«Олимпиада» на Лабаганском месторождении

«Olympiad» at the Labagan field

FATKULIN S.A.1,
ZABUGA S.V.2,
GUMICH D.P.2,
RYABOV I.V.2,
RUSALOVSKY S.S.2
1 LLC Rosneft-Severnaya Neft,
Usinsk, 169710,
Russian Federation
2 Schlumberger
Usinsk, 169710,
Russian Federation

Быстрее, выше, сильнее – девиз олимпийских игр. Хоть и говорят, что главное – не победа, главное – участие, но каждый олимпиец настроен только на победу и достижение нового рекорда. В последнее время началась активная фаза бурения и обустройства Лабаганского месторождения, которую, без сомнения, можно назвать олимпийской.

Faster, higher, stronger – the Olympic motto. Every Olympian is primed for victory and new records even people say that the most important thing is not to win but to take part. Active stage of development and drilling has been starting on the Labaganskoe oilfield since previous year. We can name this phase as «Olympic» with no doubt.

Лабаганское относится к «гринфилдам» — новым месторождениям, обустройство и разбуривание которых только началось. Буровые работы на данном этапе отличаются высокой сложностью: отсутствие большой базы наработок не позволяет в полной мере подобрать оптимальные технологии и оборудование. Работа начинается практически вслепую, и очень важно быстро анализировать полученные результаты и вносить коррективы. Грандиозный график строительства скважин «РН-Северная нефть» поставил перед инженерами-буровиками компании задачу: максимально оптимизировать технологию бурения на Лабаганском месторождении, чтобы полностью выполнить план строительства.
Всем известно, что за скорость в машине отвечает множество параметров: двигатель, аэродинамика, материалы, из которых он изготовлен, масса и даже колеса. Несмотря на такой длинный список, все знают, что наибольшее значение имеет мотор машины. Так и в бурении: множество параметров и оборудования влияют на механическую скорость проходки. Но главный среди них — долото. Это породоразрушающий инструмент, который стоит на острие атаки — именно он вгрызается и разрушает породу. Правильно подобранное и оптимизированное долото позволяет значительно увеличить скорость бурения.

Лабаганское относится к «гринфилдам» — новым месторождениям, обустройство и разбуривание которых только началось. Буровые работы на данном этапе отличаются высокой сложностью: отсутствие большой базы наработок не позволяет в полной мере подобрать оптимальные технологии и оборудование. Работа начинается практически вслепую, и очень важно быстро анализировать полученные результаты и вносить коррективы.
Впервые в регионе планировалось использовать технологию «фишбон». «Фишбон» (по-русски «рыбья кость») — технология бурения продуктивного пласта, когда одна скважина имеет несколько горизонтальных окончаний, отходящих от основного ствола. Такая конструкция похожа на рыбий скелет, из-за чего и получила такое название. Благодаря ее применению требуется меньше скважин для того, чтобы охватить такую же площадь нефтяного коллектора, как при стандартном бурении.

А подбирать и оптимизировать было для чего, потому что геологию Лабаганского месторождения нельзя отнести к легкой: здесь встречается гравий в глинах, который легко может разрушить породоразрушающий инструмент, долгобуримые протяженные интервалы твердых карбонатных пород, окварцеванные и окремненные известняки, которые за считаные метры сжигают долото. Все эти факторы приводят к небольшой скорости проходки и сложным для прохождения интервалам бурения, увеличивая сроки строительства скважин.

Кроме этого, впервые в регионе планировалось использовать технологию «фишбон». «Фишбон» (по-русски «рыбья кость») — технология бурения продуктивного пласта, когда одна скважина имеет несколько горизонтальных окончаний, отходящих от основного ствола. Такая конструкция похожа на рыбий скелет, из-за чего и получила такое название. Благодаря ее применению требуется меньше скважин для того, чтобы охватить такую же площадь нефтяного коллектора, как при стандартном бурении. Но технология предъявляет особые требования к буровому инструменту. Для решения всех этих задач и проблем были привлечены несколько подрядчиков по долотному сервису. Первые опытно-промысловые работы показали лидера — Smith Bits, A Schlumberger company. Ее инженеры в тесном взаимодействии с инженерами «РН-Северная нефть» находили оптимальные решения, основанные на применении имеющихся в распоряжении технологий. Одна из них — AxeBlade*. Резцы Axe* имеют уникальную гребнеобразную форму, которая обладает двойной механикой разрушения — резанием и скалыванием.

Для внедрения на заданную глубину, по сравнению со стандартным резцом PDC, в Axe* требуется меньше усилий для широкого ряда пород: от глин до известняков (рис. 1). Эти свойства резца значительно увеличивают скорость проходки. Кроме того, более толстый алмазный слой имеет повышенную ударопрочность, по сравнению со стандартным резцом PDC (рис. 2).

Средняя механическая скорость проходки долотами других подрядчиков составляла 10,6 метра в час. Долото XS616 установило рекорд в 2 раза выше данных показателей — 21 метр в час, а средняя МСП при использовании данных долот составила 19,6 метра в час.


Долото данной серии X516 (рис. 3) отлично справляется с бурением песчаников и глин с включением гравия. Результат использования данного долота — не только опережение графика бурения скважин, но и последовательность рекордов по суточной проходке (рис. 4).

Данная технология нашла применение и в другом интервале — твердых карбонатных пород в эксплуатационной секции.

Еще одна технология, которая нашла широкое применение на месторождении — StingBlade*. Долота данной серии отличает уникальный конический алмазный элемент Stinger*. Благодаря форме, а также толстому алмазному слою он обладает поистине непревзойденными ударопрочностью и износостойкостью.

Средняя механическая скорость проходки долотами других подрядчиков составляла 10,6 метра в час. Долото XS616 (рис. 3) установило рекорд в 2 раза выше данных показателей — 21 метр в час, а средняя МСП при использовании данных долот составила 19,6 метра в час (рис. 5).

Еще одна технология, которая нашла широкое применение на месторождении — StingBlade*. Долота данной серии отличает уникальный конический алмазный элемент Stinger*. Благодаря форме, а также толстому алмазному слою он обладает поистине непревзойденными ударопрочностью и износостойкостью (рис. 6).

Без сомнений можно сказать, что бурение на Лабаганском месторождении весь 2018 г. было в духе олимпийского девиза — быстрее, выше, сильнее. Командная работа инженеров «РН-Северная нефть» с компаниями-подрядчиками позволила успешно оптимизировать технологию бурения и перевыполнить график строительства скважин. Как итог: скважины построены, а также установлены новые абсолютные рекорды в регионе. Можно с уверенностью сказать, что олимпиада на Лабаганском месторождении прошла на славу!

 

Данные свойства отлично пригодились при бурении окремненных и окварцеванных известняков Турнейского горизонта. В такой породе даже самые стойкие долота PDC получают износ за считанные метры.

После анализа отработок совместным решением инженеров «РН-Северная нефть» и инженеров Smith Bits было выбрано уникальное долото Z6 (рис. 7). В нем не используются стандартные резцы PDС, а установлены только элементы Stinger*. Это настоящий алмазный кулак, который помогает пробить самые твердые породы (рис. 8).

Любое долото — это баланс между стокойстью и агрессивностью. Элемент Stinger* позволил создать оптимальное долото для бурения песчаника и глин с гравием в секции технической колонны — Z516S (рис. 7). Расположенные на втором ряду элементы Stinger* защищают основные резцы от ударных нагрузок при бурении переслоений твердых и мягких пород, а также включений гравия. Несмотря на стойкую режущую структуру, данное долото обладает большим межлопастным пространством, что так необходимо при бурении мягких пород. Выбор был сделан правильный, что было подтверждено абсолютным рекордом по суточной проходке на месторождении и в Тимано-Печорском регионе — 1001 метр. Кроме этого удалось достичь рекордной скорости проходки на месторождении — 86 метров час (рис. 9).

Параллельно с бурением скважин по стандартной конструкции было проведена работа по опытно-промысловому бурению многозабойных скважин. Такая конструкция скважин впервые применялась в Тимано-Печорском регионе. Для успешного бурения нескольких стволов необходимо, чтобы долото имело хорошую управляемость при работе с роторно-управляемой системой, а также было износостойким.


Совместная аналитическая работа инженеров компании «Шлюмберже» и «РН-Северная нефть» позволила подобрать оптимальное долото под эти параметры — MDSi711 (рис. 10). Спроектированное с помощью интегрированной системы моделирования — IDEAS, оно приспособлено для работы с РУС, а также обладает большой плотностью вооружения. Ответственный подход и сплоченная командная работа позволили пробурить уникальную скважину и поставить сразу три рекорда: впервые в регионе в один рейс была пробурена скважина с пятью горизонтальными окончаниями, с рекордной проходкой на долото — 1525 метров (рис. 10). Это поистине выдающийся результат!

Без сомнений можно сказать, что бурение на Лабаганском месторождении весь 2018 г. было в духе олимпийского девиза — быстрее, выше, сильнее. Командная работа инженеров «РН-Северная нефть» с компаниями-подрядчиками позволила успешно оптимизировать технологию бурения и перевыполнить график строительства скважин. Как итог: скважины построены, а также установлены новые абсолютные рекорды в регионе. Можно с уверенностью сказать, что «олимпиада» на Лабаганском месторождении прошла на славу!

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Фаткулин С.А.

    Фаткулин С.А.

    заместитель генерального директора по бурению

    ООО «РН – Северная нефть», г. Усинск

    Забуга С.В.

    Забуга С.В.

    координатор подразделения

    Шлюмберже (Schlumberger)

    Гумич Д.П.

    Гумич Д.П.

    инженер отдела проектирования подразделения породоразрушающего инструмента и бурового оборудования

    Шлюмберже

    Рябов И.В.

    Рябов И.В.

    инженер технической поддержки

    Шлюмберже

    Русаловский С.С.

    Русаловский С.С.

    инженер технической поддержки

    Шлюмберже (Schlumberger)

    Просмотров статьи: 1802

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru