|
|
|||
![]() ![]() |
||||
В.А. РЯБОВ. СТАНЕТ ЛИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА ФАВОРИТОМ РЫНКА?В.А. РЯБОВ, генеральный директор, Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков 26 апреля Президент РФ Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию России, отметил, что в 200В г. Россия заняла первое место по добыче нефти в мире, но в сегменте переработки наблюдается существенное отставание.На встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) президент заявил, что Россия не должна зависеть от экспорта сырья.Такая постановка вопроса руководителем страны звучит обнадеживающе. Однако хотелось бы высказать свои мысли по проблемам в этой области. Общеизвестно, что наибольшую выгоду получает та страна, которая потребляет нефть, даже покупая ее, а не торгует нефтью. Причем выгоду значительную (в разы). Так происходит в развитых странах. Крупнейшие нефтяные компании мира покупают нефть. Продают ее в основном страны третьего мира.Государственная энергетическая стратегия России на период до 2020 г. предусматривает сырьевой вектор развития страны и ориентирует российский ТЭК на увеличение добычи энергоресурсов с целью их последующего экспорта.Невыгодность для экономики страны политики увлечения экспортом нефти подтверждается данными академика В.Р. Хачатурова. Напомнив известный факт, что выгоду в торговле энергоресурсами всегда получает потребитель энергии, он показал, что доход, получаемый от единицы энергоресурсов нефти при использовании ее на предприятиях нашей страны и исчисленный в объеме внутреннего валового продукта, более чем в 10 раз превышает доход от продажи этой единицы энергоресурсов другим странам по международным ценам и при этом обеспечивает функционирование дополнительных рабочих мест, что для нашей страны в последние годы стало весьма актуально.Ранее страна потребляла 75% добываемой нефти и экспортировала 25%. Сейчас наоборот — внутри страны используется не более 25% объема добычи.Высокие цены на нефть на мировом рынке ориентировали российские нефтяные компании на преимущественный экспорт углеводородного сырья и привели к застою в развитии нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.Многолетние проблемы развития отечественной нефтепереработки ярко проявились в прошлом и нынешнем году в форме роста цен на внутреннем рынке моторных топлив. Высокие цены не дают нормально развиваться практически всем отраслям народного хозяйства, вызывают беспокойство владельцев транспортных средств. Такая непродуманная государственная энергетическая политика в стране, обладающей богатейшими природными ресурсами, привела к недопустимо низкому уровню качества жизни своего населения.Никогда не должно сбыться зловещее пророчество «железной леди» Маргарет Тэтчер, заявившей в пору своего премьерства: Россия не имеет будущего, здесь должно жить не более 50 миллионов человек, что для добычи сырья вполне достаточно. Ее «сценарий», к великому сожалению, вроде бы уже частично сбывается: население нашей страны ежегодно существенно сокращается. Россия плотно увязла в сырьевом секторе.Потребление продукции нефтепереработки и нефтехимии на душу населения — важнейший показатель уровня жизни. В этом Россия значительно уступает экономически развитым странам (табл).
Допущены серьезные просчеты в экономическом развитии многих отраслей с высокой добавочной стоимостью, в которых широко используются природные ресурсы страны. Непонятно, почему соглашательскую позицию в такой важной сфере, как стратегическое развитие народного хозяйства, занимали руководители независимой Российской академии наук? Экспорт нефти и газа по-прежнему остается основой бюджета страны. Идет интенсивная работа по реализации национальных мегапроектов, связанных со строительством и вводом в действие новых экспортных нефте- и газопроводов. Построено около 900 км крупного нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, в порту Приморск (северо-западный регион России) выведена на проектную мощность в 65 млн тонн нефти в год Балтийская трубопроводная система. Разрабатывается проект строительства североевропейского газопровода по дну Балтийского моря.Учитывая тот факт, что самым дешевым видом транспорта является водный, с экономической точки зрения на конце этих газо- и нефтепроводов необходимо строить нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия в приморских зонах (Дальний Восток, Запад — Балтика, Север — Мурманск, Новороссийск и др.) с развитой транспортной логистикой. Это создаст более широкую возможность торговли не только сырой нефтью, но и товарной продукцией нефтепереработки и нефтехимии. А разве можно считать нормальным, что такие суперкомпании, как «Роснефть», Газпром, «Сургутнефтегаз», обладая громадными финансами и ресурсной базой, имеют несравнимо мало современных мощностей по переработке углеводородов? А ведь только они могут дать наибольшую выгоду компаниям и стране.Основной задачей, стоящей перед нефтеперерабатывающей промышленностью в свете планируемого в ближайшее время вступления России в ВТО, является переход на европейское качество российских нефтепродуктов путем введения в стране европейских требований к экологическим параметрам продукции нефтепереработки и нефтехимии.Эту задачу можно осуществить за счет углубления переработки нефти, т.к. это основной ресурс повышения эффективности отечественной нефтепереработки (для сравнения: глубина переработки нефти в России составляет 71%, в Европе — 85%, в США — 95%).Увеличение глубины переработки нефти позволит получить из ежегодно перерабатываемых в стране 220 млн тонн нефти дополнительно 25% высококачественных конкурентоспособных на внешнем рынке нефтепродуктов, а также более гибко проводить политику соотношения количества перерабатываемой и экспортируемой нефти. Это позволит также не допускать дефицита горюче-смазочных материалов, особенно в период посевных и уборочных кампаний, галопирующего роста цен на моторные топлива.Одним из путей предотвращения дефицита автомобильных бензинов и снижения спроса на него в стране было бы возвращение к программе дизелизации автомобильного транспорта.Замена дешевых высокосернистого топочного мазута и низкокачественных нефтепродуктов, поставляемых на экспорт, моторными топливами европейского качества позволит дополнительно получить ежегодно нефтепродуктов на сумму порядка 20 млрд долл. США.Увеличение глубины переработки нефти одновременно решает задачу сырьевой базы для таких важных отраслей народного хозяйства, как нефтехимия и химия. Стоимость нефтехимической продукции в 5 — 10 раз дороже нефтепродуктов. Так, например, в США нефтехимическая отрасль расходует 6% углеводородного сырья от общего его потребления, но ее доля в валовом национальном продукте (ВНП) страны равна доле потребителей остальных 94% углеводородов.Сейчас руководители ряда российских нефтяных компаний понимают, что без существенного повышения качества нефтепродуктов, улучшения экологических характеристик невозможно выйти на внешний рынок, где большое внимание уделяется производству и потреблению «чистых» нефтепродуктов, а обеспечение конкурентоспособности моторных топлив является одним из факторов дополнительных инвестиций в развитие НПЗ.Ряд НПЗ нефтяных компаний ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НГК «Славнефть», Башкирская группа заводов, ОАО «Омский НПЗ», ЗАО «Рязанская НПК» и др. уже сегодня находятся на достаточно высоком уровне развития и могут обеспечивать рынок высококачественным топливом. Задача всех ВИНК, прежде всего, — вывести свои предприятия на передовой уровень.Нас беспокоит целый ряд компаний и НПЗ, которые ориентируются на старые технологии и не принимают действенных мер по модернизации и реконструкции своих производств. К ним относятся заводы Самарской группы, Орский, Ачинский, Афипский, Саратовский, Туапсинский, Краснодарский и Московский НПЗ.Такое отношение руководителей нефтяных компаний и предприятий было до настоящего времени обусловлено тем, что задания по модернизации нефтеперерабатывающей промышленности, установленные федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002 — 2005 гг. и на перспективу до 2010 г., не носили обязательного характера и государство не участвовало в реализации этой программы. В 2006 г. выполнение программы составило 44%.Негативным моментом, сказывающимся на темпах развития нефтеперерабатывающих производств, является работа заводов по процессинговой схеме переработки сырья, когда нефтяная компания поставляет на НПЗ нефть и забирает полученные нефтепродукты, оплачивая заводу переработку деньгами либо частью нефтепродуктов. Такая схема существенно ограничивает заводские инвестиционные ресурсы для обеспечения текущего производства и программ развития.В 2005 г. нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» одной из первых среди других нефтяных компаний России приняла решение о переходе на ведение производственно-сбытовой деятельности без использования процессинговой схемы переработки нефти, что позволило сформировать на уровне завода менее затратную модель управления переработкой и сбытом, повысить оперативность и гибкость управления производством и сбытом готовой продукции, вернуть самостоятельность и вес нефтеперерабатывающим предприятиям и регионам.Было бы целесообразным Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность распространения на другие российские нефтяные компании опыта компании «ЛУКОЙЛ» по использованию беспроцессинговой схемы переработки углеводородного сырья, что позволит быстрее модернизировать НПЗ на глубокую переработку нефти, значительно повысить прибыльность работы предприятий и, как следствие — существенно увеличить ВВП и поступления налогов в федеральный и местный бюджеты, что заметно скажется на стабилизации цен на моторные топлива. Это касается многих регионов страны, где расположены НПЗ и в разной степени почти всех федеральных округов.Учитывая неравномерность расположения НПЗ по территории России и, принимая во внимание неразвитость нефтепродуктопроводного транспорта и высокие транспортные расходы при перевозках нефтепродуктов железнодорожным видом транспорта, имеют место высокие издержки при транспортировке нефтепродуктов железнодорожным транспортом, которые составляют от 30 до 80 долл. США на 1 тонну нефтепродукта, что существенно сказывается на росте цен на моторные топлива.Кризис нефтеперерабатывающей промышленности России 1990 — 1998 гг. оказал разрушительное влияние на состояние отраслевой науки. В процессе преобразования отраслевых институтов в акционерные общества научно-технический потенциал в нефтепереработке оказался в раздробленном состоянии. Длительная невостребованность научных и проектных разработок со стороны отечественной промышленности при одновременном прекращении централизованного финансирования обусловили существенные потери кадрового и научного потенциала институтов. Необходим всего 1% от стоимости проектов, чтобы наши институты могли полноправно участвовать в проводимых тендерах. В конечном итоге отечественные технологии, оборудование, катализаторы, присадки должны быть движителями технического прогресса в стране.На российский рынок активно продвинулись ведущие мировые фирмы-лицензиары технологий, разработчики базовых и детальных проектов нефтеперерабатывающих комплексов, обладающие значительным финансовым потенциалом и возможностью найма лучших российских специалистов. Такое положение в научной сфере тормозит технический прогресс и отрицательно сказывается на развитии отечественной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности.Для исправления ситуации необходима государственная поддержка отраслевой научной сферы. В течение ряда лет (пока безуспешно) ведется работа по созданию научно-технического холдинга в виде государственного нефтяного института на базе научных и проектных организаций нефтеперерабатывающей промышленности, основным акционером которых является государство.Важным направлением выхода страны из сырьевой ориентации и поддержки российской экономики является развитие таких отраслей, как химия, нефтехимия и газохимия.Мировая нефтехимическая промышленность в последние годы развивается темпами, превышающими рост экономики в 1,3 раза, причем производство базовых нефтехимических продуктов (этилена, пропилена, бензола, ксилолов и др.) растет в 1,8 раза быстрее ВВП.Экономика России остается в разы более энергозатратной, чем зарубежная. Не избежали этого негативного момента нефтяные компании и нефтеперерабатывающие предприятия, хотя и в меньшей степени, чем другие отрасли народного хозяйства. Связано это, во-первых, с высоким уровнем износа оборудования (до 80%), вызванного многолетней тенденцией старения основных фондов. Во-вторых, имеют место высокие знергозатраты при переработке нефти (в общей стоимости затрат на переработку нефти затраты на топливо и энергию составляют 60 — 70%). В то же время нефтяные компании имеют достаточно финансовых ресурсов для создания собственных электро- и теплогенерирующих мощностей. Ведь, как правило, при строительстве НПЗ по их титулам при заводе строились ТЭЦ. Только за счет оптимизации энергоснабжения энергоемкость производственных процессов уменьшается на 30 — 40%. Это заметно скажется на снижении цен на моторные топлива.Для эффективного управления столь крупным и сложным в организационно-экономическом отношении предприятием, как НПЗ, весьма актуальным является создание единой информационно-управляющей системы, обеспечивающей распределенную обработку информации организационно-экономического и оперативного управления работой всех подразделений и служб предприятия, как это уже организовано на современных предприятиях Европы и Америки. Такая система позволяет: ● обеспечить оперативной информационно-технологической и аналитической поддержкой процедуры принятия решений работниками управленческого аппарата нефтеперерабатывающего предприятия и центрального офиса компании; ● повысить эффективность производства и отдельных его установок, надежность и безопасность производственного процесса нефтепереработки; ● снизить негативное воздействие на окружающую среду; ● оперативно осуществлять ежедневный контроль за состоянием производственных мощностей, количеством и качеством используемого сырья, производимой продукции, энергоемкостью и энергопотреблением производственных мощностей; ● более точно проводить учет затрат по местам их возникновения как по основному, так и по вспомогательному производству; ● организовать единое информационное пространство, обеспечивающее авторизованный доступ к данным НПЗ из любой точки системы компании. Основой для решения изложенных проблем может стать действие в стране Федерального закона «О техническом регулировании» и разрабатываемых в рамках этого закона специальных технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.В то же время хотелось бы отметить негативную роль в процессе преодоления проблем развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслей промышленности административной реформы федеральных органов исполнительной власти, и, в частности преобразований структуры Минпромэнерго России, в результате которых было ликвидировано подразделение, занимающееся проблемами нефтеперерабатывающей отрасли.В центральных аппаратах министерства и Росэнерго среди руководителей нет профессиональных нефтепереработчиков, которые могли бы оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, проводить глубокий анализ ценовой политики в условиях, когда государство становится крупным игроком на нефтяном рынке и должно влиять на ценовую политику, не допуская необоснованного роста цен на моторные топлива.Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков совместно с инженерно-технической общественностью, специалистами отраслевой науки, нефтяных компаний и предприятий принимают всевозможные меры по решению изложенных выше проблем и стабилизации работы отрасли на современном уровне.Сейчас складываются благоприятные перспективы для решения отмеченных проблем и смягчения кризисных явлений.Надо этим пользоваться. |
![]() Авторизация ![]() События
21.09.2023 ![]()
25.04.2023 ![]()
30.06.2021 ![]()
05.04.2021 ![]()
19.03.2021 |