Штурм Арктики

04.09.2011

Нефтяной гигант Exxon Mobil пришел к соглашению с государственной компанией «Роснефть» по вопросу разведки нефти на арктическом шельфе. Таким образом, крупнейшая нефтяная компания США заняла место BP, которая так и не смогла заключить соглашение о совместном с «Роснефью» поиске черного золота в Арктике. Разработка новых месторождений стала возможна после того, как таяние арктических ледяных шапок и технологический прогресс сделали возможными геологические работы на Крайнем Севере.

Камнем преткновения в так и не состоявшемся соглашении «Роснефти» и BP был обмен акциями между двумя компаниями и совместная деятельность в обход эксклюзивного российского партнера ВР – компании ТНК-ВР. Партнеры в ТНК, известные как ААР: Альфа, Access и «Ренова». Вернее, россияне Михаил Фридман и Виктор Вексельберг, и их давний партнер – американец Лен Блаватник отказались капитулировать.

По их соглашению с ВР при создании ТНК-ВР, все нефтяные сделки в России должны были идти через их совместное предприятие с британцами. А британцы, очевидно, думали, что договорившись с «Роснефтью» и лично вице-премьером Игорем Сечиным, они поставят олигархов перед свершившимся фактом. Но не тут-то было: обмен акциями был заблокирован арбитражным иском ТНК, и сделка ВР с «Роснефтью», очевидно, развалилась.

Схема соглашения Exxon Mobil и «Роснефти» несколько другая. Пока американский нефтяной гигант не собирается обмениваться акциями с «Роснефтью», предлагая альтернативу — допуск «Роснефти» в свои проекты в Мексиканском заливе и Техасе, равноценный доле, полученной Exxon в российских проектах.

Объем сделки огромен. Для начала участия в проекте в Арктике от Exxon Mobil потребуется, по самым скромным подсчетам, выделить десятки миллиардов долларов, о чем заявляют представители компании. Прямые инвестиции составят до 500 млрд долларов, как сообщил премьер-министр России Владимир Путин.

В настоящее время, ExxonMobil вместе с «Роснефтью» работают на Сахалине в рамках проекта «Сахалин-1». Запасы «Сахалина-1» оцениваются примерно в 300 млн тонн нефти и около 500 млрд кубометров газа. Exxon является оператором этого проекта, работая на Сахалине на условиях соглашения о разделе продукции.

Exxon Mobil также сотрудничает с «Роснефтью» по черноморскому проекту «Туапсинский прогиб». Эксперты ранее говорили, что разведочные работы в Черном море потребуют около 1 млрд долларов инвестиций, причем никаких гарантий окупаемости нет.

Однако, сделка в Арктике справедливо считается более рискованной, чем все нынешние соглашения, вместе взятые, причем на порядки, а не в разы.Риски работы в России очевидны. Речь идет не только о суровых условиях Арктического шельфа. Заключая сделку с «Роснефтью», Exxon берет на себя негласные обязательства, которые важны для российской стороны. Дело в том, что за «Роснефтью» все еще тянется шлейф поглощения активов ЮКОСа и сохраняется риск замораживания зарубежных активов «Роснефти» в пользу бывших акционеров компании ЮКОС. Напомним, что именно Exxon Mobil в свое время хотел купить половину ЮКОСа.

Масштабная сделка с Exxon позволяет «Роснефти» и России воспользоваться лоббистскими возможностями ведущей американской энергетической компании. «Сделка века» серьезно меняет геополитический баланс, сближая США и Россию.

Учитывая все вышесказанное, сделка должна привлечь внимание администрации США, поскольку она является одной из первых масштабных попыток приобрести нефтяные месторождения США страной, которая не является союзником Соединенных Штатов. В силу политики «перезагрузки», Вашингтон может довольно снисходительно отреагировать на риски, грозящие американской компании. Да и республиканцы, традиционно поддерживающие нефтяные компании, также вряд ли тут будут блокировать сделку.

Поскольку правительство США практически закрыло доступ к огромным ресурсам Аляски, партнерство с «Роснефтью» может быть единственным путем американских компаний к богатствам Крайнего Севера. Exxon Mobil просто вынуждена вкладывать десятки миллиардов долларов в российскую Арктику, в то время как арктические территории США остаются недоступными по экологическим и бюрократическим причинам. При этом у Exxon есть большой опыт бурения на Аляске. Проводить буровые работы в Арктическом национальном заповеднике дикой природы (Arctic National Wildlife Reserve) дешевле, чем в Северном Ледовитом океане.

Экологическое законодательство препятствует экономическому развитию американского Крайнего Севера. Американская компания Conoco потратила пять лет на то, чтобы получить доступ к одному из своих участков в Национальном нефтяном резерве, однако так и не получила разрешения от Инженерных войск США. С теми же проблемами столкнулась Exxon, добиваясь разрешения проводить работы на Северном склоне Аляски.

Да и ледоколов у США катастрофически не хватает. Поэтому неудивительно, что Exxon Mobil в конечном итоге решила все же рискнуть и подписать соглашение с «Роснефтью». Проекты домов в стиле модерн - http://z500proekty.ru/doma/tag-modern.html Хотя, если вспомнить о многочисленных «приключениях иностранцев в России», путь, выбранный Exxon, может оказаться нелегким.

Ариэль КОЭН,
ведущий эксперт Фонда «Наследие» по проблемам России, Евразии и международной энергетической политики.


Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

21.09.2023
PM Gate Подробнее »

25.04.2023
Продолжает работу выставка «Нефтегаз-2023» Подробнее »

30.06.2021
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021 Подробнее »

05.04.2021
XIV съезд Союза нефтегазопромышленников России Подробнее »

19.03.2021
16 марта 2021 года в Центре цифрового лидерства состоялся саммит деловых кругов «Сильная Россия - 2021» Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru