В.А. РЯБОВ. СТАНЕТ ЛИ НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА ФАВОРИТОМ РЫНКА?

 В.А. РЯБОВ, генеральный директор, Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков 

26 апреля Президент РФ Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию России, отметил, что в 200В г. Россия заняла первое место по добыче нефти в мире, но в сегменте переработки наблюдается существенное отставание.На встрече с представителями Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) президент заявил, что Россия не должна зависеть от экспорта сырья.Такая постановка вопроса руководителем страны звучит обнадеживающе. Однако хотелось бы высказать свои мысли по проблемам в этой области. 

Общеизвестно, что наибольшую выгоду получает та страна, которая потребляет нефть, даже покупая ее, а не торгует неф­тью. Причем выгоду значительную (в разы). Так происходит в развитых странах. Крупнейшие нефтяные компании мира по­купают нефть. Продают ее в основном страны третьего мира.Государственная энергетическая стратегия России на пе­риод до 2020 г. предусматривает сырьевой вектор развития страны и ориентирует российский ТЭК на увеличение добычи энергоресурсов с целью их последующего экспорта.Невыгодность для экономики страны политики увлечения экспортом нефти подтверждается данными академика В.Р. Хачатурова. Напомнив известный факт, что выгоду в торговле энергоресурсами всегда получает потребитель энергии, он по­казал, что доход, получаемый от единицы энергоресурсов нефти при использовании ее на предприятиях нашей страны и исчисленный в объеме внутреннего валового продукта, более чем в 10 раз превышает доход от продажи этой единицы энер­горесурсов другим странам по международным ценам и при этом обеспечивает функционирование дополнительных рабо­чих мест, что для нашей страны в последние годы стало весь­ма актуально.Ранее страна потребляла 75% добываемой нефти и экспор­тировала 25%. Сейчас наоборот — внутри страны использует­ся не более 25% объема добычи.Высокие цены на нефть на мировом рынке ориентировали российские нефтяные компании на преимущественный экспорт углеводородного сырья и привели к застою в развитии нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.Многолетние проблемы развития отечественной нефтепере­работки ярко проявились в прошлом и нынешнем году в фор­ме роста цен на внутреннем рынке моторных топлив. Высокие цены не дают нормально развиваться практически всем отрас­лям народного хозяйства, вызывают беспокойство владельцев транспортных средств. Такая непродуманная государственная энергетическая политика в стране, обладающей богатейшими природными ресурсами, привела к недопустимо низкому уров­ню качества жизни своего населения.Никогда не должно сбыться зловещее пророчество «желез­ной леди» Маргарет Тэтчер, заявившей в пору своего премьер­ства: Россия не имеет будущего, здесь должно жить не более 50 миллионов человек, что для добычи сырья вполне достаточ­но. Ее «сценарий», к великому сожалению, вроде бы уже час­тично сбывается: население нашей страны ежегодно существенно сокращается. Россия плотно увязла в сырьевом секторе.Потребление продукции нефтепереработки и нефтехимии на душу населения — важнейший показатель уровня жизни. В этом Россия значительно уступает экономически развитым странам (табл). 

 

Допущены серьезные просчеты в экономическом развитии многих отраслей с высокой добавочной стоимостью, в ко­торых широко используются природные ресурсы страны. Не­понятно, почему соглашательскую позицию в такой важной сфере, как стратегическое развитие народного хозяйства, занимали руководители независимой Российской академии наук? Экспорт нефти и газа по-прежнему остается основой бюд­жета страны. Идет интенсивная работа по реализации нацио­нальных мегапроектов, связанных со строительством и вводом в действие новых экспортных нефте- и газопроводов.  Постро­ено около 900 км крупного нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, в порту Приморск (северо-западный регион России) выведена на проектную мощность в 65 млн тонн неф­ти в год Балтийская трубопроводная система. Разрабатывает­ся проект строительства североевропейского газопровода по дну Балтийского моря.Учитывая тот факт, что самым дешевым видом транспорта является водный, с экономической точки зрения на конце этих газо- и нефтепроводов необходимо строить нефтеперерабаты­вающие и нефтехимические предприятия в приморских зонах (Дальний Восток, Запад — Балтика, Север — Мурманск, Но­вороссийск и др.) с развитой транспортной логистикой. Это создаст более широкую возможность торговли не только сы­рой нефтью, но и товарной продукцией нефтепереработки и нефтехимии. А разве можно считать нормальным, что такие суперкомпании, как «Роснефть», Газпром, «Сургутнефтегаз», обладая громадными финансами и ресурсной базой, имеют несравнимо мало современных мощностей по переработке уг­леводородов? А ведь только они могут дать наибольшую вы­году компаниям и стране.Основной задачей, стоящей перед нефтеперерабатываю­щей промышленностью в свете планируемого в ближайшее время вступления России в ВТО, является переход на европей­ское качество российских нефтепродуктов путем введения в стране европейских требований к экологическим параметрам продукции нефтепереработки и нефтехимии.Эту задачу можно осуществить за счет углубления перера­ботки нефти, т.к. это основной ресурс повышения эффектив­ности отечественной нефтепереработки (для сравнения: глуби­на переработки нефти в России составляет 71%, в Европе — 85%, в США — 95%).Увеличение глубины переработки нефти позволит получить из ежегодно перерабатываемых в стране 220 млн тонн нефти дополнительно 25% высококачественных конкурентоспособ­ных на внешнем рынке нефтепродуктов, а также более гибко проводить политику соотношения количества перерабатывае­мой и экспортируемой нефти. Это позволит также не допус­кать дефицита горюче-смазочных материалов, особенно в пе­риод посевных и уборочных кампаний, галопирующего роста цен на моторные топлива.Одним из путей предотвращения дефицита автомобильных бензинов и снижения спроса на него в стране было бы возвращение к программе дизелизации автомобильного транспорта.Замена дешевых высокосернистого топочного мазута и низ­кокачественных нефтепродуктов, поставляемых на экспорт, моторными топливами европейского качества позволит допол­нительно получить ежегодно нефтепродуктов на сумму поряд­ка 20 млрд долл. США.Увеличение глубины переработки нефти одновременно ре­шает задачу сырьевой базы для таких важных отраслей народ­ного хозяйства, как нефтехимия и химия. Стоимость нефтехи­мической продукции в 5 — 10 раз дороже нефтепродуктов. Так, например, в США нефтехимическая отрасль расходует 6% углеводородного сырья от общего его потребления, но ее доля в валовом национальном продукте (ВНП) страны равна доле потребителей остальных 94% углеводородов.Сейчас руководители ряда российских нефтяных компаний понимают, что без существенного повышения качества нефте­продуктов, улучшения экологических характеристик невоз­можно выйти на внешний рынок, где большое внимание уде­ляется производству и потреблению «чистых» нефтепродуктов, а обеспечение конкурентоспособности моторных топлив явля­ется одним из факторов дополнительных инвестиций в разви­тие НПЗ.Ряд НПЗ нефтяных компаний ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «НГК «Славнефть», Башкирская группа заводов, ОАО «Омский НПЗ», ЗАО «Рязанская НПК» и др. уже сегодня находятся на достаточно высоком уровне развития и могут обеспечивать ры­нок высококачественным топливом. Задача всех ВИНК, прежде всего, — вывести свои предприятия на передовой уровень.Нас беспокоит целый ряд компаний и НПЗ, которые ориен­тируются на старые технологии и не принимают действенных мер по модернизации и реконструкции своих производств. К ним относятся заводы Самарской группы, Орский, Ачинский, Афипский, Саратовский, Туапсинский, Краснодарский и Мос­ковский НПЗ.Такое отношение руководителей нефтяных компаний и предприятий было до настоящего времени обусловлено тем, что задания по модернизации нефтеперерабатывающей промышленности, установленные федеральной целевой программой «Энергоэффективная экономика» на 2002 — 2005 гг. и на перспективу до 2010 г., не носили обязательного характера и государство не участвовало в реализации этой программы. В 2006 г. выполнение программы составило 44%.Негативным моментом, сказывающимся на темпах развития нефтеперерабатывающих производств, является работа заво­дов по процессинговой схеме переработки сырья, когда неф­тяная компания поставляет на НПЗ нефть и забирает получен­ные нефтепродукты, оплачивая заводу переработку деньгами либо частью нефтепродуктов. Такая схема существенно огра­ничивает заводские инвестиционные ресурсы для обеспечения текущего производства и программ развития.В 2005 г. нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» одной из первых среди других нефтяных компаний России приняла решение о переходе на ведение производственно-сбытовой деятельности без использования процессинговой схемы переработки нефти, что позволило сформировать на уровне завода менее затрат­ную модель управления переработкой и сбытом, повысить опе­ративность и гибкость управления производством и сбытом го­товой продукции, вернуть самостоятельность и вес нефтеперерабатывающим предприятиям и регионам.Было бы целесообразным Правительству Российской Феде­рации рассмотреть возможность распространения на другие российские нефтяные компании опыта компании «ЛУКОЙЛ» по использованию беспроцессинговой схемы переработки уг­леводородного сырья, что позволит быстрее модернизировать НПЗ на глубокую переработку нефти, значительно повысить прибыльность работы предприятий и,  как следствие — суще­ственно увеличить ВВП и поступления налогов в федеральный и местный бюджеты, что заметно скажется на стабилизации цен на моторные топлива. Это касается многих регионов стра­ны, где расположены НПЗ и в разной степени почти всех фе­деральных округов.Учитывая неравномерность расположения НПЗ по террито­рии России и, принимая во внимание неразвитость нефтепродуктопроводного транспорта и высокие транспортные расходы при перевозках нефтепродуктов железнодорожным видом транспорта, имеют место высокие издержки при транспорти­ровке нефтепродуктов железнодорожным транспортом, которые составляют от 30 до 80 долл. США на 1 тонну нефтепро­дукта, что существенно сказывается на росте цен на моторные топлива.Кризис нефтеперерабатывающей промышленности России 1990 — 1998 гг. оказал разрушительное влияние на состояние отраслевой науки. В процессе преобразования отраслевых ин­ститутов в акционерные общества научно-технический потен­циал в нефтепереработке оказался в раздробленном состоя­нии.  Длительная невостребованность научных и проектных разработок со стороны отечественной промышленности при одновременном прекращении централизованного финансиро­вания обусловили существенные потери кадрового и научного потенциала институтов. Необходим всего 1% от стоимости проектов, чтобы наши институты могли полноправно участво­вать в проводимых тендерах. В конечном итоге отечественные технологии, оборудование, катализаторы, присадки должны быть движителями технического прогресса в стране.На российский рынок активно продвинулись ведущие миро­вые фирмы-лицензиары технологий, разработчики базовых и детальных проектов нефтеперерабатывающих комплексов, об­ладающие значительным финансовым потенциалом и возмож­ностью найма лучших российских специалистов. Такое поло­жение в научной сфере тормозит технический прогресс и отрицательно сказывается на развитии отечественной нефте­перерабатывающей и нефтехимической промышленности.Для исправления ситуации необходима государственная поддержка отраслевой научной сферы. В течение ряда лет (пока безуспешно) ведется работа по созданию научно-техни­ческого холдинга в виде государственного нефтяного институ­та на базе научных и проектных организаций нефтеперераба­тывающей промышленности, основным акционером которых является государство.Важным направлением выхода страны из сырьевой ориен­тации и поддержки российской экономики является развитие таких отраслей, как химия, нефтехимия и газохимия.Мировая нефтехимическая промышленность в последние годы развивается темпами, превышающими рост экономики в 1,3 раза, причем производство базовых нефтехимических про­дуктов (этилена, пропилена, бензола, ксилолов и др.) растет в 1,8 раза быстрее ВВП.Экономика России остается в разы более энергозатратной, чем зарубежная. Не избежали этого негативного момента неф­тяные компании и нефтеперерабатывающие предприятия, хотя и в меньшей степени, чем другие отрасли народного хозяй­ства. Связано это, во-первых, с высоким уровнем износа обо­рудования (до 80%), вызванного многолетней тенденцией ста­рения основных фондов. Во-вторых, имеют место высокие знергозатраты при переработке нефти (в общей стоимости за­трат на переработку нефти затраты на топливо и энергию со­ставляют 60 — 70%). В то же время нефтяные компании име­ют достаточно финансовых ресурсов для создания собственных электро- и теплогенерирующих мощностей. Ведь, как правило, при строительстве НПЗ по их титулам при заво­де строились ТЭЦ. Только за счет оптимизации энергоснабже­ния энергоемкость производственных процессов уменьшается на 30 — 40%. Это заметно скажется на снижении цен на моторные топлива.Для эффективного управления столь крупным и сложным в организационно-экономическом отношении предприятием, как НПЗ, весьма актуальным является создание единой информа­ционно-управляющей системы, обеспечивающей распределенную обработку информации организационно-экономического и  оперативного управления  работой  всех подразделений  и служб предприятия, как это уже организовано на современных предприятиях Европы и Америки. 

Такая система позволяет:

●         обеспечить оперативной информационно-технологической и аналитической поддержкой процедуры принятия решений ра­ботниками управленческого аппарата нефтеперерабатывающе­го предприятия и центрального офиса компании;

         повысить эффективность производства и отдельных его ус­тановок, надежность и безопасность производственного про­цесса нефтепереработки;

         снизить негативное воздействие на окружающую среду;

         оперативно осуществлять ежедневный контроль за состоя­нием производственных мощностей, количеством и качеством используемого сырья, производимой продукции, энергоемкос­тью и энергопотреблением производственных мощностей;

         более точно проводить учет затрат по местам их возникно­вения как по основному, так и по вспомогательному производ­ству;

         организовать единое информационное пространство, обес­печивающее авторизованный доступ к данным НПЗ из любой точки системы компании.

Основой для решения изложенных проблем может стать действие в стране Федерального закона «О техническом регулировании» и разрабатываемых в рамках этого закона специальных технических регламентов, устанавливающих тре­бования к безопасности нефтеперерабатывающих и нефтехи­мических производств.В то же время хотелось бы отметить негативную роль в процессе преодоления проблем развития нефтеперерабатыва­ющей и нефтехимической отраслей промышленности админи­стративной реформы федеральных органов исполнительной власти, и, в частности преобразований структуры Минпромэнерго России, в результате которых было ликвидировано по­дразделение, занимающееся проблемами нефтеперерабатыва­ющей отрасли.В центральных аппаратах министерства и Росэнерго среди руководителей нет профессиональных нефтепереработчиков, которые могли бы оперативно реагировать на конъюнктуру рынка, проводить глубокий анализ ценовой политики в усло­виях, когда государство становится крупным игроком на неф­тяном рынке и должно влиять на ценовую политику, не допу­ская необоснованного роста цен на моторные топлива.Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков совме­стно с инженерно-технической общественностью, специалиста­ми отраслевой науки, нефтяных компаний и предприятий при­нимают всевозможные меры по решению изложенных выше проблем и стабилизации работы отрасли на современном уровне.Сейчас складываются благоприятные перспективы для ре­шения отмеченных проблем и смягчения кризисных явлений.Надо этим пользоваться.

Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

21.09.2023
PM Gate Подробнее »

25.04.2023
Продолжает работу выставка «Нефтегаз-2023» Подробнее »

30.06.2021
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021 Подробнее »

05.04.2021
XIV съезд Союза нефтегазопромышленников России Подробнее »

19.03.2021
16 марта 2021 года в Центре цифрового лидерства состоялся саммит деловых кругов «Сильная Россия - 2021» Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru