Инвестиции нужны, но шельф планируют осваивать без иностранцев

29.02.2012

Минприроды России разработало новую программу освоения шельфовых месторождений. Она рассчитана на ближайшие 18 лет и предполагает передачу около 40 лицензий недропользователям.

Впрочем, список последних серьезно не изменится – государство не готово расширять перечень участников и широко открывать двери иностранцам даже несмотря на потребность отрасли в огромных инвестициях. Но обещает ослабить фискальную нагрузку.

Морские запасы

Программа разведки континентального шельфа России и разработки его минеральных ресурсов на долгосрочную перспективу (далее – Программа) на период с 2012 по 2030 гг. была недавно разработана Минприроды и уже направлена на утверждение в правительство. Следует отметить, что работа над различными версиями шельфовых программ велась с 2006 гг., но ни одна из них так и не была принята.

Нынешняя версия документа предполагает четыре этапа реализации. В течение первого этапа – с 2012 по 2015 гг. – должна быть подготовлена необходимая правовая и нормативная база, начато строительство обеспечивающей инфраструктуры, а также обеспечен задел для развития поисково-оценочных работ. На втором этапе – 2016–2020 гг. – должны быть выявлены крупные и наиболее перспективные месторождения. Третий этап – 2021–2025 гг. – это переход к разведке и разработке морских месторождений. Четвертый этап – 2026–2030 гг. – ввод в эксплуатацию всех ранее открытых рентабельных месторождений, а также новых наиболее крупных участков нефти и газа.

Разработчики Программы ожидают, что ежегодная добыча нефти и конденсата на шельфовых месторождениях к 2030 г. составит 40 – 80 млн тонн (8 – 16% от текущего уровня), природного газа 190 – 210 млрд м3 (32 – 35%). Уровень добычи сырья будет зависеть «от развития внешних и внутренних рынков и должен определяться его балансом на долгосрочную перспективу». Накопленный объем добычи к этому времени составит 435 – 1250 млн тонн нефти и конденсата и 1 – 2,6 трлн м3 газа.

При этом около 70% всех извлекаемых ресурсов континентального шельфа, а это около 100 млрд тонн условного топлива, в том числе нефти – более 13,5 млрд тонн, сосредоточены в недрах шельфа западной Арктики: Карском, Баренцевом и Печорском морях.

Удержаться на плаву

В настоящее время доля российской нефти в мировой торговле составляет 12%. Основными экспортными рынками нефти и нефтепродуктов являются Европа, Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), Северная Америка, а также страны СНГ. Согласно Программе, нефть, добываемая на шельфе Балтийского, Карского и Печорского морей будет направляться в страны северо-западной Европы; Черного и Каспийского морей – в страны Средиземноморья; Охотского и Чукотского морей – рынки АТР и Северной Америки. При этом емкость нефтяного рынка АТР для российской нефти может составить 80 – 100 млн т к 2030 г. Что касается газа, то его крупнейшим импортером останется Европа. Суммарная ниша для голубого топлива к 2030 г. по регионам и рынкам составит: Европа – 166 – 190 млрд м3, США – 0, АТР – 270-400 млрд м3. То есть фокус спроса на российские нефть и газ будет перенесен с европейского и североамериканского рынков на рынок АТР.

Сейчас Россия занимает одну из лидирующих позиций в мире по добыче и экспорту углеводородов, разделяя в нефтяном секторе первое место с Саудовской Аравией, а в газовом – второе с Норвегией и США.

Но чтобы остаться на плаву и сохранить свои позиции на этом рынке, одна из задач реализации Программы – обеспечение воспроизводства сырьевой базы. Текущий уровень добычи нефти в России 500 млн т ± 4 – 6 млн тонн. Для его сохранения страна обеспечена рентабельными запасами на 13 – 15 лет, то есть до 2022–2025 гг. Сегодня в нефтедобывающих регионах страны осталось не более 30% запасов легкой «текучей» нефти, остальные 70% – это запасы очень тяжелой и вязкой трудноизвлекаемой нефти. В тоже время, обеспеченность рентабельными запасами газа составляет 25 – 30 лет.

С другой стороны, разработчики Программы признают, что процесс выдачи лицензий за последние 18 лет был «вялотекущим», с крайне нерегулярным характером. По данным на конец июля, было выдано 65 шельфовых лицензий на углеводородное сырье, принадлежащие 26 недропользователям. Сегодня на госбалансе (по состоянию на 01.01.2010 г.) находятся 25 шельфовых месторождений (запасы по С2 – 595 млн тонн), содержащих нефть, в том числе 9 нефтяных и 16 нефтегазоконденсатных, а также 44 газовых месторождения (запасы 3,5 трлн м3), содержащих запасы горючих газов (свободный и растворенный газ), в том числе 11 – газовых, 9 – газоконденсатных, 16 – нефтегазоконденсатных и 8 – нефтяных.

Только за Газпромом и «Роснефтью» закреплено право владения шельфовыми лицензиями. С 2008 по 2011 гг. на проведение работ на российском шельфе они затратили около 100 млрд рублей. О либерализации законодательства и расширении перечня лицензиатов чиновники говорят уже давно. Две госкомпании – «Зарубежнефть» и «Газпром нефть» могут в ближайшее время пополнить этот список. В госпрограмме есть перечень месторождений, на которые они претендуют (см. таблицу). По некоторым участкам интересы компаний пересекаются.

Надежда на льготы

Программа предполагает два сценария реализации: инерционный – когда освоение шельфа осуществляется в рамках действующего нормативного регулирования, предполагающего доступ к ресурсам только госкомпаний, и инновационный – расширение субъектного состава недропользователей. Иначе, при сохранении действующего режима недропользования, на освоение шельфа потребуется более 150 лет.

Поэтому, «для интенсификации работ на континентальном шельфе» предлагается предоставить возможность любым заинтересованным юрлицам, зарегистрированным в России, осуществлять геологическое изучение с предоставлением им гарантии участвовать в разработке открытого месторождения под контролем госкомпании. Также министерство предлагает поделить акватории на кластеры – чем ниже изученность недр, тем больше возможности участия частного капитала в их изучении. Геологическое изучение может быть введено и как отдельный вид пользования недрами. Но о доступе на российский шельф иностранных компаний ничего не говорится.

Другая задача, которую необходимо решить, это финансирование шельфовых проектов. В этом вопросе государство все же надеется на привлечение инвестиций со стороны частных компаний, взамен оно готово предоставить налоговые и таможенные льготы – например, возмещение НДС инвесторам по мере вложения средств в проект, а не после его завершения, ускоренное включение капитальных затрат в состав расходов для целей налога на прибыль, обнуление (снижение) налога на имущество, нулевая экспортная пошлина на СПГ, нулевая ставка НДПИ.

В случае применения инновационного сценария предлагается установление специального фискального режима для шельфа: НДПИ взимается по ставке 10% от стоимости добытого сырья; налог на прибыль – 20% от облагаемой прибыли; налог на доход от добычи углеводородов, взимаемый по ставке 15% от облагаемого дохода, с «увеличением этой ставки при превышении доходности проекта установленного уровня».

Ряд проектов российский компаний ранее уже получили льготы. На шельфе Черного и Охотского морей, где работают «Роснефть» и Газпром, установлена нулевая ставка НДПИ. В конце 2010 г.а ЛУКОЙЛ добился получения льготной пошлины на экспорт нефти на своих каспийских месторождениях – им. Корчагина и им. Филановского.

В декабре 2011 г. правительственная подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию признала целесообразным распространение льготной экспортной пошлины для Приразломного месторождения Газпрома. Преференции для арктических месторождений «Роснефти» и Газпрома в Карском и Баренцевом морях могут быть введены уже в первом полугодии 2012 года. Крупное Штокмановское газоконденсатное месторождение (участники Газпром, французская Total и норвежская Statoil) могут рассчитывать на налоговые послабления после принятия инвестрешения по проекту, обещал российский Минфин.

Госпрограмма по шельфу сейчас необходима, считает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. В настоящее время компании активно выходят на шельф, некоторые уже перешли к практической фазе проектирования месторождений, например, «Роснефть» и Exxon Mobil. Это решение и геополитических задач России, в то время как другие страны активно выходят на шельф, говорит эксперт. Но для успешного освоения шельфа необходимо изменение налогового режима. «В этом направлении уже есть позитивные сигналы. В частности, есть предложение об обеспечении минимальной нормы прибыльности для шельфовых участков более 20%. Для месторождений на суше она сейчас 16 – 17%», – отметил Крюков. Необходимо также привлекать частный российский бизнес, который имеет не меньший опыт работы на шельфе. «Шельф большой, и средства на его освоение потребуются немалые», – добавил аналитик.

Объемы и источники финансирования Программы, млрд рублей

Инерционный сценарий:

Внебюджетное финансирование – 3 796,52;

Сумма госучастия – 2 332,33 (из которыхгосмеры налогового и таможенного стимулирования – 1 235,79);

Итого общая сумма инвестиций – 6 128,86.

Инновационный сценарий:

небюджетное финансирование – 5 710,11;

сумма госучастия – 1 337,98;

Итого общая сумма инвестиций – 7 048,09.

Бюджетный эффект в результате реализации Программы, млдр рублей

Инерционный сценарий – 17 941,22;

Инновационный сценарий – 25 221,19.


Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

21.09.2023
PM Gate Подробнее »

25.04.2023
Продолжает работу выставка «Нефтегаз-2023» Подробнее »

30.06.2021
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021 Подробнее »

05.04.2021
XIV съезд Союза нефтегазопромышленников России Подробнее »

19.03.2021
16 марта 2021 года в Центре цифрового лидерства состоялся саммит деловых кругов «Сильная Россия - 2021» Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru