УДК:550.8
DOI:10.34757/2072-4799.2024.54.26.010

Выявление глубоководных конусов выносов и турбидитов на территории Республики Калмыкия

Identification of deep-sea fans and turbidites in the territory of the Republic of Kalmykia

A.V. Bembeev
North Caucasus section of the Aprelevsky branch of the Federal State Budgetary Institution VNIGNI
Zheleznovodsk, Stavropol Territory, 357430, Russian Federation
V.A. Bembeev
LLC NK Yugranefteprom, Moscow, 109028, Russian Federation
O.V. Dzhambinov
Government of the Republic of Kalmykia, Elista, 358000, Russian Federation
P.P. Kamnev
JSC Pangea, Moscow, 119021, Russian Federation
JSC AGE Astrakhan, 414045, Russian Federation
V.A. Karpov
M.N. Burdaev
Tatal-gaz LLC, Elista, 358000, Russian Federation
M.A. Kachan
FSBI Gidrospetsgeologiya, Moscow, 123060, Russian Federation

Поступательно продолжающаяся разработка действующих нефтегазовых месторождений, в совокупности с отсутствием крупных новых открытий, обуславливают общее истощение и осложнение геологических условий разработки ресурсной базы нефтегазовой отрасли. В данных условиях представляется перспективным применение новых подходов к разведке на разведданных и разработанных территориях с уже имеющейся инфраструктурой, массивами геологических, геофизических и прочих данных.

Территория Астрахано-Калмыцкого Прикаспия является одним из наиболее изученных регионов России. На территории региона с 1950-х годов было совершено большое количество крупных открытий. При этом регион не теряет своей перспективности, с точки зрения нефтегазоносности.

Помимо традиционных коллекторов, в ходе исследований на территории Республики Калмыкия, был выявлен новый тип поисковых объектов, формирующий перспективы развертывания масштабных сейсморазведочных исследований.

Пермские конусы выноса и отложения турбидитов имеют значительную перспективу открытий нефтяных открытий, что обосновывается промысловыми данными и структурными предпосылками.

The progressively ongoing development of existing oil and gas fields, coupled with the lack of major new discoveries, is causing a general depletion and complication of geological conditions for the development of the resource base of the oil and gas industry. In these conditions, it seems promising to use new approaches to exploration on intelligence data and developed territories with existing infrastructure, arrays of geological, geophysical and other data.
The territory of the Astrakhan-Kalmyk Caspian region is one of the most studied regions of Russia. A large number of major discoveries have been made in the region since the 1950s. At the same time, the region does not lose its prospects in terms of oil and gas potential.
In addition to traditional reservoirs, during research on the territory of the Republic of Kalmykia, a new type of prospecting objects was identified, which creates prospects for the deployment of large-scale seismic surveys.
Permian fans and turbidite deposits have significant oil discovery potential based on field data and structural assumptions.

При проведении геологоразведочных работ на территории Калмыкии, в рамках региональных исследований по сейсмопрофилям 1 RSP, 2 RSP, 10 RSP, на ряде других профилей, выполненных стандартными МОГТ-2D, были выявлены врезы, конусы выноса или турбидиты практически по всему разрезу – от девона терригенного до юрских отложений, палеогена и неогена [1]. В пределах Сарпинского мегапрогиба и кряжа Карпинского выявлена Палео-Волга на глубинах до 900 метров.
Анализ сейсмических материалов последних лет, материалов поискового бурения на ряде площадей Республики Калмыкия и сопоставление с космическими снимками показали наличие глубоководных конусов выноса с территории кряжа Карпинского и Карасальской моноклинали в Сарпинский мегапрогиб [2]. При таком подходе к комплексированию мы видим достаточно четкое отображение конусов выноса на космоснимках. Следовательно, представленный подход можно рассматривать в качестве поискового критерия в методическом вопросе выбора участков для геологического изучения, как в северной, так и в южной частях территории кряжа Карпинского, в зонах сочленения Русской и Скифской плит.
Пенепленезация кряжа Карписнского сопровождалась сносом осадочного материала, проградацией осадков в северо-восточном направлении [3]. Такая динамика свойственна всему мезо-кайнозойскому комплексу в Каракульско-Смушковской зоне поднятий (КСЗП) [4]. Формирование отложений турбидитных потоков, подводных оползней свойственны данному характеру развития осадконакопления.
Сейсмофациальный анализ, выполненный в программном обеспечении «Пангея», позволил выявить перечисленные формы в разрезе. Так, сейсмические профили в направлении субпростиранию складок вала и надвиговой зоны выявляют эрозионные врезы, заполненные осадками, и профили лопастей турбидитных потоков и оползневых тел (рис. 1).
Применение геоморфологического анализа на территории Астраханской области связано с выявлением признаков соляного диапиризма. В Республике Калмыкия вне зоны соляной тектоники возможно использовать геоморфологические признаки для выявления терригенных тел, подвергающихся значительному уплотнению. В первую очередь, это касается уплотнения в русловых потоках, которые в современном рельефе могут проявляться отрицательными формами рельефа.
В качестве примера приведем реальную структуру с пробуренными скважинами, в пределах Каракульско-Смушковской зоны дислокаций.
Как видно из представленных выкопировок из космоснимков (рис. 2), длина вреза составляет 12 839 м, а ширина изменяется от 1369 м на юге до 2712 м в дельтовой северной части. Скважина № 3 пробурена ближе к дельтовой зоне, установленная залежь нефти здесь интерпретируется нами, как врез или конус выноса, заполненный верхнепермскими, артинскими и ассельскими отложениями нижней перми. При этом отложения кунгурского возраста в этих условиях вреза отсутствуют.
На отложениях артинского возраста, представленных известняками, залегают верхнепермские песчаники. Полученный пластоиспытателем приток нефти объемом в 7 м3 в открытом стволе, скорее всего, получен из указанных песчаников верхней перми. К сожалению, интервал залегания песчаников верхней перми 3610–3660м в эксплуатационной колонне не испытан. Выше по всему разрезу верхнепермских отложений в интервале глубин 1745–3600 м выявлено большое количество объектов, представляющих собой коллекторы как поровые, так и трещинного типа, не испытанных и не охарактеризованных промысловой геофизикой, но представляющих несомненный и однозначный интерес в нефтегазоносном отношении. Ниже по разрезу ассельские отложения нижней перми залегают на отложениях верхнего карбона, либо среднего карбона башкирского возраста. Бурением эти отложения не охарактеризованы.
Экспресс-анализ каротажных кривых по скважине № 3 позволил выделить перспективные пласты в разрезе скважины и показал следующую ситуацию:
• Пласт, залегающий в интервале 3610–3666 м (рис. 3а), отнесен к верхнепермским песчаникам. Пласт характеризуется толстой глинистой коркой, что говорит о высокопроницаемых способностях, вскрывался и задавлен тяжелым глинистым раствором, плотностью от 1,50 до 1,70 г/см3.
• Ниже по разрезу в отложениях нижней перми артинского возраста выделяется высокоомный пласт в интервале глубин 3666–3715 м и также характеризуется хорошей проницаемостью в верхней части пласта. Разделяются указанные пласты пачкой глин-аргиллитов, толщиной 16 м.
• Нужно отметить, что пластоиспытателем были испытаны два разных горизонта и при этом был получен приток глинистого раствора с нефтью в объеме 7 м3 в условиях испытания, подтверждает ранее сделанные выводы о загрязнении пластов буровым раствором. А также данный вывод подтверждается получением нефти в объеме 2,6 м3/сутки и 1,5 тыс. м3 газа в сутки при испытании пласта в эксплуатационной колонне интервала 3668–3683м (рис. 3б) из отложений артинского возраста.

Следовательно, приток нефти, возможно, был получен из подошвенной части пласта верхнепермских песчаников. Толщина продуктивного пласта составляет 40 м. А пласт артинских известняков, возможно, также содержит газ в верхней части пласта и ниже нефть. Необходимо отметить, что испытания пластов проведены некачественно.
Можно отметить, что приведенные данные по коэффициентам пористости по акустическому каротажу в интервале глубин 3666–3685 м являются некорректными, поскольку тяжелый глинистый раствор практически «запечатал» все поры и трещины.
Ниже по разрезу установлен песчаный пласт в интервале 4360–4400 м (рис. 3в), из которого был получен промышленный приток нефти в открытом стволе. Кавернограмма показывает некоторую проницаемость наличием глинистой корки. Видимо, пласт также задавлен тяжелым глинистым раствором, поскольку в эксплуатационной колонне из пласта приток не получен. Представленные ниже выкопировки визуально показывают наличие в разрезе проницаемых пластов, представляющих однозначный нефтегазовый интерес (рис. 4).
Таким образом, скважиной вскрыт разрез, однозначно содержащий углеводороды. Испытания пластов выполнены некачественно. Пласты задавлены и кольматированы.
Надо отметить, что в прошлые годы перед геолого-поисковыми работами ставились задачи, в основном, по поиску и картированию антиклинальных структур. При этом никак не рассматривались нетрадиционные ловушки и структуры.
Впервые в истории геологии Прикаспийской впадины нами установлен факт наличия таких объектов. Целенаправленное геологическое изучение бортовых частей кряжа Карпинского позволит найти и открыть новые месторождения нефти и газа, при этом, кроме традиционных объектов Прикаспия, в отложениях верхней перми появляется совершенно новый поисковый объект [5].
Таким образом, выявление подобных неструктурных ловушек может привести к развороту геологоразведочных работ не только в Каракульско-Смушковской зоне дислокаций, но и на южном склоне Кряжа. Подобных структур вполне может набраться не менее двух десятков, со своей спецификой условий и обстановок осадконакопления и процессов литогенеза.

Выводы
Северный склон кряжа Карпинского и КСЗП на всем протяжении перспективны на выявление ловушек литологического типа. Учитывая недостаточную изученность региона геолого-геофизическими методами, программа дальнейшего изучения при подготовке к поисковому бурению должна включать:
1. Сбор и обобщение всех имеющихся сейсмических, магнитометрических, гравиметрических и скважинных материалов, а также материалов аэрогеофизических исследований в пределах северной границы Кряжа Карпинского: КСЗП, Сарпинский мегапрогиб, Карасальская моноклиналь;
2. Изучение кернового материала по фонду скважин в интервале пермских отложений;
3. Выполнение переобработки ретроспективных сейсмических профилей, проложенных ортогонально и суб- направлению простирания надвиговых структур в программном комплексе PROspect «Пангея»;
4. Составление трехмерной сейсмогеологической модели в программном комплексе «Пангея» на основе результатов сейсмофациального анализа с выявлением и оконтуриванием зон распространения тел подводных склонов;
5. Прогнозирования наличия флюида на основе сейсмических данных МЧК;
6. Проведение новых сейсморазведочных исследований в выявленных зонах;
7. По совокупности полученных геолого-геофизических данных выполнить ранжирование площади по очередности бурения.

Литература

1. Бембеев В.Э., Бембеев А.В., Чебаненко и др. Поиски углеводородов в зонах глубинных разломов в Днепровско-Донецко-Мангышлакском прогибе. – Киев, ИГН АН УССР, –1990.
2. Геолого-экономический анализ перспектив развития геологоразведочных работ в Калмыцкой ССР на 1991-1993гг. Отчет ВНИГНИ. Коллектив авторов: Кирюхин Л.Г., Бембеев В.Э. и др. фонды «Калмгеолкома». – Москва-Элиста, – 1991.
3. Обоснование заложения параметрических и поисковых скважин с целью изучения строения и перспектив нефтегазоносности доюрской толщи кряжа Карпинского и Восточно-Манычского прогиба (программа разбуривания доюрской толщи). Фонды АУБР. – Астрахань, – 1990.
4. Клиноморфный комплекс раннего Апшерона Юго-Западной прибортовой зоны Прикаспийской синеклизы. Гольчикова Н.Н., Дробинский А.А., Камнев П.П.: сборник "Новейшие технологии освоения месторождений углеводородного сырья и обеспечение безопасности экосистем Каспийского шельфа" / Материалы XII Международной научно-практической конференции. – Астрахань, – 2021. – С. 87–91.
5. Харченко В.М. Палеоструктурно-геоморфологический метод выявления нефтегазоносных погребенных структур (на примере зоны Предкавказья и Северного Кавказа). Разведка и охрана недр. – 2015. – № 2. – С. 25–29.

References

1. Bembeev V.E., Bembeev A.V., Chebanenko et al. Search for hydrocarbons in zones of deep faults in the Dnieper-Donets-Mangyshlak trough. – Kyiv, IGN AN of the Ukrainian SSR Publ., –1990.
2. Geological and economic analysis of prospects for the development of geological exploration in the Republic of Kalmykia for 1991-1993. VNIGNI report. Team of authors: Kiryukhin L.G., Bembeev V.E. etc. Kalmgeolcom funds. – Moscow-Elista, – 1991.
3. Justification for laying parametric and exploratory wells in order to study the structure and prospects for oil and gas content of the pre-Jurassic strata of the ridge of the Karpinsky and East Manych trough (program for drilling the pre-Jurassic strata). AUBR funds. – Astrakhan, – 1990.
4. Clinomorphic complex of the early Absheron of the South-Western near-shore zone of the Caspian syneclise. Golchikova N.N., Drobinsky A.A., Kamnev P.P.: collection The latest technologies for the development of hydrocarbon deposits and ensuring the safety of ecosystems of the Caspian shelf / Materials of the XII International Scientific and Practical Conference. – Astrakhan, – 2021. – Pp. 87–91.
5. Kharchenko V.M. Paleostructural-geomorphological method for identifying oil and gas-bearing buried structures (using the example of the Ciscaucasia and Northern Caucasus zones). Exploration and protection of subsoil. – 2015. – No. 2. – Pp. 25–29.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Бембеев А.В.

    Бембеев А.В.

    к. г.-м. н., член.-корр. РАЕН и МАНЭБ, эксперт Евразийского Союза экспертов по недропользованию (ЕСОЭН), Советник Российской Федерации 1 класса, член РОСГЕО, Советник Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия г. Железноводск, Ставропольский край, 357430, Российская Федерация

    ООО «НК «Югранефтепром»

    Бембеев В.А.

    Бембеев В.А.

    горный инженер, геолог 1 категории

    ООО «НК «Югранефтепром»

    Джамбинов О.В.

    Джамбинов О.В.

    министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия г. Элиста, 358000, Российская Федерация

    Камнев П.П.

    Камнев П.П.

    генеральный директор АО «Пангея», генеральный директор АО «АГЭ»

    АО «Пангея» г. Москва, 119021, Российская Федерация АО «АГЭ» г. Астрахань, 414045, Российская Федерация

    Карпов В.А.

    Карпов В.А.

    к.г.-м.н., специалист

    Ассоциация организаций в области недропользования «Национальная ассоциация по экспертизе» (АООН «НАЭН»)

    Бурдаев М.Н.

    Бурдаев М.Н.

    инженер

    ООО «Татал-газ» г. Элиста, 358000, Российская Федерация

    Качан М.А.

    Качан М.А.

    специалист ФГБУ «Гидроспецгеология»

    ФГБУ «Гидроспецгеология»

    Просмотров статьи: 1064

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru