УДК:
DOI:

Проблемы выбора оптимального смазочного материала

The problems of optimal lubricant choosing

S. PYATOV,
Fluoropolimer Technologies Ltd.

Разнообразная палитра предложений пластичных смазок в современной России ставит перед техническими специалистами предприятий порой непростую задачу. Как не утонуть в море рекламы и сделать правильный выбор продукта, наиболее подходящего для вашего оборудования?

The diverse palette of proposals for greases in modern Russia poses a difficult task for technical specialists of enterprises. How not to drown in the sea of advertising and make the right choice of the product most suitable for your equipment?

Еще каких-то 30 лет назад этой проблемы практически не существовало. Солидол, литол, униол и циатимы составляли более 90 % от всего объема потребляемых в Советском Союзе смазок. Оставшиеся 10 % выпадали на смазки серии ВНИИ НП, являющиеся продуктом разработки одноименного института и служащие специфическим потребностям отечественного авиапрома и ВПК. Особую нишу занимали узкоспециализированные смазки для отдельных отраслей промышленности (нефте-, газодобыча и т.д.). Однако вся номенклатура отечественного рынка пластичных смазок не превышала нескольких десятков наименований. Соответственно, и подготовка советских инженеров в этой сфере была крайне минимизирована как в плане учебных часов, так и в своей содержательной части.
Времена изменились, а уровень квалификации технических специалистов в этом плане остается критически низким. Конечно, если оборудование на гарантии и в карте смазки прописан смазочный материал определенной марки конкретного производителя, то вопросов, как правило, не возникает. Не хочешь потерять гарантию – пользуйся тем, что предписано. Но современные реалии нашего отечества и текущая международная обстановка таковы, что сюрпризов можно ожидать в любой момент. И что делать, если завтра привычный смазочный материал попадет под санкции наших «западных партнеров» или контрсанкции родного правительства?
Да и без этих форс-мажорных обстоятельств в обычной жизни существует множество других случаев, когда правильный выбор смазки становится затруднительным. Например, данная марка смазки вообще не поставляется в Россию, или в инструкции к оборудованию не указан конкретный смазочный материал, а даны лишь основные характеристики, которым он должен отвечать. Или производитель смазочного материала прекратил выпуск привычной линейки смазок, а предложенный им на замену аналог оказался значительно хуже своего прототипа по качеству. Возможны случаи, когда поставщик меняет логистическую схему или политику продаж в России, что приводит к значительному увеличению сроков поставки. Вариантов, когда поиск и выбор новой смазки становится актуальной проблемой, вполне достаточно.
Именно в таких ситуациях, к сожалению, процесс принятия решений бывает крайне нерационален. В его основе могут лежать различные мотивы, но, как правило, они базируются вовсе не на знании науки трибологии и не на понимании механизмов работы различных пластичных смазок. При схожих характеристиках продуктов в одних случаях выбирают то, что дешевле. В других – останавливают свой выбор на самом дорогом варианте, объясняя это решение ссылкой на жизненный опыт: чем дороже, тем лучше и надежней. К сожалению, данный принцип не всегда срабатывает. Непонимание сложной взаимозависимости комплекса показателей смазки с одной стороны и ценой на данный продукт – с другой может привести к негативным последствиям.
Например, потребитель, ориентируясь на температурные показатели смазки и ее хорошие трибологические характеристики, остановил свой выбор на дорогой синтетической смазке на основе полиалкиленгликолевого (PAG) масла. При этом он не учел, что основным недостатком данного типа смазок является их слабая водостойкость. В результате в условиях высокой влажности расход новой смазки увеличился в два раза.
Примером противоположного рода может служить негативный опыт другого российского предприятия, работающего в условиях крайнего севера. После резкого скачка курса доллара в 2014 г. руководство предприятия решило отказаться от существенно возросшей в цене импортной смазки и вернуться к использованию одной из лучших отечественных морозостойких смазок ЦИАТИМ-221, которая может применяться при температуре до минус 60°C. При выборе поставщика приоритет был отдан наиболее дешевому варианту с ценой, не превышающей 600 рублей за килограмм продукции. Но ЦИАТИМ-221, изготовленный в полном соответствии с ГОСТ, априори не может стоить так дешево! Дело в том, что в качестве дисперсной среды в смазке должна применяться полиэтилсилоксановая жидкость ПЭС – 132-24, производства ОАО «Алтайхимпром» (в промышленном масштабе полиэтилсилоксаны больше никто не выпускает не только в России, но и за рубежом). Цена на данную жидкость уже в 2014 г. превышала 2000 рублей за килограмм. В составе же смазки ее должно быть около 85 %. В результате закупленный предприятием дешевый Циатим-221 замерз уже при температуре минус 45°C.
Что должен учитывать технический специалист при выборе оптимального смазочного материала, чтобы избежать досадных ошибок?
В связи с вышеизложенным возникает вопрос: что же должен учитывать технический специалист при выборе оптимального смазочного материала, чтобы избежать таких досадных ошибок?
Во-первых, необходимо ясно осознавать, что массовое производство, за которым стоят такие большие компании как Shell или Mobil, всегда стремится к максимально возможной универсальности выпускаемого продукта. Это позволяет увеличить количество потенциальных покупателей, снизить издержки производства и увеличить рентабельность. Но универсальный продукт всегда будет уступать по качеству специализированному, объем производства которого ограничен, а себестоимость выше. Именно поэтому такие смазки как Molykote или Kluber значительно отличаются в цене от продукции гигантов рынка при схожих, на первый взгляд, технических показателях.
Абсолютными рекордсменами по продолжительности работы являются смазки на перфторполиэфирных маслах.
Во-вторых, следует делать акцент на критически важных для вашего производства свойствах смазки. Как правило, их количество не превышает 3 – 4 показателей. Например, если речь идет о высокотемпературной смазке, то необходимо обратить внимание на вязкость базового масла, температуру каплепадения и вспышки, процент испаряемости. При этом следует учитывать, что, как правило, при одинаковых показателях работоспособность смазки на полиальфаолефиновом (ПАО) масле будет дольше, чем на минеральном, а смазки на полифенилметилсилоксановом масле дольше, чем на ПАО. Но абсолютными рекордсменами по продолжительности работы являются смазки на перфторполиэфирных (PFPE) маслах. Именно поэтому в последнее время в политике не только европейских и американских производителей оборудования, но и производителей из азиатского региона прослеживается четкая тенденция закладывать в критически важные узлы трения так называемые PFPE/PTFE смазки различных марок. Именно данный тип смазки при первичной закладке в новое оборудование позволяет обеспечить максимально долгий срок его работы без технического обслуживания.
В-третьих, необходимо учитывать фактор сложности (простоты) в обслуживании узла трения. Дело в том, что помимо дисперсионной среды (базового масла), играющей первостепенную роль в рабочих характеристиках пластичной смазки, следует учитывать и особенности используемого в ее составе загустителя. В процессе эксплуатации любого механизма в зонах трения накапливаются не только продукты износа и загрязнения из внешней среды в виде производственной пыли и т.п., но и непосредственно смазка, коксующаяся под воздействием температур, нагрузок и других факторов. Тип загустителя (мыльный, органический, неорганический) в сочетании с базовым маслом влияет как на скорость коксообразования, так и на возможные в дальнейшем способы очистки узла трения. В легкодоступных для обслуживания механизмах особенности дисперсной фазы того или иного вида смазки можно специально не принимать в расчет, акцентируя внимание на рабочих характеристиках продукта. Но в узлах, сложных для регулярного обслуживания, требующих длительной остановки производства или привлечения сторонних специалистов, знание специфики загустителя жизненно необходимо.
было зафиксировано, что при использовании нового смазочного материала централизованная система смазки станка сохраняет работоспособность даже после 40часов работы без дополнительной прокачки.
Например, один из крупных поставщиков импортного оборудования для производства мебели столкнулся со следующей проблемой. В инструкции к оборудованию было указано, что через каждые 8 часов работник должен прокачивать смазку, которая поступала через централизованную систему и вытесняла отработавший продукт. Но поскольку культура производства на российских предприятиях несколько отличается от немецкой или японской, от потребителей стали поступать постоянные жалобы на сбои в системе смазки станков. Проблема усугублялась еще и тем, что пока оборудование находилось на гарантии, поставщику приходилось отправлять работников в командировки по всей России, что вело к существенным финансовым потерям. Компания-импортер была вынуждена обратиться к специалистам с просьбой подобрать или разработать новый смазочный материал. В итоге для обслуживания оборудования была разработана смазка с другим, специально подобранным высокотемпературным загустителем. В результате тестов было зафиксировано, что при использовании нового смазочного материала централизованная система смазки станка сохраняет работоспособность даже после 40 часов работы без дополнительной прокачки.
Данный пример логически подводит нас к четвертому пункту: если есть сомнения, всегда лучше проконсультироваться с профессионалами. Сейчас, к сожалению, фактически невозможно найти экспертов, не аффилированных с теми или иными коммерческими структурами. Независимые научные исследования в России в данной области не проводятся с начала 90-х годов. И если в отношении разработки и тестирования смазочных масел в последнее время наблюдается значительный прогресс (благодаря заинтересованности таких крупных игроков рынка, как «Роснефть», Газпром и Лукойл), то перспективы развития отечественного рынка пластичных смазок не столь оптимистичны. Тем не менее, при прочих равных условиях, всегда лучше выслушать мнение специалистов из 2 – 3 конкурирующих компаний.
Дополнительная информация и опора на здравый смысл, анализ всех плюсов и минусов предлагаемых материалов помогут вам принять оптимальное решение и избежать досадных ошибок.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Пятов С.В.

    Пятов С.В.

    генеральный директор

    ООО «Фторполимерные технологии»

    Просмотров статьи: 2205

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru