|
||||
|
||||
Нефть не страшна27.11.2014 В 2015 году непосредственной угрозой суверенному рейтингу России является не падение цен на нефть, которая лишь делает его менее стабильным, а возможный отказ от текущей денежно-кредитной политики ЦБ или изменение объема резервов. Такие выводы представлены в докладе Standard & Poor`s (S&P) по рейтингам в РФ. Угрозой стабильности рейтинга является, по оценкам S&P, даже не прогнозируемая рецессия, а ухудшающееся качество госуправления в РФ. Санкции же, по мнению рейтингового агентства, практически не угрожают платежеспособности корпоративного сектора, его возможности снижать издержки без потерь весьма велики. Конференция S&P, посвященная перспективам суверенного и корпоративных рейтингов в РФ и экономической ситуации, состоялась в Москве 25 ноября и интересна в первую очередь тем, что оценки рейтингового агентства, в октябре отказавшегося пересматривать суверенный рейтинг России, являются первыми после крупной девальвации в начале ноября. Старший директор S&P по суверенным рейтингам в регионе EMEA Кристиан Эстерс представил достаточно неожиданный взгляд на ситуацию: согласно его презентации, суверенный рейтинг РФ (уровень ее платежеспособности по внешним займам) не определяется зависимостью от рынка нефти и других экспортных commodities — цена Urals только ослабляет его устойчивость. Такую же непрямую угрозу стабильности рейтинга несет, по оценкам S&P, снижающееся качество госуправления в РФ. Снизить суверенный рейтинг РФ, полагает господин Эстерс, может только "более быстрое, чем ожидалось, сокращение налоговых и внешних резервов", в основном речь идет о суверенных фондах и международных резервах. Улучшение инвестклимата и изменение прогнозов роста ВВП рейтинг не усилит, но стабилизирует, повышение рейтинга может дать рост внешних активов экономики, и низкий уровень госдолга сейчас естественен. Указание аналитиков S&P на снижение качества госуправления в РФ имеет прямой отсыл: агентство не оценивает его самостоятельно, а обращается к оценкам Всемирного банка — Worldwide Governance Indicators (WGI). В свою очередь, WGI с 1996 года сводит в шесть субиндексов по отдельным составляющим качества госуправления (в том числе и по РФ) оценки нескольких десятков мировых исследовательских центров (от базы Cingranelli-Richards по уровню политического насилия до оценок качества госрегулирования World Economic Forum и Economist Intelligence Unit). По оценкам Всемирного банка, с 2011 года в России устойчиво снижаются два субпоказателя из шести — "открытость / прозрачность госуправления" и "качество регуляторных решений", по двум параметрам — "политстабильности" и "эффективности работы правительства" — констатируется улучшение (до уровней 2002-2003 годов), еще по двум — "контролю коррупции" и "соблюдению правовых принципов" — ситуация стабильна с 2009 года. S&P констатирует, что непрозрачность госуправления и снижение качества регуляторных решений — единственная существенная угроза суверенному рейтингу РФ.
|
Авторизация События
21.09.2023
25.04.2023
30.06.2021
05.04.2021
19.03.2021 |