Направления и механизмы обеспечения технологической безопасности нефтегазового комплекса России

Directions & mechanisms for providing Russian oil & gas complex’ technological safety

A. Korzhubaev, Institute of Petroleum and Gas Geology and Geophysics, Siberian Division of the Russian Academy of Sciences

Продолжая разговор, начатый публикациями в № 2 журнала «Тендер: «Конкурс или редукцион?», а также в № 3 – «Почему сервисные компании кредитуют нефтедобычу?!», в качестве эксперта сегодня выступает наш постоянный автор профессор А.Г. Коржубаев.

Он считает, что превращение тендеров на поставку услуг в понижательные (по цене) редукционы наблюдается и на рынке НИОКР и НИР, что, несомненно, ведет к снижению качества продукции, потере научных школ, кадрового и технологического потенциала России.

Continuing conversation begun by publications at the magazine’s issues 2 & 3 «Tender: concurs or reduction?» & «Why are service Companies crediting oil production?!», an expert today is: our constant author professor A. Korzhubaev.

Усложнение условий поисков, разведки и освоения нефтегазовых ресурсов, наряду с постоянным совершенствованием технологического уровня ГРР и разработки, – общемировая тенденция. Наблюдаются разнонаправленные процессы, происходящие под воздействием технического прогресса (совершенствование технологий и оборудования) и естественных закономерностей добывающих отраслей (исчерпание и снижение качества запасов). Устойчивая тенденция развития НГК России – ухудшение горно-геологических и природно-климатических условий разведки и разработки, рост удаленности от центров переработки и сбыта.

В традиционных районах добычи (Западной Сибири, Северном Кавказе, Урало-Поволжье) происходят увеличение глубины продуктивных пластов, снижение объема запасов, усложнение геологического строения месторождений, рост обводненности, уменьшение пластовых давлений, ухудшение коллекторов и т. п.

В новых и перспективных крупных районах добычи (Восточная Сибирь, Дальний Восток, шельф) пока низок уровень геологической изученности территорий и акваторий, поэтому возможны открытия новых крупных месторождений, однако уже сейчас очевидно, что горно-геологические условия их освоения будут сложнее, чем в старых районах, а объем удельных инвестиций – выше.

Для обеспечения конкурентоспособности НГК России необходимы: модернизация систем добычи, переработки и транспорта УВ в Западной Сибири и европейской части России, формирование новых центров нефтяной, газовой, нефте- и газоперерабатывающей, нефте- и газохимической промышленностей в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, освоение шельфов морей, диверсификация направлений поставок УВ внутри России и на экспорт. Необходимо увеличивать объемы и глубину переработки нефти; обеспечивать добычу и технологическую сбалансированность утилизации и переработки попутного нефтяного газа с учетом территориальной аллокации производственных мощностей и транспортной инфраструктуры вне зависимости от их организационной принадлежности и структуры собственности.

В результате усложнения условий добычи УВ, повышения технологических и экологических требований параметры развития НГК России будут в значительной степени связаны с уровнем затрат и отдачи от инноваций, качеством нефтегазосервиса. Технологический уровень нефтяной и газовой промышленности будет определяться состоянием предприятий российского нефтегазосервиса и машиностроения, развитие которых в настоящее время сдерживается организационными условиями, – на рынке происходит устойчивое усиление позиций иностранных компаний и оборудования.

Основные угрозы для российских нефтегазосервиса и машиностроения будут определяться следующими факторами: возможное сокращение рынка в условиях снижения производственной активности в НГК (примеры: кризис 1998 г., глобальный финансово-экономический кризис 2008 – 2010 гг.); значительная «раздробленность» организационной и производственно-технологической структуры; усиление на рынке позиций импортного оборудования и услуг, в том числе за счет расширения режима связанного кредитования и демпинга; слабые позиции в «премиум-сегменте» (геофизика, наклонно-направленное бурение, заканчивание скважин) при отсутствии у большинства компаний инвестиционных ресурсов для модернизации производства; укрепление с 2010 г. реального курса рубля в условиях высокой инфляции, ведущее к удорожанию факторов производства внутри страны и стимулированию импорта; низкий уровень перспективного маркетинга и взаимодействия с нефтегазовыми компаниями; недостаточная эффективность государственного регулирования.
В добыче и переработке нефти и газа в России имеет место высокая концентрация производства и капитала, что определяет высокую конкурентоспособность отрасли на мировом рынке1, обеспечивает доминирование отечественного капитала внутри страны. Одновременно в нефтегазосервисе – слабая консолидация отрасли в части основных игроков, присутствие на рынке большого числа мелких компаний производителей и импортеров. Процесс централизации и концентрации капитала и производства происходит в основном за счет усиления позиций зарубежных компаний, обладающих значительными финансовыми и производственными ресурсами и ведущих агрессивную политику по освоению (захвату) российского рынка, в том числе с использованием элементов недобросовестной конкуренции. Для преодоления эксцессов свободного рынка на этом важном сегменте необходимо эффективное государственное регулирование, в том числе за счет принятия комплекса антидемпинговых мер и создания крупной нефтегазосервисной компании – корпорации или консорциума отечественных производителей – под эгидой государства.

Целесообразно формирование российского нефтегазосервисного холдинга с государственным участием (25%+1, 50%+1 акция, т. е. с блокирующим либо контрольным пакетом акций у государства). В нашей стране (СССР и России) накоплен значительный опыт эффективного госуправления в сфере военно-промышленного комплекса (ВПК), в том числе при продвижении отечественной продукции на зарубежные рынки. Кроме частных российских компаний в холдинг могли бы войти и иностранные инвесторы, вкладывающие средства и технологии в российские машиностроительные предприятия. Сейчас валютные поступления от НГК примерно в 50 раз превышают все наши внешние военные поставки. Где и кем эти финансовые ресурсы будут осваиваться, во многом зависит от эффективности государственного регулирования в отрасли, конкурентоспособности российских сервисных и машиностроительных предприятий. По сути, создание крупной конкурентоспособной российской сервисной компании – часть государственной промышленной политики, от эффективности деятельности которой зависит развитие отечественного машиностроения и сферы высокотехнологичных услуг, в конечном итоге – технологическая безопасность страны.

Такая компания должна включать в себя производственные, проектные и научные подразделения, составляющие полный цикл инжиниринговых услуг как в сегменте upstream (разведка и добыча нефти и газа), так и downstream (нефтегазопереработка и нефтегазохимия). Конечный результат будет зависеть от организационной и технологической эффективности самого холдинга.

Создание крупного российского нефтегазосервисного холдинга с государственным участием позволит:
  • привлечь крупные инвестиции, в том числе бюджетные, частные и иностранные, в российские машиностроительные предприятия;
  • стимулировать отечественные НИР и НИОКР, а также эффективное внедрение передовых мировых технологий;
  • повысить конкурентоспособность отечественных производителей оборудования при заключении контрактов, перейти на систему долгосрочных контрактов и социального партнерства с нефтегазовыми компаниями;
  • усилить позиции на зарубежных рынках нефтегазового оборудования и сервиса, прежде всего в СНГ, АТР, Южной Америке;
  • обеспечить технологические возможности для освоения шельфа арктических, дальневосточных и южных морей с использованием передового отечественного и зарубежного опыта.
Необходим целый комплекс государственных решений для обеспечения устойчивого развития НГК и его технологической безопасности:
  • законодательное введение уровня локализации проектов (доля российского оборудования и услуг в структуре расходов нефтегазовых компаний должна составлять не менее 80%, на шельфе – не менее 60% с последовательным повышением до 90 – 100%);
  • стимулирование импорта передовых технологий и нового оборудования группы «А2», не имеющих аналогов в России;
  • запрещение использования режима связанного кредитования для импорта нефтегазового оборудования по товарным позициям, производимым в России;
  • пресечение иностранной недобросовестной конкуренции, включая демпинг;
  • расширение практики связанного кредитования поставок российского нефтегазового оборудования за рубеж с использованием опыта экспорта вооружений и военной техники;
  • создание специализированного холдинга с государственным участием «Российские нефтегазовые технологии» (РНГТ) с включением в него сервисных компаний и машиностроительных предприятий, работающих на территории России, для продвижения российской продукции на внутреннем и зарубежном рынках.
Из предложенных авторами журнала «Бурение и нефть» рекомендаций наиболее реальным представляется требование установления фиксированной цены на конкретные позиции при объявлении конкурса, критерием победы в котором должны стать исключительно производственно-технологические характеристики, определяемые профессиональными экспертами.

Кроме того, необходимо унифицировать условия оплаты для отечественных и зарубежных компаний, развивать практику долгосрочных договоров, включая проведение НИР, НИОКР и испытательных работ за счет заказчика, ввести требование докализации, а также активно проводить антидемпинговые мероприятия.
Считаю, что следует прекратить компрадорскую политику, проводимую некоторыми нефтяными компаниями, ориентирующимися на использование зарубежного оборудования и сервисных услуг, пора стимулировать развитие российского высокотехнологичного машиностроения, не пренебрегая при этом возможностями использования, адаптации и внедрения передовых мировых разработок и оборудования.

Главной задачей государства должно стать содействие инновационным и инвестиционным процессам, происходящим в отрасли, создание дополнительных возможностей для ее участников, а также стимулирование устойчивого развития отрасли за счет решения приоритетных задач.

В качестве наиболее важных задач следует рассматривать: обеспечение расширенного воспроизводства минерально-сырьевой базы; поддержание стабильного налогового режима, не ухудшающего экономическое положение и не снижающего инвестиционные возможности отрасли; создание благоприятных условий и гарантий для реализации крупных инвестиционных проектов, способных в будущем обеспечить значительный мультипликативный эффект; максимально возможное использование конкурентоспособного отечественного оборудования во всех технологических процессах и проектах, разработку и внедрение инновационных технологий, новых продуктов и материалов.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей


    Авторизация


    регистрация

    Коржубаев А.Г.

    Коржубаев А.Г.

    д.э.н., профессор, заведующий отделом Института экономики и организации промышленного производства, заведующий сектором Института геологии нефти и газа СО РАН

    Просмотров статьи: 3767

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru