В 2010 г. на Фестивальном месторождении Западной Сибири проводились полевые испытания добавки «ОПТИБУР», в ходе которых было установлено ее положительное воздействие в процессе бурения, а именно снижение силы трения бурильного инструмента о стенки скважины в 3,1÷3,6 раза, отсутствие пульсаций силы трения, снижение транспортного веса бурового инструмента [2].
В июле 2012 г. ДБ ОАО «Оренбургнефть» велись работы по бурению скважины №704 на Широкодольском месторождении Оренбургской области с привлечением сервиса Службы буровых растворов ООО НПП «БУРИНТЕХ».
Скважина имела наклонно-направленный профиль с максимальным отходом от вертикали 788,1 м и проектной глубиной 4400 м. При достижении проектного забоя, после проведения полного комплекса ГИС, ввиду неудовлетворительной мощности нефтяного коллектора, было принято решение о бурении второго ствола со смещением 650 м в противоположную сторону с углом входа в пласт 31 град. Ввиду высоких расчетных значений транспортного веса бурильного инструмента и крутящего момента, при максимально допустимых 247 тонн и 28 кН·м, проектная конструкция скважины закладывалась до 3900 м обсадной колонной 168 мм, до 4615 м обсадной колонной – 114 мм.
Техническая колонна имела на выходе зенитный угол 20 град, магнитный азимут 80 град. Бурение второго ствола производилось срезкой из под башмака технической колонны с разворотом по азимуту на 180 град. и с донабором угла до 31 град. (рис. 1). Максимальная пространственная интенсивность на 10 м составила 1,5 градуса.
При бурении второго ствола наблюдался неуклонный рост транспортного веса бурильной колонны и момента на ВСП. На глубине 3550 м. транспортный вес составлял 192 тонны, а момент – 24 кН·м, что близко к максимально допустимым значениям и дальнейшее углубление с большой вероятностью привело бы к осложнениям. В этой ситуации было решено начать использовать противоадгезионную добавку «ОПТИБУР».
При увеличении концентрации добавки «ОПТИБУР» в буровом растворе по мере углубления наблюдалось снижение разницы собственного и транспортного веса (табл. 1, рис. 2). На рис. 2 экстраполяция значений транспортного веса до момента введения добавки «ОПТИБУР», показывает нам, что вес буровой колонны достиг бы максимально допустимого значения на глубине около 3900 м, и дальнейшее бурение до проектной глубины с применением используемого бурового станка стало бы невозможным. Введение добавки «ОПТИБУР» привело к стабилизации транспортного веса, несмотря на увеличение собственного веса буровой колонны по мере углубления скважины.
Введение противоадгезионной добавки «ОПТИБУР» в буровой раствор улучшает смазочные и фильтрационные свойства бурового раствора.
Добавка «ОПТИБУР» снижает силу трения бурового инструмента о стенки скважины, что приводит к значительному снижению транспортного веса бурильной колонны.
При увеличении концентрации добавки «ОПТИБУР» в буровом растворе до 3% фактическая сила трения бурового инструмента о стенки скважины уменьшилась примерно в 2 раза. Это позволило пробурить интервал участка эксплуатационной колонны 215,9 мм до забоя 4206 м, несмотря на то, что на глубине 3600 м транспортный вес и крутящий момент приближались к максимально-допустимым значениям.
Несмотря на сложный профиль скважины (смещение на 650 м в противоположную сторону с углом входа в пласт 31 град), произведенные СПО, осуществлялись без затяжек и проработок при бурении данного интервала. Полный комплекс ГИС был произведен на мягком кабеле с доходом всех приборов до забоя, а так же спуск ОК 168 мм прошел без посадок, в штатном режиме.
Кроме того, добавление противоадгезионной добавки «ОПТИБУР» позволило достичь высоких механических скоростей, а отсутствие затяжек и проработок при СПО также привели к сокращению времени на проведение операций.