Нефтесервису нужен «рыночный рынок»

Оптимальное сочетание конкурентных механизмов и государственной поддержки должно стать основой развития сектора

Oilfield services need a «market market»
The optimal combination of competitive mechanisms and government support should become the basis for the development of the sector

V.B. Karpov1, V.A. Borisov2, V.V. Andrianov3, S.P. Chernykh4
1LLC Yugranefteprom, Moscow, 109028, Russian Federation
2All-Russian Association of Oil and Gas Service Companies, Tyumen, 625062, Russian Federation
3Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, 125167, Russian Federation
4Union of Oil and Gas Industrialists of Russia, Moscow, 125009, Russian Federation

В современных условиях успешность нефтегазового бизнеса зависит от множества факторов, самыми важными из которых являются доступ к ресурсам, технологические возможности разработки месторождений со сложными коллекторами, сроки и стоимость осуществления проектов. И все эти задачи решает нефтегазовый сервис, который на основе новейших методов и современного оборудования позволяет вовлечь в эксплуатацию сложные запасы, повысить эффективность бурения, сократить сроки и снизить стоимость освоения объектов. Учитывая общую глобальную тенденцию к ухудшению геологических условий разработки новых запасов (поскольку самые доступные и «легкие» месторождения уже истощены), роль сервиса стремительно повышается, что обуславливает более высокую динамику его роста в объемном и ценовом выражении по сравнению с темпами производства углеводородного сырья.

In modern conditions, the success of the oil and gas business depends on many factors, the most important of which are access to resources, technological capabilities for developing fields with complex reservoirs, timing and cost of project implementation. And all these problems are solved by oil and gas services, which, based on the latest methods and modern equipment, make it possible to bring complex reserves into operation, increase drilling efficiency, reduce time and reduce the cost of developing facilities. Considering the general global trend towards worsening geological conditions for the development of new reserves (since the most accessible and «easy» deposits have already been depleted), the role of the service is rapidly increasing, which leads to higher dynamics of its growth in volume and price terms compared to the rate of hydrocarbon production.

Нефтесервис ставит рекорды
По прогнозу The Business Research Company, в 2024 году глобальный рынок нефтесервиса вырастет на 6,5 % год к году, до 191,2 млрд долларов (против 180,3 млрд в 2023 году), а к 2027 году его объем достигнет 241,41 млрд долларов (рост в среднем на 5,9 % в год). По мнению аналитиков данной компании, основным фактором роста станет развитие сланцевой добычи в США, а преобладающей тенденцией послужит внедрение новых технологий во всех сегментах нефтесервиса1.
Еще более масштабные оценки и более благоприятные прогнозы приводит отечественная консалтинговая компания «Яков и Партнеры». Согласно ее расчетам, объем глобального сервисного рынка в 2022 году составил 267 млрд долларов, а к 2030 г. он вырастет на 69 %, до 451 млрд долл., вплотную приблизившись к показателям 2014 г. Такой сценарий может быть реализован при условии сохранения текущих объемов производства сырья и при стабильно высоких ценах на нефть2.
В России также отмечается обнадеживающая динамика. В 2022 году на фоне роста добычи нефти в стране на 2 % (до 535 млн т) отечественные сервисные компании продемонстрировали рекордные производственные и финансовые показатели. По данным Kasatkin Consulting, их совокупная выручка составила 1,79 трлн рублей, что является лучшим результатом с 2018 года. При этом рост отмечался во всех без исключения сегментах данного рынка. Рекордсменом тут стал текущий и капитальный ремонт скважин (ТКРС), в котором выручка увеличилась на 24 %, до 293 млрд руб.
Прекрасно выглядят и показатели бурового сервиса. Так, объем проходки в 2022 году увеличился на 8,4%, до 28,4 млн м, а число новых скважин – на 6,8 %, до 7866 единиц, что позволило нарастить выручку на 15,6%, до 609 млрд руб. Число операций по гидроразрыву пласта достигло 27 700 (+13,7 %), а выручка данного сектора – 90 млрд рублей (+13,9 %). Еще одна точка роста – геологоразведочный сервис, который подрос в ценовом выражении на 13,7 %, до 249 млрд рублей. При этом наилучшая динамика отмечалась в области сейсморазведки и использования геоинформационных систем.
Безусловно, рост показателей в 2022 году не может не радовать. Однако в 2023 году, по оценкам Kasatkin Consulting, объем рынка нефтесервиса в России сожмется на 6,1 % по сравнению с 2022 годом, до 1,68 трлн рублей3. Это будет связано с выполнением Россией обязательств по добровольному сокращению добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки. Но в перспективе, по мере восстановления глобального спроса на энергоресурсы, производственные показатели нефтяной промышленности могут вернуться на траекторию устойчивого роста (вопреки прогнозам некоторых западных экспертов о весьма скором достижении «нефтяного пика»), что потребует соответствующего развития отечественного нефтесервиса.

Технологии как источник роста
Насколько отечественный нефтесервис готов к новой стадии роста? Это будет определяться как минимум тремя факторами. Во-первых, темпами модернизации мощностей и внедрениями новейших технологий. Во-вторых, степенью развитости рыночной среды. А в-третьих, ролью государства.
Первый фактор, безусловно, критически важен. Как предупреждают аналитики консалтинговой компании «Яков и Партнеры», если не удастся преодолеть зависимость российской нефтяной отрасли от западного нефтесервиса и импортного оборудования, то добыча к 2030 году может упасть на 20 %. Поэтому, как отмечает представитель «Яков и Партнеры» Андрей Стрельцов, отрасли необходимо объединить усилия и запустить процесс полномасштабного импортозамещения. В частности, требуется пересмотреть механизм взаимодействия добывающих компаний и российских нефтесервисов4.
На данном пути уже достигнуты существенные успехи. Так, если по состоянию на 2014 год доля российского нефтегазового оборудования на отечественном рынке составляла лишь 43 %, то к лету 2023 года она достигла 63%, а концу года ее планировалось довести до 65%5. Среди наиболее критически важных направлений, нуждающихся в импортозамещении, можно выделить технологии бурения и гидроразрыва пласта, методы разработки трудноизвлекаемых запасов и шельфовых месторождений. В качестве примера можно привести налаживание производства в России роторных управляемых систем (РУС) – критически важного оборудования для наклонно-направленного бурения. Данный проект планирует к началу 2025 года реализовать компания «Технологии ОФС» (бывшая Baker Hughes в России)6. И, безусловно, для всех сегментов нефтесервиса предельно актуальной является тема создания отечественного программного обеспечения.

Рынок должен быть рынком!
Вторым важнейшим фактором развития отечественного нефтесервиса служит совершенствование структуры рынка. Здесь мы в последнее время наблюдали существенные изменения. Так, по данным Kasatkin Consulting, за последние годы доля международных корпораций сократилась с 15 % до 9 % – прежде всего, за счет ухода из РФ таких гигантов, как Baker Hughes и Halliburton. Хотя необходимо отметить, что в стране продолжают работать структуры, ранее принадлежавшие этим иностранным корпорациям, но сменившие бренд и перешедшие под контроль российского менеджмента – «Технологии ОФС» и SLB. В свою очередь, доля российских ВИНК выросла на 2 процентных пункта, до 33,8 %. Оставшиеся 57,2 % рынка приходятся на независимые компании, однако, как подчеркивают эксперты, около 15–20 % можно назвать «условно-независимыми», поскольку они косвенно контролируются ВИНК или государством.
Таким образом, согласно сухим цифрам, в России вроде бы существует развитый рынок нефтесервиса. Но так ли это на самом деле? Во-первых, необходимо отметить, что десятилетия засилья иностранных корпораций-гигантов не прошли даром. При том, что зарубежные компании не имели доминирующего положения в отечественном НГК с точки зрения общих объемов работ, они все же контролировали наиболее высокотехнологичные сегменты, потеря которых, как уже отмечалось, грозит сокращением объемов добычи. Поэтому необходимы не только количественные, но и качественные изменения рынка – повышение роли именно высокотехнологичных российских предприятий, располагающих самым современным оборудованием, передовыми компетенциями и высококвалифицированным персоналом.
Во-вторых, встает вопрос о том, является ли положительным фактором высокая степень участия самих отечественных ВИНК в нефтесервисном бизнесе. С одной стороны, это вроде бы позитивный момент– в тяжелый для отрасли период 1990-х – начала 2000-х годов некоторые компании сохранили в своей структуре сервисные подразделения и тем самым не попали в зависимость от тех же иностранных игроков. Типичным примером тут выступает ПАО «Сургутнефтегаз». Но, с другой стороны, попытки «иметь все свое», собственными силами осуществлять практически все нефтесервисные операции, ведет к торможению развития рыночных механизмов и в итоге делает отечественный нефтесервис еще более уязвимым перед лицом иностранных конкурентов.

лавным препятствием на пути развития отечественных нефтегазовых технологий и сервиса служит отсутствие консолидации – со стороны как спроса, так и предложения.

Между тем, преимущества «настоящего» рынка в данной отрасли очевидны. Сегодня разработка и внедрение новых технологий во всех без исключения отраслях, в том числе и в нефтесервисе, достигли невиданных ранее темпов. И поддержание такой высокой динамики возможно только на основе жесткой конкуренции между равными по силе игроками, которые борются за клиентов, предлагая все новые и новые методы освоения запасов различных категорий и привлекая заказчиков выгодными тарифами на свои услуги. Если же та или иная ВИНК «замыкается в себе», пытается собственными силами закрыть потребности в нефтесервисе, она априори проигрывает в этой технологической гонке. Да и стоимость услуг в отсутствии соперничества с другими поставщиками, начинает неуклонно расти, что в итоге негативно отражается на себестоимости добычи и общих финансовых показателях компании.
Немаловажным фактором является и скорость выполнения работ, которая также выступает одним из элементов конкуренции. Опыт показывает, что «внутренний сервис», как правило, менее расторопен, чем «внешний», поскольку он наперед обеспечен заказами и гарантированными платежами и спешить ему абсолютно некуда… Поэтому чтобы обеспечить высокую конкурентоспособность отечественного нефтегазового сервиса и его независимость от иностранных игроков необходимо создать, извините за тавтологию, именно «рыночный рынок»!

Консолидирующая роль государства
Однако необходимость укрепления конкурентных механизмов не противоречит третьему из вышеупомянутых факторов развития сервисного рынка – наличию государственной поддержки. В данном случае роль государства может заключаться как в предоставлении определенных преференций отечественным игрокам, так и в создании новых организационных механизмов, способствующих росту нефтесервиса.
Сегодня государство использует широкий спектр механизмов для поддержки разработки и внедрения новых технологий в НГК – от целевых грантов и льготного финансирования наиболее важных проектов до мер поддержки спроса и стимулирования экспорта продукции нефтегазового машиностроения.
При этом масштабы государственного стимулирования технологического развития нефтегазового комплекса весьма значительны. По данным Минпромторга, на сегодняшний день оно распространяется на более чем
200 проектов, а общая сумма господдержки превысила 60 млрд рублей7.

Что же касается консолидации предложения, то здесь имеет смысл задуматься о создании государственного сервисного оператора. Такая структура могла бы координировать действия отдельных рыночных игроков, объединять их усилия для реализации масштабных проектов, защищать интересы небольших предприятий при их взаимодействии с крупными ВИНК.

Однако многие эксперты отмечают, что главным препятствием на пути развития отечественных нефтегазовых технологий и сервиса служит отсутствие консолидации – со стороны как спроса, так и предложения. Зачастую нефтяные компании пытаются решить вопросы привлечения высокотехнологического сервиса поодиночке, изолированно друг от друга. В результате вместо того, чтобы создавать универсальные технологии и масштабировать их (тем самым снижая себестоимость) нефтесервисные предприятия вынуждены подстраиваться под капризы заказчиков, разрабатывать для них дорогостоящие индивидуальные решения.
Поэтому необходимо формирование единых стандартов и подходов к сервису, в том числе, с участием государства. Что же касается консолидации предложения, то здесь имеет смысл задуматься о создании государственного сервисного оператора. Такая структура могла бы координировать действия отдельных рыночных игроков, объединять их усилия для реализации масштабных проектов, защищать интересы небольших предприятий при их взаимодействии с крупными ВИНК. Конечно, такую структуру должен возглавить руководитель, обладающий большим опытом работы в отрасли, в сервисе, причем, на высочайших позициях, и при этом с опытом руководства на региональном уровне в нефтегазодобывающих провинциях, так как ответственность будет очень высокой и в очень широком спектре вопросов. В любом случае, подобная консолидация, не противореча законам рынка, позволила бы поднять на принципиально новый уровень эффективность работы всего отечественного нефтегазового сервиса.

Комментарии посетителей сайта

  • SerVet 19.01.2024, 22:09 ссылка
    Признаюсь, поражён лейтмотивом статьи. А он, по-моему, примерно, таков:

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей
  • SerVet 19.01.2024, 22:10 ссылка
    Признаюсь, поражён лейтмотивом статьи. А он, по-моему, примерно, таков:

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей
  • SerVet 19.01.2024, 22:11 ссылка
    Мнение о статье тут: https://t.me/Oil_GasWorld/1968
    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей
Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

Авторизация


регистрация

Карпов В.Б.

Карпов В.Б.

исполнительный директор

ООО «НК «Югранефтепром»

Борисов В.А.

Борисов В.А.

президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, генеральный директор ООО МП «ГеоИнТЭК»

Андрианов В.В.

Андрианов В.В.

к.п.н., доцент департамента политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций

Финансового университета при Правительстве РФ

Черных С.П.

Черных С.П.

старший советник

Межотраслевой экспертно-аналитический центр Союза Нефтегазопромышленников России г. Москва, 125009, РФ

Просмотров статьи: 1485

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru