Moscow, 2010. С. 7.
Выдвинем также гипотезу о зависимости стоимости нефти и объемов рынка нефтесервисных услуг. Стоимость нефти напрямую влияет на величину выручки нефтегазовых компаний и, как следствие, объем средств, направленных на инвестиции в разведку и эксплуатацию месторождений. Приведем данные по среднегодовой стоимости одного барреля нефти в период 2003 по 2011 гг. (табл. 2).
В результате проведенных расчетов (по формуле расчета коэффициента корреляции Пирсона, см. выше) коэффициент корреляции между среднегодовой ценой барреля нефти и годовым объемом российского рынка нефтесервисных услуг составляет 0,966 (более 0,9), что отражает очень сильную прямую зависимость между этими двумя величинами.
Рост объемов заказов соответственно увеличивает доходы и выручку нефтесервисных компаний. При этом аналогичная тенденция наблюдается при снижении цен на энергоносители, что непосредственно приводит к снижению выручки нефтесервисных компаний (например, в 2008 – 2009 гг., табл. 2).
Количество буровых установок является ограничительным фактором, который определяет максимальные возможности компаний по оказанию нефтесервисных услуг, тем самым оказывая влияние на доходы компаний и объемы предложения на рынке нефтесервисных услуг.
Inc. December, 2011. P.68.
Количество пробуренных скважин оказывает непосредственное влияние на рынок нефтесервисных услуг, с одной стороны, увеличивая спрос на услуги по бурению (разведочному и эксплуатационному), с другой стороны – увеличивая спрос на услуги по поддержанию работоспособности пробуренных скважин (капитальный и текущий ремонт). Мировой финансовый кризис 2008 – 2009 гг. не оказал особого влияния на количество пробуренных скважин. Это связано, прежде всего, с тем, что нефтесервисные компании во время кризиса были вынуждены «замораживать» или снижать цены на свои услуги, сохраняя при этом объемы работ. Значительный рост пробуренных скважин на оффшорных месторождениях в 2008 г. (с 10 до 20 скважин) связан с введением в эксплуатацию платформы ЛСП-1, которая проводит работы по бурению на месторождении Юрия Корчагина в Каспийском море и принадлежит ОАО «НК «Лукойл».
Одним из ключевых внутренних факторов развития рынка нефтесервисных услуг является его структура. Российский рынок представлен несколькими группами участников: частными компаниями, нефтесервисными подразделениями нефтегазовых корпораций и зарубежными корпорациями. Выделение нефтесервисных компаний в отдельные предприятия сопряжено с рисками, которые влияют на деятельность ВИНКов и всего нефтегазового комплекса.
Следующим внешним фактором развития рынка нефтесервисных услуг являются меры государственного регулирования. При этом на развитие рынка оказывают непосредственное воздействие государственная политика как в области регулирования рынка нефтесервисного рынка, так и нефтегазовой отрасли в целом. Меры государственного регулирования можно разделить на три основные группы:
I. Меры налогового регулирования.
II. Меры таможенно-тарифного регулирования.
III. Нетарифные методы регулирования.
В настоящее время меры налогового регулирования Правительства Российской Федерации направлены на стимулирование развития добычи нефти и газа в труднодоступных и малых месторождениях, прежде всего в Восточной Сибири и на континентальном шельфе РФ.
До 2007 г. в РФ существовала единая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). С 2007 г. система налогообложения по налогу НДПИ начинает дополняться изменениями, целью которых является стимулирование увеличения добычи нефти и газа на труднодоступных и малых месторождениях, а также увеличение коэффициента извлечения запасов [4].
Предполагается, что льготы стимулируют разработку участков недр с незначительными начальными извлекаемыми запасами нефти, а также ускорят вовлечение в разработку дополнительных объемов запасов нефти и повысят конкурентоспособность нефтедобывающих организаций.
3 мая 2012 года В.В. Путин объявил о разработке стимулирующих мер для развития наиболее сложных нефтегазовых проектов. Согласно заявлению президента НДПИ для данных проектов будет составлять от 0% до 10% от стандартной ставки, для средней категории – от 10% до 30% и для более легкой – от 30% до 50%. Льгота будет предоставляться на 10, 7 и 5 лет соответственно [5].
Данные меры налогового стимулирования направлены на развитие всего нефтегазового сектора российской экономики, в том числе развитие рынка нефтесервисных услуг. Ко второй группе мер государственного регулирования относятся меры таможенно-тарифного регулирования. Примерами мер таможенно-тарифного регулирования, которые оказывают значительное влияние на развитие рынка нефтесервисных услуг, являются:
1. Экспортные пошлины на нефть и газ. Экспортные пошлины увеличивают затраты нефтегазовых компаний и, как следствие, оказывают воздействие на инвестиционные бюджеты нефтегазовых компаний, тем самым опосредованно воздействуют на спрос на рынке нефтесервисных услуг.
В настоящее время (с 01.10.2011 г.) экспорт нефти и нефтепродуктов из России облагается по системе «60–66». В соответствии с этой системой экспортная пошлина на нефть рассчитывается с коэффициентом 0,6, на нефтепродукты – 0,66 от пошлины на нефть. Введение в октябре 2011 года системы «60–66» стало важной стимулирующей мерой для повышения привлекательности инвестирования в бурение и добычу.
2. Импортные пошлины на нефтегазовое оборудование. С одной стороны «разумное» увеличение импортных пошлин на нефтегазовое оборудование оказывает положительное влияние на деятельность российских производителей аналогов импортируемого оборудования. С другой стороны, увеличивает стоимость оборудования иностранного производства, что непосредственно сказывается на расходах нефтесервисных компаний, увеличивая себестоимость предоставляемых услуг.
С 1 января 2012 г. вступило в силу решение комиссии Таможенного союза, которое регулирует ввод ввозной таможенной пошлины на буровые установки в размере 10% от их стоимости, но не менее 2,5 евро за килограмм [6]. Целесообразность введения пошлин аргументировалась тем, что наибольший удельный вес в импортных поставках буровых установок в Россию в последние годы приходился на продукцию из Китая. Несмотря на то что введение пошлины направлено, прежде всего, на китайских производителей, оно окажет непосредственное влияние на импорт продукции американских и европейских производителей буровых установок, которым будет еще сложнее конкурировать с российскими и китайскими производителями.
По мнению многих аналитиков, вероятнее всего, нефтесервисные предприятия продолжат работать на импортном оборудовании, как более эффективном и надежном. А это в свою очередь означает рост стоимости самого бурения, что, во-первых, снизит возможности предприятий нефтедобычи по поддержанию уровня добычи, во-вторых, приведет к удорожанию технического перевооружения нефтесервисными компаниями. Аналитики рынка уже подсчитали, что поступления в бюджет от пошлин на оборудование окажутся минимум в 4 раза меньше, чем доходы, которые можно было бы получить, если бы добыча нефти не сократилась в результате удорожания буровых работ для амортизации стоимости буровых установок с учетом пошлин [7].
Таким образом, меры таможенно-тарифного регулирования могут двояко сказаться на связанных между собой отраслях. Так, рост импортных пошлин на оборудование может повысить ценовую конкурентоспособность отечественных производителей, но в то же время привести к росту затрат нефтесервисных предприятий, тем самым, понизив уровень их эластичности на изменение цен на рынке.
В последние годы наше государство все чаще применяет нетарифные методы регулирования нефтесервисной отрасли. Прежде всего данные меры носят протекционистский характер и направлены на ограничение доступа зарубежных нефтесервисных компаний на российский рынок. Эти меры, чаще всего, реализуются решениями Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) и Федеральной службы безопасности РФ, в случае если при приобретении зарубежным предприятием российской нефтесервисной компании возникает угроза обороне страны или безопасности государства.
Государство имеет широкий спектр ресурсов и рычагов воздействия на развитие отечественного нефтесервисного рынка, оптимальное использование которых может привести российский рынок к комплексному и эффективному развитию.
Следующим важным внутренним фактором является уровень подготовки и квалификации персонала нефтесервиса.
Фактор условий заключения договоров на сервисные услуги между нефтегазовыми компаниями и сервисными предприятиями. Данный фактор оказывает влияние на возможности нефтесервисных компаний к осуществлению инвестирования в новые технологии и оборудование. Данный фактор включает в себя условия и сроки оплаты по сервисному договору, сроки заключения договоров, распределение ответственности и т. д. В настоящий момент многие нефтегазовые компании применяют условия оплаты с отсрочкой платежа до 2 – 3 месяцев и более.
С фактором условий заключения договоров и уровнем подготовки персонала связан фактор внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную деятельность нефтесервисных компаний. Крупные зарубежные нефтесервисные компании имеют значительно большие возможности для разработки и внедрения достижений НТП в свою деятельность, в связи с этим они более конкурентоспособны на российском и мировом нефтесервисном рынках.
Таким образом, в результате проведенного анализа можно выделить следующие группы внутренних и внешних факторов, которые оказывают ключевое воздействие на развитие российского нефтесервисного рынка.
Внешние факторы:
I. Изменение конъюнктуры на мировом и российском рынке углеводородов, как следствие – изменение спроса на нефтесервисные услуги со стороны ВИНКов.
II. Меры государственного регулирования:
А. Меры налогового регулирования;
Б. Меры таможенно-тарифного регулирования;
В. Нетарифные методы регулирования.
III. Условия заключения контрактов на услуги между нефтегазовыми компаниями и нефтесервисными предприятиями (сроки оплаты услуг, сроки заключения договоров и т. д.).
IV. Научно-технический прогресс.
V. Изменение структуры добычи нефти и газа, смещение вектора на добычу в труднодоступных районах с более высокой сложностью извлечения запасов, в том числе тенденция увеличения роли шельфовой добычи.
Внутренние факторы:
I. Структура рынка нефтесервисных услуг (внутреннее потребление в рамках ВИНКов и привлечение внешних подрядчиков).
II. Уровень подготовки и квалификации персонала.
Рынок нефтесервисных услуг имеет исключительную важность для развития российского ТЭК. Многие внешние и внутренние факторы развития рынка нефтесервисных услуг являются определяющими для развития всей нефтегазовой отрасли России; так, например, меры государственного регулирования, обозначенные выше, обладают исключительной важностью для обоих рынков.