Анализ внутренних и внешних факторов развития российского рынка нефтесервисных услуг

Analysis of internal and external development factors of russian market of oilfield services

D. CHUEV, MGIMO University under Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation

Статья посвящена анализу внутренних и внешних факторов развития российского рынка нефтесервисных услуг. Проводится корреляционный анализ между объемами добычи (с учетом газового конденсата), стоимостью нефти и объемами российского рынка нефтесервисных услуг. Приведена оценка влияния мер государственного регулирования (таможенно-тарифных, налоговых и нетарифных), НТП и прочих факторов на рынок нефтесервисных услуг России.

Article is dedicated to the analysis of external and internal factors of the development of Russian oilfield services market. In the article the author conducts correlation analysis between oil (including gas condensate) extraction volumes, oil prices and Russian oilfield services market. Also author analyzes the influence of state regulation measures (customs, tariff, fiscal and nontariff regulation), scientific and technological progress and other factors on Russian oilfield services market.

На развитие российского рынка нефтесервисных услуг оказывает влияние целая группа как внешних, так и внутренних факторов. Одними из ключевых внешних факторов являются объемы добычи нефти и газа. С увеличением добычи растет спрос на услуги по разведочному и эксплуатационному бурению, геофизические услуги и т. д. В табл. 1 представлена динамика добычи нефти в России и мире с 1970 г., а также доля российской добычи в общемировой [1].
Табл. 1. Добыча нефти, включая газовый конденсат в России и в мире в период с 1970 по 2011 гг.
Источник: Russian Market of Oilfield Services. Analytical Review // RosBusinessConsulting / Department of Consulting.
Moscow, 2010. С. 7.
Проведем расчет корреляции двух показателей (добыча нефти в России и объем рынка нефтесервисных услуг) с 2003 по 2011 гг. с помощью линейного коэффициента корреляции (коэффициента корреляции Пирсона) [2]:
В результате проведенных расчетов линейный коэффициент корреляции между показателями объема добычи нефти и объемом рынка нефтесервисных услуг России составил 0,852, что показывает сильную прямую связь между двумя параметрами (в рамках от 0,7 до 0,9).

Выдвинем также гипотезу о зависимости стоимости нефти и объемов рынка нефтесервисных услуг. Стоимость нефти напрямую влияет на величину выручки нефтегазовых компаний и, как следствие, объем средств, направленных на инвестиции в разведку и эксплуатацию месторождений. Приведем данные по среднегодовой стоимости одного барреля нефти в период 2003 по 2011 гг. (табл. 2).

В результате проведенных расчетов (по формуле расчета коэффициента корреляции Пирсона, см. выше) коэффициент корреляции между среднегодовой ценой барреля нефти и годовым объемом российского рынка нефтесервисных услуг составляет 0,966 (более 0,9), что отражает очень сильную прямую зависимость между этими двумя величинами.
Рис. 1. Корреляция результатов деятельности нефтесервисных компаний от конъюнктуры на рынке углеводородов
На рис. 1 изображена логическая взаимосвязь между ценой на углеводороды и величиной выручки нефтесервисных компаний.

Рост объемов заказов соответственно увеличивает доходы и выручку нефтесервисных компаний. При этом аналогичная тенденция наблюдается при снижении цен на энергоносители, что непосредственно приводит к снижению выручки нефтесервисных компаний (например, в 2008 – 2009 гг., табл. 2).
Табл. 2. Среднегодовая стоимость барреля нефти (долл. США) и объем российского рынка нефтесервисных услуг (млрд долл. США)
Источник: Russian Oilfield Services Market / Integra Group: Performance Update // Отчет компании «Интегра». Январь, 2012. С. 5.
Конъюнктура на мировом рынке углеводородов и, как следствие, платежеспособный спрос на нефтесервисные услуги оказывает влияние на объем инвестиций нефтегазовых компаний на нефтесервисные услуги, количество буровых установок, количество пробуренных скважин и объемы бурения в абсолютных величинах.

Количество буровых установок является ограничительным фактором, который определяет максимальные возможности компаний по оказанию нефтесервисных услуг, тем самым оказывая влияние на доходы компаний и объемы предложения на рынке нефтесервисных услуг.
Рис. 2. Динамика количества пробуренных скважин в России в период с 2000 по 2017 гг. (оффшорные и наземные), за 2011 – 2017 гг., даны экспертные оценки
Источник: Drilling and Production Outlook // Spears and Associates,
Inc. December, 2011. P.68.
На рис. 2 изображена динамика количества пробуренных скважин в России (наземных и оффшорных) в период с 2000 по 2017 гг. (за 2011 – 2017 гг. даны экспертные оценки) [3].

Количество пробуренных скважин оказывает непосредственное влияние на рынок нефтесервисных услуг, с одной стороны, увеличивая спрос на услуги по бурению (разведочному и эксплуатационному), с другой стороны – увеличивая спрос на услуги по поддержанию работоспособности пробуренных скважин (капитальный и текущий ремонт). Мировой финансовый кризис 2008 – 2009 гг. не оказал особого влияния на количество пробуренных скважин. Это связано, прежде всего, с тем, что нефтесервисные компании во время кризиса были вынуждены «замораживать» или снижать цены на свои услуги, сохраняя при этом объемы работ. Значительный рост пробуренных скважин на оффшорных месторождениях в 2008 г. (с 10 до 20 скважин) связан с введением в эксплуатацию платформы ЛСП-1, которая проводит работы по бурению на месторождении Юрия Корчагина в Каспийском море и принадлежит ОАО «НК «Лукойл».

Одним из ключевых внутренних факторов развития рынка нефтесервисных услуг является его структура. Российский рынок представлен несколькими группами участников: частными компаниями, нефтесервисными подразделениями нефтегазовых корпораций и зарубежными корпорациями. Выделение нефтесервисных компаний в отдельные предприятия сопряжено с рисками, которые влияют на деятельность ВИНКов и всего нефтегазового комплекса.

Следующим внешним фактором развития рынка нефтесервисных услуг являются меры государственного регулирования. При этом на развитие рынка оказывают непосредственное воздействие государственная политика как в области регулирования рынка нефтесервисного рынка, так и нефтегазовой отрасли в целом. Меры государственного регулирования можно разделить на три основные группы:

I. Меры налогового регулирования.

II. Меры таможенно-тарифного регулирования.

III. Нетарифные методы регулирования.

В настоящее время меры налогового регулирования Правительства Российской Федерации направлены на стимулирование развития добычи нефти и газа в труднодоступных и малых месторождениях, прежде всего в Восточной Сибири и на континентальном шельфе РФ.

До 2007 г. в РФ существовала единая ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). С 2007 г. система налогообложения по налогу НДПИ начинает дополняться изменениями, целью которых является стимулирование увеличения добычи нефти и газа на труднодоступных и малых месторождениях, а также увеличение коэффициента извлечения запасов [4].

Предполагается, что льготы стимулируют разработку участков недр с незначительными начальными извлекаемыми запасами нефти, а также ускорят вовлечение в разработку дополнительных объемов запасов нефти и повысят конкурентоспособность нефтедобывающих организаций.

3 мая 2012 года В.В. Путин объявил о разработке стимулирующих мер для развития наиболее сложных нефтегазовых проектов. Согласно заявлению президента НДПИ для данных проектов будет составлять от 0% до 10% от стандартной ставки, для средней категории – от 10% до 30% и для более легкой – от 30% до 50%. Льгота будет предоставляться на 10, 7 и 5 лет соответственно [5].

Данные меры налогового стимулирования направлены на развитие всего нефтегазового сектора российской экономики, в том числе развитие рынка нефтесервисных услуг. Ко второй группе мер государственного регулирования относятся меры таможенно-тарифного регулирования. Примерами мер таможенно-тарифного регулирования, которые оказывают значительное влияние на развитие рынка нефтесервисных услуг, являются:

1. Экспортные пошлины на нефть и газ. Экспортные пошлины увеличивают затраты нефтегазовых компаний и, как следствие, оказывают воздействие на инвестиционные бюджеты нефтегазовых компаний, тем самым опосредованно воздействуют на спрос на рынке нефтесервисных услуг.

В настоящее время (с 01.10.2011 г.) экспорт нефти и нефтепродуктов из России облагается по системе «60–66». В соответствии с этой системой экспортная пошлина на нефть рассчитывается с коэффициентом 0,6, на нефтепродукты – 0,66 от пошлины на нефть. Введение в октябре 2011 года системы «60–66» стало важной стимулирующей мерой для повышения привлекательности инвестирования в бурение и добычу.

2. Импортные пошлины на нефтегазовое оборудование. С одной стороны «разумное» увеличение импортных пошлин на нефтегазовое оборудование оказывает положительное влияние на деятельность российских производителей аналогов импортируемого оборудования. С другой стороны, увеличивает стоимость оборудования иностранного производства, что непосредственно сказывается на расходах нефтесервисных компаний, увеличивая себестоимость предоставляемых услуг.

С 1 января 2012 г. вступило в силу решение комиссии Таможенного союза, которое регулирует ввод ввозной таможенной пошлины на буровые установки в размере 10% от их стоимости, но не менее 2,5 евро за килограмм [6]. Целесообразность введения пошлин аргументировалась тем, что наибольший удельный вес в импортных поставках буровых установок в Россию в последние годы приходился на продукцию из Китая. Несмотря на то что введение пошлины направлено, прежде всего, на китайских производителей, оно окажет непосредственное влияние на импорт продукции американских и европейских производителей буровых установок, которым будет еще сложнее конкурировать с российскими и китайскими производителями.

По мнению многих аналитиков, вероятнее всего, нефтесервисные предприятия продолжат работать на импортном оборудовании, как более эффективном и надежном. А это в свою очередь означает рост стоимости самого бурения, что, во-первых, снизит возможности предприятий нефтедобычи по поддержанию уровня добычи, во-вторых, приведет к удорожанию технического перевооружения нефтесервисными компаниями. Аналитики рынка уже подсчитали, что поступления в бюджет от пошлин на оборудование окажутся минимум в 4 раза меньше, чем доходы, которые можно было бы получить, если бы добыча нефти не сократилась в результате удорожания буровых работ для амортизации стоимости буровых установок с учетом пошлин [7].

Таким образом, меры таможенно-тарифного регулирования могут двояко сказаться на связанных между собой отраслях. Так, рост импортных пошлин на оборудование может повысить ценовую конкурентоспособность отечественных производителей, но в то же время привести к росту затрат нефтесервисных предприятий, тем самым, понизив уровень их эластичности на изменение цен на рынке.

В последние годы наше государство все чаще применяет нетарифные методы регулирования нефтесервисной отрасли. Прежде всего данные меры носят протекционистский характер и направлены на ограничение доступа зарубежных нефтесервисных компаний на российский рынок. Эти меры, чаще всего, реализуются решениями Федеральной антимонопольной службы РФ (ФАС) и Федеральной службы безопасности РФ, в случае если при приобретении зарубежным предприятием российской нефтесервисной компании возникает угроза обороне страны или безопасности государства.

Государство имеет широкий спектр ресурсов и рычагов воздействия на развитие отечественного нефтесервисного рынка, оптимальное использование которых может привести российский рынок к комплексному и эффективному развитию.

Следующим важным внутренним фактором является уровень подготовки и квалификации персонала нефтесервиса.

Фактор условий заключения договоров на сервисные услуги между нефтегазовыми компаниями и сервисными предприятиями. Данный фактор оказывает влияние на возможности нефтесервисных компаний к осуществлению инвестирования в новые технологии и оборудование. Данный фактор включает в себя условия и сроки оплаты по сервисному договору, сроки заключения договоров, распределение ответственности и т. д. В настоящий момент многие нефтегазовые компании применяют условия оплаты с отсрочкой платежа до 2 – 3 месяцев и более.

С фактором условий заключения договоров и уровнем подготовки персонала связан фактор внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную деятельность нефтесервисных компаний. Крупные зарубежные нефтесервисные компании имеют значительно большие возможности для разработки и внедрения достижений НТП в свою деятельность, в связи с этим они более конкурентоспособны на российском и мировом нефтесервисном рынках.

Таким образом, в результате проведенного анализа можно выделить следующие группы внутренних и внешних факторов, которые оказывают ключевое воздействие на развитие российского нефтесервисного рынка.

Внешние факторы:

I. Изменение конъюнктуры на мировом и российском рынке углеводородов, как следствие – изменение спроса на нефтесервисные услуги со стороны ВИНКов.

II. Меры государственного регулирования:

А. Меры налогового регулирования;

Б. Меры таможенно-тарифного регулирования;

В. Нетарифные методы регулирования.

III. Условия заключения контрактов на услуги между нефтегазовыми компаниями и нефтесервисными предприятиями (сроки оплаты услуг, сроки заключения договоров и т. д.).

IV. Научно-технический прогресс.

V. Изменение структуры добычи нефти и газа, смещение вектора на добычу в труднодоступных районах с более высокой сложностью извлечения запасов, в том числе тенденция увеличения роли шельфовой добычи.

Внутренние факторы:

I. Структура рынка нефтесервисных услуг (внутреннее потребление в рамках ВИНКов и привлечение внешних подрядчиков).

II. Уровень подготовки и квалификации персонала.

Рынок нефтесервисных услуг имеет исключительную важность для развития российского ТЭК. Многие внешние и внутренние факторы развития рынка нефтесервисных услуг являются определяющими для развития всей нефтегазовой отрасли России; так, например, меры государственного регулирования, обозначенные выше, обладают исключительной важностью для обоих рынков.

Литература

  1. Russian Market of Oilfield Services. Analytical Review // RosBusinessConsulting / Department of Consulting. – Moscow, 2010. С. 7.
  2. Профессиональный информационно-аналитический ресурс Machinelearning [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.machinelearning.ru (дата обращения: 4.10.2012).
  3. Russian Oilfield Services Market / Integra Group: Performance Update // Отчет компании «Интегра». Январь, 2012. С. 5.
  4. Drilling and Production Outlook // Spears and Associates, Inc. December, 2011. P.68.
  5. Федеральный закон о внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах №158-ФЗ от 22.07.2008 г.
  6. Льготы по НДПИ для тяжелой нефти дадут 40 – 100 млн тонн сырья в год [электронный ресурс] // Новостной портал РИА «Новости», 03.05.2012 г. Режим доступа: http://www.ria.ru/economy/20120503/640363768.html (дата обращения: 4.10.2012).
  7. Электронная версия журнала «Нефть России» [электронный ресурс]; Российские производители пролоббировали введение пошлины на буровые установки, 05.12.2011. Режим доступа: http://www.oilru.com/news/ 293090/ (дата обращения: 4.10.2012).

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Чуев Д.Э.

    Чуев Д.Э.

    к.э.н., директор по стратегическому развитию

    ОАО «Трубодеталь» АО «ОМК»

    Просмотров статьи: 12829

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru