УДК:
DOI:

На пути к рекорду: 30 лет назад бригада буровиков Сергея Ананьева удивила весь мир

ON THE WAY TO THE RECORD: DRILLING TEAM SERGEY ANANYEVA SURPRISED THE WHOLE WORLD 30 YEARS BACK

ZARIPOVA E.M.1
1 Surqut, 628400,
Russian Federation

В 80-е годы прошлого столетия буровой мастер Сергей Алексеевич Ананьев из Сургутского УБР-3 (сегодня – заместитель генерального директора ПАО «Сургутнефтегаз» – начальник управления по бурению) сумел столь правильно и четко организовать работу в своем коллективе, что тот взял верный, бесповоротный курс на победу – к буровицкому триумфу, официально признанному всесоюзному рекорду, а по сути – и мировому.

… Сургут. Именно здесь, в этой географической точке великой когда-то державы под названием СССР комсомольско-молодежная буровая бригада мастера Сергея Ананьева 31 декабря 1989 г. установила мировой рекорд по проходке – 170 025 метров, который до сих пор так и не превзойден. О том, как это было, рассказывают очевидцы и современники исторического события.

In the 80s of the last century, drillmaster Sergey Alekseevich Ananyev from Surgut DO-3 (today - Deputy General Director of «Surgutneftegas» PJSC - head of the drilling department) was able to organize the work in his team so correctly and clearly that he took a faithful, irrevocable the course for victory is towards the drilling triumph, officially recognized by the All-Union record, and, in fact, the world record.
... Surgut. It was here, in this geographical point of the once great power called the USSR, the Komsomol-youth drilling team of master Sergei Ananyev on December 31, 1989 set a world record for penetration - 170,025 meters, which has still not been surpassed. About how it was, eyewitnesses and contemporaries of a historical event tell.

СТАНОВЛЕНИЕ БРИГАДЫ
Сначала была идея. Как прийти к рекорду? Коллектив еще нужно было сплотить, настроить на победу. Об этом долго размышлял Сергей Ананьев и в итоге пришел к выводу – он должен сам встать во главе бригады.
В 1985 г. его назначили мастером. Уже в следующем году в отстающем коллективе наладилась дисциплина. Мастер был со своими людьми круглосуточно: честно работал, водку не пил, в столовой отдельно не питался. Глядя на него, другие старались вести себя так же достойно.
– Сергей Алексеевич постоянно простывал, но лечился на ходу, – вспоминает Иван Диниченко, начальник Сургутского УБР-3 с 1983 до 1988 гг. – В ночь ему укол сделают, а он наутро опять – на буровую. Не щадил себя. Хотел как можно скорее всему научиться.
…Мастер Ананьев помнил все аварии того года, по месяцам. Через сколько дней сгорела котельная на 171-м кусте, какую скважину добуривал, что ему предыдущий мастер оставил с фонтаном, первое падение талей с талевого блока. Сергей Алексеевич вспоминает, как шутил его коллега Вениамин Федорин: «Сошлись два сапога пара, и все – левые», а потом по-отечески подбадривал: «Ну, нечего, сынок, ты справишься!».

Мастер Ананьев помнил все аварии того года, по месяцам. Через сколько дней сгорела котельная на 171–м кусте, какую скважину добуривал, что ему предыдущий мастер оставил с фонтаном, первое падение талей с талевого блока.


– Невозможно забыть слет буровых мастеров по итогам работы за 1986 год, – продолжает Ананьев. – Не хватило нескольких метров, по сути, «копейки», чтобы получить квартиры и машины – такие были материальные стимулы. Расстроен был до умопомрачения. Обсуждали ситуации коллективно. В следующий год решили – рвануть на всю катушку. Шла борьба за кусты, скважины. Еще одно нас сильно тогда подстегнуло: на собрании решили поддержать мастеров, занявших первое и второе места по предприятию. Нас не выбрали. Когда сообщил об этом бригаде, тогда коллективно и постановили – будем бороться!

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОРЫВ 1987-го
В бригаде подобралась сильная инженерно-технологическая группа. Владимир Макаренко славился тем, что хорошо знал не только наклонно-направленное бурение, но и другие операции, которые не входили в его обязанности. Поэтому, когда геологи не успевали приезжать к спуску колонны, рекомендации давал он. Безошибочно. Да и всем им – Вениамину Карпухину, Виктору Толстошееву, Александру Яковлеву – можно было доверять. Правая рука мастера – серьезный Владимир Макаренко – оформлял документы, одновременно учил технологии молодого специалиста Виктора Малолеткова. Общительный, веселый Вениамин Карпухин занимался всем, что связано с техникой. Ему подсоблял неразговорчивый слесарь по оборудованию Юрий Сиюткин.
– Бурили скважины по 2500 – 3000 метров. Это сегодня телесистему запустил – и все, – вспоминает Владимир Макаренко. – А в то время кривизну сам считал, определял компоновки, подбирал долота, буровой раствор и промывочную жидкость. В 1987-м за первый квартал пробурили около 12, а уже за апрель – 11 тысяч метров проходки! Впервые достигли гроссмейстерского рубежа, радовались безмерно. Награда – восемь автомобилей, из них пару отдали смежникам.
Так было принято при социалистическом соревновании в СССР, от четкого и слаженного взаимодействия со смежными организациями зависели метры. Но помогали тем, кто работал!
По признанию одного из слесарей-ремонтников ЦБПО БНО, в начале восьмидесятых они заключили договор с мастером Сургутского УБР-2 Василием Сидорейко, который на протяжении одиннадцати лет достигал стотысячного рубежа. Непосредственно для его бригады всегда был в запасе отремонтированный турбобур. В знак признания вклада ремонтников в победу буровиков помимо ковров и самоваров им выделяли два автомобиля.
Сергей Алексеевич вспоминает:
– Конечно, мы целиком и полностью зависели от смежников. Например, от геофизиков ждали партию на забурку кондукторов, контрольные замеры, окончательные каротажи. Встали на замер – и не прервешь, и не бросишь... Долгожданная стотысячная победа в 1987 г. вселила в нас уверенность. Неплохо было бы закрепить партию геофизиков за бригадой?! С такой просьбой к управляющему трестом Валентину Александровичу Коновалову мы поехали вместе с заместителем генерального директора по «Сургутнефтегаз» по бурению Владимиром Петровичем Ерохиным. Вышли с положительным решением.
ЦЕНА КАЖДОЙ МИНУТЫ
Все зависело от людей. Ошибка одного – это потеря времени всей команды. В 1988 г. замечательные бурильщики Юрий Алексеевич Бухлаев, Александр Николаевич Яковлев, Геннадий Павлович Скворцов, Сергей Николаевич Семёнов конкурировали и между собой: ежедневно на специальном стенде записывали данные, сколько пробурила вахта.
Один из членов легендарной бригады до сих пор в боевом строю в Сургутском УБР-3. Это – Мухарам Сиражетдинов, ныне – электромонтер 6-го разряда по обслуживанию буровых в бригаде мастера Дмитрия Димитриенко.
– Мы работали настолько самоотверженно, что не заметили, как дети выросли. В голове – исключительно бурение. До сих пор поражаюсь, какой Сергей Алексеевич – неординарный организатор, это – феномен, – восклицает Мухарам Хадиевич. – При этом – справедливый человек. Когда в бригаде выбирали состав вахты, то он абсолютно доверял бурильщикам, и собрал братьев-соратников по духу, на которых можно опереться. Делали все дружно, и мне помогали кабель подтянуть или двигатель поменять. Каждый день в 1989 году – необычный. Помню, в конце декабря, соревнование достигло апогея. И вдруг…происходит серьезная поломка оборудования, за которое отвечаю я. Под угрозой срыва проходка. Ценна каждая минута. Но мы «накинулись» на проблему «всем миром». И довольно быстро запустили оборудование. И все равно победили!

1989 год – МИГ УДАЧИ
…Это была настоящая захватывающая гонка лидеров. Каков же был старт в тот исторический год? Посмотрим сводку по бурению за 5 января 1989 г. Проходка у мастера Ивана Елисеева из Сургутского УБР-1 – 1966 метров, столько же – у Сергея Ворушилова из Сургутского УБР-2, у Башира Сулейманова – 2632 мет-ра. Самая высокая проходка по объединению у Сергея Ананьева из УБР-3 – 3159 метров.
В сентябре 1989 г. команда третьего УБР совершила небывалый рывок. Сергей Семёнов вспоминает:
– Мастер вселил в нас азарт, победный дух – везде и всегда быть первыми. Мы пробурили 19147 метров на Яунлорском месторождении. Установили новый всесоюзный месячный рекорд отрасли. Это был грандиозный успех.
Как писал советский поэт Юрий Визбор, что такое «победа» – миг удачи! С.А. Ананьев считает, что важен не сам триумф, а путь к нему. Кто прошел его достойно – тот счастливый человек.
Слава о тружениках Западной Сибири прогремела далеко за пределами страны…
В передовую бригаду стали часто приезжать почетные гости. Однажды у них побывали американцы. Ребята-то считали, что те – самодостаточные, но, оказывается, увидев у сургутян вертикальный шламовый насос и ключ АКБ-3, сильно удивились и принялись фотографировать «диковинки». В дружеской беседе иностранец предложил Ананьеву поменять свою каску на норковую шапку, но мастер рассмеялся: мол, для Севера это – неравноценный обмен.

Все зависело от людей. Ошибка одного – это потеря времени всей команды. В 1988 г. замечательные бурильщики Юрий Алексеевич Бухлаев, Александр Николаевич Яковлев, Геннадий Павлович Скворцов, Сергей Николаевич Семёнов конкурировали и между собой: ежедневно на специальном стенде записывали данные, сколько пробурила вахта. Один из членов легендарной бригады до сих пор в боевом строю в Сургутском УБР–3. Это – Мухарам Сиражетдинов, ныне – электромонтер 6 разряда по обслуживанию буровых в бригаде мастера Дмитрия Димитриенко.

НА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛНЕ
В период становления бригады С.А. Ананьев принял активную общественную позицию. Будучи буровым мастером, Сергей Алексеевич одновременно являлся членом горкома комсомола и членом горкома партии. И к тому же возглавлял штаб комсомольско-молодежных бригад Главтюменнефтегаза. Среди его наград — два знака ЦК комсомола: «Мастер золотые руки», знак «За трудовую доблесть», премия Ленинского комсомола. Он самый молодой лауреат, который получил государственную премию! В 1990 г., после рекорда, попал на Съезд комсомола, который был последним перед развалом СССР.
– Но самое лучшее было – это наши доброжелательные отношения в бригаде, глубокое взаимоуважение, – считает Сергей Алексеевич. – Ну и не без иронии! Подтрунивали и надо мной: «Тиранушка скоро приедет», или, когда появлялся на буровой, сразу объявляли: «Внимание! В небе Покрышкин». Иногда и вовсе подшучивали: «бригада Карпухина имени Ананьева». «Смешно, Венка, что это такое?» – в недоумении я спрашивал у Вениамина Карпухина. А он в ответ: «Да не обращай внимания! Ты же уехал: то на пленум комсомола, то еще что-то выбиваешь для нас, то за тампонажниками. Они приедут и спрашивают: а где мастер?» – А я должен был двигаться! Мы ездили в Ноябрьск, Юганск – за дефицитом!

В передовую бригаду стали часто приезжать почетные гости. Однажды у них побывали американцы. Ребята–то считали, что те – самодостаточные, но, оказывается, увидев у сургутян вертикальный шламовый насос и ключ АКБ–3, сильно удивились и принялись фотографировать «диковинки». В дружеской беседе иностранец предложил Ананьеву поменять свою каску на норковую шапку, но мастер рассмеялся, мол, для севера это – неравноценный обмен.

– На душе светло, когда вспоминаю об участии в знаменитом социалистическом соревновании. Как вахты быстро и профессионально бурили, с высокими темпами строительства – каждые четыре дня забуривали новую скважину, без непроизводительных простоев, – поражается Аскар Тютенев, трудившийся в те годы в передовой бригаде, сегодня он – мастер в Управлении поисково-разведочных работ. – И вот знаменательный результат. Среди буровых коллективов ПО «Сургутнефтегаз» по итогам за 1989 г.: рекорд 170025 метров проходки.

ПРОТОКОЛ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА
Далекие от бурения люди и не понимающие грамотную организацию труда недоверчиво вопрошали: возможно ли такое? Сергей Семёнов решил развенчать все мифы:
– Первое: Сергей Ананьев никого не гонял. Требовал, чтобы работали вдумчиво, без аварий, своевременно делали профилактику оборудования. Мы все были рационализаторами. Постоянно проводили работу над ошибками, разбирали ситуацию, анализировали. Вот так и стали профессионалами.
Миф второй: якобы УБР-2 и УБР-3 были непримиримыми врагами – неправда. Друг другу помогали и словом, и… запчастями. Еще во времена становления коллектива ездили к соседям: что-нибудь поменять. Например, не хватало оборудования – «башмаков», а у соседей они были, но зато простаивали без химреагента. И мы обменивались. Да и настоящая взаимовыручка была между буровиками разных УБР, могли и среди ночи спросить совета.
В полдень 31 декабря 1989 года к нам в бригаду приехал главный соперник – мастер Сергей Ворушилов из Сургутского УБР-2. Крепко пожал всем руки, поздравил:
– Да, вы набурили первыми. Вы – победители!
Третий миф, что бурили двумя станками. Отвечаю: мы не «параллелили». Юрий Сиюткин хранит все вахтенные журналы тех лет, где бурильщик ежедневно поименно записывал, кто какое задание выполнял. Вся история нашего рекорда запротоколирована.

ЧЕСТНОЕ СОПЕРНИЧЕСТВО
– Как начальник предприятия, – констатирует факт Иван Диниченко, – знаю, что Сергей Ананьев на буровой трудился плечом к плечу со своими ребятами. Чтобы максимально им помочь, я постоянно разговаривал с подрядчиками о недопущении непроизводительных простоев. В 1989 году была здоровая конкуренция. Можно проследить по планово-экономическим показателям, как прошло соревнование. В течение года две бригады шли рядом – ноздря в ноздрю, с разницей 500 – 700 метров! Ревностно следили друг за другом, чтобы никто не приписывал дополнительные метры. Бригада Ананьева в декабре совершила рывок на пределе возможностей.
Мнением поделился и Геннадий Лёвин, Герой Соци-алистического Труда, начальник Сургутского УБР-2 с 1981 по 2003 гг:
– Мастера Сергей Ворушилов и Сергей Ананьев побили все рекорды по проходке горных пород, которые существовали в советское время. Это было настоящее, захватывающее, как боксерский поединок, единоборство. Некоторые, наверно, думают: а почему, собственно, до сих пор никто не превзошел это достижение? Действительно, это сделать трудно: при строительстве скважин приходится выполнять множество сложных и тяжелых операций. Да к тому же не было уже таких ребят с горящими глазами, как Абил Шукюров или Сергей Ворушилов, уехавших из Сургута после развала страны. На стремительный рывок по проходке, на грани эмоциональных и физических сил, способен был такой лидер, как Сергей Ананьев – настоящий самородок!

Сегодня, оценивая то время, понимаем, что именно из этих людей, с такими характерами, нормами воспитания и получились – сибирские супер–герои – победители! И собрались они здесь для свершения трудового подвига, в этой географической точке под названием – Сургут.

ЛИДЕРЫ ПО ЖИЗНИ
– Что ж дальше? – задается вопросом рекордсмен. И отвечает: – Первая задача – развеять миф, что мы приш-ли на час. Еще три года бурили свыше 160 тысяч метров.
– Так и было, – подтверждает первый заместитель начальника управления по бурению ПАО «Сургутнефтегаз» Феликс Яхшибеков. – Мы продолжали бурить, несмотря на политические катаклизмы в стране. В коллективе каждый досконально знал все процессы. За вахту успевали пройти весь цикл работ – построить скважину. Четко и быстро. В 1992 г. Юрий Сиюткин возглавил бригаду. Многие наши специалисты пошли вверх по карьерной лестнице: всем пригодился колоссальный опыт.
Сегодня, оценивая то время, понимаем, что именно из этих людей, с такими характерами, нормами воспитания и получились сибирские супергерои – победители! И собрались они здесь для свершения трудового подвига, в этой географической точке под названием – Сургут.

ИЗ АРХИВА ГАЗЕТЫ «НЕФТЬ ПРИОБЬЯ»
В «НП» от 27 ноября 1987 г. в статье «Право быть впереди» о бригаде Ананьева написано следующее: «438-й куст Яунлорского месторождения… У каждого бурового коллектива есть заветное желание. И чаще всего – это преодоление 100-тысячного рубежа. Одной бригаде на это нужны годы, другая как-то разом набирает темпы, уверенно входит в число лидеров».
Всего через год этот коллектив взял высокий рубеж раньше на месяц. Об этом в статье «О чем размышляет лидер» в газете «Нефть Приобья» от 5 октября 1988 г. читаем: «26 сентября 1988 года на 471-м кусте Пильтанского месторождения бригада С.А. Ананьева из Сургутского УБР-3 пробурила 103 тысячи метров горных пород».
В газете № 95 от 27 декабря 1989 г. напечатано: «В декабре, в день ввода советских войск в Афганистан, буровая бригада мастера С. Ананьева Сургутского УБР-3 решила заработанные в этот день деньги перечислить в фонд «Милосердие» для сургутских инвалидов-«афганцев».

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Зарипова Э.М.

    Зарипова Э.М.

    журналист

    «Нефть Приобья»

    Просмотров статьи: 2891

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru