УДК:
DOI:

Российские Винтовые забойные двигатели: вчера, сегодня, завтра

RUSSIAN POSITIVE DISPLACEMENT MOTORS: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW

D.F. Baldenko
NPO Burovaya Tekhnika OJSC
Moscow, 115114,
Russian Federation

F.D. Baldenko
Gubkin Russian University
of Oil and Gas RGU
Moscow, 119991,
Russian Federation

В статье прослеживается история изобретения, становления, развития и применения российских винтовых забойных двигателей (ВЗД) для бурения и ремонта скважин. Представлена информация о ведущих разработчиках, исследователях и производителях ВЗД. Отмечено значение для развития отечественных ВЗД научно-исследовательских традиций отрасли и производственного потенциала заводов-изготовителей, расположенных в городах Пермского края. Приведенная библиография знакомит читателей с первыми основополагающими изданиями по рассматриваемой тематике. Анализ публикаций последних лет дает представление о перспективных направлениях совершенствования конструкций ВЗД и технологий бурения с их использованием.

The article traces the history of the invention, formation, development and application of domestic positive displacement motors (PDM) for drilling and workover of wells. Information about leading developers, researchers and manufacturers of PDMs is presented. The importance for the development of domestic PDM of the research traditions of the industry and the production potential of manufacturing plants operating in the cities of the Perm region is noted. The given bibliography introduces readers to the first fundamental publications on the subject under consideration. Analysis of publications in recent years gives an idea of promising directions for improving PDM designs and drilling technologies using them.

Наша страна исторически является родоначальницей забойных гидравлических двигателей для бурения нефтяных и газовых скважин, а также технологий бурения с их использованием. Вслед за турбо-бурами были изобретены, разработаны и внедрены винтовые и турбинно-винтовые двигатели.
НИОКР по созданию винтового забойного двигателя (ВЗД) начались в 60-е годы прошлого столетия как альтернатива турбобурам, что было обусловлено появлением нового поколения шарошечных долот, для эффективной отработки которых потребовались низкооборотные гидродвигатели; перспективами технологий наклонно-направленного бурения скважин, проектные траектории которых вызвали необходимость разработки двигателей укороченной длины по сравнению с турбобурами; увеличением объема ремонтно-восстановительных работ старого фонда нефтяных и газовых скважин, где буровые операции занимали значительное время и показали недостаточную эффективность при роторном способе, а также коньюктурными соображениями в вопросах конкуренции с западными фирмами.
Работа начиналась во ВНИИБТ и его Пермском филиале. В результате многолетней научно-производственной деятельности ВЗД с многозаходными рабочими органами (РО) заняли ведущее место в арсенале технических средств бурения и капитального ремонта нефтяных и газовых скважин, завоевали авторитет и признание отечественного и мирового сообщества. Так, ведущий международный журнал Оil&Gas Journal (декабрь 1999 г.) причислил российские ВЗД с многозаходными РО к выдающимся изобретениям буровой техники второй половины ХХ века.
Работы по созданию ВЗД были отмечены медалями ВДНХ, получили премии имени И.М. Губкина (Создание малогабаритных забойных двигателей, 1979; Создание многофункционального технологического комплекса для бурения вторых стволов, 2000) и были номинированы на Государственную премию в области науки и техники, а ведущие производители ВЗД входят в список крупнейших предприятий Пермского края. Признанием отечественной школы буровой техники явилось издание в США двух монографий по тематике ВЗД с участием российских авторов.
За прошедшие годы в создании и продвижении ВЗД активное творческое участие приняли ученые, конструкторы, преподаватели, машиностроители и нефтяники из многих регионов страны. В табл. в хронологическом порядке представлена история создания и развития отечественных ВЗД.

Образовалась обширная библиография по тематике ВЗД, включающая монографии, обзоры, статьи и патенты (так, НПО «Буровая техника» и ВНИИБТ-БИ получили более 250 авторских свидетельств и патентов в России и 15 странах мира, защищающих основные конструктивные и технологические решения). В литературных источниках фигурируют более 100 персоналий. В прилагаемом списке литературы приведены первые в истории публикации по тематике ВЗД [1–10]: авторские свидетельства, статьи, научно-технические обзоры, монографии, диссертации, а также зарубежные патенты и публикации в иностранных изданиях.
За полувековую историю создания ВЗД в России и за рубежом сформировались основные направления НИОКР в этой области техники (рис. 1), что привело к образованию отдельных научно-производственных школ (отраслевых, корпоративных, региональных), которые во взаимосвязи между собой, способствовали совершенствованию конструкций ВЗД и технологий бурения с их использованием, а также определили пути дальнейшего развития ВЗД в нефтегазовой отрасли на ближайший период и более далекую перспективу.
Отечественные ВЗД с начала разработки принципиально отличались своими характеристиками от появившихся на буровом рынке практически в то же время американских двигателей с однозаходным ротором (обращенная схема насоса Муано – патент US 3112801 от 05.03.1959).
Преимущества отечественных ВЗД обусловлены кинематической схемой РО, которая позволяет сочетать объемную гидравлическую машину и планетарный редуктор с внутренним зацеплением, передаточное число которого соответствует числу заходов винтовой поверхности ротора.
На рис. 2 представлены сравнительные зависимости выходных энергетических показателей двигателей с различным числом заходов ротора, впервые полученные ВНИИБТ в 1972 г. и ставшие основой для проектирования ВЗД с заданными характеристиками.
Кроме того, многозаходные ВЗД обладают повышенным удельным моментом и мощностью по сравнению с двигателями с однозаходным ротором. Последнее обстоятельство чрезвычайно важно как для экономии металла, так и для возможностей конструирования укороченных машин.
Переход от высокооборотных турбобуров к высокомоментным гидравлическим двигателям объемного принципа действия позволил резко увеличить проходку на долото и рейсовую скорость бурения, что стало важным фактором повышения технико-экономических показателей строительства нефтяных и газовых скважин. Помимо этого, разработка ВЗД способствовала эффективному внедрению технологий горизонтального бурения, а также имела большое значение для решения технологических задач капитального ремонта скважин, в частности, при проводке боковых стволов.
Таким образом, можно без преувеличения считать, что создание многозаходного ВЗД явилось прорывом в развитии техники и технологии бурения как в нашей стране, так и за рубежом.
Высокие эксплуатационные качества и оригинальность конструкции выдвинули российские ВЗД в разряд лучших образцов буровой техники, что предопределило интерес к ним со стороны ведущих западных компаний. Это позволило заключить лицензионные соглашения на право производства и применения ВЗД отечественной конструкции, а проведенное в Северном море в 1985 г. демонстрационное бурение поставленными из СССР двигателями подтвердило их высокую эффективность.
В разные годы в СССР и России ВЗД изготавливали следующие предприятия и заводы (рис. 3):
– Пермский филиал ВНИИБТ;
– ВНИИБТ;
– Кунгурский машзавод;
– Павловский машзавод;
– Чайковский завод РТД;
– Бердичевский завод «Прогресс»;
– Радиус-Сервис;
– Пермнефтемашремонт;
– ВНИИБТ-Буровой инструмент;
– Гидробур-сервис;
– Сокол.


Пик производства ВЗД пришелся на 1985–87 гг., когда ежегодно выпускалось более 5 тыс. винтовых пар для двигателей общего назначения и ремонта скважин.
В настоящее время в России выпускаются ВЗД в широком диапазоне диаметральных размеров, энергетических характеристик и геометрических параметров РО – всего более 100 типоразмеров. Линейка диаметральных размеров включает 20 позиций от 43 до 285мм. Кинематическое отношение 2:3…9:10.
По информации аналитического агентства Tebiz Group, сейчас в нашей стране производством, поузловой сборкой и сервисным обслуживанием ВЗД занимаются 15 заводов и предприятий. Крупнейшие из них: ВНИИБТ-Буровой инструмент, Радиус-Сервис, Пермнефтмашремонт, Сокол и Гидробур-сервис.
Услуги по аренде и инженерному сопровождению ВЗД при строительстве и ремонте скважин оказывают также специализированные сервисные компании, в частности, РИНАКО, БМ Сервис, УралНефтеБур, Вектор-Бурсервис, Траектория Сервис, Ньютек Сервис и др.
Суммарный объем производства ВЗД в России в последнее время составляет примерно 1000 комплектов в год.
В 2022 г. за рубеж было поставлено 240 двигателей. Самыми крупными импортерами являлись Саудовская Аравия, Азербайджан и Узбекистан.
Серийные ВЗД, по мнению потребителей, в основном соответствуют современным технологическим требованиям, и превратились в одно из основных технических средств бурения и капитального ремонта нефтяных и газовых скважин с возможностью использования в качестве промывочного агента воды, различных буровых растворов и газожидкостной смеси в зависимости от заданной гидравлической программы.
Так, в Татарстане с применением ВЗД осуществляется более 90 % проходки в различных интервалах бурения и категориях твердости пород. Подобная тенденция имеет место и в других регионах страны.
Типовой режим бурения интервала под эксплуатационную колонну долотом PDC 215,9 мм с использованием ВЗД диаметром 178–195 мм: расход бурового раствора 30–35 л/с; нагрузка на долото 8–12 тонн; механическая скорость 10-35 м/ч; проходка - до 500 м.
В качестве примеров достижений последних лет при использовании ВЗД можно привести:
–Газпромнефть-Оренбург пробурил скважину на Восточном участке ОНГКМ без применения РУС с горизонтальным стволом длиной 2000 м;
–Сибирская Сервисная Компания установила отраслевой рекорд суточной проходки двигателем 172 (7/8) на кустовой площадке Южной части Приобского месторождения (Заказчик ООО «Газпромнефть-Хантос») – 2425 м;
–ООО «ВНИИБТ-Буровой инструмент» при бурении скважин в ОАЭ двигателем диаметром 240 мм установлен рекорд по скорости проходки 24,1 м/ч, что в два раза выше целевого показателя;
–АО «Пермнефтемашремонт» получены высокие показатели характеристик двигателей с модифицированным торцовым профилем РО, обеспечивающим минимальные механические потери в паре (КПД не менее 60 %);
–компания «Перфобур» успешно применяет специальные малогабаритные ВЗД диаметром 43 и 49 мм при бурении сетей разветвленных каналов в продуктивном пласте протяженностью до 25 м.
За рубежом ВЗД также получили широкое применение, прежде всего в технологиях наклонно-направленного и горизонтального бурения. Среди иностранных изготовителей двигателей такие транснациональные гиганты как Baker Hughes, Halliburton, Weatherford, Schlumberger, Dyna-Drill, National Oilwell Varco и др.
Вместе с тем, потенциальные возможности ВЗД далеко не исчерпаны. В настоящее время открываются новые горизонты применения этих машин и пути их дальнейшего совершенствования.
По мнению авторитетных экспертов и специалистов отечественных фирм-производителей и буровых предприятий, что отражается в публикациях последних лет [11–29] и технической политике компаний при модернизации и создании нового поколения двигателей, дальнейшие перспективы применения и развития ВЗД будут определяться следующими направлениями:
*Повышение эффективности применения двигателей и надежности их элементов конструкции (опор, шарниров, резьб) для инновационных технологий бурения (для различных интервалов в режиме скольжения и при вращении бурильной колонны);
*Оптимизация конструктивных схем двигателей для привода алмазных долот (типа PDC и импрегнированных);
*Использование ВЗД в сочетании с забойными гидромеханическими устройствами (нагружатели, осцилляторы, амортизаторы, механизмы подачи, циркуляционные клапаны, распределители потока) в различных технологиях бурения скважин;
*Применение ВЗД для привода роторно-управляемых систем, в технологиях бурения на обсадных и насосно-компрессорных трубах, в газожидкостных технологиях;
*Совершенствование конструкций РО путем модификации геометрических параметров циклоидального зацепления и улучшения физико-механических свойств материалов пары (в частности, номенклатуры резин для статоров и режимов их заливки);
*Моделирование и оптимизация напряженно-деформированного состояния обкладки статора в различных конструктивных схемах: традиционной, с равномерной толщиной эластомера, с модульным разделением ротора (Тюменский ГНГУ); уточнение рациональных областей их применения;
*Совершенствование технологического процесса изготовления РО и других узлов двигателя (в будущем с возможностью применения аддитивных технологий);
*Оптимизация модельного ряда выпускаемых двигателей с учетом изменяющихся условий бурения и широкого внедрения современных средств регулирования технологических параметров и цифровых систем управления;
*Уточнение требований к характеристикам ВЗД, параметрам режима бурения и методам управления на основе моделирования динамических процессов в системе «забой-долото-двигатель-бурильная колонна-регулятор подачи»;
*Разработка программных комплексов для выбора типоразмера ВЗД и расчета КНБК для заданных условий бурения;
*Создание оригинальных конструкций малогабаритных двигателей для различных технологий ремонта скважин;
*Нахождение новых областей применения ВЗД в нефтегазовых технологиях и других отраслях промышленности.
Среди разработок НПО «Буровая техника» последних лет можно отметить:
• Высокооборотные двигатели для привода безопорных долот. Такие машины могут успешно конкурировать с существующими турбобурами, в то же время превосходя их по простоте конструкции и удельной мощности;
• Малолитражный двигатель для бурения интервалов, характеризующихся поглощением промывочной жидкости (с частотой вращения, сопоставимой с этим показателем в стандартных серийных машинах);
• ВЗД для отбора керна и бурения вертикальных скважин, в котором используется кинематическая схема РО с вращающимся статором (патент РФ 200583);
• ВЗД для бурения горизонтальных и горизонтально-разветвленных скважин по малому радиусу. Характеризуется уменьшенной длиной, достигаемой применением капсульной компоновки (патент РФ 197182). Может также эффективно применяться в моторизированных роторных управляемых системах;
• Двигатель-вращатель с планетарно вращающимся выходным валом (патент РФ 200831), предназначенный для привода специального забойного инструмента (фрез, метчиков и др.) в технологиях ремонта скважин.
Параллельно с конструированием двигателей НПО «Буровая техника» и компании-производители ВЗД (ВНИИБТ-БИ, Радиус-Сервис, ПНМР, Гидробур-сервис, Сокол) разработали и запатентовали ряд забойных гидромеханических устройств для повышения эффективности технологий бурения и капитального ремонта скважин.
Нагружатель телескопического типа устанавливается над двигателем и содержит цилиндр и поршень со штоком, связанным с корпусом ВЗД (патент РФ 2164582). Нагружатель создает дозированную нагрузку на долото, а в случае применения винтового штока (патент РФ 113298) одновременно проворачивает корпус компоновки при неподвижной бурильной колонне. Применение такого устройства открывает новые возможности в технологиях бурения и освоения скважин, в частности, с использованием гибкой непрерывной трубы.
Осциллятор на базе героторного механизма, устанавливаемый в бурильной колонне (патенты РФ 2664737; 2750144; 2768784 и др.) или встроенный в конструкцию самого двигателя (патент РФ 166289), служит для создания гидромеханических импульсов с целью снижения сил трения и крутильных напряжений в трубах при бурении горизонтальных интервалов, предотвращения прихвата бурильной колонны и создания динамических нагрузок на забое скважин, что способствует повышению механической скорости бурения и ресурса долота.
Вопросы долговечности и надежности двигателей напрямую связаны с технологией изготовления и применяемыми материалами. За последние годы наметился значительный прогресс в этом направлении.
Практически все заводы освоили производство длинномерных РО длиной 4 и более метров, а также статоров с равномерной толщиной резины. С успехом внедрены различные методы упрочнения и износостойкие покрытия винтовых роторов и опорных узлов.
Однако до сих пор в конструкциях практически не используются композиционные и легкосплавные материалы, применение которых особенно целесообразно в высокооборотных двигателях. В этой связи представляет интерес инновационный проект компании «Сокол» по использованию в качестве обкладки статора композитных материалов в виде углепластиков.
Недостаточно внедряются технологии лазерного упрочнения. Российские разработчики отстают от западных производителей в применении специализированных эластомеров обкладок статоров для заданных эксплуатационных условий, несмотря на то, что в последние годы проводятся интенсивные исследования в этом направлении и имеются нереализованные возможности, например, разработки РЕАМ-РТИ по модифицированным резинам.
Продолжение научно-исследовательских работ в области ВЗД будет базироваться на разработанных отечественными учеными в предыдущие десятилетия теории рабочего процесса ВЗД и проектирования циклоидальных РО, включая вопросы прикладной гидравлики и механики. Однако и здесь имеются резервы. Как известно, выходные характеристики двигателей определяются кинематической схемой и 10 независимыми геометрическими параметрами, комбинация которых позволяет варьировать параметры ВЗД и создавать новые машины для различных технологий строительства скважин.
Многозаходные винтовые РО находят все возрастающее применение также в нефтепромысловых машинах и механизмах в качестве скважинных насосов для добычи нефти, в мультифазных насосных системах, скважинном технологическом оборудовании для спуска обсадных колонн (башмаки).
Накопленный опыт эксплуатации позволяет прогнозировать возможность использования ВЗД и в других смежных областях бурения, что может повысить эффективность и/или удешевить технологические операции. К ним следует отнести проводку подземных гидротехнических и инженерных коммуникаций. Уместно вспомнить и положительный опыт применения турбобуров в реактивно-турбинных системах для бурения стволов скважин и шахт диаметром 1000 мм и более. Применение для этих целей специальных ВЗД позволит поднять эту технику на новый уровень.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Созданные в нашей стране многозаходные винтовые забойные двигатели, вписавшие яркую страницу в истории буровой техники и подтвердившие приоритет отечественной научной школы забойных гидравлических машин (основанной в 1930-е годы и окончательно сформировавшейся во ВНИИБТ), заложили основы новых направлений развития отрасли и вошли в арсенал современных технических средств для реализации существующих и перспективных технологий бурения и ремонта нефтяных и газовых скважин.
Во многих регионах страны образовались высокопрофессиональные коллективы специалистов в области проектирования, исследования, изготовления и эксплуатации винтовых гидромашин. В Пермском крае, ставшим мировым лидером в производстве этого оборудования, сформировался своеобразный высокотехнологичный «винтовой кластер» для нужд нефтегазовой отрасли страны.
Для сохранения позиций ВЗД на отечественном и зарубежном рынках требуется дальнейшее совершенствование конструктивных схем двигателей, методов управления в процессе бурения и технологий изготовления, что будет способствовать дальнейшему повышению эффективности процесса бурения и ремонта скважин, а также расширению областей применения этих гидромашин.

Литература

1. Гусман М.Т., Никомаров С.С., Деркач Н.Д., Захаров Ю.В., Меньшенин В.Н. Забойный винтовой гидравлический двигатель. А.с. СССР № 237596, 07.06.1966.
2. Гусман М.Т., Никомаров С.С., Кочнев А.М. Новый объемный забойный двигатель // Нефтяное хозяйство. – 1970. – № 11.
3. Гусман М.Т., Балденко Д.Ф. Винтовые забойные двигатели. – М.: ВНИИОЭНГ, – 1972.
4. Кочнев А.М. Разработка и исследование малогабаритного винтового забойного двигателя: дис. … к.т.н. – М.: ВНИИБТ, – 1977.
5. Asan-Nuru A.A., Baldenko D.F., Gusman M.T., Kochnev A.M., Nikomarov S.S. Multistar helical rotor mechanism. USA Patent No 3822972. Filed 29.11.1972.
6. Гусман М.Т., Балденко Д.Ф., Кочнев А.М., Никомаров С.С. Забойные винтовые двигатели для бурения скважин. – М.: Недра, – 1981.
7. Vadetsky Yu. V., Gusman M.T., Forrest J. Bottom-hole screw motors for il and gas drilling. Special paper of XI Word Petroleum Congress. London, 1983.
8. ОСТ 39-164-84. Передача зубчатая ротор – статор винтового забойного двигателя. Исходный контур. Расчет геометрии.
9. Балденко Д.Ф. Исследование рабочего процесса и разработка научных основ расчета и проектирования одновинтовых гидравлических машин для нефтяной и газовой промышленности: дис. … д.т.н. – М.: НПО «Буровая техника». – ВНИИБТ, – 2000.
10. Samuel R., Baldenko D.F., Baldenko F.D. Positive Displacement Motors. Theory and Applications. SigmaQuadrant Publisher, 2015.
11. Чайковский Г.П., Попко В.В., Балденко Д.Ф., Сергеев И.С. Новые конструкции забойных гидравлических двигателей и импортозамещающих гидромеханических устройств КНБК // НТЖ Проектирование и разработка нефтегазовых месторождений. – 2017. – № 1.
12. Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Чайковский Г.П. Технические аспекты создания высокооборотных винтовых забойных двигателей (может ли ВЗД конкурировать с турбобуром в зоне высоких частот вращения?) // Бурение и нефть. – 2017. – № 2.
13. Умаров Д.С., Фаррахов Л.А., Балетинских Д.И., Кавтаськин А.Н. Опыт применения ВЗД с инновационным профилем рабочих органов производства АО «Пермнефтемашремонт» на объектах ПАО «Оренбургнефть» // Инженерная практика. – 2017. – № 8.
14. Осипов Д.А., Крутик Э.Н., Фуфачев О.И. Вклад ООО «ГИДРОБУР – СЕРВИС» в развитие техники для бурения скважин // Бурение и нефть. – 2017. – № 6.
15. Брагин Д.И., Кузнецов А.В., Трофимова М.Н., Сизов М.С. R-Force – двигатели для максимальных режимов бурения // Бурение и нефть. – 2017. – № 6.
16. Коротаев Ю.А., Алпатов А.Н., Соболев А.В., Мялицин Н.Ю. Исследование систематических погрешностей зацепления героторного механизма, спрофилированного от исходного контура рейки // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2017. – № 8-1.
17. Симонянц С.Л. Бурение скважин гидравлическими забойными двигателями. – М.: ИЦ РГУ нефти и газа, – 2018.
18. Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д. Особенности рабочего процесса и характеристики винтовых забойных двигателей в режиме вращения бурильной колонны // Бурение и нефть. – 2019. – № 11.
19. V.S. Tikhonov, F.D. Baldenko, O.S. Bukashkina, V.Y. Liapidevskii. Effect of Hydrodynamics on Axial and Torsional Oscillations of a Drillstring with using a Positive Displacement Motor // International Journal of petroleum Science and Engineering, September 2019.
20. Морозов В.А., Двойников М.В. Обоснование выбора параметров режима направленного бурения скважин винтовыми забойными двигателями // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – 2019. – № 2.
21. Крутик Э.Н., Борисов М.С., Фуфачев О.И., Патласов А.Ю., Попов А.М., Синицких С.Ю. Применение осцилляторов для бурения скважин // Бурение и нефть. – 2019. – № 5.
22. Будянский В.С., Власов А.В., Крекин М.В., Мутовкин Н.Ф. Развитие технологии направленного и горизонтального бурения на базе прямых компоновок // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – 2019. – № 6.
23. Лягов И.А., Балденко Ф.Д., Лягов А.В., Ямалиев В.У., Лягова А.А. Методология расчета технической эффективности силовых секций малогабаритных винтовых забойных двигателей для системы «Перфобур» // Записки Горного Института. – 2019. – Т. 240.
24. Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Селиванов С.М. Теория и практика применения винтовых забойных двигателей. – М.: ЦентЛитНефтеГаз, – 2020.
25. Нигматов Л.Г., Трубников В.В. Опыт борьбы с подвисаниями компоновки в режиме слайдирования на месторождениях Самарской области при бурении наклонно-направленных скважин // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – 2021. – № 2.
26. Биктимиркин Е.Ю., Демьянов Е.А., Мозговой Г.С. Применение винтовых забойных двигателей с гидроимпульсной секцией // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – 2021. – № 11.
27. Коротаев Ю.A., Чухланцев А.В. Повышение энергетических характеристик винтового забойного двигателя за счет армирования зубьев статора металлическими вкладышами // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – 2022. – № 1.
28. Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д., Чайковский Г.П. Пути совершенствования и развития винтовых забойных двигателей // Бурение и нефть. – 2022. – № 5.
29. Анализ рынка винтовых забойных двигателей в России. Показатели и прогнозы. Tebiz Group, 2023 // www.tebiz.ru.

References

1. Gusman M.T., Nikomarov S.S., Derkach N.D., Zakharov Yu.V., Menshenin V.N. Downhole screw hydraulic motor. A.S. USSR No. 237596, 06/07/1966.
2. Gusman M.T., Nikomarov S.S., Kochnev A.M. New positive displacement motor // Oil industry. – 1970. – No. 11.
3. Gusman M.T., Baldenko D.F. Downhole screw motors. – Moscow: VNIIOENG Publ., – 1972.
4. Kochnev A.M. Development and research of a small-sized screw downhole motor: dis. ... Ph.D. – Moscow: VNIIBT Publ., – 1977.
5. Asan-Nuru A.A., Baldenko D.F., Gusman M.T., Kochnev A.M., Nikomarov S.S. Multistar helical rotor mechanism. USA Patent No. 3822972. Filed 11/29/1972.
6. Gusman M.T., Baldenko D.F., Kochnev A.M., Nikomarov S.S. Downhole screw motors for drilling wells. – Moscow: Nedra Publ., – 1981.
7. Vadetsky Yu. V., Gusman M.T., Forrest J. Bottom-hole screw motors for oil and gas drilling. Special paper of XI Word Petroleum Congress. London, – 1983.
8. OST 39-164-84. Gear transmission rotor – stator of a downhole motor. Initial outline. Geometry calculation.
9. Baldenko D.F. Study of the work process and development of scientific foundations for the calculation and design of single-screw hydraulic machines for the oil and gas industry: dis. ... Doctor of Technical Sciences – M.: NPO Burovaya Tekhnika. – VNIIBT Publ., – 2000.
10. Samuel R., Baldenko D.F., Baldenko F.D. Positive Displacement Motors. Theory and Applications. SigmaQuadrant Publ., – 2015.
11. Tchaikovsky G.P., Popko V.V., Baldenko D.F., Sergeev I.S. New designs of downhole hydraulic motors and import-substituting hydromechanical BHA devices // Design and development of oil and gas fields. – 2017. – No. 1.
12. Baldenko D.F., Baldenko F.D., Tchaikovsky G.P. Technical aspects of creating high-speed screw downhole motors (can a PDM compete with a turbodrill in the high-speed zone?) // Drilling and Oil. – 2017. – No. 2.
13. Umarov D.S., Farrakhov L.A., Baletinskikh D.I., Kavtaskin A.N. Experience in using PDM with an innovative profile of working parts produced by Permneftemashremont JSC at the facilities of Orenburgneft PJSC // Engineering practice. – 2017. – No. 8.
14. Osipov D.A., Krutik E.N., Fufachev O.I. Contribution of GIDROBUR-SERVICE LLC to the development of equipment for drilling wells // Drilling and oil. – 2017. – No. 6.
15. Bragin D.I., Kuznetsov A.V., Trofimova M.N., Sizov M.S. R-Force – engines for maximum drilling modes // Drilling and oil. – 2017. – No. 6.
16. Korotaev Yu.A., Alpatov A.N., Sobolev A.V., Myalitsin N.Yu. Study of systematic errors in the engagement of a gerotor mechanism profiled from the original contour of the rack // News of the Tula State University. Technical science. – 2017. – No. 8-1.
17. Simonyants S.L. Drilling wells with hydraulic downhole motors. – Moscow: Information Center of the Russian State University of Oil and Gas Publ., – 2018.
18. Baldenko D.F., Baldenko F.D. Features of the working process and characteristics of screw downhole motors in the drill string rotation mode // Drilling and oil. – 2019. – No. 11.
19. V.S. Tikhonov, F.D. Baldenko, O.S. Bukashkina, V.Y. Liapidevskii. Effect of Hydrodynamics on Axial and Torsional Oscillations of a Drillstring with using a Positive Displacement Motor // International Journal of petroleum Science and Engineering, September, 02.
20. Morozov V.A., Dvoinikov M.V. Justification for the choice of parameters for the mode of directional drilling of wells with screw downhole motors // Construction of oil and gas wells on land and at sea. – 2019. – No. 2.
21. Krutik E.N., Borisov M.S., Fufachev O.I., Patlasov A.Yu., Popov A.M., Sinitskikh S.Yu. Application of oscillators for drilling wells // Drilling and oil. – 2019. – No. 5.
22. Budyansky V.S., Vlasov A.V., Krekin M.V., Mutovkin N.F. Development of directional and horizontal drilling technology based on direct assemblies // Construction of oil and gas wells on land and at sea. – 2019. – No. 6.
23. Lyagov I.A., Baldenko F.D., Lyagov A.V., Yamaliev V.U., Lyagova A.A. Methodology for calculating the technical efficiency of power sections of small-sized screw downhole motors for the Perfobur system // Notes of the Mining Institute. – 2019. – Vol. 240.
24. Baldenko D.F., Baldenko F.D., Selivanov S.M. Theory and practice of using screw downhole motors. – Moscow: CentLitNefteGaz Publ., – 2020.
25. Nigmatov L.G., Trubnikov V.V. Experience in combating assembly freezes in sliding mode at the fields of the Samara region when drilling directional wells // Construction of oil and gas wells on land and at sea. – 2021. – No. 2.
26. Biktimirkin E.Yu., Demyanov E.A., Mozgovoy G.S. Application of screw downhole motors with a hydraulic pulse section // Construction of oil and gas wells on land and at sea. – 2021. – No. 11.
27. Korotaev Yu.A., Chukhlantsev A.V. Increasing the energy characteristics of a downhole motor by reinforcing the stator teeth with metal liners // Construction of oil and gas wells on land and at sea. – 2022. – No. 1.
28. Baldenko D.F., Baldenko F.D., Tchaikovsky G.P. Ways to improve and develop screw downhole motors // Drilling and oil. – 2022. – No. 5.
29. Market analysis of screw downhole motors in Russia. Indicators and forecasts. Tebiz Group, 2023 // Available at: www.tebiz.ru.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Балденко Д.Ф.

    Балденко Д.Ф.

    д.т.н., почетный нефтяник, заслуженный изобретатель РФ, советник

    ОАО «НПО Буровая техника»

    Балденко Ф.Д.

    Балденко Ф.Д.

    к.т.н., доцент

    РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина

    Просмотров статьи: 1162

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru