Журнал входит в перечень ВАК |
+7(901) 519-13-33, +7(925) 384-93-11, тел./факс: +7(499) 613-93-17 |
|
|
|
А. Силуанов: Доля нефтегазовых доходов бюджета в 2025 г. снизится и это хорошо
А. Силуанов: Доля нефтегазовых доходов бюджета в 2025 г. снизится и это хорошо01.10.2024
Москва, 1 октября - ИА. Neftegaz.RU. Доля нефтегазовых доходов (НГД) в структуре доходов бюджета РФ в 2025 г. составит лишь 27%, и это хорошо, поскольку Россия уходит от нефтегазовой зависимости. Об этом в интервью телеканалу Россия 24 заявил глава Минфина РФ А. Силуанов.
Доля НГД на минимуме
Тезисы от А. Силуанова:
- бюджет РФ устойчив, возможности привлечения займов для финансирования дефицита есть,
- невысокий уровень дефицита бюджета связан с тем, что его ограничивают исходя из возможностей по доходам,
- баланс составлен из базовой расчетной цены на нефть в 60 долл. США/барр., все, что выше этого уровня будет направляться на пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ),
- рост доходов в основном заложен от экономики, связанной с внутренним производством, с переработкой,
- мы всегда смотрим и соотносим доходы, которые получены от нефтегазового сектора или от ненефтегазового сектора,
- доля доходов, полученных от нефтегазового сектора, будет постепенно сокращаться, и мы видим за счет внутреннего производства будут поступать и дополнительные доходы,
- доля нефтегазовых доходов в 2025 г. составит менее 30%, если быть точным, по нашим расчетам - 27%,
- это ниже, чем во все предыдущие годы, и это хорошо,
- мы отходим от нефтегазовой зависимости в наших бюджетных доходах, это создает большую устойчивость для бюджетной конструкции.
Правительство РФ 30 сентября 2024 г. внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2025 г. и плановый период 2026-2027 гг. (законопроект № 727320-8). Спикер Госдумы В. Володин направил его в профильный комитет (Комитет по бюджету и налогам). В соответствии с Бюджетным кодексом, Госдума должна рассмотреть проект бюджета в течение 60 дней. Рассмотрение документа в 1м чтении планируется 24 октября.
Бюджет-2025
Проект федерального бюджета на 2025 г. и плановый период 2026-2027 гг. сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития РФ. Среди учитываемых макроэкономических показателей:
- экспортная цена нефти: 2025 г. - 69,7 долл. США/барр., 2026 г. - 66 долл. США/барр., 2027 г. - 65,5 долл. США/барр. (оценка за 2024 г - 70 долл. США/барр.);
- среднеконтрактные экспортные цены на газ: 2025 г. - 259,1 долл. США/1000 м3, 2026 г. - 247,6 долл. США/1000 м3, 2027 г. - 240,2 долл. США/1000 м3 (оценка за 2024 г. - 279,9 долл. США/1000 м3);
- рост ВВП: 2025 г. - 2,5%, 2026 г. - 2,6%, 2027 г. - 2,8% (оценка за 2024 г - 3,9%);
- инфляция: 2025 г. - 4,5%, 2026 г. - 4,0%, 2027 г. - 4,0% (оценка за 2024 г - 7,3%);
- курс доллара США: 2025 г. - 96,5 руб./долл. США, 2026 г. - 100,0 руб./долл. США, 2027 г. - 103,2 руб./долл. США (оценка за 2024 г. - 91,2 руб./долл. США).
Доходы бюджета в 2025 г. составят 40,2961 трлн руб., в 2026 г. - 41,8409 трлн руб., в 2027 г. - 43,1542 трлн руб. (оценка за 2024 г. - 36,1107 трлн руб.). Расходы в 2025 г. запланированы на уровне 41,4695 трлн руб., 44,0222 трлн руб. - в 2026 г., 45,9156 трлн руб. - в 2027 г. (оценка за 2024 г. - 39,4066 трлн руб.). Исполнение бюджета ожидается с дефицитом на уровне 0,5% ВВП в 2025 г., 0,9% ВВП в 2026 г. и 1,1% в 2027 г. (оценка за 2024 г. - 1,7% ВВП).
Бюджет 2025 г. впервые минимум с 2019 г. структурно сбалансирован - расходы (41,5 трлн руб.) равны сумме ненефтегазовых доходов (29,4 трлн руб.), базовых нефтегазовых доходов (рассчитываются исходя из цены нефти 60 долл. США/барр. - 9,1 трлн руб.), расходов на обслуживание госдолга (3,2 трлн руб.) и разности между предоставлением и погашением внутригосударственных бюджетных и межгосударственных кредитов (-0,2 трлн руб.). В 2022-2024 гг. в условиях западных санкций и адаптации российской экономики к изменившимся условиям бюджет исполнялся со структурным первичным дефицитом. В 2025 г. предусматривается завершение нормализации бюджетной политики и далее минимум до 2030 г. дефицитов на структурном первичном уровне не предусмотрено.
НГД будущей 3-летки
В проекте бюджета приводится оценка нефтегазовых доходов в 2024 г. в объеме 11,3095 трлн руб., что составляет 5,8% ВВП и 31,3% в структуре доходов бюджета (в действующем законе о бюджете показатель составляет 10,985 трлн руб.). В т.ч. базовые НГД составят 9,7508 трлн руб., дополнительные - 1,5587 трлн руб.
Поступление нефтегазовых доходов в федеральный бюджет прогнозируется в объеме:
- в 2025 г. - 10,9364 трлн руб. (5,1% к ВВП, 27,1% в структуре доходов), в т.ч. базовые 9,1235 трлн руб., дополнительные 1,813 трлн руб.,
- в 2026 г. - 10,5643 трлн руб. (4,6% к ВВП, 25,2% в структуре доходов), в т.ч. базовые 9,3377 трлн руб., дополнительные 1,2267 трлн руб.,
- в 2027 г. - 9,7661 трлн руб. (3,9% к ВВП, 22,6% в структуре доходов), в т.ч. базовые 9,1151 трлн руб., дополнительные 651 млрд руб.
Если заявленные показатели будут достигнуты, 2025 г. станет рекордным минимумом с 2006 г. по наименьшей доле НГД в структуре доходов бюджета. На данный момент рекорд удерживает пандемийный 2020 г., когда на долю НГД пришлось 28% доходов бюджета на фоне обвала цен на нефть.
Ожидаемое снижение НГД в предстоящий 3-летний период в пояснительной записке к проекту бюджета объясняется изменением основных параметров прогноза (динамикой цен на энергоресурсы и структурой добычи и производства), изменением налогового законодательства. Падение нефтегазовых доходов в 2025 г. относительно 2024 г. в основном связано с изменением законодательства в части налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ. Поступления от НДПИ на газ снизятся примерно на 440 млрд руб. за счет проектируемой корректировки налогового законодательства в части НДПИ при добыче газа горючего. Оценка изменения доходов в связи с планируемым изменением законодательства в части НДПИ на газ составляет -600 млрд руб. (550 млрд руб. в 2025 г. и еще 50 млрд руб. в 2026 г.). Ранее сообщалось, что правительство РФ обсуждает отмену надбавки по НДПИ на газ для Газпрома, которая составляет 50 млрд руб./мес. в 2025 г. (или 600 млрд руб. за год в целом). Дальнейшее сокращение прогнозируемых доходов связано со снижением цены на нефть и изменением структуры объемов добычи и переработки углеводородного сырья при одновременном положительном эффекте изменения расчета демпфирующей компоненты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку.
Акцизы на топливо
Проект бюджета на 2025 г. и прогнозируемый период 2026-2027 гг. предусматривает дополнительное повышение с 2025 г. ставок акцизов на нефтепродукты, табачную и алкогольную продукцию. Ожидается, что увеличение ставок акцизов на нефтепродукты приведет к росту их сбора. Так, если по автомобильному бензину поступление акцизов в 2024 г. ожидается в объеме 147,5801 млрд руб., то в 2025 г. показатель должен вырасти до 202,413 млрд руб., в 2026 г. - до 214,4543 млрд руб., в 2027 г. - до 223,0109 млрд руб. По дизельному топливу акцизы должны принести бюджету в 2024 г. 140,3706 млрд руб., но в 2025 г. показатель вырастет до 200,7807 млрд руб., в 2026 г. - до 213,4005 млрд руб., в 2027 г. - до 222,0955 млрд руб.
Согласно проекту изменений в Налоговый кодекс, предложенных правительством, акцизы на автомобильный бензин увеличиваются примерно на 8% относительно значения, установленного на 2025 г. в июле 2024 г., на дизельное топливо - на 11%. Предлагается установить акциз:
- на автомобильный бензин, не соответствующий классу 5: в 2025 г. - 17 518 руб./т, в 2026 г. - 18 219 руб./т, в 2027 г. - 18 948 руб./т,
- на автомобильный бензин класса 5: в 2025 г. - 17 088 руб./т, в 2026 г. - 17 772 руб./т, в 2027 г. - 18 483 руб./т,
- на дизельное топливо: в 2025 г. - 12 120 руб./т, в 2026 г.- 12 605 руб./т, в 2027 г. - 13 109 руб./т.
|
Размещение видеороликов
|