УДК:
DOI:

Вузы и работодатели: от сотрудничества к системному взаимодействию (часть 2)

Universities and employers: from cooperation to system interaction (part 2)

A. VLADIMIROV, V. BALABA, Gubkin Russian State University of Oil and Gas.

В системе и структуре профессионального образования произошли значительные изменения, основной идеей которых является переход от унаследованной от плановой экономики парадигмы «обучение на всю жизнь» к «обучению на протяжении всей жизни». Теперь образовательные стандарты должны быть сопряжены с соответствующими профессиональными стандартами, актуальными требованиями рынка труда. Это предполагает системное сотрудничество вузов и работодателей. Именно эта область взаимодействия нефтегазовых вузов и работодателей, в частности, по вопросам прикладного бакалавриата, является, по мнению авторов, наиболее проблемной. Она рассматривается в  статье на примере подготовки кадров для бурения скважин (бакалавров, магистров, горных инженеров). Сделан вывод, что введение прикладного бакалавриата должно сопровождаться разработкой новых образовательных программ, причем с непосредственным участием работодателей – только профессиональное сообщество может сформулировать требования к программам профессионального образования и оценить соответствие их этим требованиям.

The system and structure of vocational education have undergone significant changes, the main idea of which is the transition from the lifelong learning paradigm inherited from the planned economy to «Lifelong learning». Now educational standards should be associated with relevant professional standards, relevant labor market requirements. This implies systemic cooperation between universities and employers. It is this area of interaction between oil and gas universities and employers, in particular, in applied bachelor's issues, according to the authors, is the most problematic. It is considered in the article on the example of training personnel for drilling wells (bachelors, masters, mining engineers). It is concluded that the introduction of applied bachelor's degree should be accompanied by the development of new educational programs, with the direct participation of employers - only the professional community can formulate requirements for vocational education programs and assess their compliance with these requirements.

Если вас интересует полный текст статьи, Вы можете заказать ее в издательстве.

Литература

1. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному собранию» [Электронный ресурс]. URL:http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1182611/ (дата обращения: 10.02.2018).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.03.2018).
3. Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. № 92 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70587152/ (дата обращения: 22.03.2018).
4. Владимиров А.И., Балаба В.И. Вузы и работодатели: от сотрудничества к системному взаимодействию (часть 1) // Бурение и нефть. 2018. № 5. С. 10 – 15.
5. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2015 г. № 226 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» (уровень бакалавриата)». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70938230/ (дата обращения: 21.04.2018).
7. Приказ Минобрнауки России от 09.02.2018 № 96 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» [Электронный ресурс]. URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-09.02.2018-N-96/ (дата обращения: 05.03.2018).

References

1. Poslaniye Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 01.03.2018 «Poslaniye Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu» [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of 01.03.2018 «Message of the President to the Federal Assembly»] (in Russian). URL:http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1182611/ (accessed 10.02.2018).
2. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. Ot 29.12.2017) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on December 29, 2017) «On Education in the Russian Federation»]. (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (accessed 12.03.2018).
3. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 10 fevralya 2014 g. № 92 «Ob utverzhdenii Pravil uchastiya ob"yedineniy rabotodateley v monitoringe i prognozirovanii potrebnostey ekonomiki v kvalifitsirovannykh kadrakh, a takzhe v razrabotke i realizatsii gosudarstvennoy politiki v oblasti srednego professional'nogo obrazovaniya i vysshego obrazovaniya» [Decree of the Government of the Russian Federation of February 10, 2014 No. 92 «On approval of the Rules for the participation of employers' associations in monitoring and forecasting the needs of the economy in qualified personnel, as well as in the development and implementation of state policy in the field of secondary vocational education and higher education»]. (in Russian). URL: http://base.garant.ru/70587152/ (accessed 22.03.2018).
4. Vladimirov A.I., Balaba V.I. Vuzy i rabotodateli: ot sotrudnichestva k sistemnomu vzaimodeystviyu (chast' 1) [Universities and employers: from cooperation to systemic interaction (part 1)]. Bureniye i neft' [Drilling and oil]. 2018, no. 5, pp. 10–15.
5. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 30.12.2012 № 2620-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatiy («dorozhnoy karty»). «Izmeneniya v otraslyakh sotsial'noy sfery, napravlennyye na povysheniye effektivnosti obrazovaniya i nauki» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 2620-r of 30.12.2012 «On approval of the action plan («road map»)» Changes in the social sphere aimed at improving the efficiency of education and science"].
6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 marta 2015 g. № 226 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 21.03.01 Neftegazovoye delo (uroven' bakalavriata)» [The order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from March 12, 2015, No. 226 «On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of preparation 21.03.01 Oil and gas business (bachelor's level)»]. (in Russian). URL: http://base.garant.ru/70938230/ (accessed 21.04.2018).
7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 09.02.2018 № 96 Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 21.03.01 Neftegazovoye delo [Order of the Ministry of Education and Science of Russia from 09.02.2018 № 96 On the approval of the federal state educational standard of higher education - Bachelor's degree in training 21.03.01 Oil and gas business]. (in Russian). URL: http://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki-Rossii-ot-09.02.2018-N-96/ (accessed 05.03.2018).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Владимиров А.И.

    Владимиров А.И.

    президент РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

    Балаба В.И.

    Балаба В.И.

    д.т.н., профессор

    Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина

    Просмотров статьи: 82018

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru