Китайский фактор в росийской внешне экономической стратегии
Китайская экономика – третья (с 2007 г. после США и Японии) по совокупному объему ВВП (в 2008 г. свыше 4,2 трлн долл. по текущему валютному курсу) и самая быстроразвивающаяся из крупных экономик в мире, Китай – второй глобальный потребитель энергетических ресурсов (свыше 2,3 трлн тонн условного топлива в год). Продолжение быстрого экономического роста, увеличение численности и повышение уровня жизни части населения, модернизация промышленности, сельского хозяйства и транспорта требуют дальнейшего роста потребления энергетических ресурсов. В настоящее время Китай – второй в мире потребитель нефти, а китайский рынок газа – самый быстрорастущий в мире. В 2008 г. потребление нефти в Китае, Сянган (Гонконг) и Макао (Аомынь) составило свыше 400 млн тонн; потребление газа достигло почти 80 млрд м3. За последние десять лет свыше 40% (в 2008 г. – 120%, с учетом падения в других странах) мирового нетто-прироста потребления нефти приходилось на Китай (рис. 1).Как показывает анализ принимаемых вертикально-интегрированными нефтегазовыми компаниями (ВИНК) хозяйственных решений, пока у России нет согласованной позиции (в том числе переговорной позиции) по отношению к Китаю в энергетическом секторе, отсутствует должное понимание угроз и перспектив на китайском направлении, что может приводить к серьезным экономическим и политическим потерям. В рамках государственной политики необходимо формирование единой для всех нефтегазовых компаний системы приоритетов и принципиальных условий при работе с китайскими партнерами, выполнение которых позволит обеспечить национальную безопасность России, ее экономические и геополитические интересы, не допустить вовлечения китайских финансовых ресурсов в передел собственности в стратегических отраслях российской экономики. Только при условии активной дипломатической и военно-политической поддержки крупнейшие российские, контролируемые государством – Газпром, включая «Газпром нефть», «Роснефть», а также государственно ответственные частные нефтегазовые компании – ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», ТН К-ВР смогут превратиться в лидеров мирового нефтегазового бизнеса, а средние компании – занять достойное место в международном разделении труда.
О ситуаци в нефтяном секторе КНР
До 1993 г. Китай являлся нетто-экспортером нефти, добывая сырья больше существовавшего потребления нефти и нефтепродуктов (включая технологические нужды промыслов, трубопроводов, НПЗ, а также нормативные потери). Сейчас Китай – крупнейший (после США и Японии) импортер нефти в мире с устойчивой тенденцией увеличения внешних поставок. В 2008 г. при росте добычи до 190 млн тонн использование нефти и нефтепродуктов с учетом Сянгана и Аомыня превысило 400 млн тонн, нетто-импорт составил около 220 млн тонн.Развитие экономики КНР происходит в основном по индустриальной модели Европы и Северной Америки с лагом в 25 – 35 лет (в зависимости от сегмента). Име- ет место массовое внедрение существу- ющих промышленных, энергетических, транспортных технологий с эксплуатационным ресурсом не менее 20 – 30 лет. Ввиду высо- кой инерционности технологических систем в ближайшие десятилетия в этой стране бу- дет происходить дальнейшее увеличение единичного расхода энергии и совокупного потребления энергетических ресурсов. В условиях изменения технологического уров- ня энергообеспечения, дальнейшей мото- ризации экономики и части населения, трансформации структуры топливно-энер- гетического баланса наиболее быстро будет расти спрос на нефть и газ. Ожидается, что к 2010 г. при стабилиза- ции годовой добычи нефти на уровне 184 – 185 млн тонн и начале ее постепенного
Рис. 1. Роль Китая в приросте глобального потребления нефти
снижения потребление нефти и нефтепродуктов в Китае составит не менее 456 млн тонн, соответственно нетто-импорт превысит 270 млн тонн. В дальнейшем продолжится тенденция падения добычи, особенно в традиционных районах (Дацин, Шэнли и др.), хотя в стране в целом резкого сокращения производства не произойдет: к 2020 г. добыча нефти составит около 172 млн тонн, а к 2030 г. снизится до 160 – 161 млн тонн. Продолжится рост потребления нефти и нефтепродуктов, хотя по мере технологического насыщения его темп будет постепенно замедляться: к 2020 г. объем спроса превысит 627 млн тонн, а к 2030 году – 707 млн тонн. В условиях сокращения добычи и увеличения потребления импортные поставки нефти и нефтепродуктов достигнут к 2020 г. 455 млн тонн, а в 2030 г. – не менее 546 млн тонн.
Ситуация в газовой сфере Китая
В условиях отсутствия собственных значительных разведанных запасов (менее 2,5 трлн м3) газа и развитой инфраструктуры его импорта объем добычи и потребления газа в Китае пока не слишком значителен. Энергетические потребности (за исключением сегмента моторного топлива, где доминируют нефтепродукты) пока в значительной мере покрываются более дешевым углем, добываемым на территории страны. Доля газа в структуре первичного топливно-энергетического баланса составляет чуть более 3%.Для дальнейшего роста экономики Китай вынужден использовать все имеющие возможности обеспечения энергией: в стране реализуется программа строительства атомных станций, развиваются ветровая, солнечная и биоэнергетика. Однако в современных экономических и технологических условиях только традиционные источники – нефть, газ и уголь в состоянии реально покрыть возрастающие энергетические потребности страны. Добыча угля в Китае за последние пять лет возросла более чем в 2 раза и в 2008 г. превысила 2600 млн тонн, что составляет почти 45% от мировой добычи. Китай все более сталкивается с серьезными ограничениями в части увеличения техногенной нагрузки на окружающую среду, что в значительной мере связано с расширением систем добычи и использования угля. Все эти факторы вынуждают руководство КНР стимулировать развитие газовой промышленности и газообеспечения.
Развитие газовой промышленности происходит и будет происходить по двум основным направлениям – (1) расширение геологоразведочных работ и увеличение добычи газа в стране; (2) увеличение импорта. Только за последние шесть лет добыча газа в Китае возросла более чем в 2,5 раза – с 27,2 до 75 млрд м3. В результате интенсификации геологоразведочных работ сделан ряд открытий средних и мелких месторождений в Тариме, Ордосе, Сычуане и др. В 2007 г. крупнейшей нефтегазовой компанией Китая – CNPC было открыто газовое месторождение Лунган в Северо-Восточной впадине Сычуаньского бассейна (там же, где Пугуан) с запасами не менее 1 трлн м3 на глубине свыше 6,5 км. Перспективы открытия новых запасов также будут связаны только со сверхбольшими глубинами; это очень дорогой и тяжелоизвлекаемый газ, экономическая целесообразность добычи которого весьма сомнительна. Согласно планам развития инфраструктуры потребления газа, объем его использования в стране составит в 2020 г. – 176 млрд м3, в 2030 г. – 260 млрд м3. Импорт газа должен составить в 2020 г. – 78 млрд м3, в 2030 г. – 125 млрд м3.
В этих условиях Китай вынужден искать крупные источники поставок за рубежом, формировать инфраструктуру импорта газа. С 2005 г. из Австралии организован импорт сжиженного природного газа (СПГ) через терминал в Гуандуне. В 2008 г. импорт СПГ составил 5 млрд м3 в пересчете на исходное вещество, проектная мощность терминала – 5,1 млрд м3. Реализуются проекты строительства ряда новых терминалов СПГ, магистральных газопроводов из России и Центральной Азии. Развивается система внутрикитайских трубопроводов, протяженность которой в 2008 г. превысила 30 тыс. км: в 2001 г. введен в эксплуатацию газопровод «Сэнинлан» (протяженностью 953 км), в 2004 г. – транскитайский газопровод «Запад – Восток» (3,9 тыс. км), в 2005 г. газопроводы «Шаньцзин-2» (860 км) и «Чжуну» (738 км). В ближайшее время начнется строительство магистральных газопроводов «Запад – Восток-2» и «Запад – Юг».
Предполагается, что транскитайские магистральные газопроводы на западе страны будут связаны с Туркменистаном и Казахстаном, что должно обеспечить их загрузку в условиях недостаточности сырьевой базы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Проект получил одобрение в Национальной комиссии по развитию и реформе и включен в общегосударственный план. Строительство магистральных газопроводов в Китай из Центральной Азии рассматривается как аргумент в переговорной позиции с Россией относительно условий поставок газа из Западной и Восточной Сибири (рис. 2).
В сложившейся ситуации целесообразно формирование контролируемых российскими компаниями, прежде всего, Газпромом, поставок сетевого и сжиженного газа из России и других регионов мира. Газпром как глобальная энергетическая компания имеет возможность вхождения в проекты поставок СПГ в Китай, организуемые международными (МНК) и транснациональными компаниями (ТН К) – BP, RD/Shell, ExxonMobil и др., из различных регионов мира по схеме замещения (SWAP), а также в обмен на ограниченный допуск их к проектам на территории Западной и Восточной Сибири. Создание инфраструктуры и организация крупномасштабных поставок позволит России занять доминирующие позиции на китайском рынке газа, контролируя 70 – 85% всех импортных поставок.
Интересы новых – крупнейших импортеров энергоносителей в международном нефтегазовом бизнесе
В ближайшие десятилетия тенденция опережающего роста спроса на энергоносители, прежде всего на нефть и газ, будет усиливаться. Открытие в последние годы в Китае (Ордосский, Таримский бассейны, Сычуаньский, Бохайваньский заливы и др.) большого количества средних и мелких месторождений углеводородов стимулирует развитие инфраструктуры транспортировки, переработки и потребления нефти и газа. Удовлетворить рост энергетических потребностей КНР ни сейчас, ни в будущем эти открытия не смогут. В этих условиях Китай вынужден искать источники поставок энергоносителей, прежде всего нефти, в различных регионах мира – на Ближнем Востоке (Иране, Омане, Саудовской Аравии и др.), в Южной Америке (Венесуэле, Боливии, Эквадоре и др.), в Африке (Анголе, Судане, Ливии, Марокко, Нигере и др.), СНГ (России, Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Азербайджане).Азиатско-Тихоокеанские (прежде всего китайские компании) готовы работать в нефтепроизводящих странах на любых условиях, на которых они могут быть допущены к источникам сырья: торговые сделки (импортные операции), участие в капитале нефтяных компаний, получение концессий, сервисные контракты, подрядные работы и др. Наиболее предпочтительный для компаний стран-реципиентов вариант – прямой доступ к нефтяным активам (ресурсам и запасам углеводородов; объектам инфраструктуры) через получение лицензий на геологическое изучение, разведку и добычу углеводородов, участие в капитале нефтегазовых компаний и др.
Суммарные мощности по сырью НПЗ Китая, включая небольшие заводы, находятся на уровне 350 млн тонн в год. В 2006 г. объем первичной переработки нефти в Китае увеличился на 6,3% по сравнению с предыдущим годом, составив около 307 млн тонн. Производство светлых нефтепродуктов (бензина, авиакеросина и дизельного топлива) составило около 190 млн тонн, что недостаточно для удовлетворения внутренних потребностей. Ожидается, что к 2010 – 2012 гг. мощности по сырью китайских заводов возрастут на 100 – 110 млн тонн.
Частичная приватизация китайских НПЗ, в том числе иностранными инвесторами, могла бы быть выгодной для китайской экономики, если бы акционерами стали компании, которые гарантировали загрузку этих заводов сырьем и реинвестировали часть прибыли в модернизацию производства. Из иностранных компаний такие планы имеет, в частности, аффилированная с правительством Великобритании и контролируемая американским и британским капиталом компания ВР.
Однако наибольший интерес для Китая с позиции ресурсной обеспеченности, технологической эффективности и территориальной сбалансированности поставок представляют Россия и страны Центральной Азии.
Интересы Китая в росийском нефтегазовом бизнесе
Россия – крупнейший в мире производитель и экспортер (по совокупной энергетической ценности и совокупной выручке) нефти, нефтепродуктов и газа. Более 80% нефтяного и 100% газового экспорта осуществляется сейчас на атлантическом (западном) направлении. Из перспективных источников сырья к емкому рынку Китая наиболее приближены Западная Сибирь (восток ЯНА О, ХМАО, Томская область), Восточная Сибирь и Дальний Восток.Рис. 2. Существующие и перспективные газопроводы в Центральной Азии, Западном Китае, на юге Западной Сибири
В этих условиях, исходя из базовых принципов нацио- нальной энергетической доктрины, Китай заинтересован, чтобы:
• приросты добычи и часть существующих экспортных поставок нефти из Западной Сибири, направляемых в основном в Европу, были переориентированы на китайский рынок;
• были организованы прямые поставки газа из Западной Сибири в Китай (через газопровод «Алтай»);
• новые поставки нефти и газа из Восточной Сибири и Дальнего Востока были направлены, в основном, на китайский рынок;
• были обеспечены приемлемые цены (ниже уровня рынка) и долгосрочная надежность (гарантии) поставок;
• был обеспечен доступ китайских компаний к добывающим активам в России.
В качестве важных условий такого проникновения в нефтегазовый сектор России Китай выдвигает заключение долгосрочных соглашений между правительствами Китая и России и нефтегазовыми компаниями, формирование прямой инфраструктуры транспорта нефти и газа, в частности – отвод (либо, что более предпочтительно для Китая, основное направление) от нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» по маршруту Сковородино – Дацин; строительство газопровода «Алтай» с интеграцией в действующую транскитайскую газопроводную систему «Запад – Восток», «Запад – Восток-2» и проектируемую систему «Запад – Юг». В существующих условиях компании КНР стремятся получить любой доступ к нефтяным и газовым активам в России, что является целью китайской стратегии постепенного проникновения в российские ключевые отрасли и сырьевые регионы с последующим установлением в дол- госрочной перспективе экономического контроля и, соответственно, усилением политического влияния на региональном и межгосударственном уровнях. Изучая ситуацию в России (в том числе учитывая современную позицию Правительства РФ по ограничению деятельности иностранных компаний в стратегических отраслях), китайцы пытаются максимально проникнуть в стратегические отрасли на тех условиях, которые действуют сейчас и будут действовать в ближайшей и среднесрочной перспективе. Одновременно, используя сейчас любую возможность проникновения в сырьевые секторы, китайские компании ожидают последующего изменения условий и работают в направлении такого изменения.
Условия реализаци росийских интересов при взаимодействи со странами АТР (прежде всего Китаем ) в нефтяном секторе Исходя из состояния и перспектив развития нефтяной и газовой промышленности России, устойчивых тенденций в системах энергообеспечения стран Азиатско-Тихоокеанского региона, долгосрочных международных процессов, важнейшими условиями реализации российских интересов при взаимодействии со странами АТР (прежде всего Китаем) в нефтяном секторе должны стать:
• долгосрочные гарантии закупок по обоснованно высоким ценам через межправительственные и корпоративные соглашения;
• контроль над инфраструктурой транспорта нефти из Центральной Азии в Китай, в частности нефтепроводом «Западный Казахстан – Западный Китай», через увязку вопросов доступа к управлению всей нефтепроводной системой Казахстана на китайском направлении и поставок нефти по маршруту Омск – Павлодар – Атасу – Алашанькоу;
• участие в контроле над инфраструктурой поставок нефти из России в Китай, в том числе нефтеналивным терминалом в порту Далянь (Дальний), возможным нефтепроводом «Сковородино – Дацин»;
• полный контроль над заводами Северо-Востока и Запада Китая, полная либо частичная загрузка сырьем которых предполагается за счет поставок из России, а также Казахстана, Туркменистана, Узбекистана; частичный контроль над существующими и новыми (в том числе через участие в строительстве) НПЗ в приморских и южных районах Китая;
• контроль над распределительными сетями нефтепродуктов, в том числе через покупку действующих и строительство новых АЗС;
• участие российских компаний в проектах разведки и добычи углеводородов на территории и континентальном шельфе Китая;
• участие российских компаний в акционерном капитале предприятий смежных отраслей (нефтехимия, электроэнергетика и др.).
Таким образом, Россия заинтересована в усилении реального экономического контроля над системой энергообеспечения Китая и других стран АТ Р; российские компании заинтересованы в крупном и динамичном рынке сбыта сырой нефти и нефтепродуктов при обеспечении максимального доступа к объектам инфраструктуры, получении прибыли в сегменте upstream и downstream от участия в добыче и переработке нефти на территории КНР, торговле нефтепродуктами на китайском рынке.
Выводы
Исходя из устойчивых геополитических и экономических интересов страны, региональных процессов в мировой экономике, тенденций в международной системе энергообеспечения Россия заинтересована в: усилении национального суверенитета над ключевыми отраслями экономики, прежде всего нефтегазовым комплексом; диверсификации экспортных поставок, за счет переориентации части потоков нефти газ с «перегретого», в основном стагнирующего европейского рынка на динамичные азиатско-тихоокеанские рынки (Китай, Японию, Корею и др.) при увеличении транзита через свою территорию на атлантическом направлении (Геную, Марсель, Роттердам и др.) казахстанских и туркменских нефти и газа; получении долгосрочных гарантий по закупкам нефти и газа по высоким ценам (с учетом последующего направления использования сырья); получении полного либо частичного контроля над транзитной и транспортной инфраструктурой на территории стран – новых крупных покупателей российских нефти и газа (Китая, Японии, Кореи и др.); участии в прибылях от реализации нефти и нефтепродуктов, газа, продуктов их глубокой переработки, а также гелия на территории стран – непосредственных реципиентов и третьих стран (Китая, Японии, Кореи, Индии, Малайзии, Филиппинах и др.).Активное сотрудничество с традиционными и новыми крупными странами – импортерами в нефтегазовой сфере, несомненно, является важнейшим направлением усиления экономических и геополитических позиций России в мире, диверсификации экспорта, повышения структурной и территориальной сбалансированности нефтегазового комплекса, обеспечения экономической безопасности страны. Вместе с тем конкретные мероприятия и реальные шаги в рамках такого сотрудничества должны быть всесторонне обоснованы, экономически и политически оправданы с учетом интересов государства, нефтегазовых компаний, населения России.
Главный принцип взаимодействия – обоснованное усиление российских экономических позиций на территории стран-импортеров (прежде всего КНР, США, ЕС) при сохранении полного национального суверенитета над стратегическими объектами в России, особенно в восточных районах страны. Набор объективных факторов для реализации этого принципа в нефтегазовом комплексе имеется.