Цели развития и отдельные риски применения технологий искусственного интеллекта были рассмотрены ранее в журнале «Автоматизация, телемеханизация и связь в нефтяной промышленности» – статья «Анализ рисков при использовании технологий искусственного интеллекта в нефтегазодобывающем комплексе» [1] и журнале «Нефтепромысловое дело»– статья «Нормативно-правовое обеспечение при внедрении инновационных разработок в нефтегазовой отрасли» [2].
Нефтегазовый бизнес является одним из основных заказчиков искусственного интеллекта и связанных с ним исследований в России. Согласно проводимой в России политики импортозамещения и цифровизации, применяемые в настоящее время технические средства, требования и решения требуют значительной актуализации и доработки законов, стандартов и положений в виде современных рекомендаций по проектированию и применению.
Ведущие корпорации нефтегазовой индустрии инициировали масштабное сотрудничество в этой сфере, сформированы национальные центры развития технологий. В 2021 году была создана Ассоциация «Искусственный интеллект (ИИ) в промышленности» (учредитель — ПАО «Газпром нефть», позже в состав членов ассоциации вошла компания ПАО «Татнефть»). Ассоциация консолидирует инициативы и координирует усилия лучших научных команд в области искусственного интеллекта в России и СНГ для содействия развитию технологий искусственного интеллекта для промышленных приложений. Объединяя ученых и практиков отрасли, ассоциация поддерживает инициативы по развитию и применению технологий в области академических, поисковых и прикладных исследований, научного образования, внедрения и распространения ИИ1.
30 ноября 2022 г. Ассоциация «Искусственный интеллект в промышленности» совместно с «Газпром нефтью» и исследовательским центром «Сильный ИИ в промышленности» университета ИТМО провели вторую научно-практическую конференцию «Индустриальный искусственный интеллект: из лабораторий в промышленность». На конференции представители «Газпром нефть» доложили о 712 сценариях применения цифровых технологий в направлении искусственный интеллект, цифровые двойники и вычисления на новых методах.
Долгосрочное видение развития цифровых технологий в «Газпром нефти» представлено на рис. 1.
На мировом рынке развития ИИ нефтегазовая промышленность также играет заметную роль. Невозможно назвать отрасль промышленности или науки, где не предполагается применять технологии ИИ, а в условиях ориентации развитых стран на декарбонизацию, усиления конкуренции на рынке нефтегазового сырья предполагается массовое применение новых технологий для снижения издержек и стоимости добываемой продукции, соответственно на искусственный интеллект с учетом этого возлагаются большие надежды. Компании объединяются в консорциумы, направляя совместные усилия на создание масштабных ИИ-технологий, помогающих решать вопросы операционной и производственной эффективности.
На основе проводимых исследований можно выделить ряд направлений использования искусственного интеллекта в нефтегазовой индустрии:
– В геологических исследованиях;
– В оценочных работах;
– В разведочном бурении;
– В разработке месторождений;
– В добыче;
– В транспортировке;
– В строительстве трубопроводов;
– В эксплуатации трубопроводов;
– В распределении ресурсов;
– В управлении нефтехранилищем;
– В нефтепереработке;
– В безопасности и охране окружающей среды.
С учетом развития направлений исследований, интеллектуальное нефтегазовое месторождение представляется как система автоматического управления операциями по добыче нефти и газа, предусматривающая непрерывную оптимизацию созданной интегральной модели месторождения (цифрового двойника) и действующей модели управления добычей. Основным объектом, обеспечивающим эффективность, является скважина, следовательно, с учетом возможности интеграции и управления всем технологическим комплексом возникает целесообразность создания и интеграции модели подземной (скважина) и наземной инфраструктуры (инфраструктура месторождения), их интеграции (синхронизация наземной и подземной инфраструктуры) для обеспечения добычи. В этом случае цифровое управление объектами для интеллектуального управления позволяет обеспечить:
– Непрерывный расчет рисков; анализ технологической и экологической безопасности, снижение вероятности опасных отклонений путем автоматизации и роботизации процессов управления;
– Передачу части компетенций на уровень роботизированных систем, что снижает влияние человеческого фактора и компетенций персонала и предусматривает ситуационное управление на основе моделей развития; автоматизированную подстройку и адекватность построенной геолого-технологической модели фактическим показателям промысла;
– Автоматизированный расчет материального баланса по скважинам и управление режимами кустов скважин, промыслами и месторождению в целом;
– Учет ресурсов, планирование работ, оформление отчетных форм с учетом целевых показателей, согласно принятой бизнес-модели и ранжирования показателей;
– Оптимизацию распределения нагрузки по скважинам, агрегатам и установкам, планирование и организацию работ по ремонту, обслуживанию и интенсификации; адаптацию управления режимами месторождения в реальном масштабе времени, соответствие фактическим показателям на месторождении моделям рисков и режимов эксплуатации.
Комплекс решаемых и моделируемых процессов должен предусматривать создание геологических, технологических, геомеханических и гидродинамических моделей для месторождений, а также наличие методик взаимодействия моделей; обеспечивать эффективность интеграции разработки и эксплуатации, оценку достоверности и качества моделирования входящих в систему взаимодействия технологических объектов и процессов на объекте. Основными причинами необходимости оперативного развития и применения в отрасли наукоемких направлений развития является также ряд факторов:
– Значительное сокращение финансирования геологоразведочных работ, что представляет угрозу сохранения показателей добычи, а также восстановления и развития ресурсной базы;
– Значительная зависимость по обеспечению оборудованием и программно-техническими решениями от иностранных поставщиков и производителей технологий и инвестиций (внешних рынков) капитала;
– Большая часть разведанных за последние 20 лет нефтяных и газовых запасов находится в труднодоступных местах Сибири, Арктики, морских и шельфовых месторождениях, что в условиях отсутствия инфраструктуры и квалифицированного персонала формирует низкую рентабельность добычи без применения новых технологий;
– Нефтегазовая отрасль является достаточно консолидированной, где доля крупных предприятий в общем объеме добычи нефти превышает 97 % (более 80 % нефти добывается пятью крупнейшими отечественными компаниями, право использования и развития ЕСГ и поставки природного газа на экспорт принадлежит одной компании);
– Длительные сроки эксплуатации характерны для основных и уникальных нефтегазовых месторождений, что определяет длительные сроки эксплуатации и значительный износ основного технологического оборудования, формирует низкую эффективность технологий добычи, а также способствует увеличению рисков аварий, росту затрат на разработку и обустройство месторождений, снижение показателей объемов добычи продукции;
– Имеющиеся технологические решения характеризуются существенной зависимостью рентабельности добычи от фискальной нагрузки, требуется изменение порядка лицензирования и финансовой поддержки для расширения;
– Введенные против российского нефтегазового сектора санкции и ограничения вызвали необходимость корректировки инвестиционных программ, вследствие чего ряд капиталоемких проектов оказались сдвинутыми на лучшее время или не финансируются в настоящее время.
Базисом развития и цифровой трансформации является скоординированное государством действующее федеральное законодательство по направлениям:
1) отрасли экономики и рынки труда и финансов; 2) платформы развития технологии; 3) базовые условия нормативного и правового регулирования, инфраструктура, а также наличие кадров, информационная и финансовая безопасность и др. условия развития.
Наиболее значимыми с точки зрения проведения политики цифровой модернизации нефтегазового комплекса Российской Федерации являются вызовы, характеризующие:
– Снижение затрат на извлечение легкой нефти, сухого газа, сланцевых нефти и газа за счет создания цифровых нефтегазовых технологий и появления группы нефтегазовых компаний-лидеров, обладающих цифровыми производственными технологиями и ориентированных на дальнейшее снижение себестоимости извлечения нефти и газа до уровня затрат стран Персидского (Арабского) залива и, соответственно, прирост извлекаемых запасов легкой нефти и сухого газа;
– Нарастание дефицита высококвалифицированных кадров с цифровыми нефтегазовыми компетенциями для растущей цифровой нефтегазовой экономики страны;
– Возрастание социально-экономического напряжения в связи с внедрением роботизированных нефтегазовых комплексов в геологии, бурении, разработке и управлении добычи, транспорта, переработки;
– Возрастающая потребность в обеспечении энергетической безопасности и нефтегазовой независимости России, конкурентоспособности отечественной нефти, газа и нефтепродуктов на мировых рынках, снижение технологических рисков в нефтегазовом комплексе страны;
– Качественное изменение в составе товарной продукции, предназначенной для хранения в подземных хранилищах газа, с природного сухого газа на совместное хранение водорода и гелия, углекислого газа, необходимых для устойчивого развития высоких технологий;
– Необходимость эффективного освоения углеводородных ресурсов шельфа Мирового океана и Арктики;
– Старение существующей нефтегазовой инфраструктуры и необходимость в продлении сроков эксплуатации уникальных нефтегазовых месторождений.
Цели цифровой модернизации приведены на рис. 2.
Проводимая государством поддержка инновационной деятельности обеспечивается опережающим принятием специальных законов и актов, принятыми национальными программами развития и дорожными картами [3].
В законодательстве РФ имеется большое количество разрозненных нормативно-правовых актов (НПА), однако до настоящего времени формирования и систематизации единой базы не проводилось. С учетом этого целью государственного управления и регулирования для обеспечения поддержки инновационных технологий (применение ИИ и роботизация) является:
– Совершенствование правовой базы;
– Обеспечение охраны прав и интересов субъектов;
– Создание комфортных условий для роста числа предприятий различных форм собственности;
– Создание национальной и трансграничной инфраструктуры цифрового пространства доверия;
– Привлечение средств финансирования для разработки и внедрения передовых технологий;
– Создание передовой инфраструктуры для широкого применения и развития.
В рамках снижения рисков и развития Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» для применения технологий ИИ и роботизации был разработан и принят ряд документов, обеспечивающих национальное развитие в этом направлении:
– Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019г. N 490 «О развитии искусственного интеллекта в РФ»:
– Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020
N 2129-р «Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года»;
– Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2021 г.
№ 3924-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса»;
– Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 г. № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 г.».
Для использования в нефтегазовой отрасли возможно применение практически всего спектра имеющихся в виде отдельных решений отечественных наработок в области информационных инноваций: применение мобильных устройств и беспроводного оборудования, спутниковых каналов связи и облачных технологий хранения и обработки больших массивов данных, виртуальных двойников и машинного обучения, промышленного интернета, технологий виртуальной и дополненной реальности, роботизированных систем, технологий расчета и управления рисками; «умного производства» и цифровых фабрик, использование беспилотных аппаратов и квадрокоптеров; применение возобновляемых источников энергии для удаленных и протяженных технологических объектов, внедрение технологий машинного обучения в операционные и управленческие процессы цифрового Предприятия. Происходящие процессы трансформации должны значительно поменять традиционные и достаточно консервативные взаимоотношения в отрасли по ключевым вопросам создания инновационной среды и инженерной культуры по ряду ключевых производственных направлений, а именно кадров, технологий и информации. Согласно принятым документам, до 2030 года должен быть реализован ряд сквозных технологий, включая большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, компоненты робототехники и сенсорики, технологии беспроводной связи, а также обеспечен рост производительности труда, снижение аварийности и рост инвестиций в создание отечественных решений за счет государственного регулирования, финансирования и льгот.
Решения на федеральном и региональном уровне обеспечиваются в виде прямой и косвенной поддержки инновационного развития (более 200 различных форм развития и финансирования). Эволюция технологий в нефтегазовом комплексе России приведена на рис. 3.
Разработанная Минэкономразвития и утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р Концепция регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта (ИИ) и робототехники (РТ) на период до 2024 года, предусматривает развитие российского законодательства для обеспечения возможности создания и применения технологий искусственного интеллекта и робототехники в различных сферах экономики, не нарушая при этом прав и законных интересов граждан. При этом предполагается, что законодательство при применении технологий искусственного интеллекта и робототехники требует доработки в части:
– Человеко-ориентированного подхода;
–Формирования кодексов этических правил применения;
– Оценки воздействия технологий на сферы жизни человека, общества и государства, основанных на научных исследованиях с подключением широкого круга ученых;
–Обеспечения баланса интересов разработчиков, потребителей и иных лиц для развития и внедрения ИИ и РТ.
В настоящее время в РФ отсутствует специальное законодательное регулирование, учитывающее специфику применения технологий ИИ и РТ, соответственно необходимо создание регуляторной среды, комфортной для безопасного развития и внедрения технологий, основанной на балансе интересов человека, общества, государства, компаний-разработчиков ИИ и РТ, а также потребителей их товаров, работ, услуг [4].
Концепция учитывает положения Национальной стратегии, национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и Стратегии развития информационного общества, а также положения информационных документов стратегического планирования, нормативно-правовых актов и методических документов, в том числе, международных организаций.
Следствием реализации Концепции должны стать разработка и принятие к 2024 году нормативных правовых актов в сфере искусственного интеллекта и робототехники, создающих комфортную регуляторную среду для развития технологий. Практика обустройства месторождений на основе цифровых технологий доказала ранее свою эффективность, обеспечив увеличение извлекаемых запасов газонефтедобычи не менее 10–15%, уменьшение времени простоев скважин порядка 50 % и сокращение операционных затрат порядка 10–25 % [5].
К наиболее передовым решениям, перспективным направлениям развития для нефтегазовых месторождений в период до 2030 г. и далее необходимо отнести:
– Роботизацию процессов добычи, развитие технологий «Искусственный интеллект» и «Машинное обучение (AI/ML);
– Автоматизацию технологических процессов при помощи роботов (RPA), для более эффективного принятия решений в нештатных и аварийных ситуациях;
– Автоматизацию процессов и разработку программного обеспечения для корректного управления процессами добычи и подготовки продукции к транспорту;
– Видеоаналитику и техническое зрение для автоматизации процессов получения продукции и технической информации о состоянии объектов;
– Моделирование пласта и керна, планирование операций по бурению, проведение технических и регламентных работ.
Развитие указанных технологий позволяет значительно повысить эффективность и в дальнейшем приведет к снижению роли человека при управлении производством, замене его искусственным интеллектом, что обеспечит реализацию автономного роботизированного нефтегазового месторождения по аналогии с подводными добычными комплексами.
Согласно Распоряжения правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 3924-Р об утверждении «Стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса» предусмотрено широкое развитие и применение технологий на основе больших данных, нейротехнологий и искусственного интеллекта, компонент робототехники и сенсорики, беспроводной связи. Принят проект «Роботизация в нефтегазовом комплексе», который предназначен для широкого внедрения робототехнических решений в отрасли до 2030г. и функционально должен обеспечить создание пилотов полностью автономных активов для снижения производственных травм на опасных производственных объектах, а также предусматривает возможность обеспечения разработки и эксплуатации труднодоступных месторождений, повышение производительности труда. Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» предусмотрено:
– Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе, здравоохранения и образования, а также государственного управления;
– Увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в 4 раза по сравнению с показателем 2019 года;
– Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
– Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек.
В рамках государственного регулирования для определения сроков и степени готовности предприятий к цифровой трансформации, возможности быстрого трансфера технологий к трансформации в Российской Федерации разработан и применяется стандарт ГОСТ Р 57194.1–2016 (Трансфер технологий), определяющий степень цифровой зрелости отраслей и отдельных предприятий [6]. С учетом требований ГОСТ целесообразно:
– Определить цифровую зрелость компании и возможность достижения показателей развития по индикаторам в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе с учетом направления деятельности компании (многокритериальная система показателей – экономические и экологические показатели, надежность);
– Провести интеллектуальный анализ корпоративных данных для формирования технологии построения СППР (системы подготовки и принятия решений) как основы применения решений для внедрения алгоритмов ИИ;
– Обеспечить рассмотрение возможностей (рейтинг компетенций) производителей оборудования и проектных организаций для формирования типовых технических требований к объектам внедрения, а также достижимым показателям;
– Разработать научно-методические требования на основе базы документов для проектирования, строительства и эксплуатации (СТО, правила, рекомендации);
– Провести подготовку эксплуатационного персонала в рамках непрерывного обучения, определив технологии развития и объекты внедрения;
– Разработать комплексную программу (стратегию развития) в перспективе не менее 3–5 лет с указанием критериев и объемов финансирования; развить базу СТО для применения технологий ИИ;
– Создать команду внедрения, заинтересованную в результате и обладающую административным ресурсом на всех уровнях управления.
Для возможности тиражирования роботизированных технологических комплексов целесообразно разработать и применить меры особого режима налогообложения для высокотехнологичных компаний, занимающихся разработкой и внедрением компонентов и робототехнических комплексов и систем интеллектуального управления, создания особых межведомственных полигонов для отработки и внедрения безлюдных технологий, изменение федерального и отраслевого законодательства с учетом создания типовых проектных решений и распространения опыта внедрения.
Основные решения для снижения рисков и возможных аварийных ситуаций целесообразно разработать и апробировать до широкого применения на межведомственных полигонах. Применение полигонов позволит выработать механизмы снижения или исключения влияния человеческого фактора в рамках ограничения способностей искусственного интеллекта, определить границы взаимодействия человека и роботизированного комплекса, сформировать требования к применяемым программно-техническим средствам, объемов различных данных с производственного комплекса, а также обеспечить информацию для обработки с помощью искусственного интеллекта для ряда операций и процессов, обеспечивающих максимальную добычу, снижение затрат при обеспечении технологической и экологической безопасности на нефтегазовых месторождениях.
Искусственный интеллект, основанный на данных, может совершать ошибки, которые сложно отследить. Чем больше размерность модели ИИ, тем выше в ней риск ошибок и тем меньше ее пригодность для принятия решений, сопряженных с риском.
В условиях складывающегося политического и экономического противостояния цена ошибки при принятии решений резко возрастает, поскольку ресурсы ограничены только внутренними возможностями нефтегазовых предприятий. А если речь идет об экспортно-ориентированных отраслях, развивающихся в последние двадцать лет за счет интеграции в производство лучших мировых технологий и зарубежных инвестиций, цена ошибки становится критической.
Поэтому, несмотря на обилие публикаций, посвященных перспективам развития нефтегазового комплекса в ближайшие годы, необходимо видение, построенное на осмыслении возможных трансформаций, прежде всего, связанных с цифровыми технологиями. Исходя из этого подхода, для предупреждения осложнений и аварий предусматривается комплекс технологических приемов, которые проводятся при выявлении на ранней стадии развития за счет применения высокопроизводительной автоматизированной системы предотвращения осложнений и аварийных ситуаций на основе постоянно действующих геолого-технологических моделей месторождений с применением технологий искусственного интеллекта. Обучение моделей проводится итеративно, на небольших пакетах геолого-технологических данных, что дает возможность проводить обучение на наборах данных произвольного размера. Основой такого подхода является преимущество глубокого обучения с разделением на следующие категории: простота, масштабируемость, а также гибкость и готовность к многократному использованию. Представленная концепция системы интеллектуального мониторинга и управления легко адаптируется к различным технологическим процессам при работе в чрезвычайных ситуациях за счет информационной поддержки. Прямое обращение к искусственному интеллекту (ИИ) с вопросом о рисках использования в добыче нефти и газа позволило получить не бесспорный, но довольно внятный ответ:
«Использование искусственного интеллекта (ИИ) в добыче нефти и газа может привести к преимуществу и появлению дополнительной возможности по извлечению нефти и газа с высокой эффективностью». Однако, есть и связанные с этим риски. Некоторые из них включают в себя:
1. Сложность внедрения. Внедрение ИИ-технологий требует значительных вложений в инфраструктуру, обучение персонала и приспособление культуры компании к новым технологиям. Также внедрение может быть осложнено затратным процессом.
2. Надежность применения данных. Для успешного использования ИИ в добыче нефти и газа требуются большие объемы данных. Недостаточная надежность и качество данных могут проявиться неточными результатами и неправильными решениями. Ошибки в банках данных имеют серьезные последствия для безопасности и производительности.
3. Конфиденциальность и безопасность данных. Применение ИИ в добыче нефти и газа требует обработки больших объемов чувствительных данных, включая оценку крупных, технических параметров и планирования. Несанкционированный доступ к таким данным может привести к росту числа преступлений в отношении компании и снижению ее эффективности.
4. Этические вопросы. Необходимо тщательно обдумывать этические аспекты, чтобы быть уверенным в соответствии принятых решений моральным и правовым нормам.
5. Зависимость от технологий. Внедрение ИИ может привести к зависимости от технологий и оборудования. Неполадки в файлах ИИ или отказы оборудования могут привести к простоям и потерям производительности, если не предусмотрены адекватные резервные планы».
Проводимая на нефтегазовых месторождениях ранняя диагностика отклонений от проектных показателей разработки в автоматизированном режиме способна обеспечить технологическую и экологическую безопасность персонала и оборудования на всех стадиях строительства и эксплуатации. К приведенным рискам необходимо добавить также часть рисков, осмысленных людьми и отраженных в публикациях и даже в состоявшихся нормативных решениях, связанных:
– С международной политикой, таможенным законодательством и международными нормами.
– Государственной политикой и нормативно-правовым регулированием в области социального, экологического, трудового законодательства, экономической и налоговой политики и другими мероприятиями по поддержке инвестиций.
– Отраслевой политикой, обусловленной отсутствием компетенций, недостаточностью инфраструктуры и технологической отсталостью, обеспечением недостаточного финансирования научных разработок и отраслевой нормативной базы, оборудования и исполнения обязательств.
Под риском понимается мера опасности, характеризующаяся возможностью возникновения аварий, связанная с тяжестью их последствий. Риск может оцениваться как в качественных, так и количественных показателях. Как указано в нормативных документах, к рискам несвоевременного исполнения решений также необходимо отнести:
– Недостаточность мер поддержки со стороны государства при производстве, проведении испытаний и внедрении отечественных робототехнических решений.
– Длительный процесс внесения изменений в законодательство РФ с целью устранения нормативных барьеров, препятствующих внедрению и использованию робототехнических решений.
Часть рисков по обеспечению эффективности принятых решений связана с ролью персонала:
– С дегуманизацией управления и исключением человека из цепочек управления, а также неопределенностями поведения системы в связи с заменой ИИ в нештатных ситуациях, что может привести к непредсказуемым последствиям.
– Ограниченностью ИИ в связи с определением границ взаимодействия по линии «постановка задач – решение задач», которую определяет компетентность и квалификация определяющего задачу человека.
– Ограниченностью цифровых моделей в связи с отсутствием исследований, знаний и закономерностей при переходе к модели управления на основе анализа больших массивов данных и алгоритмов.
– Расщеплением личности, когда в условиях цифровой экономики человек обеспечивает в основном вспомогательные функции мониторинга и контроля, а возможности анализа и решений переходят к ИИ.
– Необходимость организации защищенного режима исполнения ИИ по стадиям сбора, алгоритмам, принятым решениям.
Реальная опасность применения интеллектуальных технологий при управлении месторождениями заключается в непредсказуемости, возможности самосовершенствования за счет перепрограммирования, эволюционном росте компетенций искусственного интеллекта и непрерывном росте источников информации для применяемого ИИ и РТ, что может привести к превышению человеческого интеллекта и невозможности обеспечения контролируемого процесса добычи.
При разработке нормативных документов предприятия, направленных на обеспечение стабильной работы ИИ, рекомендуется использовать принципы управления рисками искусственного интеллекта, изложенные в стандарте ISO/IEC 23894:2023 «Информационные технологии. Искусственный интеллект. Руководство по менеджменту рисков», который содержит важные руководящие указания по управлению рисками для организаций любых масштабов и типов, которые используют искусственный интеллект в своих системах или процессах. Стандарт определяет, как эффективно управлять рисками, связанными с ИИ, для достижения целей и повышения производительности и направлен на те организации, которые разрабатывают, внедряют или используют системы искусственного интеллекта в своей деятельности.
В российской экспертной практике рекомендации по управлению рисками ИИ содержатся в Кодексе этики искусственного интеллекта. В частности, субъектам, использующим системы ИИ, рекомендуется проводить оценку потенциальных рисков применения, в том числе– с помощью независимого аудита, и выработать соответствующие методики оценки рисков.
Выводы
С учетом широкого применения интеллектуальных технологий необходимо разработать ряд нормативных документов, критериев и положений, содержащих требования, термины и определения для проектирования и эксплуатации объектов на основе интеллектуальных технологий и роботизированных систем управления.
Переход к новому экономическому укладу связан со значительными преобразованиями и в других направлениях: обеспечение государственного регулирования инноваций и поддержки создания отечественных технологий, материалов; внедрение нормативно-правовой базы и индикаторов развития; совершенствование технологических процессов, применение методов современной диагностики, создание системы непрерывной переподготовки персонала в соответствии с современными требованиями. Применение технологий искусственного интеллекта и решений по роботизации на нефтегазовых месторождениях в России позволяет не только решить важнейшие проблемы топливно-энергетического направления, но и создать задел для будущего развития фундаментальных и прикладных исследований, а также конкурентоспособных технологий и производств в Российской Федерации. Работы в этом направлении требуют продолжения и государственной поддержки для создания нормативно-правовой документации на федеральном уровне.
По оценкам экспертов, реализованный междисциплинарный информационный подход при комплексном подходе (бурение, строительство, эксплуатация) обеспечивает снижение затрат на устранение различных аварийных ситуаций, что приведет к снижению общей стоимости добываемого продукта от 5 до 25 % от первоначальных затрат на нефтегазовых месторождениях.
Благодарности
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания (тема «Фундаментальный базис энергоэффективных, ресурсосберегающих и экологически безопасных, инновационных и цифровых технологий поиска, разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, исследование, добыча и освоение традиционных и нетрадиционных запасов и ресурсов нефти и газа; разработка рекомендаций по реализации продукции нефтегазового комплекса в условиях энергоперехода и политики ЕС по декарбонизации энергетики (фундаментальные, поисковые, прикладные, экономические и междисциплинарные исследования)», номер гос. Рег. № НИОКТР в РОСРИД 122022800270-0.