Еще при жизни Рафаэля современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле художника в римском Пантеоне начертаны слова: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего – Природа – боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». Творчество Рафаэля как живописца, рисовальщика, архитектора и поэта воплотило высший идеал эпохи Возрождения.
Рафаэлю удалось придать визуальную осязаемость идеям ренессансных гуманистов, благодаря чему между поэтическим творчеством его современников и созданными им портретными образами существует глубокое внутреннее родство, что получило отражение в концепции выставки и ее названии — «Рафаэль. Поэзия образа».
Особое внимание авторы экспозиции уделили портретной живописи художника. Он создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени. Замыслы мастера, воплощенные в портретах, раскрываются в сопоставлении с образцами современной Рафаэлю поэзии, представленными в контексте выставки текстами Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, а также в стихотворном творчестве самого Рафаэля.
И многие русские поэты выражали свое преклонение перед художником в своем творчестве, в их числе Г.Р. Державин и А.С. Пушкин, обращавшийся к Рафаэлю неоднократно, начиная со своего раннего стихотворения «Монах» и заканчивая поздними произведениями. Связь, возникающую между поэзией Пушкина и живописью Рафаэля, подметил еще В.Г. Белинский, писавший о «Сикстинской мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний! Недаром Пушкин любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
В представленном на выставке «Автопортрете» из Галереи Уффици (1506) правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с изысканной элегантностью одежды, создавая привлекательный образ, вдохновлявший художников последующих столетий на создание своих интерпретаций.
Продолжают экспозицию парные портреты Аньоло и Маддалены Дони (1505 – 1506), которые были заказаны Рафаэлю самим Аньоло Дони, известным коллекционером гемм и древностей, ценителем искусства. Портреты супругов стали выражением их общественного статуса, а в творчестве художника открыли новый этап, связанный с переездом во Флоренцию.
Портретное творчество Рафаэля этого времени представлено на выставке также «Портретом Элеоноры Гонзага» из Галерей Уффици и «Женским портретом» из Национальной галереи Марке (Урбино).
Один из шедевров художника – «Мадонна Грандука» получил свое название из-за принадлежности великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому. Композиция этой картины, ставшей своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи: Мадонна и Младенец выступают из темного фона; они связаны чувством нежной любви, выраженной в жесте Младенца – он обнимает Мать, при этом его взгляд обращен на зрителя. На выставке демонстрируется подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над произведением.
Завершающим и самым крупным из представленных в Пушкинском произведений является алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» из Национальной пинакотеки Болоньи, выполненная в римский период и являющаяся одним из классических произведений мастера. Среди тех, кто заслуженно восхищался этим шедевром, — немецкий поэт Вольфганг Гёте и русский художник Александр Иванов.
В 2020 г. во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина стала первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате.