УДК:
DOI:

Нефтегазовая филателия – столетняя история и перспективы развития

Petroleum philately – a hundred-year history and development prospects

D.F. BALDENKO
«NPO Burovaya Tekhnika» OJSC
Moscow, 115114,
Russian Federation
F.D. BALDENKO
Gubkin Russian University of Oil
and Gas RGU
Moscow, 119991,
Russian Federation

В прошлом году журнал ознакомил читателей с историей и проблематикой нефтегазовой филателии (НГФ) на примере темы «Бурение нефтяных и газовых скважин» (БиН, март 2022). Интерес в мире к НГФ, отражающей своими изобразительными средствами разнообразные аспекты развития отрасли, постоянно растет. Также непрерывно увеличивается эмиссия нефтяных марок, число которых приближается к 10 000. В этой связи авторы сочли полезным продолжить исследования в этой области филателии на основе систематизации общего фонда выпущенной почтовой продукции с учетом истории, достижений и перспектив развития нефтегазового комплекса. В результате анализа филателистической продукции разных стран мира по предложенным разделам тематики НГФ в статье упомянуты 78 стран, а в качестве примера представлены 98 почтовых марок.

Last year, the magazine introduced readers to the history and issues of petroleum philately (PP) using the example of the topic «Drilling oil and gas wells» (March 2022). The world's interest to PP, which reflects various aspects of the development of the industry with its visual means, is constantly growing. The emission of oil stamps is also continuously increasing, the number of which is approaching 10 000. In this regard, the authors considered it useful to continue research in this area of philately based on the systematization of the general fund of issued postal products, taking into account the history, achievements and prospects for the development of the oil and gas complex. As a result of the analysis of philatelic products from various countries of the world, 78 countries are mentioned in the article on the proposed sections of the PP topic, and 98 postage stamps are presented as an example.

Возникновение нефтегазовой филателии (НГФ) как отдельного раздела, входящего в общую тематику «Добыча полезных ископаемых и горное дело», в начале ХХ века было связано со становлением и развитием во многих странах мира нефтяной промышленности, ростом почтовых связей и интересом к новой отрасли [1].
Дальнейшее развитие НГФ, несмотря на наличие изданного в России специализированного каталога марок [2] и сайта международного общества петро-филателистов [3], по-нашему мнению, требует систематизации изданной почтовой продукции с целью обобщения и уточнения данной тематики и обозначения разделов и сюжетов, недостаточно отраженных в марках России и других стран мира.
Анализ фонда почтовых марок [4] позволяет предложить классификационную таблицу НГФ и проиллюстрировать ее разделы наиболее значимыми и выразительными марками по рассматриваемым отличительным признакам.
История нефтяной и газовой промышленности нашла широкое отражение в НГФ (рис. 1), начиная от первой марки с нефтяной вышкой, изданной в Азербайджане в 1921 г., и в дальнейшем продолженная многими странами выпуском почтовой продукции, посвященной памятным и юбилейным датам бурения скважин, открытия и разработки месторождений, транспорта и переработки углеводородов, образования государственных и частных компаний, заводов и предприятий нефтегазового комплекса.

География отрасли представлена практически всеми странами мира, но наиболее полно данная тема НГФ реализована в почтовой продукции ведущих стран-поставщиков нефти и газа.
По данным OПЕК, на сегодняшний день в десятку крупнейших производителей нефти входят США, Россия, Саудовская Аравия, Китай, Ирак, Бразилия, ОАЭ, Кувейт, Иран, Норвегия, а в области добычи природного газа лидируют США, Россия, Иран, Китай, Катар, Канада, Австралия, Саудовская Аравия, Норвегия, Алжир.
Эти страны являются наиболее активными в области НГФ как по числу выпущенных марок, так и по тематике и композиционным решениям.
Величайшие месторождения нефти (Гавар, Большой Бурган, Боливар Костал) и тяжелых битумов (Атабаска) находятся соответственно в Саудовской Аравии, Кувейте, Венесуэле и Канаде.
В России самыми крупными месторождениями нефти являются Самотлорское (Западная Сибирь) и Ромашкинское (Поволжье). Кроме того большие запасы нефти сосредоточены в Восточной Сибири и на шельфе Сахалина.
Самое большое в мире газовое месторождение (Северное/Южный Парс) находится в центральной части Персидского залива в территориальных водах Катара и Ирана. Далее по списку располагаются российские месторождения Уренгойское и Ямбургское, а также Галкыныш (Туркменистан).
История разведки и разработки некоторых из этих, а также других значимых месторождений нефти и газа нашла отражение в НГФ (рис. 2).
Базовыми для дальнейшего развития газовой отрасли России являются месторождения на полуострове Ямал, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, запасы которых способны обеспечить отечественных и зарубежных потребителей газом на долгие годы.


В нашей стране много лет издаются марки и конверты с нефтегазовыми символами, посвященные регионам, где наращивается добыча нефти и газа или поддерживаются старые месторождения, а также реализуются инновационные проекты в области транспорта и переработки углеводородов (республики Урало-Поволжья, Кавказа, Коми, территории Сибири, Сахалин).
В последние годы российская филателия уделяет внимание арктическим нефтегазовым и транспортным проектам.
Техника и технология основных производственных процессов представлена в НГФ для всех разделов нефтегазового дела (табл.). На марках и другой почтовой продукции встречаются интересные композиции, посвященные техническим элементам буровых работ [5], механизированной добычи нефти, транспорта, хранения и переработки углеводородов, причем, буровые вышки, нефтяные станки-качалки и трубопроводы являются главными символами и элементами дизайна НГФ.
Ряд стран (в частности Австрия, Венесуэла, Катар, Нигерия, Индонезия, Бразилия, Таиланд, Габон) выпустили марки, на которых изображены рабочие буровой бригады во время выполнения операций с долотами и трубами (рис. 3). На некоторых марках подробно показано оборудование буровой установки (крюк, вертлюг, лебедка, машинные ключи), что дает представление о механизмах бурового комплекса.
Тематика, связанная с техникой добычи нефти, представлена в основном станками-качалками и в отдельных случаях оборудованием устья скважины (рис. 4). На марках России, Тринидад и Тобаго, Индии, Австрии, США, Узбекистана устройство станков-качалок представлено в конструктивных деталях, что позволяет рассматривать такие композиции как учебное пособие для изучения оборудования отрасли. На марке Кубы станок-качалка изображен в сравнении с винтовой штанговой насосной установкой для добычи нефти.
На почтовом блоке России 2000 г. буровая установка и станок-качалка изображены как одни из символов технических достижений страны в ХХ веке, а на марке СССР 1982 г. буровая установка представлена в единой композиции с космическими кораблями и ГЭС, что демонстрирует важность нефтяной отрасли в прогрессе цивилизации.
Тема транспорта нефти и газа также нашла широкое отображение в марках и другой почтовой продукции. Большинство марок в этом разделе посвящены трубопроводному транспорту [6], берущему свое начало (как промышленный обьект) от нефтепроводов в Пенсильвании (США, 1874 г.) и Баку (1878 г.).
Первые марки, посвященные трубопроводному транспорту, были изданы еще в 1950-х годах (рис. 5). В Иране в 1953 г. в серии марок на тему национализации нефтяной промышленности представлена марка с изображением сети трубопроводов. В Гватемале в 1956 г. выпущена марка, на которой изображен нефтепровод в сочетании с буровой вышкой как один из символов национального прогресса. В серии марок Ирака 1957 г. под названием «Неделя развития страны» на одной из композиций представлен промысловый нефтепровод. На марке, выпущенной во Франции в 1959 г., изображены буровая вышка и маршрут алжирского нефтепровода от месторождения Хасси Мессауд к порту Арзю на Средиземном море.
В СССР первая марка с изображением нефтепровода была выпущена в 1958 г. в серии «7-летний план развития народного хозяйства».
В дальнейшем почтовые марки и конверты с сюжетами нефтегазовых трубопроводов были изданы во многих странах на всех континентах. Часто встречаются марки с обозначением маршрутов трасс и изображением технологического процесса строительства и эксплуатации трубопроводов на суше и море.
На сегодняшний день за рубежом крупнейшими являются американский нефтепровод Соlonial (Техас – Нью-Йорк, 8850 км) и китайский газопровод «Запад – Восток II» (Хоргос – Гуанчжоу, 8819 км).
Россия, занимающая второе место в мире по общей протяженности сети нефтегазовых трубопроводов, обладает рекордной магистральной трубопроводной системой (8900 км), известной как нефтепровод «Дружба» (начальная точка – г. Альметьевск), введенный в эксплуатацию в 1964 г.
Другой наиболее протяженный отечественный магистральный нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), реализованный в 2012 г. по проекту компании «Транснефть» (начальная точка – г. Тайшет Иркутской обл.), имеет длину 4740 км.
Построенный в 1983 г. магистральный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород протяженностью 4451 км отличается максимальным расстоянием по прямой между начальной и конечной точками трассы (~3700 км, что практически соответствует данному показателю для магистрали «Запад – Восток II»).
Трансрегиональные нефте- и газопроводы (сухопутные и морские) протяженностью свыше 1000 км, ставшие геополитическим фактором, построены на территории США, Канады; России, Украины, Белоруссии, Польши, ФРГ, Венгрии, Словакии, Азербайджана, Грузии, Турции, Норвегии, Великобритании; Китая, Казахстана, Туркменистана, Узбекистана, Ирана, Ирака, Саудовской Аравии, Египта, Иордании, Сирии, Ливана, Индии, АСЕАН; Бразилии, Боливии, Аргентины, Чили; Алжира, Туниса, Италии, Марокко, Испании, Чада, Камеруна, Судана; Австралии, что находит отражение в филателии этих стран. В частности в СССР и России выпущены марки, посвященные строительству газотранспортных систем «Союз», Уренгой – Ужгород, «Северный поток», а также юбилейный конверт в честь 75-летия первого советского газопровода Саратов – Москва.
Крупнейшая в мире Единая система газоснабжения России, включающая в себя сеть магистральных трубопроводов, в настоящее время развивается в восточном направлении, что позволит Газпрому продолжить работу по газификации регионов России и расширить экспортный потенциал отрасли.
В истории нашей страны трубопроводный транспорт сыграл историческую роль во время ВОВ, когда по проложенному по дну Ладожского озера трубопроводу осуществлялось снабжение топливом блокадного Ленинграда. Данное событие отмечено в отечественной филателии маркой «Ледовая дорога жизни» (1967 г.) [6]. Этот уникальный опыт впоследствии предопределил создание специальных трубопроводных войск для снабжения армии горючим на основе развертывания полевых магистральных трубопроводов.
Почтовые ведомства некоторых стран выпустили марки с изображением морских танкеров для транспортировки нефти и сжиженного природного газа (рис. 6), история которых берет свое начало от парусной шхуны братьев Артемьевых и первого в мире парохода-танкера братьев Нобелей для перевозки наливом бакинской нефти и керосина в волжские города.
Первый в истории дизельный танкер «Вандал», построенный Товариществом «Бранобель» на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде (1903 г.) и по проекту предназначенный для перевозки нефти из Рыбинска в Санкт-Петербург, представлен на марке Азербайджана 2008 г из серии «150 лет Каспийскому морскому пароходству».
Оригинальное композиционное решение можно найти на марке Ливии, где географическая карта Средиземноморья и ландшафт пустыни совмещены с разрезом скважины и танкером.
Познавательна марка Маршалловых островов, на которой показана двухкорпусная конструктивная схема супертанкера, включающая жесткий каркас и внутренние перегородки, что снижает вероятность возникновения утечек нефти.
В серии марок Того изображены крупнейшие супертанкеры с указанием их классов и габаритов (рекордная длина 458 м). Классификация типов танкеров в хронологическом порядке представлена на марке Катара.
На марке Тайваня изображен танкер для перевозки СПГ и схема газопроводов на карте острова. Проход супертанкера-газовоза через шлюз расширенного Панамского канала показан на марке Панамы.
Марки Индонезии, Бахрейна, Китая, Польши, Гонконга, Сингапура, Южной Кореи знакомят с инфраструктурой портовых нефтеналивных терминалов. На марке Франции изображен танкер в порту Гавра.
Загрузке танкера на морском подводном скважинном комплексе посвящена марка Монако из серии «Нефтяные технологии».
В 2021 г. в России издана марка с многофункциональным судном снабжения «Катерина Великая» компании «Роснефть», построенным на судостроительном комплексе «Звезда».
В выпусках прошлого века фигурируют железнодорожные составы с нефтяными цистернами (СССР, Китай, Южная Корея, Никарагуа), марка Бельгии воспроизводит конструкцию вагона-цистерны для сжиженного газа.
В качестве символов нефтедобычи на марках ряда стран используются нефтехранилища (цилиндрические и сферические резервуары) [1].
Нефте- газоперебатывающие и нефтехимические комплексы занимают видное место в НГФ и являются частью композиций марок многих стран (рис. 7), в том числе тех, где расположены крупнейшие НПЗ (Индия, Венесуэла, Южная Корея, ОАЭ) и ГПЗ (Саудовская Аравия, Катар, США, Россия).
Установки каталитического крекинга в процессе переработки нефти представлены на марках СССР и Кувейта. Установка дегазации нефти показана на марке Омана. Ректификационная колонна изображена на марках ГДР.

Заводы по производству СПГ, лидерами поставок которого на мировом рынке являются Австралия, Катар и США, представлены на марках Омана, Малайзии и Алжира. Памятный конверт по случаю ввода в эксплуатацию завода «Ямал СПГ» в Ямало-Ненецком АО выпущен в 2022 г. в России.
В связи с бурным развитием техники и технологии добычи углеводородов на шельфе и море за последние десятилетия символами отрасли становятся буровые и добывающие платформы (рис. 8). Морские платформы (стационарные, самоподъемные, полупогружные) можно рассматривать как чудо инженерной мысли, что нашло воплощение и в НГФ [5].
В России оффшорным нефтегазовым проектам посвящены марки и конверты с изображением морских платформ компаний «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть».
Марка Китая с морской полупогружной платформой демонстрирует особенности забойной компоновки для технологий направленного и горизонтального бурения, получивших широкое распространение в последнее время.
Геология и изучение недр всегда были в центре внимания нефтяного сообщества.

Несколько марок (СССР, ГДР, Египет) посвящены геологоразведочным работам (в том числе, геофизическим исследованиям в процессе бурения), имеющим большое значение для развития добывающих отраслей промышленности и изучения недр (рис. 9).
Интересна марка Эквадора, на которой буровые установки представлены с изображением структуры разреза пластов разбуриваемых горных пород. Марка Норвегии демонстрирует разрез горных пород и профиль стволов наклонно-направленных скважин, разбуриваемых с морской платформы в Северном море. Марка Бразилии представляет геологию пластов при добыче нефти из подсолевых залежей на морском месторождении Лула.
Проблемы геологической корреляции пластов, во многом исследуемые в результате разведочного бурения при поиске нефти и газа, отмечены на марках СССР и Канады.
Рекордным достижением науки и техники является успешное бурение в 1970-80 гг. в СССР Кольской сверхглубокой скважины СГ-3 глубиной 12262 м. Почтовое ведомство СССР откликнулось на это событие, выпустив специальный конверт и марку с изображением конструкции скважины, компоновки бурового инструмента и общего вида буровой на фоне заполярного пейзажа.
Почтовые ведомства многих стран не прошли мимо такой темы, как экология окружающей среды.
Марки, обращающие внимание на актуальность технологических решений, которые способны минимизировать вред от разработки нефтегазовых месторождений, обеспечить безопасность и достижение современных принципов энергоэффективности и устойчивого развития отрасли, интересны по своему содержанию. Наряду с техническими объектами, они содержат в сюжетах элементы флоры и фауны (рис. 10).
Серия марок Кувейта выделяет проблемы утечек нефти из танкеров, рекультивации полигонов нефтеотходов и дегазации, а марка Ганы отмечает опасность загрязнения воздуха на нефтеперерабатывающем комплексе.
В серии марок Сан-Томе и Принсипи «Крупнейшие нефтяные катастрофы» особо отмечен процесс тушения пожара в связи с аварией на буровой платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 г.
Проблемам энергосбережения, в том числе, в нефтегазовой отрасли посвящены марки ОАЭ и Алжира.
Становление и развитие нефтегазовой промышленности неразрывно связано с общественной жизнью, поэтому на многих нефтяных марках можно найти отображение средствами филателии политических и других знаменательных международных событий (рис. 11).
Нефтегазовые атрибуты (в большинстве случаев вышки и трубопроводы) на марках многих стран являются символами индустрии и достижений научно-технического прогресса, этапов экономического развития, юбилейных дат национально-освободительных революций, образования нефтяных компаний, открытия и начала разработки месторождений нефти и газа, научных конференций и симпозиумов, выставок и ярмарок.
Буровые вышки представлены на марках, посвященных военным конфликтам и нефтяным кризисам на Ближнем Востоке.
Немало марок посвящено международному сотрудничеству в нефтегазовой сфере. Государства, входящие в созданную в 1960 г. Организацию стран-экспортеров нефти (сейчас это 13 стран Азии, Африки и Латинской Америки), периодически выпускают почтовые марки с эмблемой OPEC и изображением символов нефтедобычи.
В семействе нефтяных марок свое место занимают почтовые эмиссии, выпущенные в честь Мировых нефтяных конгрессов. Стало традицией, начиная с Римского конгресса (1955 г.), когда страна-организатор выпускает памятные марки. В большинстве случаев на этих марках изображается буровая вышка как символ отрасли и приводится эмблема конгресса.
Ряд стран (Азербайджан, Венесуэла, Кувейт, Мексика, Россия, Румыния, Саудовская Аравия, Сирия, США, ФРГ) издали марки, посвященные учебным заведениям, готовящим кадры для нефтегазовой промышленности.
НГФ не обошла вниманием заслуги общественных деятелей, ученых и специалистов, внесших выдающийся вклад в создание и развитие нефтегазовой промышленности и топливно-энергетического комплекса. Однако этот список не очень обширен (рис. 12). Среди российских личностей – это Д.И. Менделеев (исследование свойств и переработка нефти, идея цисцерн и танкерных перевозок); инженер и изобретатель
В.Г. Шухов (крекинг-процесс, резервуары и нефтепроводы); первый народный комиссар тяжелой промышленности СССР С. Орджоникидзе, имя которого носит крупнейший в России машиностроительный завод «Уралмаш» (производитель буровых установок) и геологоразведочный университет; основоположник нефтяной геологии И.М. Губкин, в честь которого назван университет нефти и газа; академики Н.Д. Зелинский (нефтехимия) и Е.О. Патон (сварка трубопроводов); руководители нефтяной и газовой отраслей разных лет Н.К. Байбаков, В.С. Черномырдин. В этом году издана марка к 100-летию со дня рождения многолетнего ректора Губкинского университета В.Н. Виноградова.
Зарубежные почтовые ведомства также выпускают марки с портретами выдающихся личностей, причастных к истории и развитию нефтегазовой отрасли. Известны марки в честь братьев Нобелей, нефтяных магнатов Д. Рокфеллера и А. Меллона, первого президента итальянской нефтегазовой компании ENI Э. Маттеи и блок Гвинеи к столетию нефтяной промышленности США с портретом основоположника вращательного метода бурения Э. Дрейка.
Марка Аргентины на фоне морской платформы посвящена генералу Э. Москони, который известен как организатор разведки и добычи нефти в Аргентине. В Индии выпущена марка в честь исследователя и организатора науки Ш.С. Бхатнагара, одним из направлений деятельности которого являлась оптимизация рецептур буровых растворов. В Азербайджане и Беларуси изданы марки, посвященные памяти ученых-геологов Ш. Мехтиева и
Г. Богомолова. В Канаде выпущена марка в честь изобретателя метода извлечения нефти и газа из битума для ламп освещения в XIX веке, автора термина «керосин»
А. Геснера. В Южной Корее издана марка, посвященная инженеру-химику Д.Х. Ану, занимавшемуся исследованиями в области топливно-энергетической сферы.
Своеобразна серия марок Колумбии, посвященная пионерам и видным деятелям национальной нефтяной промышленности в различных отраслях науки и практики.
На марках некоторых стран-производителей нефти помещены портреты королевских особ, президентов и лидеров государств.
Интересны марки, напрямую не связанные с нефтяной тематикой и посвященные другим явлениям и событиям, в дизайне которых присутствуют символы нефтегазовой отрасли (рис. 13).
Так, на марке Чада из серии, посвященной памяти культового актера Джеймса Дина, показана сцена на площадке буровой из фильма «Гигант», сюжет которого связан с нефтяным бизнесом в Техасе. В Канаде выпущены марки со знаменитым хоккеистом У. Гретцки в форме команды из центра нефтеносной провинции «Эдмонтон Ойлерз» с эмблемой в виде капли нефти.
К этому разделу можно отнести оригинальные марки, посвященные бурению скважин в Антарктиде, вне Земли (на Луне, Венере), а также проводке тоннелей в Альпах, под Ла-Маншем, на БАМе, в метро [5].

Заключение
Тематика НГФ – неисчерпаемая и многогранная, будет расширяться с учетом постоянного развития нефтегазовой промышленности и общественно-политических процессов в мире.
В нашей стране эта тематика в целом не получила должного внимания со стороны почтового ведомства. В частности, не были отмечены знаменательные юбилейные даты последних лет: 125 лет создания первой в России вертикально-интегрированной компании, основанной братьями Нобелями, 75 лет образования наркомата нефтяной промышленности, 50-летие открытия месторождений Самотлора и Уренгоя. На наш взгляд, заслуживают внимания такие темы как «Вклад нефтяников в экономическое развитие страны», «Крупнейшие месторождения нефти и газа России», «Система газоснабжения России», «Достижения нефтегазовой науки и техники (организации, институты и личности, внесшие выдающийся вклад в развитие отрасли, в том числе передовые образцы технических средств и технологий, определивших прогресс нефтяной и газовой промышленности)».
Представляется целесообразным, чтобы руководители отрасли (Союз нефтепромышленников, Газпром, Транснефть, Роснефть и др.) обратились к Минсвязи и АО «Марка» с предложением разработать перспективную программу выпуска почтовых изданий, посвященных нефтегазовому комплексу России. Реализация такой программы позволит ознакомить общественность с достижениями и планами развития отрасли, что будет способствовать ее популяризации и с признательностью встречено корпоративным и филателистическим сообществом.

Литература

1. Балденко Д.Ф. Нефтегазовая филателия // Филателия, – 2018, – №№ 2, 4, 11.
2. Нерослов А.М. Филателия и нефть. Тематический каталог почтовых марок. НП «Пермская нефть», 2015.
3. Petroleum Philatelic Society International – www.ppsi.org.uk
4. Stamp catalog: list of countries – https://colnect.com.
5. Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д. Бурение и филателия // Бурение и нефть. – 2022. – № 3.
6. Балденко Д.Ф., Балденко Ф.Д. Трубопроводы – почтой // Газпром. – 2022. – № 9.

References

1. Baldenko D.F. Oil and gas philately // «Philately». – 2018. – no. 2, 4, 11.
2. Neroslov A.M. Philately and oil. Subject catalog of postage stamps. «NP Permskaya Neft» Publ., 2015.
3. Petroleum Philatelic Society International – Available at: www.ppsi.org.uk.
4. Stamp catalog: list of countries – Available at: https://colnect.com.
5. Baldenko D.F., Baldenko F.D. Drilling and philately // Drilling and oil. – 2022. – no. 3.
6. Baldenko D.F., Baldenko F.D. Pipelines by mail // «Gazprom» Publ., – 2022. – no. 9.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Балденко Д.Ф.

    Балденко Д.Ф.

    д.т.н., почетный нефтяник, заслуженный изобретатель РФ, советник

    ОАО «НПО Буровая техника»

    Балденко Ф.Д.

    Балденко Ф.Д.

    к.т.н., доцент

    РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина

    Просмотров статьи: 613

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru