УДК:550.832
DOI:10.62994/2072-4799.2024.55.77.004

Восстановление износостойких бандажей модуля многозондового индукционного каротажа

Restoration of wear-resistant bands of the multi-probe induction logging module

K.V. Gorbatov,
S.V. Skirtachenko,
P.A. Pozdnyakov,
I.S. Akmurzin

CBPO BNO PJSC Surgutneftegas
Surgut, Tyumen region, 628400, Russian Federation

Освоение технологии восстановления защитных бандажей отечественных модулей телеметрических систем, а также непрерывная работа в ЦБПО БНО ПАО «Сургутнефтегаз» по освоению новых способов изготовления, ремонта и восстановления технически сложных изделий позволяет поддерживать непрерывность процессов добычи нефти и газа.

Mastering the technology for restoring protective bands of domestic telemetry system modules, as well as continuous work at the BNO Central Bureau of Production on mastering new methods of manufacturing, repairing and restoring technically complex products allows us to maintain the continuity of oil and gas production processes.

Введение
За последние годы объем горизонтального бурения увеличился более чем в три раза и по прогнозам аналитиков к 2025г. на горизонтальное бурение будет приходиться более 50 % от общего объема буровых работ.
Удлинение горизонтальных участков, особенно при высоком отношении количества проектируемых скважин на объект, в регионах со сложной геологией или на менее мощных пластах, требует применения высококачественных, высокоточных телеметрических систем с возможностью быстрой и точной регулировки в процессе бурения.
Одним из российских научно-производственных предприятий совместно с Институтом нефтегазовой геологии и геофизики разработаны российские телеметрические системы каротажа в процессе бурения LWD 120 и LWD 172. На рис. 1, 2 представлен общий вид телеметрических систем LWD 120 и LWD 172.
Одним из модулей систем LWD 120 и LWD 172 является модуль многозондового высокочастотного индукционного каротажа (далее – модуль).
Для защиты дорогостоящей электронной начинки модуля от повреждений, во время спускоподъемных операций, на корпусе установлены защитные бандажи со вставками из твердосплавного материала и противоизносные планки (рис. 3, 4).


Восстановление защитных бандажей в условиях ЦБПО БНО
Защитные бандажи, установленные заводом-изготовителем на модулях, представляют собой твердосплавные вставки, установленные в основной металл бандажа (рис. 5). Во время эксплуатации из-за постоянных знакопеременных нагрузок твердосплавные вставки вырывает из посадочных мест и незащищенный металл тела бандажа изнашивается достаточно быстро. Замена твердосплавных вставок возможна только в заводских условиях. Если продолжить эксплуатацию телеметрических систем с отсутствующими защитными элементами, то износу подвергнутся уже дорогостоящие корпус и электронная начинка.
Для проведения опытных работ по восстановлению бандажей и планок один из модулей был отправлен на завод-изготовитель. Установленный заводом-изготовителем срок восстановления одного модуля составил месяц. Ремонт телеметрических систем данным способом нецелесообразен, так как приведет к длительным простоям при бурении.
Следует отметить, что в ЦБПО БНО (Центральная база производственного обслуживания по прокату и ремонту бурового и нефтепромыслового оборудования) ведется многолетняя работа по восстановлению корпусных деталей телеметрических систем импортного производства. Применение опыта, полученного в результате проведения данных работ, позволило получить оптимальные результаты уже на первых восстановленных образцах модулей.
В этот раз специалистам ЦБПО БНО для восстановления бандажей предстояло решить комплексную проблему, содержащую несколько факторов:
– подобрать износостойкий немагнитный материал для восприятия основных нагрузок от стенок скважины;
– обеспечить сохранность дорогостоящей электронной начинки телеметрической системы при восстановлении бандажа;
– бандаж должен надежно прилегать к корпусу модуля и не допускать вырывания или отслаивания износостойких элементов от тела бандажа при эксплуатации.
Для решения данной задачи был проведен комплекс исследовательских и конструкторских работ:
– определены химический состав и механические свойства основного материала и твердосплавного покрытия бандажей;
– подобран оптимальный по свойствам материал для восстановления бандажей;
– определена конструкция защитного бандажа;
– разработана конструкторская документация;
– проработаны варианты технологии восстановления бандажей.
Корпус модуля изготовлен из коррозионностойкого материала аустенитного класса. Исходя из содержания в этой стали легирующих элементов произведен подбор сварочных материалов. Сложность задачи была обусловлена тем, что применяемые материалы должны быть немагнитными для исключения ухудшения качества электромагнитного сигнала, генерируемого и регистрируемого телеметрической системой.
При подборе износостойкого немагнитного материала для восприятия основных нагрузок были изучены мировые тенденции применения современных прогрессивных наплавочных материалов. Подобрана упрочняющая проволока, имеющая в своей структуре карбиды ниобия, которая позволила обеспечить качество сигнала, генерируемого телеметрической системой. Проволока показала себя с самой лучшей стороны при восстановлении других видов оборудования и обеспечивает высокую износостойкость и твердость 57 – 60 HRC*.
Также плюсом данного наплавочного материала является возможность повторной наплавки.
При определении конструкции восстанавливаемых бандажей специалистами ЦБПО БНО были учтены недостатки заводской конструкции – вырывание твердосплавных вставок из посадочных мест, и принято решение перейти к сплошной наплавке наружного слоя износостойким материалом.
Первый вариант восстановления бандажей представляет собой послойную наплавку двумя материалами в два этапа:
– восстановление основного тела бандажа до рабочего диаметра при помощи наплавки коррозионностойкой проволокой;
– упрочнение наплавленного слоя износостойким материалом.
Опытно-промысловые испытания модуля с бандажами, выполненными по этой технологии, показали, что данный способ изготовления, из-за сплошной наплавки, приводит к местным перегревам наплавленных слоев коррозионностойкой стали и износостойкого материала, обладающих разными коэффициентами теплового расширения. В итоге это приводит к образованию скрытых трещин с последующим разрушением тела бандажа во время эксплуатации. Кроме того, данный способ восстановления требует длительных технологических перерывов для охлаждения деталей.
Второй вариант восстановления бандажей представляет собой наплавку одним видом материала – износостойкой проволокой.
Определяющим фактором возможности наплавки защитных бандажей на собранном модуле является контроль тепловложений в корпус. Защитные бандажи расположены вблизи мест установки дорогостоящей электроники. Необходимый объем наплавки влечет за собой значительные тепловложения и увеличение температуры корпуса, что, в свою очередь, может оказать отрицательное влияние на работоспособность установленной электроники, а также повысить риск выхода ее из строя.
В ЦБПО БНО был проведен ряд опытных работ по определению режимов сварки. Основными параметрами контроля была максимально допустимая температура нагрева корпуса и внутренних элементов, исключающая повреждение электронных компонентов телеметрической системы. По результатам опытных работ была определена максимально допустимая температура нагрева при проведении наплавки защитных бандажей (+160 °С).
Дополнительно на корпусе модуля для защиты находятся три противоизносные планки, которые также изнашиваются в процессе эксплуатации. Данные планки демонтируются из корпуса модуля и также восстанавливаются при помощи наплавки износостойкой проволокой. Восстановление производится по местам старых наплавок до номинальных размеров (рис. 6, 7, 8).
Работоспособность всех восстановленных модулей по окончании ремонта проверяется в условиях Сургутского УБР-1.
На сегодняшний день все восстановленные в условиях ЦБПО БНО модули находятся в работе. В процессе эксплуатации преждевременного выхода из строя бандажей не зафиксировано.

Заключение
Восстановление защитных бандажей модулей позволяет вернуть в работу дорогостоящее телеметрическое оборудование, получить значительный экономический эффект и обеспечить работу буровых бригад без простоев.
Освоение технологии восстановления защитных бандажей отечественных модулей телеметрических систем, а также непрерывная работа в ЦБПО БНО по освоению новых способов изготовления, ремонта и восстановления технически сложных изделий позволяет поддерживать непрерывность процессов добычи нефти и газа.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Горбатов К.В.

    Горбатов К.В.

    главный инженер

    ЦБПО БНО ПАО «Сургутнефтегаз»

    Скиртаченко С.В.

    Скиртаченко С.В.

    начальник участка реставрации и упрочнения деталей

    ЦБПО БНО ПАО «Сургутнефтегаз»

    Поздняков П.А.

    Поздняков П.А.

    инженер-конструктор II категории конструкторского отдела

    ЦБПО БНО ПАО «Сургутнефтегаз»

    Акмурзин И.С.

    Акмурзин И.С.

    инженер-технолог II категории участка реставрации и упрочнения деталей

    ЦБПО БНО ПАО «Сургутнефтегаз»

    Просмотров статьи: 609

    Top.Mail.Ru

    admin@burneft.ru