Вузы и работодатели: от сотрудничества к системному взаимодействию (часть 2)

Universities and employers: from cooperation to system interaction (part 2)

A. VLADIMIROV, V. BALABA,
Gubkin Russian State University
of Oil and Gas.

В системе и структуре профессионального образования произошли значительные изменения, основной идеей которых является переход от унаследованной от плановой экономики парадигмы «обучение на всю жизнь» к «обучению на протяжении всей жизни». Теперь образовательные стандарты должны быть сопряжены с соответствующими профессиональными стандартами, актуальными требованиями рынка труда. Это предполагает системное сотрудничество вузов и работодателей. Именно эта область взаимодействия нефтегазовых вузов и работодателей, в частности, по вопросам прикладного бакалавриата, является, по мнению авторов, наиболее проблемной. Она рассматривается в  статье на примере подготовки кадров для бурения скважин (бакалавров, магистров, горных инженеров). Сделан вывод, что введение прикладного бакалавриата должно сопровождаться разработкой новых образовательных программ, причем с непосредственным участием работодателей – только профессиональное сообщество может сформулировать требования к программам профессионального образования и оценить соответствие их этим требованиям.

The system and structure of vocational education have undergone significant changes, the main idea of which is the transition from the lifelong learning paradigm inherited from the planned economy to «Lifelong learning». Now educational standards should be associated with relevant professional standards, relevant labor market requirements. This implies systemic cooperation between universities and employers. It is this area of interaction between oil and gas universities and employers, in particular, in applied bachelor's issues, according to the authors, is the most problematic. It is considered in the article on the example of training personnel for drilling wells (bachelors, masters, mining engineers). It is concluded that the introduction of applied bachelor's degree should be accompanied by the development of new educational programs, with the direct participation of employers - only the professional community can formulate requirements for vocational education programs and assess their compliance with these requirements.

Система высшего образования постоянно эволюционирует в соответствии потребностям экономики и со-
циальными запросами. «Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции» [1]. Качественный скачок произошел при переходе высшей школы на многоуровневую систему образования (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура) и введении компетентностного подхода к содержанию образовательных программ. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) теперь сопряжены с соответствующими профессиональными стандартами, что предопределило необходимость перехода взаимоотношений работодателей и вузов на новый уровень – от сотрудничества и спонсорской помощи отдельным вузам к системному взаимодействию по различным аспектам подготовки кадров. Механизмы влияния работодателей на содержание высшего образования определены законодательно [2, 3] (рис. 1).
Однако именно эта область взаимодействия нефтегазовых вузов и работодателей является наиболее проблемной, во многом дискуссионной, что и побудило авторов инициировать общественное обсуждение данной проблемы на страницах отраслевого журнала (см. «БиН» № 5, 2018). Она рассматривается в данной статье на примере подготовки кадров для бурения скважин. В первой ее статьи [4] авторы сочли необходимым остановиться на некоторых общих вопросах нефтегазового образования, которые важны для понимания рассматриваемой проблемы, но как показывает опыт общения с представителями промышленности, зачастую, ими не принимаются во внимание. Во второй части статьи обсуждаются актуальные вопросы подготовки кадров в бакалавриате.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) теперь сопряжены с соответствующими профессиональными стандартами, что предопределило необходимость перехода взаимоотношений работодателей и вузов на новый уровень – от сотрудничества и спонсорской помощи отдельным вузам к системному взаимодействию по различным аспектам подготовки кадров. Механизмы влияния работодателей на содержание высшего образования определены законодательно.


БАКАЛАВРИАТ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ
Самым массовым по количеству выпускников и в то же время самым проблемным в нефтегазовом образовании является бакалавриат. Связано это с тем, что, несмотря на 26-летнюю историю его существования в России, однозначного понимания сущности этого уровня высшего образования так и не сложилось, его развитие оказалось неоднозначным и порой противоречивым. Введение многоуровневой структуры высшего образования (бакалавриат, магистратура и специалитет) часто увязывают с присоединением России в сентябре 2003 г. к Болонскому процессу, направленному на сближение и гармонизацию систем высшего образования стран Европы с целью создания его единого европейского пространства. Однако это не так, она была введена значительно раньше Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и предшествовавшим ему Постановлением Миннауки РФ от 13.03.1992 № 13 «О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации», в том числе с целью «создания условий для гибкого реагирования высшей школы на запросы общества в условиях рыночной экономики». Согласно этим документам многоуровневую структуру высшего образования было предписано реализовывать различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами трех уровней.
Первый уровень (продолжительность обучения – 3 – 3,5 года) включал двухлетнее обучение по программам бакалавриата и профессиональную подготовку в объеме среднего профессионального образования (СПО). Лицам, успешно завершившим двухлетнее обучение по программе бакалавриата, выдавалось свидетельство о неполном высшем образовании, а освоившим всю программу первого уровня – диплом о неполном высшем образовании с присвоением квалификации согласно перечню специальностей СПО.
Второй уровень – это программы базового высшего образования со сроком обучения не менее 4 лет и выдачей диплома о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения.
И, наконец, образовательно-профессиональные программы третьего уровня с общей продолжительностью обучения 5 – 6 лет имели целью подготовку специалистов, готовых к самостоятельной творческой профессиональной деятельности. Лицам, завершившим обучение по этим программам, выдавался диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.
Бакалавриат действительно заимствован нами из зарубежной практики, в которой существуют две его формы (модели): академический (университетский) и прикладной (колледжный).
Целью академического бакалавриата является глубокая общеобразовательная и профессиональная теоретическая подготовка, обеспечивающая широкий общий и профессиональный кругозор, необходимые, прежде всего, для продолжения обучения на следующей ступени – в магистратуре.
Бакалаврская же подготовка в колледже – это интеграция образовательных программ СПО и высшего образования в целях обеспечения преемственности профессиональный подготовки, то есть модель высшего образования, имеющая конкретную практическую, прикладную направленность. Выпускник этой формы бакалавриата готовится к профессиональной деятельности на производстве, что, разумеется, не исключает продолжения обучения в магистратуре.

Самым массовым по количеству выпускников и в то же время самым проблемным в нефтегазовом образовании является бакалавриат. Связано это с тем, что, несмотря на 26-летнюю историю его существования в России, однозначного понимания сущности этого уровня высшего образования так и не сложилось, его развитие оказалось неоднозначным и порой противоречивым.

В системе российского высшего образования изначально также были приняты две формы бакалавриата – академический и прикладной. Формально в указанном выше постановлении Миннауки РФ термина «прикладной бакалавриат» еще нет, но фактически сочетание подготовки в объеме СПО и высшего образования, хотя и неполного, – это суть именно прикладного бакалавриата.
В последующем были приняты еще несколько нормативных правовых актов, посвященных уровневой подготовке. В частности, во ФГОС ВПО по направлению подготовки «131000 Нефтегазовое дело», утвержденном в 2009 г., предусмотрены две разноцелевые формы бакалавриата: академический (бакалавр как степень) и прикладной (бакалавр как квалификация). Как уже подчеркивалось, программа академического бакалавриата ориентирована как на основные – научно-исследовательский и педагогический виды профессиональной деятельности, а программа прикладного бакалавриата является практико-ориентированной.

Практически всех бакалавров в нефтегазовом деле до сих пор, за редким исключением, готовят по академической модели бакалавриата. Выпускники практически готовятся не к работе на производстве, а к продолжению обучения на следующей ступени высшего образования – в магистратуре.

ПРИОРИТЕТ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА ПРИКЛАДНОМУ БАКАЛАВРИАТУ
Сложная судьба прикладного бакалавриата обусловлена как минимум тремя причинами. Во-первых, изначально в высшем образовании бакалавр понимался как ученая степень (академический бакалавриат), а не квалификация (прикладной бакалавриат), что вызывало неоднозначное понимание вузовским и профессиональным сообществом сущности подготовки в бакалавриате, а именно степени ее профессиональной направленности. Работодатели, периодически заявляя, что уровень подготовки в бакалавриате не устраивает производство, так как бакалавры не имеют соответствующей практической подготовки, не проявили настойчивости, «не дожали» вузы. Поэтому практически всех бакалавров в нефтегазовом деле до сих пор, за редким исключением, готовят по академической модели бакалавриата. Выпускники практически готовятся не к работе на производстве, а к продолжению обучения на следующей ступени высшего образования – в магистратуре.
Во-вторых, образовательные программы прикладного бакалавриата не являются основными для высшей школы, они находятся на ее периферии – это интеграция среднего профессионального образования с высшим. Более того, уравнивание сроков обучения (четыре года) двух уровней профессионального образования (высшего и среднего) породило идею подготовки по программам прикладного бакалавриата не только в вузах, но и в системе СПО. Она была реализована в Постановлении Правительства РФ от 18 августа 2009 г. № 667 «О проведении эксперимента по созданию прикладного бакалавриата в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования». Эксперимент проводился в 2009 – 2014 гг. и практика подготовки бакалавров в системе СПО не получила дальнейшего развития (техникумы и колледжи нефтегазового профиля в эксперименте не участвовали). В последующих нормативных правовых актах, посвященных уровневой подготовке, прикладной бакалавриат стал рассматриваться только в высшем образовании, но некоторая его отчужденность сохранилась.
И, наконец, третья причина, являющаяся в значительной степени следствием двух первых, – это несогласованность позиций заинтересованных сторон – государства, министерства образования, вузовского сообщества и работодателей. А «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука» (И.А. Крылов).
Из перечисленных интересантов последовательную позицию занимало лишь государство. Правительство РФ Распоряжением от 30.12.2012 № 2620-р [5] запланировало введение прикладного бакалавриата в системе профессионального образования. Цель – «обеспечение подготовки специалистов, владеющих наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области квалификацией для работы со сложными технологиями». Для этого было предусмотрено провести в 2013 – 2014 гг. пилотную апробацию образовательных программ прикладного бакалавриата, в 2014 – 2016 гг. – разработку и утверждение ФГОС по прикладному бакалавриату, а в 2015 – 2018 гг. – реализацию указанных программ в штатном режиме. При этом удельный вес численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата в общей численности обучающихся по программам высшего образования должен был вырасти с 5,3 % в 2013 г. до 30 % в 2018 г.

В качестве положительного примера можно привести вузы, которые на своих сайтах четко указали форму бакалавриата по направлению «Нефтегазовое дело»: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина – академический бакалавриат, МГРИ-РГГРУ – прикладной бакалавриат.

Спустя два года Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 № 722-р был утвержден новый план мероприятий, но важно подчеркнуть: все, что касалось прикладного бакалавриата, включая конечные сроки реализации мероприятий, осталось в силе. Изменился лишь целевой показатель – теперь к 2018 г. нужно было обеспечить 30 % численности обучающихся по программам прикладного бакалавриата не в общей численности обучающихся по программам высшего образования, а в общем количестве принятых на обучение по программам бакалавриата за счет средств федерального бюджета. Таким образом, финансирование прикладного бакалавриата государство полностью взяло на себя, осталось только выполнить запланированное. Но, как известно, «Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения» (М.Е. Салтыков-Щедрин):
– Минобрнауки России в течение 2015 – 2016 гг. должно было разработать и утвердить ФГОС ВО по прикладному бакалавриату. Стандартов до сих пор нет, ограничились лишь тем, что в действующих ФГОС ВО по направлению «Нефтегазовое дело», принятых в 2015 г. [6], предусмотрели деление программ бакалавриата на академические и прикладные. Затем убрали и эту позицию – в новом ФГОС ВО, принятом в феврале текущего года [7], такого деления программ бакалавриата уже нет.
– Руководители образовательных организаций высшего образования должны были в 2015 – 2017 гг. реализовать образовательные программы прикладного бакалавриата в штатном режиме, обеспечив в 2017 г. достижение 26,1 % удельного веса численности лиц, принятых на обучение по программам прикладного бакалавриата в общем количестве принятых на обучение по программам бакалавриата за счет средств федерального бюджета. Это поручение Правительства РФ не выполнено, во всяком случае, по направлению подготовки 21.03.01 – Нефтегазовое дело. Целевой показатель 2018 г. (30 %) также заведомо не будет выполнен.
Позиция вузов, в отличие от позиции Минобрнауки России, в целом понятна: ФГОС ВО по прикладному бакалавриату нет, а введение программ прикладного бакалавриата означает перестройку, и весьма существенную, всего учебного процесса в вузе. Понятно, что в этой ситуации предпочтение отдается традиционной, академической форме бакалавриата, тем более, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» [1] деления программ бакалавриата на академический и прикладной нет, соответственно, его нет и в лицензии на осуществление образовательной деятельности. Это позволяет вузам не раскрывать информацию о направленности программ бакалавриата. В качестве положительного примера можно привести вузы, которые на своих сайтах четко указали форму бакалавриата по направлению «Нефтегазовое дело»: РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина – академический бакалавриат, МГРИ-РГГРУ – прикладной бакалавриат.
Направленность программы бакалавриата является важной информацией для заинтересованных лиц, так как указывает ее ориентацию на конкретные виды деятельности, определяет ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.
Теперь о позиции работодателей. По большому счету, изначально введение многоуровневой системы и реформа образования в целом осуществлялись в интересах, прежде всего, рынка труда, то есть работодателей. Ускорение темпов смены технологий требовало адаптации традиционной отечественной системы высшего образования к новым условиям производства. Именно усиление практико-ориентированной направленности образовательных программ бакалавриата являлось основным требованием работодателей к высшей школе. Прикладной бакалавриат в полной мере реализует эти требования, и в первую очередь именно работодатели должны быть заинтересованы в его развитии, включая оценку содержания образовательных программ требованиям реального производства. Однако критические замечания относительно недостаточной практической подготовки бакалавров сошли на нет, и, видимо, существующее положение вполне устраивает работодателей.

Увеличилось количество контролируемых показателей технологического процесса, работа бурильщика все больше и больше интеллектуализируется. Фактически это уже не бурильщик (рабочая профессия), а оператор буровой установки, трудовые функции которого предполагают наличие инженерных знаний на уровне прикладного бакалавриата.

Актуальность прикладного, практико-ориентированного бакалавриата обусловлена стремительным развитием технологий и средств труда, в том числе в бурении. Да и сегодня еще на многих действующих буровых установках бурильщик по-прежнему стоит за тормозом буровой лебедки. Но идет замещение их новыми, оснащенными комфортабельной кабиной бурильщика с эргономичными органами управления и средствами отображения информации, обеспечивающими дистанционное управление механизмами и агрегатами буровой установки (рис. 2). Но, что самое главное, – увеличилось количество контролируемых показателей технологического процесса, работа бурильщика все больше и больше интеллектуализируется. Фактически это уже не бурильщик (рабочая профессия), а оператор буровой установки, трудовые функции которого предполагают наличие инженерных знаний на уровне прикладного бакалавриата.
Возможно, инертность работодателей по вопросу востребованности прикладного бакалавриата обусловлена тем, что высшая школа направляет на рынок труда много своих выпускников и им есть из кого выбирать будущих сотрудников [4]. Отбор претендентов на рабочие места начинается еще в вузе, причем, как правило, не на выпускном четвертом, а еще на третьем курсе. Ежегодно крупные нефтегазовые компании устраивают в ведущих вузах-партнерах ярмарки вакансий, на которых отбирают для себя лучших студентов. При этом форма бакалавриата для таких компаний большого значения не имеет, так как у них, в отличие от небольших компаний, есть возможность «доводки» выпускников в корпоративной системе повышения квалификации. Значительная часть вакансий заполняется именно таким образом. Поэтому на рынок труда, формируемый средними и малыми компаниями, выходят те, кто по окончании бакалавриата не прошел этот отбор или не поступил в магистратуру. Корпоративной системы повышения квалификации у таких компаний нет, и они заинтересованы в рекрутировании работников, уже имеющих необходимую квалификацию для работы на производстве, то есть выпускников прикладного бакалавриата. При этом средние и малые компании нефтегазового сектора экономики, а это более 15 % отрасли, выполняют столь же ответственную работу на опасных производственных объектах, что и крупные. Поэтому различий в уровне квалификации персонала в зависимости от размера компании не должно быть.
То, что эта ситуация влечет большие издержки как для государства, так и сограждан, представителей бизнеса, видимо, пока не очень беспокоит. Именно пока не беспокоит, так как государство, придерживаясь последовательной политики в отношении прикладного бакалавриата, намерено, и в этом нет сомнения, заставить все-таки побеспокоиться как работодателей, так и представителей вузовского сообщества. Точку в споре о целесообразности прикладного бакалавриата поставил Президент РФ:
«Опираясь на лучшие практики и опыт, нам нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития, сформировать ступень «прикладного бакалавриата» по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования …» [1]. Безусловно, работа бурильщика относится к этой категории рабочих профессий.
Понятно, что после этих слов дискуссии возможны только по методологическим вопросам прикладного бакалавриата. Выполнение этого поручения потребует внесения изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» [2] и ФГОС ВО [7]. Считаем необходимым предложить указывать в лицензии на образовательную деятельность, не только уровень образования (бакалавриат), но и его форму – прикладной, академический. При этом академический бакалавриат целесообразно лицензировать только в вузах первой и второй группы (рис. 2) [4], что обеспечит преемственность образовательных программ уровней бакалавриата и магистратуры. Это не исключает наличие в вузах этих групп и программ прикладного бакалавриата, так как студентам должно быть предоставлено право выбора образовательных траекторий. Что касается вузов третьей группы, то в них целесообразно вести подготовку по программам прикладного бакалавриата, так как отсутствие у них магистратуры исключает возможность продолжения учебы выпускниками академического бакалавриата в том же вузе и не позволяет им сразу включиться в работу на производстве.

Академический бакалавриат целесообразно лицензировать только в вузах первой и второй группы, что обеспечит преемственность образовательных программ уровней бакалавриата и магистратуры. Это не исключает наличие в вузах этих групп и программ прикладного бакалавриата, так как студентам должно быть предоставлено право выбора образовательных траекторий.

Введение прикладного бакалавриата должно сопровождаться разработкой новых образовательных программ, причем с непосредственным участием работодателей в полном соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

СПЕЦИАЛИТЕТ
Инженерное образование в России традиционно сильное, это признано во всем мире. Истоком его являются указы императора Николая I об учреждении званий горного инженера от 1 января 1834 г., инженера-техника от 12 мая 1849 г. и инженера-механика от 1 июля 1868 г. Основу инженерного корпуса в бурении составляли горные инженеры. Последний прием в вузы на специальность «Бурение нефтяных и газовых скважин» состоялся в 2009 г. Неоднократные попытки нефтегазовых вузов и промышленности восстановить их подготовку увенчались успехом лишь в декабре 2014 г. принятием ФГОС ВО по специальности 21.05.06 «Нефтегазовые техника и технологии», включающем 9 специализаций, в том числе «Технология бурения нефтяных и газовых скважин» и «Капитальный и подземный ремонт скважин». В настоящее время лицензию на право ведения образовательной деятельности по этой специальности получили вузы, традиционно осуществляющие подготовку инженерных кадров для нефтегазовых отраслей промышленности – РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Самарский государственный технический университет (СамГТУ), Санкт-Петербургский горный университет (СПГУ), Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова (ЮРГПУ(НПИ)). Первый набор студентов на программу специалитета в 2017 г. осуществили УГНТУ и ЮРГПУ (НПИ), в текущем году к ним присоединится РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина.

Восстановление специалитета в нефтегазовом образовании – факт положительный, но нужно учитывать, что структура высшего образования изменилась – появились прикладной бакалавриат и технологическая практико-ориентированная магистратура. Соответственно, нужно создать как специфические образовательные программы, так и в структуре должностей на производстве найти место выпускникам этих программ.

Восстановление специалитета в нефтегазовом образовании – факт положительный, но нужно учитывать, что структура высшего образования изменилась – появились прикладной бакалавриат и технологическая практико-ориентированная магистратура. Соответственно, нужно создать как специфические образовательные программы, так и в структуре должностей на производстве найти место выпускникам этих программ. Например, согласно новым ФГОС ВО (приняты в 2018 г.) в рамках освоения программ бакалавриата и магистратуры выпускники могут готовиться к решению технологических задач профессиональной деятельности, а программы специалитета – производственно-технологических задач профессиональной деятельности. Как сделать так, чтобы при этом образовательные программы, прежде всего магистратуры и специалитета, отличались? На основе профессиональных стандартов этого сделать нельзя, так как магистратура и специалитет относятся к одному и тому же, седьмому, уровню квалификации. Представляется очевидным, что без участия работодателей решить эту задачу не удастся. В очередной раз можно констатировать, что именно профессиональное сообщество должно определить, чему следует учить, то есть сформулировать требования к результатам обучения по основным профессиональным образовательным программам, а при их профессионально-общественной аккредитации оценить соответствие установленным требованиям.

Литература

1. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному собранию» [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1182611/ (дата обращения: 10.02.2018).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.03.2018).
3. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 92 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70587152/ (дата обращения: 22.03.2018).
4. Владимиров А.И., Балаба В.И. Вузы и работодатели: от сотрудничества к системному взаимодействию (часть 1) // Бурение и нефть. 2018. № 5. С. 10 – 15.
5. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. № 226 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70938230/ (дата обращения: 21.04.2018).
7. Приказ Минобрнауки России от 09.02.2018 № 96 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» [Электронный ресурс]. URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-09.02.2018-N-96/ (дата обращения: 05.03.2018).

References

1. Poslaniye Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 «Poslaniye Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu» [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 01.03.2018 «Message of the President to the Federal Assembly»] (in Russian). URL:http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1182611/ (accessed 10.02.2018).
2. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. Ot 29.12.2017) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on December 29, 2017) «On Education in the Russian Federation»]. (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (accessed 12.03.2018).
3. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 10 fevralya 2014 g. № 92 «Ob utverzhdenii Pravil uchastiya ob"yedineniy rabotodateley v monitoringe i prognozirovanii potrebnostey ekonomiki v kvalifitsirovannykh kadrakh, a takzhe v razrabotke i realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti srednego professional'nogo obrazovaniya i vysshego obrazovaniya» [Decree of the Government of the Russian Federation of February 10, 2014 No. 92 «On approval of the Rules for the participation of employers' associations in monitoring and forecasting the needs of the economy in qualified personnel, as well as in the development and implementation of state policy in the field of secondary vocational education and higher education»]. (in Russian). URL: http://base.garant.ru/70587152/ (accessed 22.03.2018).
4. Vladimirov A.I., Balaba V.I. Vuzy i rabotodateli: ot sotrudnichestva k sistemnomu vzaimodeystviyu (chast' 1) [Universities and employers: from cooperation to systemic interaction (part 1)]. Bureniye i neft' [Drilling and oil]. 2018, no. 5, pp. 10–15.
5. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 30.12.2012 № 2620-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatiy («dorozhnoy karty»). «Izmeneniya v otraslyakh sotsial'noy sfery, napravlennyye na povysheniye effektivnosti obrazovaniya i nauki» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 2620-r of 30.12.2012 «On approval of the action plan («road map»)» Changes in the social sphere aimed at improving the efficiency of education and science"].
6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 marta 2015 g. № 226 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 21.03.01 Neftegazovoye delo (uroven' bakalavriata)» [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from March 12, 2015, No. 226 «On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of preparation 21.03.01 Oil and gas business (bachelor's level)»]. (in Russian). URL: http://base.garant.ru/70938230/ (accessed 21.04.2018).
7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 09.02.2018 № 96 Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 21.03.01 Neftegazovoye delo [Order of the Ministry of Education and Science of Russia from 09.02.2018 № 96 On the approval of the federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in training 21.03.01 Oil and gas business]. (in Russian). URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-09.02.2018-N-96/ (accessed 05.03.2018).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей


    Авторизация


    регистрация

    Владимиров А.И.

    Владимиров А.И.

    президент РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

    Балаба В.И.

    Балаба В.И.

    д.т.н., профессор

    Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина

    Просмотров статьи: 49

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru