Наши люди на такси в булочную не ездят!

Как цифровизация делает скважину недорогой и качественной

OUR PEOPLE DON'T TAKE THE TAXI FOR DRIVING TO THE BAKERY!
How digitalization makes a well inexpensive and of high quality

ZAKIROV K.F.1,
1 «MMotorRA» JSC
Moscow, 125167,
Russian Federation

Цифровая эра кардинально меняет традиционную ситуацию с планированием, строительством и заканчиванием нефтяных и газовых скважин – от понимания реальной картины происходящего, контроля качества данных, предиктивного анализа, фокусирования всех участников процесса на единой задаче, улучшения показателей безопасности и дисциплины до качественной и значительно более недорогой скважины. Результаты продемонстрированы на примере цифровой платформы ЭКО.

The digital era is fundamentally changing the traditional situation with the planning, construction and completion of oil and gas wells - from understanding the real picture of what is happening, data quality control, predictive analysis, focusing all participants on a single task, improving safety performance and discipline, to quality and significantly more inexpensive wells. The results are demonstrated using the example of the digital ECO platform.

Нетленная фраза управдома из кинофильма «Бриллиантовая рука» 1969 г. Как эта фраза может быть связана с темой современного бурения? Сейчас попробуем рассказать.
Почему советские люди не ездили на такси в 60–70-е гг. ХХ в.? Было несколько основных причин.
• Дорого. Водитель проводил полдня в поисках клиента, поэтому, когда клиент наконец находился, то водитель старался сразу выставить клиенту счет и за свой предыдущий простой, и за проезд, и за возможный будущий простой, поскольку не был уверен, когда у него будет следующий клиент.
• Непредсказуемо. Клиент никогда не знал, когда приедет такси, и когда он доберется до точки назначения. Маршрут был заранее неизвестен, как и стоимость поездки.
• Небезопасно. В основном машины такси не были созданы для безопасной езды. И не было особой нужды машину содержать чистой и безопасной.
• Неприятно. Водитель видел каждого своего клиента, по сути, в первый и последний раз, и не был мотивирован ему делать что-либо приятное.
Также таксомоторный бизнес характеризовался низкой загрузкой машин и малой управляемостью, что влекло его низкую эффективность и слабую прозрачность. Все это сказывалось на кошельке клиента, который был вынужден эту неэффективность покрывать высокими ставками за проезд.
И в целом все, что было связано с такси, всегда было покрыто мутной водой, в которой «все были за себя», и все участники процесса: таксомоторные парки – диспетчера – таксисты – клиенты боролись друг с другом за свою собственную выгоду. При этом главная задача данного бизнеса – довезти клиента из точки А в точку Б максимально быстро и безопасно – исполнялась в самую последнюю очередь. Никто, кроме самого клиента, в этом заинтересован не был. Весь бизнес такси был сфокусирован на том, чтобы «отжать» из клиента и из друг друга как можно больше.
Поэтому мы с вами обращались к такси лишь в крайних случаях, когда других вариантов не было.
Всему причиной была та самая «мутная вода», в которой можно ловить дополнительную «рыбку» – в условиях непрозрачности, неопределенности и непредсказуемости процессов. Проблема также состояла и в том, что вне зависимости от профессионализма водителей или очень жестких мер инструктажа и контроля добиться высоких результатов не получится. Пока вода мутная, человек всегда будет искать дополнительную выгоду, такова наша природа.
А далее сначала «Uber» в США и «Яндекс Такси» в России дали всем участникам процесса бесплатную облачную программу, которая позволяла сделать быстрый заказ (к клиенту приезжает ближайшая машина, которой не нужно добираться до вас через весь город), маршрут стал предсказуемым (и это с учетом пробок, ремонтов дорог и прочих динамически меняющихся проблем!), и стоимость проезда заранее известна. Теперь водитель видит вас не в последний раз, вы ему ставите звездочки и всегда можете его найти и после поездки, если понадобится. Поэтому водитель быстро стал вежливым, а машины – чистыми и ухоженными.
Но это еще не все. Вся бизнес-цепочка стала и прозрачной, и эффективной. Теперь водитель не простаивает и 95 % своего времени он зарабатывает, перевозя своего клиента. Загрузка всего таксомоторного парка также стремится к 100 %. Поскольку теперь и прозрачно, и предсказуемо, то банки и лизинговые компании с удовольствием дают машины под очень низкие проценты, поскольку они отлично понимают, как им эти деньги будут возвращены.
Результат: сами того не заметив, сейчас все участники процесса кровно заинтересованы в своей главной задаче– перевозке клиента из точки А в точку Б максимально быстро и безопасно. А стоит эта услуга для клиента в три раза дешевле. Сегодня мы ездим на такси и в булочную, и везде.
Теперь о том, как этот пример связан с бурением.
Многое из того, что происходит вокруг задачи бурения и строительства скважины, напоминает старую ситуацию с такси. Большое количество участников процесса– проектные институты, производители оборудования, буровые подрядчики, сервисные компании и, собственно, заказчики, объединены одной задачей: построить максимально быстро и эффективно качественную скважину для клиента.
В реальной жизни часто случается так, что участники забывают о своей главной задаче и фокусируются только на одной: как заработать больше и не нарваться на штрафы любой ценой. Мы часто забываем о качественной и недорогой скважине, а просто боремся за свой собственный финансовый результат. И в этой войне, также по классике, все средства хороши. Самое грустное, что один из участников этой борьбы – клиент – он еще и за всех платит. И часто переплачивает. А получаемый результат не всегда тот, который клиент ожидал, запуская процесс строительства скважины.
Причин здесь можно упоминать много. Однако нужно сфокусироваться на главной, и она является определяющей. Несмотря на все развитие технологий и весь багаж знаний, накопленный индустрией за последние десятилетия, во многом мы до сих пор бурим «вслепую». Как бы хорошо мы не понимали геологию, технологию и свое оборудование, в результате бурения производится много ненужных операций. В итоге мы получаем аварии и закладываем тройной запас прочности. Все это отрицательно сказывается и на сроках, и на качестве, и на стоимости производимых работ.
Обширные исследования, проведенные под эгидой Society of Petroleum Engineers, показали, что до 80 % всех скважин в мире бурятся с неэффективной нагрузкой на долото. Это означает, что в 40 % всех случаев, когда мы думаем, что бурим эффективно, на самом деле просто стачиваем инструмент и подвергаем всю систему опасным рискам, а в других 40 % случаев, когда мы думаем, что бурим эффективно, наше долото «болтается в забое» как «ложка в стакане» и не дает должного результата. Как бы хороши ни были анализ всех данных и работа по проектированию идеальной скважины, мы знаем, насколько сложна вся система бурения, включающая в себя и всю геологию, и геометрию ствола, и взаимоотношение всех механических составляющих (инструмент, колонна, буровой станок и все оборудование), живущих в постоянном взаимодействии. И мы знаем, что вся система «живая», и все в ней меняется каждую секунду.
Специалисты также понимают, что просчитать механические, гидравлические и петрофизические процессы в динамике и их взаимовлияния друг на друга в каждый отдельный момент нормальному человеку, даже профессионалу высокого уровня, практически невозможно. Поэтому заранее закладываются повышающие коэффициенты и тройная прочность, а также избыточные операции во многие свои решения, несмотря на то, что это означает увеличение времени и стоимости. Не до конца контролируя процессы и данные, мы на всякий случай «перезакладываемся».
До 80 % всех скважин в мире бурятся с неэффективной нагрузкой на долото. Это означает, что в 40 % всех случаев, когда мы думаем, что бурим эффективно, на самом деле просто стачиваем инструмент и подвергаем всю систему опасным рискам, а в других 40 % случаев, когда мы думаем, что бурим эффективно, наше долото «болтается в забое» как «ложка в стакане» и не дает должного результата.
Другая часть проблемы заключается в том, что в ситуации большой доли неопределенности появляется большое поле для субъективизма и возможности различных интерпретаций и трактовок. В нашем случае это та самая «мутная вода», о которой мы говорили в истории с бизнесом такси. В нашей борьбе – «каждый сам за себя», а победителем зачастую становится не более правый, а более убедительный. Как мы понимаем, качеству результата это помогает не всегда.
Дополнительным аспектом изучения является возможность модификации и манипулирования данными. Мы все умеем интерпретировать и показывать действительность в удобном нам свете. И убеждать окружающих в своей правоте.
Проблема качества и достоверности получаемых данных становится чрезвычайно актуальной. В связи с этим возникают следующие вопросы: что делать с качеством получаемых специалистами данных; почему и когда необходимо доверять нашим замерам и данным; насколько некачественные данные и ошибки приборов и измерений могут «увести» специалистов от объективного результата; как осуществлять контроль качества данных, чтобы выводы и решения были максимально точными и безопасными? Как видно, вопросов действительно много.
Как же борется с вышеперечисленными проблемами клиент? «Кнутом и пряником»! Бонусы за ускорения и штрафы за ошибки! А также максимальный контроль: проверка и перепроверка всех решений, видеофиксация, сбор всех возможных и невозможных данных, институт супервайзинга. Все это действительно помогает. Но не решив задач прозрачности и предсказуемости всех данных, невозможно добиться так называемой «прозрачной воды», а значит и успех не будет полным. Уже не говоря о том, что все инструменты контроля также означают избыточность применяемых ресурсов как людских, так и финансовых, а также значительно замедляют все процессы и усложняют принятие оперативных решений. То есть, специалисты немного выигрывают в качестве, но проигрывают во времени и в деньгах.
Для решения озвученной проблемы реально может помочь цифровизация. Однако необходимо серьезно разобраться, поскольку цифра бывает разной. Неполное понимание может увести от решения истинных задач в сторону просто «красивых упражнений».
Одна часть цифровизации уже активно внедряется во всем мире. Это цифровизация бизнес-процессов в бурении: документация, организация работ, логистика, фото- видео- и дата-мониторинги, отчетность и экономика. Эта часть цифровизуется в первую очередь потому, что все это изначально во многом арифметика, которую необходимо качественно описать математическими алгоритмами и далее научиться организовывать данные и результаты анализа в удобные для восприятия и использования формы. В настоящее время на рынке имеются качественные решения для общих и внутрикорпоративных целей.
Мы также видим на рынке большое количество программ-«смотрелок». Такие программы собирают все доступные «сырые» данные о процессе бурения и представляют их в удобном виде в режиме реального времени. Далее для специалиста ставится задача внимательно следить за всеми получаемыми данными, анализировать их и предоставлять информацию либо обратно для корректировки работы, либо вышестоящим специалистам для вынесения каких-либо решений, что особенно важно в моменты сбоев работы скважины.
Сегодня перед нефтегазовой отраслью стоит технологический вызов следующего уровня. Все, что происходит вокруг скважины, нам с вами доступно на расстоянии вытянутой руки. Однако сведения относительно внутрискважинных процессов значительно сложнее. Далеко не все специалисты имеют фактический опыт работы на подобных объектах, поэтому все, что известно, базируется на опосредованных данных. Основываясь на геологических и петрофизических знаниях, специалисты прогнозируют особенности процессов бурения в конкретных условиях. Также мы догадываемся, как ведет себя во время бурения наше оборудование в скважине, и как ведет себя сама скважина. То же самое касается всех динамических, механических и гидравлических процессов, происходящих на глубине, с учетом взаимовлияния всех процессов друг на друга. При решении данных задач необходима комплексная физика и сложная математика – совокупность неопределенностей и задач сравнима с космическими.
Для решения проблемы реально может помочь цифровизация. Однако необходимо серьезно разобраться, поскольку цифра бывает разной. Неполное понимание может увести от решения истинных задач в сторону просто «красивых упражнений».
Но как научиться считать и оценивать ситуацию в каждый момент, каждую следующую секунду, особенно с учетом того, что сама ситуация активно меняется каждую секунду? Как научиться предопределять возможные риски, видеть их заранее? Видеть свои безопасные и эффективные «коридоры» и работать только в них? Видеть явное и скрытое непроизводительное время и безболезненно его устранять? Необходимо уметь вычленять качественные данные, уметь их корректировать; научиться максимально автоматизировать все процессы и минимизировать негативное влияние человеческого фактора; качественно уменьшить количество людей, занятых в строительстве одной скважины при увеличении качества и безопасности и работ, и самих вводимых скважин; значительно уменьшить затраты клиента на каждую скважину.
Цифровая платформа ЭКО, являющаяся продуктом разработки отечественных ученых и специалистов, базируется на глобальном опыте, накопленном за десятилетия работы на большинстве мировых месторождений, успешно апробирована на объектах бурения на четырех континентах, и сегодня активно внедряется в России.
Теперь у бурения есть «глаза», чтобы смотреть внутрь скважины и видеть не только забой, колонну и долото, но и заглядывать за долото. И эта картинка доступна всем. «Мутная вода» очищается, и все участники процесса фокусируются на истинной задаче – строительстве безопасной, качественной и значительно более дешевой скважины.
Сегодня в мире есть всего несколько решений, способных успешно справляться с вышеперечисленными задачами. Цифровая платформа ЭКО, являющаяся продуктом разработки отечественных ученых и специалистов, базируется на глобальном опыте, накопленном за десятилетия работы на большинстве мировых месторождений, успешно апробирована на объектах бурения на четырех континентах, и сегодня активно внедряется в России. Пользователи системы подтверждают значительные материальные улучшения показателей качества, безопасности и высокий экономический эффект.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей


    Авторизация


    регистрация

    Закиров К.Ф.

    Закиров К.Ф.

    Советник генерального директора

    АО «ММоторРА»

    Просмотров статьи: 1060

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru