|
||||
|
||||
Россия наращивает нефтепереработку, спеша как на пожар09.07.2014 Череда аварий у российских нефтяников в 2014 году - следствие укрупнения отрасли, урезания расходов и халатности персонала, а усиление мер безопасности может исправить ситуацию лишь на время, считают аналитики и отраслевые эксперты. За первое полугодие 2014 года в российской нефтеотрасли произошло 10 крупных аварий, из них семь - на НПЗ, в результате которых известно о девяти погибших. Аналитики говорят, что участившиеся в последние полгода аварии оголили старые проблемы нефтепереработки, а от частых пожаров отрасль спасут только существенные денежные вливания и кадровая перезагрузка. «Я вижу три основные причины – снижение технической грамотности руководства, персонала и потеря компетенции подрядчиками», - сказал руководитель ИАЦ Rupec Андрей Костин, который в 90% аварий видит человеческий фактор. До 2020 года в модернизацию нефтепереработки РФ обещала вложить $55 млрд, что позволит улучшить качество нефтепродуктов и увеличить глубину переработки до 90% с текущих 71%. В результате упадет выпуск мазута, на долю которого сейчас приходится более четверти экспорта нефтепродуктов. Заводы введут в эксплуатацию около 120 технологических установок, что позволит приблизить суммарную мощность вторичных процессов к мощности первичной переработки, подсчитали аналитики. Мощность действующих установок первичной переработки нефтяного сырья на НПЗ РФ в настоящее время составляет около 300 млн тонн в год, тогда как вторичных процессов, без которых невозможен выпуск качественного бензина, - около 200 млн тонн и лишь к 2020 году может вырасти до 285 млн тонн. По данным ЦДУ ТЭК, за январь-май 2014 г. российские заводы увеличили переработку нефти на 7,4% до 117,4 млн тонн за счет роста первичных перерабатывающих мощностей, в связи с чем по итогам этого года российская трубопроводная монополия Транснефть ждет сокращения экспорта сырья в пределах 10 млн тонн. Однако максимально загружая перерабатывающие мощности, нефтекомпании экономят на ремонтах - отчасти из-за российского рубля, снижение курса которого увеличило затраты на импортное технологическое оборудование. В то же время рост объема переработки, числа установок и степени их загруженности повышает и вероятность аварийных ситуаций в целом по отрасли. «В такой ситуации старое оборудование надо не ремонтировать, а заменять новым, конкурентоспособным и тем самым снизить аварийность», - сказал глава ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор Рябов. Технолог одного крупного российского НПЗ согласился, что компании экономят на инвестициях, назвав также в качестве причины аварий ставшие системой низкие требования к квалификации специалистов всех уровней на НПЗ. «Персонал часто не знает свойств установок и особенностей технологических процессов на критических режимах и при этом еще и пренебрегает инструкциями и регламентами: должно, к примеру, работать 30 всевозможных датчиков, а на деле исправны 10 - работает (установка) - ну и ладно», - сказал он на условиях анонимности. «Делается только самое необходимое... Понятно - рыночные отношения, но слишком на всем экономят и постоянно торопят», - добавил технолог. Роснефть после покупки в марте 2013 г. третьей по объемам добычи нефти в РФ - ТНК-BP - стала контролировать половину нефтедобычи в РФ и треть нефтепереработки, причем за первое полугодие 2014 г. из 7 аварий на НПЗ 5 пришлось на заводы Роснефти. «Происходящее стало следствием укрупнения отрасли, поскольку при нем производится оптимизация затрат на ремонт. Это означает сокращение расходов на ремонт в расчете на один завод», - считает аналитик Михаил Крылов из инвесткомпании United Traders. После крупнейшей в этом году аварии на Ачинском НПЗ Роснефти, в которой в июне погибли 8 человек, Роснефть ограничилась сменой руководства завода, оставив при должностях двух профильных вице-президентов крупнейшей нефтяной госкомпании страны. При этом глава Роснефти Игорь Сечин, обвинив в аварии подрядчиков, сказал акционерам, что компании нужен еще один вице-президент, который отвечал бы за промышленную безопасность. «Пока авариями занимается глава компании, они будут расти. В Россию надо вернуть институт главных инженеров - на заводе нужен человек, который видит всю картинку в целом и отвечает за нее головой», - сказал главный инженер НПЗ в Румынии RAFO Onesti Александр Гадецкий. По его мнению, сейчас главная проблема российской нефтепереработки состоит в несоблюдении работниками инструкций, а также несогласованности между службами НПЗ. Аналитики ожидают, что в ближайшие 3 месяца из-за усиления мер безопасности на российских НПЗ аварий, скорее всего, удастся избежать, однако в дальнейшем при ослабления контроля они возобновятся. «Необходимо серьезно заняться подготовкой инженеров, без них мы не сможем провести реконструкцию заводов», - считает Рябов. «Ситуация будет усугубляться, потому что менеджмент недооценивает кадровую проблему и размеры необходимых затрат на поддержание основных фондов», - сетует Костин. |
Авторизация События
21.09.2023
25.04.2023
30.06.2021
05.04.2021
19.03.2021 |