Рейтинги рассчитываются путем ранжирования вузов по оценкам определенного набора показателей, перечень которых, как считают его составители, отражает уровень деятельности высших учебных заведений и влияет на конечные результаты их работы.
У работодателей оценка складывается из оценки уровня подготовки выпускников, качества проводимых научных исследований, перспектив развития вуза, спектра специальностей и направлений подготовки, а также репутации и профессионализма руководства. Абитуриенты и их родители к критериям, по которым они выбирают вуз, обычно относят качество образовательных услуг, востребованность выпускников данного вуза на рынке труда, финансовую доступность обучения, социальную привлекательность и открытость вуза, а также его положение среди других высших учебных заведений. Из этих же критериев, как правило, исходят и организаторы рейтингов. Обращаю внимание на то, что результаты рейтингов зависят не только от того, какие критерии используются, но и от того, с каким весом они оцениваются. Именно это зачастую приводит к тому, что даже при одинаковых критериях один и тот же вуз может занимать разные места в рейтингах.
Известно, что в последние годы в экономике развитых стран значительное место занимают доходы от образовательных услуг — идет настоящая борьба за абитуриента. Поэтому, начиная с 2003 г., наряду с формированием рейтингов вузов отдельных стран, началось составление так называемых глобальных рейтингов, в которых уже сравниваются друг с другом лучшие вузы мира. Рейтинги стали, с одной стороны, одним из каналов коммуникации учебных заведений с их целевыми аудиториями (абитуриенты и их родители, работодатели, государство и бизнес), а с другой стороны, зачастую и средством манипуляции общественным мнением.
О чем говорят рейтинги?
К числу наиболее известных и авторитетных международных и отечественных рейтингов можно отнести Всемирный рейтинг университетов – Times Higher Education [1], Академический рейтинг университетов мира Шанхайского университета [2], Академический рейтинг 5000 университетов мира Webometrics [3], а также Российский рейтинг ведущих университетов мира [4] и Национальный рейтинг российских вузов [5].Times Higher Education Supplement (QSWUR) — рейтинг вузов в специализированном приложении газеты Times (Великобритания). Газета Times с 2004 г., совместно с консультационной компанией Quacquarelli Symonds, отбирает и ранжирует 200 ведущих университетов мира. В рейтинге учитываются шесть показателей. Главный критерий ранжирования — международная репутация университета, оцениваемая по числу иностранных студентов и преподавателей, авторитетности преподавательского состава (по ссылкам на научные работы), экспертным результатам опросов работодателей, выясняющих, выпускников каких вузов они предпочитают.
Academic Ranking of World Universities (ARWU) — академический рейтинг Института высшего образования Шанхайского университета (КНР), публикующий с 2003 г. рейтинг 500 ведущих университетов мира. Рейтинг определяется по методике, основанной на результатах учебной и научной работы преподавателей, выпускников и штатных сотрудников, а также учитывающей число научных публикаций, ссылок и наличие эксклюзивных международных наград (нобелевские премии, филдсовские медали и прочие). Как считают эксперты, они оценивает вузы, прежде всего, как исследовательские организации.
Webometrics — академический рейтинг 5000 университетов мира, составляемый с 2004 г. исследовательской группой Центра информации и документации испанского Национального исследовательского совета (National Research Council, CSIC). Рейтинг составляется два раза в год (январь, июль). Webometrics ранжирует вузы по степени наполнения их официальных интернет-сайтов по следующим критериям: веб-размер сайта (количество страниц сайта вуза, найденного поисковиками), заметность вуза (количество внешних ссылок на сайт вуза), количество загруженных файлов (pdf, doc, ppt и ps), количество публикаций и индекс цитируемости научных публикаций ученых вуза по оценке Google Scholar [3].
Независимое рейтинговое агентство РейтОР под патронажем Российского союза ректоров в 2010 г. составило Рейтинг университетов мира-2009 [4]. Рейтинг сформирован на основе оценки качества образования, которое рассматривалось как комплексная характеристика, отражающая учебную, научно-исследовательскую и международную деятельности вуза, уровень профессиональной компетенции профессорско-преподавательского и исследовательского персонала, используемые ресурсы, уровень развития коммуникаций. По результатам этого рейтинга в число отобранных агентством 430 ведущих вузов мира попали 56 российских университетов.
В работе [6] приведено сравнение международных рейтингов Times Higher Education [1] и Academic Ranking of World Universities [2] с Национальным рейтингом ведущих российских вузов [5] через их показатели научной и образовательной деятельности. Сравнение показало, что в рейтинге университетов Times Higher Education вес научных показателей составляет 65%, в рейтинге университетов мира Шанхайского университета — 90%, а в Национальном рейтинге российских вузов вес их чуть больше 13%. Как видно из проведенного авторами сравнения, в международных рейтингах вузов большее внимание уделяется показателям развития университетской науки. И это вполне объяснимо для зарубежных систем высшего образования.
У нас же рейтинги вузов, как правило, строятся на основе многофакторной модели их деятельности, учитывающей образовательную, научную, воспитательную и другие направления (уровень образовательных и исследовательских программ; аккредитация образовательных программ международными агентствами; цитируемость научных статей; подготовка монографий и учебников; количество иностранных студентов и специалистов; объем НИР, выполненный по заказам зарубежных структур, или их доля; отношение работодателей к выпускникам вуза и т.п.).
Российские университеты – образовательные, зарубежные – научно-учебные
Главным критерием при проведении отечественных рейтингов вузов, как правило, является качество образования. Однако понятие «качество образования» включает в себя структурные компоненты всей системы образования и зависит от многих составляющих ее элементов: от обучающихся (качество учения, самообразования); педагогических работников (качество преподавания); органов управления (качество управленческой деятельности); правотворческой деятельности уполномоченных органов (качество нормотворчества на федеральном и региональном уровнях) и государственной образовательной политики (качество образовательной политики Президента РФ, Федерального собрания РФ, Минобрнауки РФ, других министерств и ведомств).Надо подчеркнуть, что в России университет традиционно рассматривался, да и сейчас рассматривается, как учебно-научный комплекс. Посмотрите, как было записано в законе «Об образовании» о статусе университета. В качестве главной задачи поставлены «реализация образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей), осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников», и только после этого стоит задача «выполнения фундаментальных и прикладных научных исследований по широкому спектру наук». Такова была и структура бюджетного финансирования высших учебных заведений. Государство, в основном, финансирует образовательную деятельность вуза, а на организацию научных исследований выделяются незначительные средства, да и то преимущественно через гранты. Так, из практики последних лет могу сказать, что расходы на научно-исследовательскую деятельность в выделяемом Губкинскому университету бюджете не превышали 5 – 7%. Ранее государство на развитие научных исследований в стране основные бюджетные средства направляло АН СССР, а в последующем РАН – для финансирования ее институтов. Да и в недавно принятом законе «Об образовании в Российской Федерации» записано, что университет является образовательной организацией, а это «некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради которых такая организация создана». В наших университетах профессура так перегружена учебной работой, что ей некогда заниматься наукой. С сомнением воспринимаю, что после принятия этого закона в бюджеты государственных вузов будут внесены изменения по финансированию их научной деятельности. Да и установленная министерством нормативная педагогическая нагрузка преподавателю вуза — до 900 академических часов в год не позволяет ему полноценно вести педагогический процесс и выполнять научно-исследовательскую работу. Тут или — или.
Зарубежные же вузы, в первую очередь в США, Великобритании, Франции, Германии и др., рассматриваются не как учебно-научные комплексы, а как научно-учебные комплексы. В этих странах государство и бизнес всемерно поддерживают развитие научных исследований в университетах. В бюджетах ведущих зарубежных вузов расходы на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляют более 50%. В число первых 50 университетов мира в этих рейтингах входят вузы, бюджеты которых просто несопоставимы с бюджетом любого нашего университета (кратно больше). Адекватны этому и результаты деятельности университетов (наличие престижных премий, показатели цитирования научных работ ученых вуза и т.п.). А отсюда и существенные различия в технологии и критериях рейтингования вузов, проводимых зарубежными и отечественными агентствами.
К числу характерных недостатков в деятельности отечественных вузов аналитики относят: невысокие показатели публикационной активности и цитируемости в зарубежных научных базах, недостаточное количество в штате иностранных профессоров, невысокие показатели трансфера знаний, недостаточное финансирование, отсутствие опыта работы с международными рейтинговыми и аккредитационными агентствами (в том числе недостаточно активна работа по общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ).
А для вузов с различными моделями деятельности (учебно-научная или научно-учебная), безусловно, должны разрабатываться и различные технологии и критерии рейтингования, по которым можно было бы объективно их сравнивать и оценивать.
Надо также отметить особенность отечественной системы профессионального образования — ее профессиональную направленность (вузы медицинские, педагогические, сельскохозяйственные, инженерно-технические по отраслям, вузы культуры и искусства). И надо ли «ломать через колено» заслужившую признание отечественную систему профессиональной подготовки кадров? Это заслуга отечественной высшей профессиональной школы. Целесообразно пропагандировать и развивать этот опыт, в том числе и через проведение рейтингов с приглашением зарубежных вузов внутри однородных групп вузов, рейтингов образовательных программ. Сегодня, когда в транснациональных компаниях, работающих на территории России, много выпускников отечественных вузов, зарубежным менеджерам не представляет труда дать оценку работы отраслевых вузов по уровню их подготовки по сравнению с выпускниками зарубежных вузов.
Приглядитесь к тенденциям реорганизации системы образования в других странах. Многие из них идут по нашему пути, только называют это по-другому. А цель та же — приблизить систему профессионального образования к реальным потребностям рынка труда. Хочу еще раз подчеркнуть, что все участники образовательного процесса заинтересованы в доступной и достоверной информации о качестве образовательных услуг различных вузов.
Рейтингование вузов нужно:
- правительству и ведомствам для эффективного управления системой образования;
- вузам — для получения определенного статуса и укрепления своего имиджа, признания обществом и государством своих достижений;
- студентам — для промежуточной оценки качества их подготовки в вузе и ожиданиям, связанным с будущим трудоустройством и карьерным ростом;
- для абитуриентов и их родителей — в качестве ориентира для обоснования выбора вуза и программы обучения;
- работодателям — для выбора перспективных партнеров для сотрудничества и вложения средств в подготовку и переподготовку кадров.
Высокое место российских вузов в международном рейтинге? Это возможно!
Участию в рейтинговании вузов, в том числе и международных, в значительной мере способствует и усиливающаяся конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, особенно после вхождения России в ВТО. Ежегодно обновляемые рейтинги лучших университетов мира позволяют нам более отчетливо видеть слабые места наших ведущих университетов и понуждают их (не только участников данного рейтингования) к активным действиям для исправления выявленных недостатков (они характерны для всей системы высшего образования).Надо сразу сказать, что нужно и участвовать в международных рейтингах, и быть организаторами национальных рейтингов с приглашением коллег из-за рубежа (они заинтересованы в нашем рынке образовательных услуг). А вот могут ли наши ведущие вузы оказаться в «первой сотне ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов», на что обращает наше внимание президент страны В.В. Путин, я должен сказать: да, могут. Но это реализовано может быть только при условии, что государство и общество изменят свое отношение к бюджетированию высшей школы, значительно увеличат финансирование научных исследований в ведущих вузах. Без этого все наши разговоры будут только призывами. Было бы также целесообразно влить в структуру ведущих университетов родственные академические и отраслевые научно-исследовательские институты с их материальной базой и кадрами. Объединение научных школ университетов и институтов способствовало бы привлечению к науке молодых исследователей, а вузовских ученых — к активной научной работе. Без этого нашим вузам невозможно войти в число ведущих университетов мира.
Нефтегазовые вузы, абитуриенты и работодатели на рынке труда
Как известно, на образовательном рынке взаимодействуют три равноправных игрока: вузы, абитуриенты и работодатели. Практика последних лет вхождения вузов в рынок показывает, что при всех рыночных взаимоотношениях его участников должны быть использованы и элементы плановой экономики. Нельзя создавать «базар» на рынке труда. И вузы должны помочь и абитуриентам, и работодателям в правильном выборе ими высшего учебного заведения, обеспечивающего профессиональное образование, соответствующее требованиям рынка труда. А одним из путей решения этой задачи может быть проведение рейтингования вузов, осуществляющих подготовку кадров по направлению «Нефтегазовое дело», независимыми агентствами с приглашением представителей работодателей.В принятом 31 декабря 2012 г. законе «Об образовании в Российской Федерации» записано: «Работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации вправе проводить профессионально-общественную аккредитацию профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающую требованиям профессиональных стандартов и рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. На основании результатов профессионально-общественной аккредитации, как записано в законе, «работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и реализующих их организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.
Надо отметить, что за последние годы значительно вырос объем подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса. Если в 1988 г. высшими учебными заведениями СССР по специальностям этого направления по дневной форме обучения было подготовлено 1283 инженера и этого было достаточно для нефтегазовых отраслей промышленности СССР, то в 2010 г. только вузы России подготовили 3332 инженера по этому направлению, что в 2,6 раза больше, и это при значительно меньших объемах добычи нефти и газа. Аналогичные соотношения и по другим направлениям подготовки кадров для топливно-энергетического комплекса — геологии, геофизике, технологическим машинам и оборудованию. Сегодня по этим направлениям на рынке труда образовался существенный дисбаланс в объемах подготовки и потребностях в кадрах, что приводит к значительным финансовым потерям как государства, так и участников рынка труда — выпускников вузов, и требует влияния на рынок образовательных услуг как со стороны государства, так и общества.
В настоящее время для отраслей нефтегазового комплекса кроме профильных вузов, традиционно осуществляющих подготовку специалистов по направлению «Нефтегазовое дело» и имеющих авторитетные и признанные нефтегазовым сообществом научно-педагогические школы (Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Ухтинский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный горный институт, Грозненский нефтяной институт), подготовку кадров по этому направлению осуществляют еще в 35 вузах и в десятках их филиалов. В опубликованном в 2010 г. российском рейтинге ведущих университетов мира [4] в список 430 ведущих университетов мира включены и вузы, осуществляющие подготовку кадров для нефтегазовых отраслей промышленности. В их числе Губкинский университет нефти и газа и Уфимский государственный нефтяной технический университет, разделившие 360-ю и 361-ю позиции, Санкт-Петербургский государственный горный институт (363), Тюменский государственный нефтегазовый университет (383) и Пермский государственный технический университет (410), что свидетельствует о достаточно высоком уровне названных вузов в мировом рейтинге. Но на рынок труда в ближайшие годы должны выйти и выпускники вузов, которые начали вести подготовку бакалавров по нефтегазовому делу в последние годы — Морская государственная академия, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Российский государственный университет дружбы народов, Тихоокеанский государственный университет и другие. Нефтегазовые компании и общества должны представлять уровень подготовки кадров в вузах России.
Надо начать рейтингование по группам родственных направлений подготовки специалистов определенных профессий (образовательных программ), в том числе и по направлению «Нефтегазовое дело». И хотелось бы, чтобы Союз нефтегазопромышленников России, отраслевые средства массовой информации взяли на себя проведение рейтинга вузов, осуществляющих подготовку кадров для отрасли, и начали с профессионально-общественной аккредитации профессиональной образовательной программы «Нефтегазовое дело».
При выборе индикаторов рейтинга надо, чтобы они были значимыми для всех участников, объективными, допускающими независимую проверку и прошедшими публичное обсуждение. Одним из важнейших этапов при формировании этого рейтинга должно стать определение относительной значимости каждого из показателей, применяемых при рейтинговании, его веса. Работа по рейтингованию вузов должна проводиться в соответствии с рекомендациями и критериями аудита качества Международной экспертной группы по ранжированию (IREQ).
При этом система рейтингования должна быть независимой, то есть не зависеть ни от государства, ни от каких-то групп лоббирования. Процедура проведения рейтинга также должна быть прозрачной и открытой, включать принцип добровольности участия (никто никого не заставляет) и иметь элемент состязательности. Источниками используемых данных при рейтинговании могли бы быть: имеющиеся открытые источники (например, опубликованные отчеты вузов) или результаты анкетирования студентов, профессорско-преподавательского состава, работодателей, выпускников, потенциальных потребителей выпускников.