил, что нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток. Для этого надо создать необходимую инфраструктуру, технико-внедренческие зоны, технопарки, венчурные фонды, инвестиционный фонд. Президентом было также отмечено, что «нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности».На заседании Совета Безопасности 20 июня 2006 г., посвященном мерам по реализации Послания Федеральному собранию, президент подчеркнул, что «нужно наметить конкретные, реалистичные, меняющие ситуацию меры» в целях проведения технологической модернизации экономики и ускорения инновационного развития. Он отметил, что для решения всех назревших вопросов в названной сфере правительству необходимо разработать и принять комплексную программу научно-технологического развития и технического перевооружения экономики».В 2005 — 2006 гг. государственная научно-техническая и инновационная политика России была сконцентрирована на реализации важнейших направлений, определенных «Основами политики Российской Федерации в области развития науки и технологийна период до 2010 г. и дальнейшую перспективу».В развитие данного документа в феврале 2006 г. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике при Минобр-науки России была принята «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.».Важным направлением работы государства в инновационной сфере в последние годы стала поддержка индустрии прямых и венчурных инвестиций, включая региональные и отраслевые частно-государственные венчурные фонды, венчурные ярмарки. Так, объем прямых и венчурных инвестиций фондов в компании высокотехнологичных секторов в 2005 г. оценивается в11 млрд руб. В рамках реализации программы «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в 2004 — 2005 гг. создано более 850 новых малых инновационных предприятий, около 4 тысяч рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.В 2005 г. начата реализация 40 проектов создания бизнес-инкубаторов, программы поддержки экспортно-ориентированных малых предприятий в субъектах Российской Федерации.На базе действующих академических институтов, университетов, государственных научных центров и научных организаций создано 66 центров трансфера технологий, в том числе в 2005 г. — 42 центра с государственным участием. Создание сети центров трансфера технологий является базой для оптимизации механизмов взаимодействия участников инновационного процесса, в том числе и при трансфере технологий двойного назначения.Усиливается значение инновационно-активных территорий, включая наукограды, технополисы, особые экономические зоны технико-внедренческого типа и другие. Для поддержки наукоградов в федеральном бюджете на 2005 г. было выделено 700 млн рублей. В дополнение к 7 муниципальным образованиям, уже имеющим статус наукоградов Российской Федерации, такой же статус присвоен муниципальным образованиям Петергоф, Пущино и Бийск. В четырех регионах создаются особые экономические зоны технико-внедренческого типа: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Томск, г. Дубна.Однако, несмотря на принимаемые меры, Правительству Российской Федерации пока не удалось добиться устойчивого повышения инновационной активности предприятий, технологической модернизации отраслей промышленности и увеличения экспорта высокотехнологичной инновационной продукции.Современное состояние отечественной сферы НИОКР в целом характеризуется низкой эффективностью. Например, внутренние затраты на исследования и разработки составили в 2004 г. в России 16,5 млрд долл, затраты США — 312,5 млрд долл., Японии — 292,4 млрд долл. (2003 г.). Экспорт технологий из России в 2004 г. составил 384 млн долл., из США — 52,6 млрд долл., Великобритании — 28,2 млрд долл. (источник — «Группа восьми» в цифрах, М., 2006 г., стр.87, 92).Очевидно, что для выстраивания сбалансированной государственной политики, направленной на технологическую модернизацию российской экономики, ее инновационное, научнотехнологическое развитие, необходимо решить ряд ключевых задач, первой из которых являются разработка и принятие на уровне Правительства Российской Федерации «Промышленно-инновационной стратегии развития Российской Федерации до 2020 г.»,разработанной на основе «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.».Базовым положением данной стратегии должна стать ориентация на возрождение России в качестве передовой научно-технической державы, опирающейся на собственное производство научных знаний и инноваций, активную экспортную политику в отношении технологий и готовой промышленной продукции.«Миром обладают около полусотни господствующих конкурентоспособных макротехнологий, из которых России принадлежит одна треть. Наша страна могла бы претендовать на 10 — 15% мирового рынка высокотехнологичной продукции».*В этой связи основную цель стратегии возможно сформулировать следующим образом: «достижение устойчивого развития страны путем технологической модернизации и диверсификации отраслей экономики, способствующих росту конкурентоспособности и отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к постиндустриальной экономике».Термин «устойчивое развитие»,используемый в определении цели стратегии, означает такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Концепция и стратегия устойчивого развития изложены в решениях конференции ООН в Рио-де-Жанейро, 1992 г. Очевидно, что следование принципам устойчивого развития должно найти отражение в стратегических документах нашей страны, тем более что концепция перехода к устойчивому развитию в России была принята в 1996 г. Развитие промышленности, новых технологий без учета интересов будущих поколений, охраны окружающей среды могут породить явления, разрушительный потенциал которых сопоставим с применением оружия массового поражения.Важное значение имеет место «Промышленно-инновационной стратегии» в системе стратегических документов правительства. Очевидно, что на самом верхнем уровне в этой системе находится Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005 — 2008 гг.), вбирающая в себя все сферы социально-экономической деятельности.Важной частью этой программы стала классификация стратегий развития различных секторов экономики:традиционных (стратегии развития нефтегазового комплекса, транспорта, агропромышленного комплекса и рыболовства);инновационных (стратегия развития науки и инноваций, развития и использования информационных и коммуникационных технологий, авиационной промышленности, ВПК). Третий блок стратегий — стратегии развития человеческого капитала (формирования рынка жилья, развития ЖКХ, развития образования; развития здравоохранения).Представляется целесообразным, чтобы «Промышленно-инновационная стратегия» заняла промежуточный уровень между Программой социально-экономического развития и «Стратегией развития науки и инноваций».Основной смысл «Промышленно-инновационной стратегии» — в организации соединения стратегии развития науки и инноваций со стратегиями развития традиционных секторов экономики (обрабатывающей промышленности, нефтегазового комплекса, традиционной энергетики, транспорта, АПК) и инновационных секторов (авиации и космоса, информационных и коммуникационных технологий, ВПК, а также высокотехнологичных отраслей в соответствии с приоритетами, определенными президентом и правительством, — генной инженерии и биотехнологий, нанотехнологии, альтернативной энергетики, новых направлений в машиностроении, включая технологии прототипирования).Можно определить следующие основные задачи стратегии: • обеспечить устойчивое развитие приоритетных отраслей, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, — энергетики, космоса и авиастроения, биотехнологий и генной инженерии, отраслей машиностроения; • стимулировать технологическое перевооружение основных монополий и крупных промышленных компаний; • разработать и осуществить комплекс мер по стимулированию внедрения технологий в производство, преодолению разрыва на пути продвижения изобретения к его промышленной реализации; • обеспечить в обрабатывающей промышленности среднегодовые темпы роста в размере 8%; • повысить производительность труда к 2020 г. по сравнению с 2002 г. не менее чем в 3 раза; • снизить энергоемкость ВВП в 2 раза; • повысить производительность основных фондов обрабатывающей промышленности; • развивать региональную промышленную и инновационную политику; • способствовать созданию институтов развития, стимулирующих научно-технологическое и промышленное развитие; • стимулировать создание наукоемких и высокотехнологичных экспортоориентированных производств; • диверсифицировать экспортный потенциал в пользу товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью ;• способствовать переходу к мировым стандартам качества; • развивать интеграцию со странами СНГ и мировым сообществом с целью развития научно-технического и инновационного сотрудничества.Необходимо отметить важнейший момент, во многом определяющий успех реализации стратегии. «Промышленно-инновационная стратегия» должна утверждаться не на уровне министерства, а на уровне Правительства Российской Федерации. За ее исполнение должны быть ответственны не только Минобрнауки России, но и Минпромэнерго России, Минэкономразвития России, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по атомной энергии, Минрегион России и другие заинтересованные ведомства.Сквозными проблемами, от решения которых зависит успех реализации каждой из поставленных задач, являются институциональные проблемы и проблемы формирования инновационного законодательства.Рассмотрим основные направления инновационного законодательства, т.к. именно инновационное законодательство является предметом деятельности Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области новых направлений осуществления научно-технической и инновационной деятельности при Администрации Президента Российской Федерации. В рамках рабочей группы к настоящему времени разработан и внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации пакет из 14 законопроектов, направленных на налоговое и финансовое стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности.В пакет входит важный законопроект «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О науке и научно-технической политике»,включающий определение «инновационной деятельности» и другие определения, которые до сих пор отсутствуют в федеральном законодательстве.Основная часть пакета состоит из поправок в Налоговый кодекс. С точки зрения направленности стимулирующих воздействий на инновационную деятельность его можно разделить на четыре направления: • Снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта как стимулятор расширения спроса. • Создание стимулов для расширения спроса на научные исследования. • Создание стимулов для инвестирования в науку и инновационную сферу. • Стимулирование малых инновационных и научных предприятий. Представленные законопроекты предусматривают, в частности:предоставление льготы по уплате земельного налога организациям высшего образования, государственным научным центрам, научным организациям в отношении земельных участков, находящимися под зданиями и сооружениями, а также в отношении иных земельных участков, используемых в научно-исследовательских целях;предоставление льгот по уплате налога на имущество;меры ускоренной амортизации для ускорения амортизации оборудования, используемого в научно-исследовательских и экспериментальных целях в научных и образовательных организациях, а также оборудования инновационных предприятий, используемого для инновационной деятельности;предоставление налоговых каникул по налогу на прибыль в течение 5 лет вновь созданным научным организациям и инновационным предприятиям.Второе направление работ Межведомственной группы — совершенствование методов распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности гражданского назначения. Решение данного вопроса имеет большое значение для развития всех наукоемких отраслей реального сектора экономики, в том числе для атомной отрасли, авиастроения, космической отрасли.В этой связи несколько заседаний Межведомственной рабочей группы было посвящено анализу подготовленного Министерством образования и науки Российской Федерации проекта Федерального закона «О передаче технологий». В настоящее время решению данной задачи способствует принятие четвертой части Гражданского кодекса, его 77-й главы — «Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии». Глава содержит отсылочные нормы, предполагающие принятие соответствующих законодательных актов. В настоящее время они дорабатываются Министерством образования и науки Российской Федерации.Принятие данного законопроекта должно обеспечить создание механизма переноса технологий, разработанных в государственных НИИ и вузах в промышленность, передачу прав на результаты НИОКР, финансируемых из госбюджета, разработчикам. В этой связи большой интерес представляет опыт США, где до 1980 г. результаты НИОКР, финансируемых из госбюджета, являлись федеральной собственностью. Это не способствовало большой заинтересованности разработчиков в коммерческом использовании полученных знаний. К 1980 г. правительство США было собственником около 28 тыс. патентов. Однако лицензии для коммерческого использования были выданы менее чем на 5% от этого числа изобретений. С целью создания более эффективной системы управления инновационным процессом в США за последние 20 лет было принято больше 10 законов по вопросу передачи технологий из госсектора в промышленность. Перед решением аналогичной задачи стоит сегодня и наше законодательство.Третье направление — стимулирование коммерциализации технологий. Межведомственная группа выступила с инициативой подготовки Федерального закона «О стимулировании коммерциализации технологий». Необходимость принятия данного закона обоснована опытом всех промышленно развитых стран, где основным инструментом внедрения технологий стало создание совместно с государственными НИИ, вузами, промышленными компаниями инновационных предприятий. Данный законопроект возможно рассматривать и как составную часть обсуждаемого сейчас на уровне концепции законопроекта «Об инновационной деятельности».Четвертое направление — разработка «Рекомендаций к плану действий по стимулированию коммерциализации технологий в Российской Федерации». Цель рекомендаций — развить и дополнить «Стратегию развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» План содержит конкретный набор мероприятий, определены их этапы и сроки реализации, стоимость и ожидаемые результаты.«План действий» стал итоговым документом совместной работы Межведомственной группы и международного проекта Европейского союза «Наука и коммерциализация технологий».Общей стратегической целью «Плана действий» является развитие коммерческого использования результатов научно-технической деятельности, в первую очередь, созданных в государственном научном секторе.Выполнение стратегической цели определяется решением следующих задач:обеспечить рост числа новых малых и средних инновационных предприятий, использующих результаты научно-технической деятельности, создать условия для их устойчивости;повысить ориентацию государственных научных организаций на потребности бизнеса (промышленности). Интенсифицировать трансфер технологий из государственного сектора в промышленный сектор;развить сотрудничество между государственными научными организациями и компаниями (промышленным сектором);повысить инновационную активность в секторе малых и средних предприятий, а также крупных компаний.Достижение поставленных целей предполагает выполнение следующих приоритетных направлений деятельности:стимулирование создания новых малых инновационных предприятий (старт-ап компаний), использующих результаты научно-технической деятельности (преимущественно полученных за счет или с использованием бюджетных средств). Создание условий их устойчивости;повышение способности малых и средних предприятий к использованию инноваций;интенсификацию сотрудничества между государственными научными организациями и компаниями (промышленным сектором). Стимулирование промышленных компаний к использованию новых технологий. Реализация перечисленных мероприятий будет способствовать выполнению важнейшей задачи по стимулированию внедрения технологий в производство, преодолению разрыва на пути продвижения изобретения к его промышленной реализации.Таким образом, инновационный, научно-технический путь развития является единственной альтернативой по преодолению сырьевой зависимости экономики России.Это, конечно, не означает, что инновационная активность должна быть ограничена отраслями хайтека. Российские нефтегазовые и металлургические компании также должны постепенно, как и во всем мире, сформироваться в качестве стратегических новаторов, приступить к формированию собственных инновационных стратегий, чтобы поднять свою конкурентоспособность. Очевидно, что в настоящее время конкуренция на мировом энергетическом рынке идет не только за доступ к перспективным месторождениям, но и за новые технологии добычи, переработки и доставки, за освоение принципиально новых источников энергии.Таким образом, формирование инновационной государственной политики возможно только на основе системного подхода, главным инструментом которого должна стать «Промышленно-инновационная стратегия развития России». |
Авторизация События
29.07.2024
21.09.2023
25.04.2023
30.06.2021
05.04.2021 |