Совершенствование технологии строительства многоствольных скважин

The development of multi-lateral technology of well drilling

D.L. Bakirov1, G.V. Mazur2, M.M. Fattakhov3, D.Ya. Patrushev3, V.V. Antonov3,
A.K. Shiriev3, G.N. Gritsai3
1LUKOIL-Engineering LLC, Moscow, 109028, Russian Federation
2Branch of LUKOIL-Engineering LLC, KogalymNIPIneft in Kogalym, Kogalym, 628486, Russian Federation
3Branch of LUKOIL-Engineering LLC, KogalymNIPIneft in Tyumen, Tyumen, 625026, Russian Federation

В настоящее время является актуальным вопрос повышения эффективности разработки нефтегазовых месторождений путем вовлечения незадействованных ранее запасов углеводородов. К одному из способов увеличения дебита относится строительство многоствольных скважин. В данной статье приведен анализ опыта их проводки, а также представлен альтернативный способ формирования стыка, запланированного к реализации. Данный способ имеет более высокую степень надежности и обладает высокой востребованностью на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки.

Currently, the issue of increasing the efficiency of development of oil and gas fields by involving previously untapped hydrocarbon reserves is a pressing issue. One of the ways to increase production is the construction of multilateral wells. This article provides an analysis of the experience of their drilling, and also presents an alternative method of forming a jointing. This method has a higher degree of reliability and is in high demand in fields at a late stage of development

Повышение эффективности разработки месторождений является ключевым направлением деятельности нефтегазовых компаний в секторе добычи углеводородов. Для достижения целевых показателей добычи прикладываются значительные усилия, направленные на увеличение охвата дренирования целевых объектов. Поэтому одним из перспективных методов повышения эффективности разработки месторождений является строительство многоствольных скважин (МСС), в том числе, при капитальном ремонте методом зарезки боковых стволов с сохранением дебита из основного ствола. Способ позволяет повысить начальные и текущие дебиты скважин за счет приобщения к транспортному стволу сразу нескольких боковых стволов, пробуренных на разные залежи, либо на участки одного объекта. При этом исключаются затраты на подготовку и строительство отдельных скважин, обеспечивается возможность выработки недренируемых запасов.
В статье приведен анализ опыта строительства МСС, а также представлен альтернативный способ формирования стыка, запланированный к реализации.

В период с 2012 по 2014 годы на месторождениях Западной Сибири прошли испытания зарубежной технологии формирования стыка уровня TAML4 при строительстве четырех скважин. При этом доля непроизводительного времени занимала от 30 до 70 % в общем времени строительства скважин [1]. На всех этапах работ, от спуска обсадной колонны основного ствола до его нормализации после заканчивания бокового ствола, происходили инциденты, связанные с отсутствием у зарубежных специалистов опыта строительства МСС в Западной Сибири и с несовершенством конструктивно-технологических решений. К таким решениям относятся необходимость разбуривания в основном стволе зацементированной верхней части «хвостовика», а также необходимость последующего обуривания и извлечения клина-отклонителя. В результате полученных аварий с обурочным инструментом две скважины построены с ликвидацией ранее пробуренных стволов и закончены как одноствольные, другие две скважины закончены проектной конструкцией. В последующем на территории Западной Сибири бурение МСС не получило широкого распространения по причине высокой стоимости импортного оборудования [2].
С целью получения полной информации о причинах полученных на скважинах аварий, проведены стендовые исследования технологии формирования стыка. После разбуривания верхней части «хвостовика» торцевым фрезом было выявлено значительное количество остатков металла на внутренней поверхности обсадной трубы. При проведении работ по обуриванию клина наблюдалось последовательное падение скорости проходки вплоть до полного ее прекращения вследствие заклинивания и износа инструмента. В результате испытаний установлен высокоаварийный характер операций по фрезерованию и обуриванию внутрискважинного оборудования, дана рекомендация отказаться от работ с обурочным инструментом при разработке новых технико-технологических решений по формированию стыка [3].
В период с 2010 г. по 2013 г. на месторождениях Пермского края прошли испытания другой технологии формирования стыка при капитальном ремонте пяти наклонно-направленных скважин. Строительство боковых стволов велось по двум принципиальным схемам: с ликвидацией и без ликвидации интервала перфорации основного ствола.
Отличительной особенностью данной технологии от описанной ранее является использование гнутого патрубка внизу «хвостовика» вместо клина для попадания в боковой ствол. Другая особенность состоит в применении подвески «хвостовика» в форме крюка, который фиксируется в «окне» и воспринимает вес колонны и другие сопутствующие нагрузки. Заканчивание бокового ствола с применением крюк-подвески представлено на рис. 1.

 


В результате промысловых испытаний технологии все скважины закончены проектной конструкцией, однако обнаружен следующий недостаток: несоответствующая форма вырезанного «окна» негативно сказывается на прохождении компоновок в нижнюю часть эксплуатационной колонны и в боковой ствол из-за неправильного расположения подвески «хвостовика» [4].
На основании представленного опыта строительства МСС специалистами сформированы технико-технологические решения, позволяющие:
– исключить технологическую необходимость разбуривания элементов оснастки в интервале «окна»;
– обеспечить возможность проведения внутрискважинных операций в боковом и в основном стволах на протяжении всего жизненного цикла скважины;
– обеспечить минимальное количество спуско-подъемных операций при формировании стыка, простоту и надежность используемого при этом оборудования.
К особенностям принятых решений относятся размещение верхней части «хвостовика» в боковом стволе ниже интервала «окна» и последующее обеспечение механического контакта бокового ствола с основным с помощью устройства механической связи.
Концептуальная схема формирования стыка бокового ствола с основным представлена на рис. 2.
После установки клина-отклонителя, вырезки «окна» в обсадной колонне основного ствола производится проверка герметичности цементного камня не только опрессовкой избыточным давлением, но и снижением уровня жидкости в скважине.
При отрицательных результатах испытаний выполняются ремонтно-изоляционные работы вплоть до достижения полной герметичности. После чего производятся бурение бокового ствола и его обсаживание колонной «хвостовика» с размещением верхней части в открытом стволе ниже «окна».

При этом, в зависимости от геологических условий, «хвостовик» может быть спущен как несколькими секциями, так и в одну секцию, может быть зацементирован, либо не зацементирован [5].
Далее из основного ствола извлекается клин-отклонитель и выполняется спуск устройства механической связи, нижняя часть которого стыкуется с подвеской «хвостовика», а верхняя часть размещается в основном стволе выше «окна». Проходное сечение устройства механической связи имеет диаметр равный внутреннему диаметру обсадной колонны бокового ствола, поэтому устройство обеспечивает беспрепятственное прохождение компоновок для выполнения различных технологических операций в боковом стволе, например, нормализации и вторичного вскрытия продуктивного пласта. Для прохождения компоновок в основной ствол производится деактивация и извлечение устройства механической связи с возможностью повторной установки.
При эксплуатации скважины поток пластового флюида поднимается по основному стволу, проходя через отверстия в корпусе устройства механической связи, а поток пластового флюида из бокового ствола проходит через полость устройства.
Представленная схема формирования стыка бокового ствола с основным является технологичной, имеет более высокую степень надежности и обладает высокой востребованностью на месторождениях, находящихся на поздней стадии разработки.
Разработка технологии ведется в рамках созданного консорциума, что позволило разработать опытный образец всего за шесть месяцев с момента согласования технического задания. К настоящему времени успешно завершены приемочные испытания оборудования, проведение опытно-промышленных работ на скважинах и подача заявки на патентование изобретения запланированы в 2023 году.
Прошедшая стендовые испытания технология позволяет производить многостадийный гидравлический разрыв пласта через боковой ствол всеми известными способами, в том числе с применением стингера, который герметично фиксируется в подвеске «хвостовика» ниже устройства механической связи. Кроме того, технология имеет широкие перспективы совершенствования до уровня сложности TAML5 с целью повышения герметичности стыка и одновременной (селективной) эксплуатации нескольких продуктивных объектов с различными геолого-промысловыми характеристиками.
Реализация технологии позволит повысить уровень развития нефтегазового комплекса в России.

Литература

1. Строительство многоствольных и многозабойных скважин на месторождениях ОАО «ЛУКОЙЛ» в Западной Сибири [Электронный ресурс] / Бакиров Д.Л., Фаттахов М.М., Бондаренко Л.С. // Редакционный обзор публикации SPE 171264 // «Инженерная практика». 2015. – № 3. – С. 24–26.
2. Щербаков А.В. Применение нестандартных методов проектирования траектории скважин сложной пространственной конфигурации // Строительство нефтяных и газовых скважин на суше и на море. – 2022. – № 5(353). – С. 17–20.
3. Исследования на стенде осложнений, полученных при формировании многоствольных стыков / Д.Л.Бакиров, М.М. Фаттахов, Я.И. Баранников [и др.] // Нефтепромысловое дело. – 2017. – № 10. – С. 39–45.
4. Опыт строительства многоствольных скважин /
Н.А. Лядова, С.Е. Ильясов, Г.В. Окромелидзе [и др.] // Нефтяное хозяйство. – 2014. – № 3. – С. 58–60.
5. Патент № 2650161 C2 Российская Федерация, МПК E21B 7/06. Способ строительства многоствольной скважины: № 2016100899: заявл. 12.01.2016: опубл. 09.04.2018 / Д.Л. Бакиров, М.М. Фаттахов; заявитель Общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» (ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг»).

References

1. Construction of multilateral and multilateral wells at the fields of LUKOIL PJSC in Western Siberia / Bakirov D.L., Fattakhov M.M., Bondarenko L.S. // Editorial review of SPE publication 171264 // Engineering Practice. – 2015. – No. 3. – Pp. 24–26.
2. Shcherbakov A.V. Application of non-standard methods for designing well trajectories of complex spatial configuration // Construction of oil and gas wells on land and at sea. – 2022. – no. 5(353). – Pp. 17–20.
3. Research on the bench of complications obtained during the formation of multi-barrel joints / D. L. Bakirov, M. M. Fattakhov, Ya. I. Barannikov [etc.] // Oilfield business. – 2017. – no. 10. – Pp. 39–45.
4. Experience in the construction of multilateral wells / N. A. Lyadova, S. E. Ilyasov, G. V. Okromelidze [etc.] // Oil industry. – 2014. – no. 3. – Pp. 58–60.
5. Patent No. 2650161 C2 Russian Federation, IPC E21B 7/06. Method for constructing a multilateral well: no. 2016100899: application. 01/12/2016: publ. 04/09/2018 / D. L. Bakirov, M. M. Fattakhov; applicant Limited Liability Company LUKOIL-Engineering (LUKOIL-Engineering LLC).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Бакиров Д.Л.

    Бакиров Д.Л.

    к.т.н., заместитель генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ – Инжиниринг» по научной работе в области строительства скважин

    Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть», г. Тюмень

    Мазур Г.В.

    Мазур Г.В.

    начальник управления мониторинга строительства скважин

    Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть» в г. Тюмени г. Тюмень, 625000, РФ

    Фаттахов М.М.

    Фаттахов М.М.

    к.т.н., начальник управления технологии строительства скважин

    Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть» в г. Тюмени г. Тюмень, 625000, РФ 4 Базовая кафедра Филиала ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть» в ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» г. Тюмень, 625000, РФ

    Патрушев Д.Я.

    Патрушев Д.Я.

    начальник отдела техники и технологии строительства скважин

    Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть» в г.Тюмени г. Тюмень, 625026, РФ

    Антонов В.В.

    Антонов В.В.

    научный сотрудник

    Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть» в г. Тюмени г. Тюмень, 625000, РФ

    Шириев А.К.

    Шириев А.К.

    инженер отдела обустройства нефтяных и газовых месторождений

    Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть» в г. Тюмени

    Грицай Г.Н.

    Грицай Г.Н.

    начальник отдела крепления скважин

    Филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» «КогалымНИПИнефть» в г.Тюмени г. Тюмень, 625026, РФ

    Просмотров статьи: 611

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru