УДК:
DOI:

ТЭК России стремится работать и развиваться стабильно

Russian fuel-energy complex seeks to work and develop stably

S. SHMATKO, RF Minister of energy

ТЭК является ключевым сектором российской экономики. В объеме ВВП в 2009 г. доля отраслей ТЭК приближается к 30%, доля в налоговых поступлениях с учетом таможенных платежей составляет 41,5%, в экспорте – 66%. Энергетический сектор России является наиболее интегрированным в мировой рынок, чем любой другой сектор российской экономики. Отечественный ТЭК обеспечивает все потребности страны в энергоресурсах.

The article of the Minister is about development directions of fuel-energy complex – key sector of Russian economy, decisions for higher safety level in energy sphere.

В результате снижения внутреннего и внешнего спроса на основные топливно-энергетические ресурсы из-за мирового финансово-экономического кризиса в прошлом году общий объем производства первичных топливно-энергетических ресурсов сократился на 100 млн тонн у. т., или на 5,6%. Однако в течение прошедших месяцев 2010 г. наблюдается устойчивый рост спроса на энергоресурсы, а следовательно, и рост производства топливно-энергетических ресурсов.

Ситуация в каждой из отраслей ТЭК разная.

Благодаря своевременно реализованным в конце 2008 – начале 2009 гг. мерам государственной поддержки (снижение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в начале 2009 г. и установление нулевой ставки таможенной пошлины при вывозе нефти, добываемой на месторождениях Восточной Сибири) нефтяная отрасль смогла в условиях резкого падения в указанный период цен на нефть увеличить в 2009 г. совокупный объем добычи нефтяного сырья.

Основными факторами, повлиявшими на увеличение производства нефтяного сырья, стали:
  • освоение новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока (Ванкорское, Верхнечонское, Талаканское);
  • стабилизация объемов добычи вертикально-интегрированных нефтяных компаний после нескольких лет падения производства;
  • окончание строительства нефтепроводной инфраструктуры и обеспечение круглогодичной эксплуатации объектов морской добычи в рамках проекта «Сахалин-2».
Объем экспорта нефти в 2009 г. превысил прошлогодний более чем на 3%. За прошедшие месяцы текущего года этот рост продолжился с темпом 1,1%.

В 2009 г. наблюдалось незначительное по сравнению с 2008 г. снижение объемов переработки нефти, обусловленное спадом платежеспособного потребительского спроса на фоне кризисных явлений в экономике. Уровень рационального использования попутного нефтяного газа вырос с 72,6% в 2007 г. до 77,9% в 2009 г. При этом глубина переработки нефтяного сырья увеличилась с 70,9% в 2007 г. до 71,8% в 2009 г.
Продолжалось развитие биржевой торговли нефтересурсами на отечественных площадках – только за январь–май 2010 г. с использованием биржевых технологий было реализовано 2,4 млн тонн нефтепродуктов, или 7,3% от общего объема их поставок на внутренний рынок; в то время как за весь 2009 г. было реализовано 1,7 млн тонн, или 2,3% от объема поставок на внутренний рынок. После достижения уровня реализации нефтепродуктов с использованием биржевых технологий в размере 10 – 15% от величины рынка можно будет говорить о формировании в России репрезентативного ценового маркера внутреннего рынка.

В 2009 г. и в начале 2010 г. удалось добиться целого ряда позитивных результатов в нефтяной отрасли, включая:
    введение в эксплуатацию первой очереди нефтепроводной системы «ВСТО»;
  • введение в промышленную эксплуатацию Ванкорского нефтегазового месторождения;
  • подписание консорциумом российских компаний меморандума с государственной венесуэльской компанией PdVSA о создании совместного предприятия по разработке нефтяного блока Хунин-6 (Венесуэла);
  • победу международных консорциумов компаний с участием ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Газпром нефть» в тендерах на право разработки крупнейших иракских месторождений;
  • Главное в стратегическом плане – это то, что российский ТЭК в результате системно проводимой работы сумел выстоять в кризис, не потерять базу для дальнейшего развития, не допустить сворачивания важнейших инфраструктурных проектов.
  • вхождение ОАО «Зарубежнефть» в состав инвесторов Харьягинского СРП с долей участия 20%;
  • начало эксплуатации в рамках проекта «Сахалин-2» нефтепровода и морского нефтяного терминала Пригородное;
  • начало промышленной добычи нефти в рамках реализации Уватского проекта в Тюменской области (ТНК-ВР);
  • ввод в промышленную разработку месторождения им. Ю. Корчагина на Северном Каспии (ОАО «ЛУКОЙЛ»).
В 2010 г. планируется:
  • запуск 1-й очереди нефтеперерабатывающего завода в г. Нижнекамске, мощностью 7 млн тонн нефти в год (ОАО «Татнефть»);
  • запуск магистрального нефтепровода «Сковородино – Мохэ» (ОАО «АК «Транснефть»).
В 2009 г. более чем на 10% снизился суммарный объем добычи газа в стране и объем его экспорта. При этом доля независимых производителей в общем объеме добычи газа увеличилась с 17% до 21%.

Причины:
  • снижение потребления газа как внутри страны, так и в основных зарубежных странах-импортерах российского газа;
  • ухудшение конъюнктуры для российского трубопроводного газа на рынках европейских стран дальнего зарубежья;
  • максимально возможное использование европейскими странами в I квартале 2009 г. запасов газа из подземных хранилищ (ПХГ).
К числу важнейших событий 2009 г. в газовой промышленности, в частности, относятся:
  • получение разрешений и начало реализации проекта «Северный поток» от пяти стран, по территориальным водам которых проходит маршрут газопровода, и подписание контракта на поставку в Данию по данному газопроводу дополнительных объемов российского газа;
  • ввод в эксплуатацию в рамках реализации проекта «Сахалин-2» первого в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью 9,6 млн тонн в год;
  • подписание с целью реализации проекта «Южный поток» всех соглашений о сотрудничестве со странами, на территории которых будет осуществляться этот проект;
  • начало строительства газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток»;
  • подписание рамочного соглашения об основных условиях поставок в Китай российского газа между Газпромом и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией;
  • избрание представителя России руководителем Форума стран-экспортеров газа.
Основные планируемые события 2010 г.:
  • запуск газопровода с Нижне-Квакчинского газоконденсатного месторождения до г. Петропавловск-Камчатский (Камчатский край);
  • запуск газопровода «Джубга – Лазаревское – Сочи».
Ситуация в 2009 г. в электроэнергетике страны характеризуется снижением примерно на 4,5% по сравнению с 2008 г. объемов производства и потребления электроэнергии.

Со второго полугодия прошлого года вместе с оживлением экономики возобновился и рост производства электроэнергии – с темпами около 5%. Начиная с 2010 г. прогнозируется ежегодное увеличение электропотребления на 2 – 3%.

В прошлом году мы пережили тяжелейшую трагедию на Саяно-Шушенской ГЭС. Решением Правительственной комиссии по ликвидации последствий аварии и организации работ по обеспечению устойчивого энергоснабжения потребителей ОЭС Сибири утвержден план проведения восстановительных работ на Саяно-Шушенской ГЭС, который выполняется в установленные сроки. Введены в режим временной эксплуатации 6-й и 5-й гидроагрегаты.

В 2009 г. вводы новых мощностей в электроэнергетике составили 1,3 ГВт. Из наиболее крупных вводов можно отметить 3-й энергоблок Каширской ГРЭС мощностью 330 МВт.

Главное в стратегическом плане – это то, что российский ТЭК в результате системно проводимой работы сумел выстоять в кризис, не потерять базу для дальнейшего развития, не допустить сворачивания важнейших инфраструктурных проектов.

Вместе с тем cуществуют значительные резервы как совершенствования самого ТЭК, так и использования его огромного потенциала для социально-экономического развития страны.

В рамках утвержденной правительством Энергетической стратегии России на период до 2030 г. намечен главный курс качественных преобразований в ТЭК. Важнейшим на первом этапе является использование существующих (в том числе благодаря кризису) возможностей модернизации ТЭК во всех его отраслях, включая обновление производственных фондов, развитие энергетической инфраструктуры, завершение формирования базовых рыночных институтов, стабильной и эффективной нормативной правовой базы и системы государственного регулирования в энергетике – с целью создания надежной основы для устойчивого посткризисного развития.
На сегодняшний день можно выделить ряд следующих вызовов, сдерживающих развитие нефтегазового комплекса:
  1. Отсутствие единых синхронизированных планов развития ресурсной базы новых центров добычи с перспективными планами развития транспортировки углеводородного сырья и смежных отраслей промышленности: металлургии, судостроительной промышленности, энергетического машиностроения и производства нефтегазопромыслового оборудования.
  2. Отрицательная экономическая эффективность реализации новых проектов при существующей системе налогообложения.
  3. Низкий уровень эффективности использования продукции нефтегазового комплекса (попутный нефтяной газ, качество нефтепродуктов, глубина переработки).
Важнейшее значение для решения указанных проблем имеют:
  • подготовка Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 г., включающей в себя разработку и синхронизацию комплексных программ освоения перспективных месторождений;
  • подготовка Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 г., включающей в себя, в том числе, Комплексную программу освоения месторождений полуострова Ямал и Восточную газовую программу.
Минэнерго России ведет работу по этим направлениям и должно завершить ее в III квартале текущего года.

С целью стимулирования разработки нефтегазовых месторождений целесообразно в дальнейшем введение для новых месторождений нефти такой системы налогообложения, которая была бы адаптивна к изменяющимся макроэкономическим условиям, а также обеспечивала учет географических и геологических различий в условиях разработки месторождений.

В перспективе необходимо распространение действия этой системы на нефтяную отрасль в целом, а затем и на газовую отрасль.

Целевые показателя сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках к 2012 г. должны быть доведены до уровня не более 5% от объема его добычи; глубина переработки нефтяного сырья на отечественных нефтеперерабатывающих заводах должна достигнуть европейского уровня.

Большое внимание Минэнерго России уделяет развитию газо- и нефтехимии.

Сформирована соответствующая рабочая группа, начата работа над планом развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 г.

Основополагающей проблемой в угольной отрасли остается развитие внутреннего угольного рынка, главным образом за счет расширения потребления угля на тепловых электростанциях и повышения эффективности его использования в коммунально-бытовом секторе.

Тяжелая авария на шахте «Распадская» еще раз подтвердила необходимость коренного улучшения промышленной безопасности и охраны труда в угольной отрасли. Наличие такого рода крупных техногенных аварий всегда заставляет задуматься не только об их причинах, но и системных проблемах, существующих в ТЭК. Вопросы безопасности, сохранения человеческой жизни в очень травмоопасной угольной отрасли абсолютно императивны и безусловны. Задача государства состоит в совершенствовании обеспечения контроля, разработке предметной нормативно-правовой базы, вынуждающих частных собственников уделять столько времени, внимания и денег проблемам безопасности и обновления фондов, сколько это реально необходимо.

Чтобы такие трагедии больше не повторялись, а общий уровень безопасности на объектах энергетики был ощутимо повышен, приняты серьезные решения по выделению Ростехнадзора из Минприроды в прямое подчинение Правительству Российской Федерации, наделению его большими полномочиями и формированию в его рамках Службы горного надзора.

Внутреннее потребление угля сокращается, в то время как экспорт растет (в 2009 г. – на 8% по сравнению с предыдущим годом). Складывающаяся ситуация требует принятия срочных дополнительных мер, в том числе:
  • реализации Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, предусматривающей увеличение доли угольной генерации (в доработанном проекте Генеральной схемы это учтено);
  • сооружения новых угольных генерирующих мощностей на базе современных «чистых» угольных технологий и оборудования (соответствующие задачи необходимо поставить перед отечественным энергомашиностроением);
  • разработки эффективных механизмов стимулирования модернизации и строительства новых электростанций на угольном топливе.
В центре внимания Минэнерго находятся также вопросы состояния и перспективного развития электроэнергетики. Одной из важнейших проблем на современном этапе развития электроэнергетики является повышение инвестиционной привлекательности отрасли.

Основным экономическим механизмом стимулирования инвестиционного процесса в сфере генерации должен стать долгосрочный рынок мощности. Для этого необходимо введение долгосрочных механизмов торговли мощностью на оптовом рынке, которые обеспечивают надежность энергоснабжения путем формирования в энергетической системе России в долгосрочной перспективе достаточного количества наиболее экономически эффективных объектов генерации с требуемыми техническими характеристиками.

Основным механизмом экономического стимулирования модернизации сетевого комплекса является внедрение метода тарифного регулирования RAB, обеспечивающего переход на долгосрочные тарифы и окупаемость инвестиций. В прошлом году на этот метод перешли несколько пилотных распределительных сетевых компаний, в 2010 г. на этот метод переходит Федеральная сетевая компания. Начиная с 2011 г., нам предстоит обеспечить переход на этот метод распределительных сетей во всех субъектах Российской Федерации.

Разрабатываемая Правительством РФ Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 г. должна стать основным отраслевым документом, конкретизирующим Энергетическую стратегию страны применительно к электроэнергетике и определяющим направления модернизации и технологического обновления отрасли, задающим вектор развития отечественного энергетического машиностроения.

Необходимо решить наболевшую проблему вывода из эксплуатации старого изношенного оборудования с заменой его на новое, энергоэффективное. В этой связи мы намерены активизировать государственную политику стимулирования инноваций в электроэнергетике.
2010 – 2012 гг. должны стать переломными на пути решения проблемы энергосбережения и роста энергоэффективности.
Реализация планов по развитию ТЭК невозможна без осуществления мер по практическому энергосбережению и повышению энергоэффективности, т. к. потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности ТЭК России составляет

половину от соответствующего потенциала экономики Российской Федерации, оцениваемого в более чем 420 млн тонн у. т. Большая часть потенциала энергосбережения ТЭК приходится на электроэнергетическую отрасль – 133 млн тонн у. т. Потенциал нефтегазовой и угольной отраслей, включая нефтегазопроводный транспорт, составляет примерно 80 млн тонн у. т.

2010 – 2012 гг. должны стать переломными на пути решения проблемы энергосбережения и роста энергоэффективности. Задача роста энергоэффективности и энергосбережения в ТЭК имеет стратегическое значение для российской экономики, поэтому Минэнерго России активно работает в направлении практической реализации соответствующих мероприятий:
  • завершается создание государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • создано ФГУ «Российское энергетическое агентство» для разработки и организации выполнения комплекса мер по стимулированию энергосбережения и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, энергетике, промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве, ведения государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;
  • в целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» Минэнерго России подготовлены четыре ведомственных подзаконных акта, регулирующих вопросы проведения энергетических обследований организаций и учета используемых энергетических ресурсов;
  • разработан проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 г.
Повышению экологической и энергетической эффективности также в значительной степени способствует разрабатываемый комплекс мер для расширения производства электрической и тепловой энергии на основе возобновляемых источников энергии, с доведением их доли в объеме выработки электроэнергии до 4,5% к 2020 г.

Особое значение для экономического развития и энергетической безопасности страны имеет задача укрепления позиций России на мировых энергетических рынках.

Для этого необходимо обеспечить:
  • повышение активности государства в поддержке российских компаний на целевых зарубежных рынках;
  • создание условий для устойчивости энергетических рынков, формирование стабильной и благоприятной правовой среды для реализации российскими компаниями международных энергетических проектов;
  • реализацию комплексного «пакетного» подхода к международному энергетическому сотрудничеству.
За последнее время благодаря поступательному позиционированию России в вопросах энергетического сотрудничества для отечественных компаний, по сути, были открыты новые региональные и страновые рынки. Созданы реальные возможности для расширения нашего присутствия на традиционных рынках – Туркменистан, Казахстан, Иран, Ирак и Китай.

Нашей базовой целью во взаимоотношениях со странами, размещенными на территории постсоветского пространства, является усиление экономической интеграции в рамках СНГ, Таможенного союза и ЕврАзЭС.

В апреле 2009 г. Президентом Российской Федерации выдвинут концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики. В развитие данного подхода завершается разработка Конвенции по обеспечению международной энергетической безопасности.

Подготовлен и подписан «Меморандум о механизме раннего предупреждения в сфере энергетики в рамках энергодиалога «Россия – ЕС». Актуальность и значимость данного документа была подтверждена в декабре 2009 г., когда под вопросом оказались поставки российской нефти европейским потребителям через территорию Украины.

Решение базовых проблем в ТЭК невозможно без разработки и совершенствования нормативной правовой базы. Минэнерго России уделяет данному направлению деятельности особое внимание. Среди основных проектов федеральных законов, разработанных Минэнерго России:
  1. «О добыче, переработке и транспортировке по магистральным трубопроводам нефтяного сырья и продуктов его переработки».
  2. «О техническом регламенте о безопасности магистральных трубопроводов для транспортировки жидких и газообразных углеводородов».
  3. «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса».
Над решением всех задач топливно-энергетического комплекса Минэнерго России работает в тесном взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной и представительной властей, администрациями субъектов Российской Федерации и бизнес-сообществом.

Комментарии посетителей сайта

    Функция комментирования доступна только для зарегистрированных пользователей

    Авторизация


    регистрация

    Шматко С.И.

    Шматко С.И.

    министр энергетики РФ

    Просмотров статьи: 4945

    Рейтинг@Mail.ru

    admin@burneft.ru