УДК:
DOI:

Визуально осязаем Ренессанс

Поэзия образов Рафаэля в ГМИИ имени А.С. Пушкина

Visually tangible the Renaissance
Poetry images of Raphael in the GMII named after A.S. Pushkin

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина совместно с галереями Уффици представляют первую в России выставку работ одного из величайших художников в истории мирового искусства – «Рафаэль. Поэзия образа». Восемь живописных и три графические работы прибыли в Пушкинский из музеев Италии. Среди них — «Автопортрет» (1506), хранящийся в Галерее статуй и картин (Галереи Уффици), парные портреты Аньоло Дони и его супруги Маддалены (1506) и «Мадонна Грандука» (1505) из Палатинской галереи, которая также с недавних пор входит в состав Галерей Уффици. Ранее некоторые работы Рафаэля Санти экспонировались в ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках временных экспозиций, в частности, в 1955 г. в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи» в Москве экспонировалась знаменитая «Сикстинская Мадонна». В 1989 г. на выставке одной картины была показана «Донна Велата» из Галереи Палатина (Галереи Уффици), а в 2011-м – «Дама с единорогом» из Галереи Боргезе в Риме. Выставка продлится до 11 декабря 2016 г.

State Museum of fine arts named after A.S. Pushkin together with the galleries of the Uffizi present the first Russian exhibition of works by one of the greatest artists in the history of world art «Raphael. The poetry of the image». Eight picturesque and three graphic works arrived to the Pushkin Museum from Italy. Among them — «Portrait» (1506) is stored in the Gallery of statues and paintings (of the Uffizi Gallery), paired portraits of Agnolo Doni and his wife Maddalena (1506) and «Madonna of Granduca» (1505) of the Palatine gallery, which also recently included in the Galleries of the Uffizi. The exhibition work until 11 December 2016.

Еще при жизни Рафаэля современники наделили его эпитетом «божественный», а в написанной его другом кардиналом Бембо эпитафии на могиле художника в римском Пантеоне начертаны слова: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого мать всего сущего – Природа – боялась быть побежденной, а после его смерти ей казалось, что и она умирает вместе с ним». Творчество Рафаэля как живописца, рисовальщика, архитектора и поэта воплотило высший идеал эпохи Возрождения.
Рафаэлю удалось придать визуальную осязаемость идеям ренессансных гуманистов, благодаря чему между поэтическим творчеством его современников и созданными им портретными образами существует глубокое внутреннее родство, что получило отражение в концепции выставки и ее названии — «Рафаэль. Поэзия образа».

Особое внимание авторы экспозиции уделили портретной живописи художника. Он создал новый тип ренессансного портрета, в котором изображенное лицо, наделенное узнаваемыми чертами конкретного человека, предстает и как обобщенный образ своего времени. Замыслы мастера, воплощенные в портретах, раскрываются в сопоставлении с образцами современной Рафаэлю поэзии, представленными в контексте выставки текстами Бальтазаре Кастильоне, Антонио Тебальдео, Лодовико Дольче, а также в стихотворном творчестве самого Рафаэля.
И многие русские поэты выражали свое преклонение перед художником в своем творчестве, в их числе Г.Р. Державин и А.С. Пушкин, обращавшийся к Рафаэлю неоднократно, начиная со своего раннего стихотворения «Монах» и заканчивая поздними произведениями. Связь, возникающую между поэзией Пушкина и живописью Рафаэля, подметил еще В.Г. Белинский, писавший о «Сикстинской мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же верности и строгости очертаний! Недаром Пушкин любил Рафаэля: он родня ему по натуре».
В представленном на выставке «Автопортрете» из Галереи Уффици (1506) правильные черты юношеского лица Рафаэля гармонируют с изысканной элегантностью одежды, создавая привлекательный образ, вдохновлявший художников последующих столетий на создание своих интерпретаций.
Продолжают экспозицию парные портреты Аньоло и Маддалены Дони (1505 – 1506), которые были заказаны Рафаэлю самим Аньоло Дони, известным коллекционером гемм и древностей, ценителем искусства. Портреты супругов стали выражением их общественного статуса, а в творчестве художника открыли новый этап, связанный с переездом во Флоренцию.
Портретное творчество Рафаэля этого времени представлено на выставке также «Портретом Элеоноры Гонзага» из Галерей Уффици и «Женским портретом» из Национальной галереи Марке (Урбино).
Один из шедевров художника – «Мадонна Грандука» получил свое название из-за принадлежности великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому. Композиция этой картины, ставшей своего рода эталоном изображения Богоматери в творчестве Рафаэля, отражает влияние Леонардо да Винчи: Мадонна и Младенец выступают из темного фона; они связаны чувством нежной любви, выраженной в жесте Младенца – он обнимает Мать, при этом его взгляд обращен на зрителя. На выставке демонстрируется подготовительный рисунок, раскрывающий один из этапов работы Рафаэля над произведением.
Завершающим и самым крупным из представленных в Пушкинском произведений является алтарная картина «Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» из Национальной пинакотеки Болоньи, выполненная в римский период и являющаяся одним из классических произведений мастера. Среди тех, кто заслуженно восхищался этим шедевром, — немецкий поэт Вольф­ганг Гёте и русский художник Александр Иванов.
В 2020 г. во всем мире будет широко отмечаться 500-летие со дня смерти Рафаэля Санти. Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина стала первой в череде знаменательных событий, приуроченных к этой дате.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Просмотров статьи: 2279

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru