Атака Сечина

11.01.2012

Рис. Сергея Елкина
Инициатива правительства по проверке контрагентов крупных госкомпаний понятна — слишком много «пилят» их конкретные менеджеры. Однако же никакой гарантии эффективности этой кавалерийской атаки нет — ведь государство вообще не представляется рачительным хозяином. А отдавать активы оно не слишком хочет.

В стремлении российских чиновников ко всему хорошему правительство зачастую ставит в тупик даже собственных экономических агентов. Скажем, приблизительно таким было решение выгнать всех чиновников из советов директоров всех компаний с госучастием (если пользоваться более расхожим, но менее корректным выражением — госкомпаний). Вроде интуитивно понятно, что так правильно, но далее вставал неизбежный вопрос — а когда и кто будет подбирать им замену?

Теперь нечто подобное происходит с другой инициативой правительства. Чиновники наконец-то решили разобраться, как ведут свой бизнес те же госкомпании. По информации «Ведомостей», за их контрагентами устанавливается тотальный контроль. То же грозит и доходам топ-менеджеров госкомпаний, и доходам членов их семей.

Причем отчитаться обо всем этом придется до февраля – в правительстве решили, что, установив жесткие сроки, можно свести к минимуму злоупотребления и недомолвки со стороны госкомпаний. Те, в свою очередь, жалуются на то, что поставленные сроки нереальны – слишком большой объем бумаг придется подготовить. Оно и правда: число контрагентов исчисляется тысячами. Условный Газпром сам не производит туалетную бумагу и заказывает ее кому-то. Как и многие другие офисные принадлежности, оборудование, программное обеспечение и прочая, прочая.

Ну, и продает он немало газа, нефти, нефтепродуктов и, бог еще знает, чего. И везде там имеются продавцы и покупатели и заключаются контракты и на каждом можно вкусно посидеть и распилить, особенно если контрагент от тебя каким-то образом зависит. Чиновники, по данным «Ведомостей»– конкретнее, вице-премьер, куратор ТЭК Игорь Сечин– требуют от компаний раскрывать конечных бенефициаров компаний-контрагентов. А, стало быть, вести теневой бизнес для топов госкомпаний и тем самым умножать коррупцию в отдельно взятой бизнес-структуре станет затруднительнее. В случае, если компания-контрагент откажется раскрыть структуру собственности, от ее услуг придется отказаться.

Отчетность – здравая идея, ведь использование чужого бизнеса (в данном случае государственного) для личного обогащения, мягко говоря, неправильно.

Кругом и всюду происходит де-факто «расхищение социалистической собственности». Заключение контрактов на поставки по завышенным ценам, нарушение конкурсных процедур, дабы обеспечить победу нужному заказчику, используются сложные финансовые схемы и так далее. Ущерб даже оценить сложно. Этим инициатива Сечина и хороша — она способна помочь оценить хотя бы масштаб ущерба.

Правда, некоторые компании, нечужие самому вице-премьеру, вроде не попали в проверочный список. Ну, или источники «Ведомостей» наводят на них напраслину.

Важно другое – в конечном счете проблема одними мероприятиями по проверке не снимается. Конечно. Работа по предоставлению сведений предстоит огромная, но нет особых сомнений, что заинтересованные лица с нею справятся. И все пойдет почти по-прежнему. Разве только отдельных стрелочников, как это было с раскритикованными Путиным менеджерами энергокомпаний, выкинут из колоды.

Рецепт от простого распила, как представляется, тоже нехитрый. Вместо системы менеджеров, своих людей и окружающей их системы торговли на рабочем месте с собственной же фирмой откуда-то должны взяться ответственные люди. Ну и контролировать их надо будет жестко.

Государство в этом смысле не слишком эффективно — много лет оно просто смотрело на существование системы откатов и распилов, не делая практически ничего.

Вполне возможно, что лучше было бы существенно снизить долю государства в принципиальных активах (едва ли не до нуля), чтобы с новых менеджеров спрашивали бы новые собственники, более рачительные и заинтересованные в получении прибыли и развитии бизнеса. Однако и здесь наблюдается двойственность поведения госчиновников.

Вроде бы уже придумана масштабная программа приватизации госактивов. Здесь имеется сложный момент – а кто именно будет приватизировать крупные куски госсобственности? Случаем, не те же госменеджеры, ныне получающие профит от сомнительных с точки зрения бизнеса сделок с контрагентами? Однако в самой идее приватизации правительство вроде бы до недавнего времени не сомневалось. И вот внезапно «Коммерсантъ» разузнал, что упомянутый выше вице-премьер Сечин предлагает отложить приватизацию ряда ключевых активов, поскольку цена их акций не столь высока, как бы хотелось.

«Отложить» на языке чиновничества нередко означает «свернуть», а это уже существенный риск для всей программы приватизации.

Фактически государство в лице отдельных чиновников опять демонстрирует подспудное желание сохранить свое влияние на ключевые национальные компании. При победе «государственнической позиции» неизбежным кажется и сохранение системы хозяйствования, при которой крупнейшие активы в стране превратились в менеджерские вотчины. При таких раскладах проверки контрактов и компаний-контрагентов мало что дадут – разве только одних «своих» поставщиков сменят другие.

Михаил ЗАХАРОВ


Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

29.07.2024
Организация ЦУБ на базе ЦП ЭКО Подробнее »

21.09.2023
PM Gate Подробнее »

25.04.2023
Продолжает работу выставка «Нефтегаз-2023» Подробнее »

30.06.2021
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021 Подробнее »

05.04.2021
XIV съезд Союза нефтегазопромышленников России Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Top.Mail.Ru

admin@burneft.ru