УДК:
DOI:

К началу девятого десятилетия. Анатолию Ивановичу Булатову 80.

By the beginning of the ninth decennium. Anatoly I. Bulatov is 80

V.YUREV

Коллеги, соратники, ученики поздравляют с юбилеем замечательного ученого с мировым именем – А.И. Булатова

Colleagues, team mates and followers congratulate Bulatov A.I., an outstanding world famous scientist, on his jubilee.

Конечно же, эти страницы посвящены замечательному юбилею нашего дорогого учителя, наставника и коллеги Анатолия Ивановича Булатова. Не верится, что этому заводному, жизнерадостному, веселому, вечно работающему над очередной важнейшей для народного хозяйства проблемой ученому с широчайшей эрудицией, известному во всем нефтегазовом мире своими многочисленными успешно законченными работами, успевшему сделать столько, что иным и десятка жизней не хватило бы, – восемьдесят. Только представить: за последние пять лет им написано более 20 монографий, учебников, учебных и справочных пособий, словарей, научно-технических нефтегазопромысловых энциклопедий и т. д. Вот тебе и восемьдесят! А всего трудов под 2000, многие книги переведены на иностранные языки (на одиннадцать языков) и изданы за рубежом. Составил он десятки словарей английских, испанских, французских, немецких, венгерских, чешских, польских и других по нефтегазопромысловому делу (по нескольку изданий). Одних только патентов и авторских свидетельств на изобретения им получено около 300! Это уже – научно-техническое наследие. Любил повторять изречение Аристотеля: «Все люди от природы стремятся к знанию». «Но не все знают, как их приобрести, надо помочь, показать пример», – это руководство Анатолия Ивановича к действию. Руководил 227 аспирантами и соискателями, защитившими кандидатские диссертации, докторские – 26. А сколько оппонировал диссертаций.... Немыслимо! В чем же секрет успеха? На такой вопрос он отвечал с мягким кубанским юморком: «Жизнь на потом не оставлял. Работал и работаю много, целенаправленно и очень подробно». Понять бы, как это: «подробно»? На этот вопрос ответ еще проще: «Надо досконально разобраться во всех версиях авторов, их предположениях, а для этого надо книгу или статью читать с карандашом в руках – читать, думая; и разложить по полочкам возникновение вопроса, проблемы – изучить историю вопроса. А кто изучает проблему досконально? Мало кто. Очень немногие. Большинство недоучивается. Отсюда и проблемы в науке и производстве». Он любит приводить в качестве примера результаты проверки использования литературы созданной им уникальной библиотеки во ВНИИКРнефти, в результате которой выявилось, что его многочисленные замы практически не пользовались ее услугами, заведующие секторами и лабораториями – пользовались очень редко и только по своему узкому вопросу. А извечные пахари науки – научные сотрудники и инженеры пользовались, хотя и ограниченно. В основном – также по очень узкому направлению. Все это он озвучивал на ученых советах. Не всем нравилось.

Анатолий Иванович любит повторять слова нашего великого физиолога: «Необходимо знать что-нибудь обо всем и все о чем-нибудь», т. е. быть эрудитом, иметь глубокие знания, и не только в технико-технологических отраслях. В пример приводит слова Г.К. Лихтенберга: «Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и ее понимает недостаточно». Сам он обладает колоссальной эрудицией, и не только в области созданного им направления заканчивания скважин, технических науках, но и в физике, химии, астрономии, биологии, литературе. Он любит повторять К.Г. Юнга: «Ущербный язык делает ущербной и жизнь», а его личная библиотека содержит более 7 тыс. томов, в т. ч. и по искусству, религии, истории, спорту..., в прошлом Анатолий Иванович – сам отличный спортсмен. Задумываемся ли мы когда-нибудь над значением слова «энциклопедия»? Особенно если она рядом. Откуда такая цепкая память? Ответ: «Во-первых, ничего особенного – читаю внимательно, стараюсь понять, а не просто пробежать текст глазами; а во-вторых, изучение языков – вот что развивает память!» А языков-то он знает с десяток. Даже русско-китайский разговорник составил. На вопрос, какая самая высшая ценность в жизни, он, не задумываясь, ответил: «Семья...» и через секунду добавил «... и работа, особенно если она не только и не столько средство, обеспечивающее существование». Да, это его образ жизни.

Его характеризуют целеустремленность, невероятная самодисциплина, самоорганизованность и настойчивость в достижении цели. У него на все всегда хватало времени. А цель всегда формулировал четко, начиная работу, видел и шестым чувством ощущал результат. Это талант учителя. Поэтому столько защитившихся под его руководством и ни одного прокола! В любом деле нужна личность, в науке – тем более. Без лидера, генератора идей с личным примером результативности успехов не бывает. И коллектив работал, да еще как! Масштабная личность.

Необыкновенное качество – он наполняет всех оптимизмом и бодростью, увлекает вихрем своих проблем, задач, стоящих перед нефтегазовой промышленностью, и тут же раскрывает пути и методы их решения – отсюда и ученики... Наличие огромной внутренней энергетики – сила притяжения к нему молодых и не очень.

Он добр. Великодушие добрых и умом богатых – это помощь другим. Сильные – всегда добрые. Но он избыточно добр. Такая доброта может быть наказуема. Всегда пытался учеников и коллег подтянуть к своему уровню. Без дистанций. Помогал безвозмездно. Радовался успехам других. Не все воспринимают доброту одинаково: а получив свое, забывают даже спасибо сказать. К сожалению, их немало. Они и через его жизнь прошли. Табуном. Дистанция необходима!

А что ему претит? Ответ: «Воинствующее невежество, некомпетентность». Последнее он чувствует в человеке на расстоянии. Его не беспокоила трогательная беспомощность бездельников.

Родился Анатолий Иванович Булатов в Краснодаре 31 марта 1931 г. Рано лишили его отца, остался в семье за старшего. Сильная духом мать, Пелагея Сергеевна, которой он на одной из своих книг сделал посвящение: «Светлой памяти Матери моей..., подарившей мне жизнь и научившей выживать в любых условиях...». Мать осталась с двумя сыновьями в труднейших условиях, потом оккупация, потом разруха... Клеймо осужденного отца и оккупации долгие годы не украшали жизнь.

После окончания Краснодарской средней мужской школы № 28 поступил в Грозненский нефтяной институт (ГНИ). Будучи учеником девятого класса, поступил на заочные московские курсы английского языка, которые трансформировались в заочный институт иностранных языков. Он стал дважды студентом. Да еще посещал занятия физмата в местном университете. И лекции по геологии. А позже окончил трехгодичные курсы французского языка.

Блестяще, с отличием окончив ГНИ, был рабочим, верховым, помбуром, буровым мастером на глубоких буровых вновь открытых месторождений Грознефти на Затеречной равнине; многие месяцы трудился буровым рабочим на Кубани, оператором по добыче нефти на Волге. На одном из совещаний в Озек-Суате был приглашен Е.К. Мачинским на работу в его лабораторию в ГрозНИИ. Это стало крутым поворотом в его жизни, карьере. Недаром в своей монографии-летописи он написал: «Грозненскому ордена Трудового Красного Знамени нефтяному институту (ГНИ) и Грозненскому научно-исследовательскому институту (ГрозНИИ), где я набрался ума-разума, посвящается». Им он остался верен навсегда. В бурении это время ознаменовалось достижением значительных глубин, а главное – высоких забойных температур. Булатовым была впервые создана аппаратура для испытания тампонажных растворов при высоких температурах и давлениях, разработаны температуростойкие тампонажные цементы на базе портландцементов и принципиально новые – шлакопесчаные – на базе доменных основных шлаков, утяжеленные и тяжелые цементные растворы. А.И. Булатов взялся за решение сложнейшего в то время вопроса о роли прочности цементного камня в обеспечении герметичности зацементированного заколонного пространства. Эта проблема стала частью его кандидатской диссертации, блестяще защищенной. Всю свою жизнь он искал священный Грааль герметичности зацементированного заколонного пространства скважин – основу охраны недр.

Последовало приглашение в Краснодар, и с 1959 г. он снова на своей родине, которой остается верен навсегда, несмотря на очень уж заманчивые приглашения и за рубеж (Индия, Канада), в Москву и другие российские города на престижные должности.

Здесь, в КФ ВНИИ, – он старший научный сотрудник, затем заведующий лабораторией крепления скважин, начальник отдела. В тридцать лет блестяще защитил докторскую диссертацию. Главная тематика лаборатории – обеспечение герметичности зацементированного заколонного пространства – предупреждение газопроявлений. Здесь ему удалось сформулировать научные основы заканчивания скважин, определить главные пути предупреждения осложнений при бурении скважин. В 1966 г. Министерство утверждает его заместителем директора КФ ВНИИ по научной работе; лабораторию он оставил за собой. Это было его условие.

В 1970 г. А.И. Булатову поручена организация Всесоюзного научно-исследовательского института по креплению скважин и буровым растворам (ВНИИКРнефть). К этому времени им была сформирована научная школа – уже появились классные специалисты по ряду направлений непростого дела бурения. Выбор был.

Первое – была создана экспериментальная база: токарный, строгальный, фрезеровочный, покрасочный цехи; кузня; деревообрабатывающий участок; автопарк с ремонтной базой. Но главное – приобретена экспериментальная скважина глубиной 6000 м с забойной температурой более 200°С со всем необходимым оборудованием. Лаборатории были оснащены современными приборами и оборудованием... Результативность работы лабораторий резко возросла.

Начато строительство жилых домов (построено десять стоквартирных домов), детского сада-яслей (лучшего дворца для детишек в системе МНП), базы отдыха на Черном море, приобретены дачные участки, строительство производственных и административных зданий – все кипело своей необычной жизнью. Что ж не работать! Потянулись зарубежные делегации и отдельные специалисты. Институт выдвинулся в число передовых, ведущих. Заметили.

По инициативе министра В.А. Динкова на базе ВНИИКРнефти основано научно-производственное объединение «Бурение». В него вошли: московский ВНИИБТ и его Пермский филиал, Куйбышевский ВНИИТнефть, Андижанское КБ, пять территориальных исследовательских лабораторий, 10 заводов, карьеры и месторождения глин, утяжелителей и другого минерального сырья (РСФСР, Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Узбекистана). Около 30 тысяч работающих, а еще их семьи. На протяжении последующего периода работ нефтяная и газовая промышленность не испытывали дефицита в материалах, приборах, установках и запчастях.

Будучи много лет членом ВАК СССР, А.И. Булатов организовал во ВНИИКРнефти-НПО «Бурение» Совет по защите докторских диссертаций, был активным членом редколлегий журнала «Нефтяное хозяйство», большого и малого советов издательства «Недра».

Четверть века он был бессменным руководителем ВНИИКРнефти и НПО «Бурение». Все эти годы институт оставался на первом месте в соревнованиях НИИ. Симпозиумы, международные конференции, координационные совещания, участие сотрудников института в зарубежных контрактах – все это характеризовало деятельность ВНИИКРнефти. Оборудование и устройства, приборы и технологии получили не только признание отечественных буровиков и эксплуатационников, но стали известны далеко за рубежом.

А.И. Булатовым сформулированы важнейшие принципы технологических основ бурения, заканчивания, крепления, цементирования и ремонта глубоких высокотемпературных нефтяных и газовых скважин; им созданы научные основы крепления и цементирования скважин, разработки тампонажных материалов для различных геолого-физических условий, охраны недр и окружающей среды. А сколько сил ушло на доказательство несостоятельности некоторых теорий не вполне компетентным лицам, объясняющим одно «неразгаданное» явление другим, еще более невероятным.

Он автор и соавтор разработок целого ряда специальных технологий, связанных, в первую очередь, с профилактикой осложнений при бурении и борьбой с ними, а также тампонажных цементов, буровых растворов, технологических жидкостей, уникальных приборов, спецмашин, технологической оснастки для буровых и обсадных колонн, устройств для капитального ремонта скважин...

Полна весомых впечатлений его педагогическая деятельность. Его лекции по различным дисциплинам (ГНИ, КГТУ) всегда проходили активно, весело, продуктивно. Студенты души в нем не чаяли. Спустя годы многие из них считают своим долгом встретиться с ним, набраться энтузиазма, услышать что-либо особенное по специальности и получить новую книгу.

Десять лет отдано Кубаньгазпрому. Заведующий лабораторией глубокого, горизонтального бурения и ремонта скважин. Здесь написаны десятки книг, созданы новые технологии бурения горизонтальных скважин, методы предупреждения и борьбы с пескопроявлениями...

«А когда же вы отдыхаете?» – спрашиваем. Простой ответ: «Мой отдых – это смена занятий. А читаю – изучаю сразу несколько книг-предметов – школьная привычка осталась. Никакой усталости. Попробуйте!».

А были трудности? «Трудности? Все преодолимо, только не хныкать. Особых трудностей не было. Разве что Спитак, когда после адского землетрясения необходимо было многое ремонтировать, завод восстанавливать, жилье строить, устраивать людей, да Чернобыль, где пришлось дни и ночи напролет ликвидировать последствия..., и потеря коллег, а остальное – мелочи». Причины своих неудач и ошибок он находил в своих неправильных действиях и никогда никого не винил, не списывал их на других.

К нему прямо относятся слова, написанные им же в адрес М.Л. Сургучева: «Он – совесть нашей нефтегазовой науки».

Доброжелательный, отзывчивый, всегда готовый прийти на помощь Анатолий Иванович становился жестким, бескомпромиссным, когда встречал обман, халтуру в науке, работе, предательство. Об этом искренне, правдиво он писал в своих замечательных монографиях «Детективная биография герметичности крепи нефтяных и газовых скважин» (три издания) и «Правда о тампонажных цементах» (в двух томах), изданных в 2010 г., аккурат к юбилею автора (его сайт: www.булатов.com). В этих замечательных оригинального жанра объемных работах (почти 3000 стр. и сотни иллюстраций) представлена целая эпоха развития нефтегазовой промышленности, описаны события, технологии, материалы, приборы, машины, устройства. Кстати, в них сформулированы важнейшие нерешенные задачи («мне не хватит биологической жизни для их решения») – бери и решай; это в его духе. Расставлены акценты при выводах на темы газонефтеводопроявлений, обвалов пород, поглощений, целесообразности проведения тех или иных исследований. Подкупает правдивость изложения материала – очень жестко автор критикует себя, смеется над своими ошибкам и промахами, снисходительно улыбается, когда отмечает ошибки своих бывших учеников и коллег, камня на камне не оставляет от их научных глупостей и лукавств.

А с какой любовью он пишет о своих учителях, учениках, коллегах! С чувством благодарности вспоминает своих учителей, в первую очередь В.С. Федорова, Е.К. Мачинского, Р.И. Шищенко, Н.А. Сидорова, Н.И. Титкова...

Вместе с ним прошла почти 60 лет совместной жизни мудрая, высокообразованная, жизнерадостная, деликатная, гостеприимная, заботливая его ангел-хранитель – супруга Нинель Михайловна, деля с ним и житейские трудности, и радости, помощница и инициатор многих его начинаний. «А трудно с таким человеком вместе?» – спросили мы. «Не всегда легко, но интересно», – последовал ответ.

Официальным признанием заслуг Анатолия Ивановича было избрание его руководителем отделения бурения на ХIII Всемирном нефтяном конгрессе в Буэнос-Айрес в Аргентине.

Научно-технологический вклад профессора, академика Российской и Международной инженерных академий, члена географического общества США, президента Северокавказского отделения РИА, почетного члена Украинской нефтегазовой академии А.И. Булатова в народное хозяйство страны велик. И Родина высоко оценила его заслуги: он – лауреат Премии Совета министров СССР, заслуженный изобретатель РФ, заслуженный деятель науки и техники РФ, дважды лауреат Премии им. акад. И.М. Губкина, дважды лауреат Премии администрации Краснодарского края, имеет 10 золотых и две серебряные медали ВДНХ, медаль «За пользу Отечеству им. В.Н. Татищева» (награда Российской академии естественных наук), почетный нефтяник министерства нефтяной промышленности, почетный нефтяник Тюменской области, заслуженный работник Минтопэнерго, ветеран труда, награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак почета», медалью «Участнику ликвидации последствий ЧАЭС», другими медалями, почетными грамотами правительства, министерств.

Мы, ученики и коллеги Анатолия Ивановича, желаем этому необыкновенно жизнерадостному, остроумному, неугомонному, доброжелательному человеку, для которого не существует чего-то невыполнимого, всемирно известному ученому, профессионалу и нашему другу здоровья и ждем от него новых свершений! Уверены – они будут.

Ученики, друзья, коллеги: С.А. Абрамов, М. Арпаши (Венгрия), Д.Ф. Балденко, Г.Х. Варшаламидзе (Грузия), Е.Ю. Волощенко, А.Р. Гарушев, В.В. Гольдштейн (Израиль), В.С. Данюшевский (США), Ш. Долешал (Венгрия), А.П. Захаров, В.И. Крылов, Н.И. Марухняк (Украина), А. Майер (США-Австрия), С.К. Парпиев (Узбекистан), В.И. Петреску (Оман), Ю.А. Питателев, А.К. Рахимов (Узбекистан), О.В. Савенок, Б. Свобода (Чехия), А.А. Цыбин, Л.С. Цыбина, Р.С. Яремийчук (Украина).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Юрьев В.Ю.

    к.т.н., г. Краснодар

    Просмотров статьи: 4355

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru