УДК:
DOI:

Зеленый свет – локомотиву экономики

Green light to economy locomotive

A. NOVAK, RF energy minister

Нефтегазовый комплекс занимает исключительное место в экономике нашей страны. В связи с этим фискальное регулирование отрасли, которое, с одной стороны, должно обеспечивать устойчивое увеличение доходов бюджета, а с другой – создавать стимулы для привлечения инвестиций и технологий мирового уровня – является важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.

Из доклада на заседании Правительства РФ

Fiscal regulating of oil & gas branch is factor of stable social-economical development of Russian Federation.

О ситуации в нефтяной отрасли

Производственные показатели нефтяной отрасли в последние годы остаются на высоком уровне. Преодолен тренд на падение добычи, проявившийся в начале мирового финансового кризиса в 2008 г. Стимулирующие меры, своевременно предпринятые Правительством, способствовали выходу на максимальный уровень добычи за постсоветский период – 511,4 млн тонн по результатам 2011 г. Согласно Генеральной схеме развития нефтяной отрасли, достигнутый уровень добычи сохранится на стабильном уровне до 2020 г.

Переработка нефти в последние годы также росла, достигнув максимального уровня в 256,5 млн тонн в 2011 г. На текущий момент нефтеперерабатывающая промышленность в полной мере обеспечивает потребности внутреннего рынка. В период 2012 – 2020 гг. мы ожидаем приток инвестиций в отрасль, строительство целого ряда новых и модернизацию устаревших установок. Повышение технологической эффективности позволит сократить объем необходимого нефтяного сырья к 2030 г. до 235 млн тонн, обеспечив при этом рост производства продуктов переработки (рис. 1).
Рис. 1. Основные показатели деятельности нефтяной отрасли
На пути к достижению заявленных стратегических целей мы видим две основные угрозы.

Первая. Снижение объемов добычи по причине недостаточно гибкой налоговой политики.

Вторая. Дефицит качественных нефтепродуктов на внутреннем рынке из-за срыва сроков масштабной модернизации НПЗ.

Сравним существующую систему налогообложения отрасли с мировыми нефтегазовыми экономиками. На сегодня уровень фискальной нагрузки на нефтяную промышленность России является самым высоким в сравнении с действующими в других нефтедобывающих странах системами налогообложения (рис. 2).
Рис. 2. Нефтяная отрасль России характеризуется одной из самых высоких налоговых нагрузок в мире
Ключевая проблема действующей налоговой системы заключается в том, что налогами и сборами облагается не финансовый результат, а абсолютные показатели выручки компаний. Несмотря на то, что такой подход в свое время позволил упростить администрирование и собираемость налогов, он не учитывает экономику отрасли и фактически препятствует притоку в нее инвестиций.

Так, существующее налоговое регулирование делает нерентабельным добычу значительного объема запасов как на новых, так и на уже разрабатываемых месторождениях. На мой взгляд, необходимо еще раз вернуться к вопросу рассмотрения перехода к налогу на добавочный доход (НДД).

Это может спровоцировать падение добычи уже в самое ближайшее время. В результате в следующие 20 – 30 лет из 22 млрд тонн геологических запасов добытыми могут оказаться лишь 11 млрд тонн.

Осознавая остроту проблемы, Правительством Российской Федерации был предпринят ряд мер налогового стимулирования, в том числе по НДПИ:
  • введены налоговые каникулы по НДПИ для месторождений, расположенных в новых регионах нефтедобычи;
  • введен понижающий коэффициент для выработанных месторождений;
  • введен понижающий коэффициент для новых малых месторождений.
А также – по экспортной пошлине для новых месторождений в новых регионах нефтедобычи.

С целью стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов нефти 3 мая 2012 г. было принято постановление Правительства №700-р, предполагающее градацию проектов по сложности, исходя из геологических условий, с установлением пониженных ставок НДПИ в зависимости от категории сложности, а также пониженной ставки экспортной пошлины для сверхвязкой нефти.

Установление пониженной ставки вывозной таможенной пошлины для сверхвязкой нефти в размере 10% от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую, на 10 лет с момента начала применения указанной ставки вывозной, но не позднее 1 января 2023 г.

Предполагается, что соответствующие поправки в Налоговый Кодекс будут разработаны до 1 октября 2012 г. Конечной целью налоговых новаций является вовлечение в активную разработку дополнительно 2,5 млрд тонн запасов:
  • Освобождение организаций, добывающих углеводороды на морских месторождениях, от вывозной таможенной пошлины, ввозной таможенной пошлины и НДС при ввозе технологического оборудования, освобождения от налога на имущество;
  • Введение адвалорных ставок НДПИ на морских месторождениях и периодов неизменности налоговых условий:
    1 категория – 30% и 5 лет, но не позднее 12 апреля 2022 г.;
    2 категория – 15% и 7 лет, но не позднее 12 апреля 2032 г.;
    3 категория – 10% и 10 лет, но не позднее 12 апреля 2037 г.;
    4 категория – 5% и 15 лет, но не позднее 12 апреля 2042 г.;
  • А также – освобождение предприятий, добывающих углеводороды на новых морских месторождениях, от вывозной таможенной пошлины, введение адвалорных ставок НДПИ в зависимости от категории сложности.
Предполагается, что соответствующие поправки в Налоговый Кодекс будут разработаны до 1 октября 2012 г. Конечной целью налоговых новаций является начало активной геологоразведки в регионе с прогнозными ресурсами углеводородов 100 млрд тонн условного топлива (рис. 3).
Рис. 3. Оптимизация налоговой нагрузки позволит повысить извлечение запасов и стабилизировать добычу и налоговые поступления на сегодняшнем уровне
ИСТОЧНИК: прогнозные данные нефтяных компаний
Основная проблема на сегодня состоит в создании стимулов освоения новых месторождений, которые характеризуются более высокими операционными и капитальными затратами, более сложными геологическими условиями, необходимостью создания инфраструктуры, большей удаленностью от рынков сбыта. Для их освоения льгот по НДПИ – недостаточно (рис. 4).
Рис. 4. Основные перспективные планы вводов месторождений в промышленную разработку не ранее 2014 г.
Механизм стимулирования новых проектов через снижение ставки экспортной пошлины на сырую нефть, который используется с 2009 г., доказал свою эффективность (на примере месторождений Восточной Сибири – Ванкорского, Верхнечонского, Талаканского и др.), но до сих пор окончательно не закреплен на нормативно-правовом уровне. В связи с этим нефтяные компании откладывают принятие инвестиционных решений по крупнейшим новым проектам (Восточно-Мессояхское, Куюмбинское, Юрубчено-Тохомское, Русское месторождения), что может спровоцировать падение добычи в 2016 – 2020 гг.

Наше предложение – подготовить единую методику предоставления льгот по вывозным таможенным пошлинам на нефть, добываемую на морских месторождениях углеводородов, в рамках которых промышленная добыча будет начата до 1 января 2016 г., и на суше, уточнив критерии отнесения месторождений к новым, для дальнейшего рассмотрения на Правительственной комиссии по вопросам ТЭК. В рамках этой методики до конца 2012 г. надо будет принять решение по ряду инвестиционных проектов о возможных льготах.

Теперь – что касается нефтепереработки. При уже упомянутой мной положительной динамике объемов переработки сырья, рост производства автобензинов за период 2005 – 2011 гг. составил всего 14,4%, в то время как производство мазута (потребление которого в стране падает) выросло на 29,4%. Явная диспропорция. Причина диспропорции кроется в действовавшей с 2005 г. и до 1 октября 2011 г. системе экспортных пошлин, при которой ставка на темные нефтепродукты была в 2,5 раза ниже ставки на сырую нефть и почти в 2 раза ниже ставки на светлые нефтепродукты. В результате компаниям было выгодно наращивать объемы первичной переработки и выпуск мазута. Нефть, предназначенная для экспорта, разлагалась на базовые компоненты (прямогонные бензин, дизельное топливо и мазут) низкого качества, которые впоследствии экспортировались. Фактически за счет заниженных пошлин субсидировался экспортно-ориентированный выход нефтепродуктов низкой глубины переработки. Оценочно ежегодный объем таких субсидий составлял около 7 млрд долл. в год. У нефтяных компаний отсутствовали стимулы к модернизации. Результат известен – к 2011 г. российские нефтеперерабатывающие заводы оказались не готовы производить топливо третьего экологического класса и выше в объеме, требуемом для насыщения внутреннего рынка. Пришлось идти на изменение соответствующего Технического регламента, перенося сроки запрещения оборота топлив низких экологических классов.

Измененные сроки запрещения оборота топлив низких классов были установлены в 2011 г., исходя из анализа заявленных в добровольном порядке планов нефтяных компаний по модернизации нефтеперерабатывающих производств, а также прогноза спроса на основные виды нефтепродуктов. В результате:
  • оборот топлив класса 2 будет запрещен с 1 января 2013 г.;
  • класса 3 – с 1 января 2015 г.;
  • класса 4 – с 1 января 2016 г.
Поэтапное выполнение четырехсторонних соглашений нефтяными компаниями позволит перейти на производство топлива не ниже экологического класса 5 не позднее 1 января 2016 г.

Для выполнения требований Технического регламента и недопущения дефицита топлива на внутреннем рынке нефтяным компаниям до 2020 г. предстоит:
  • ввести в эксплуатацию и реконструировать 116 установок вторичной переработки нефти (для сравнения: в 2008 – 2011 гг. – всего 20 установок);
  • инвестировать 1,1 трлн руб. в ценах 2012 г. (для сравнения: суммарные инвестиции за 2008 – 2011 гг. – 170 млрд руб.).
Как результат – к 2015 г. производство топлив пятого экологического класса должно вырасти:
  • автобензинов – с 600 тыс. тонн в 2011 г. до 38,6 млн тонн в 2015 г.;
  • дизельного топлива – с 11,9 млн тонн в 2011 г. до 77,1 млн тонн в 2015 г. (рис. 5).
Рис. 5. Перспективное повышение эффективности нефтепереработки достигается за счет действия как системы «60/66» так и реализации планов по модернизации НПЗ
Для достижения этих целей мы предполагаем проводить политику, направленную на неуклонное соблюдение требований Технического регламента и недопущение дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке (в том числе – ежеквартальный мониторинг модернизации НПЗ, синхронизацию плановых ремонтов, составление и ежегодное обновление кратко- (на 1 год, помесячно) и среднесрочных (на 3 года в разбивке по годам) балансов спроса и предложения в разрезе основных видов нефтепродуктов (автобензин, дизтопливо, керосин).

К модернизации заводов компании будут подталкивать экономические стимулы, в том числе уже принятые:
  • усиление дифференциации ставок акцизов в зависимости от класса;
  • выравнивание пошлин на темные и светлые нефтепродукты – режим «60-66», вступивший в силу с 1 октября 2011 г.;
  • выравнивание пошлин на мазут и нефть с 1 января 2015 г. – предусмотрено режимом «60-66»;
  • введение 90-процентной пошлины на бензины с 1 июня 2011 г. (рис. 6).
Рис. 6. Перспективный рост выпуска качественных топлив за счет реализации планов по модернизации НПЗ
Мы предлагаем поручить Минэкономразвития, Минэнерго, Минфину провести анализ эффективности реализации режима таможенно-тарифного регулирования «60-66» по результатам функционирования нефтегазового комплекса в 2012 г. и представить доклад Правительству Российской Федерации.

Подводя итог в части налогообложения нефтяной отрасли, хотел бы подчеркнуть, что за последние годы Минэнерго России выработан комплекс мер налогового, тарифного и технического регулирования который в случае принятия в полном объеме обеспечит выполнение озвученных стратегических целей. Но в настоящее время перед нами стоят новые задачи – принятие законов, нормативно-правовых актов, которые должны обеспечить выполнение ранее озвученных стратегических целей, принятие методики, а также принятие стимулирующих мер и создание инвестиционной привлекательности отрасли.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Новак А.В.

    Новак А.В.

    министр энергетики РФ

    Просмотров статьи: 4657

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru