Геннадий Шмаль: Бензин в РФ должен стоить 15 рублей

12.07.2011

ФАС потребовала от нефтяных компаний снизить оптовые цены на нефтепродукты Безудержный рост цен на бензин, перебои с горючим в некоторых регионах – все это свидетельствует о том, что в нашей нефтеперерабатывающей отрасли далеко не все благополучно. Это беспокоит нас – нефтяников, нефтехимиков. В диалоге с властями мы все время затрагиваем эту тему.

Недавно президент Российского союза химиков Виктор Иванов, гендиректор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков Виктор Рябов и я направили письмо в адрес главы правительства Владимира Путина, в котором мы изложили свое видение проблемы.

Сегодня по состоянию нефтепереработки мы плетемся в самом хвосте.

Глубина переработки, которая у нас составляет около 70 – 72%, в развитых странах уже достигает 95 – 97%. У нас, конечно, есть отдельные примеры успешной работы в этом направлении. Вот недавно мы были в Башкирии, где один из заводов "Уфанефтехима" тоже имеет глубину переработки 95%. Но в целом наша нефтепереработка существенно отстает. Комплексный показатель – коэффициент Нельсона, который дает представление о сложности процессов переработки нефти, в среднем по миру составляет около 7 пунктов, в Европе 8 – 9, у американцев 11 – 12, у нас 4,3 пункта.

Наши заводы нуждаются в серьезной реконструкции. Многие из них были построены или до войны, или сразу после войны по ленд-лизу. Это, например, заводы в районе Самары. Естественно, что технология, которая там используется, совершенно не отвечает современному уровню.

У нас очень мало вторичных процессов. Из 28 заводов, которые мы считаем более или менее нормальными, 12 вообще не имеют никаких вторичных процессов, остальные 16 имеют по одному – два. Отсюда и низкий выход светлых продуктов. У американцев выход светлых продуктов составляет 75-80%, а у нас около 50%. Это бензин, солярка, керосин. Поэтому, когда спрашивают, почему у нас такая высокая цена на бензин, надо иметь в виду, что американцы из одной тонны нефти получают 420 литров бензина, а мы только 140.

Почему нефтяные компании не вкладываются в нефтепереработку? Ну, во-первых, это не очень дешевое дело. Для того чтобы заменить одну установку каталитического крекинга, надо затратить примерно 500 млн долларов. А у нефтяных компаний средств на это совершенно недостаточно.

Прибыль всей нефтяной промышленности нашей страны в последние годы составляет 25 – 30 млрд долларов. Тогда как только одна корпорация ExxonMobil в 2008 г. получила доход 35,6 млрд долларов. За счет чистой прибыли мы не можем решать вопросы технического перевооружения добычи, геологоразведки, социальные проблемы и многие другие. Поэтому нужны определенные преференции для тех компаний, которые собираются проводить реконструкцию своих нефтеперерабатывающих заводов.

Во-вторых, сегодня у нас очень мало собственного оборудования. На комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов "Танеко" в Нижнекамске, который строит "Татнефть", большая часть оборудования поставляется из-за рубежа. Но за рубежом нас никто не ждет с нашими заявками.

В последние годы наблюдается бум на рынке оборудования для нефтепереработки. Китайцы строят очень много НПЗ: уже построили 98 заводов, сейчас строят 99-й. У американцев 147 заводов, часть мелких заводов они даже закрыли, а другие постоянно обновляют оборудованием. На Ближнем Востоке ведется довольно активное строительство нефтеперерабатывающих мощностей.

Все это говорит о том, что проблему нужно решать в комплексе. Нужна серьезная четко продуманная программа проведения реконструкции наших НПЗ, развития нашей химии, нефтехимии и газохимии. Сюда же я бы включил и проблему ценообразования.

Сейчас у нас никакой политики в области ценообразования нет. Мы в этом отношении страна ситуации. Что-то случилось – сразу начинаем принимать меры. А между тем сегодня цены носят ярко выраженный социальный характер.

Я тут подсчитал, что средняя российская семья из четырех человек вынуждена тратить только на бензин примерно 10% своего годового бюджета.

Это очень много. На Западе семья тратит не более 1 – 2%. Когда нам говорят, что у нас бензин дешевле, чем в Европе, это не повод для того, чтобы завышать цену. Да, бензин у нас дешевле, чем в Европе, но если сравнивать с США, Венесуэлой, Кувейтом, Ираном, то бензин у нас намного дороже. Большинство европейских стран не имеют своей нефти, к тому же там дорожный налог входит в состав цены на бензин. Поэтому надо все соизмерять. Нужен какой-то подход к проблеме ценообразования, индикативный или какой-либо другой. Может быть, есть смысл отталкиваться от цены килограмма хлеба. Если мы говорим, что сегодня булка стоит 20 рублей, то бензин не может стоить дороже. Я считаю, что справедливая цена на бензин у нас могла бы быть примерно 15 рублей. Ведь заводская цена 10 рублей. А мы сегодня продаем литр 95-го за 30 рублей. Это очень серьезный вопрос, требующий вдумчивого подхода людей, которые должны его решать.

И уже совершенно недопустим дефицит топлива, который имел место в апреле. Это надо ухитриться: в стране, которая добывает больше всех нефти в мире, создать дефицит бензина.

Наша нефтепереработка нуждается в серьезном переоснащении. Некоторые проекты сегодня реализуются. Взять тот же завод в Киришах, где проект реализует "Сургутнефтегаз", "Роснефть" занимается заводом в Туапсе, ну и ряд других объектов. Но серьезной государственной программы нет.

Я убежден, что нужно строить и новые заводы. Неправильно то, что мы сегодня половину нефти вывозим за рубеж и таким образом поддерживаем там нефтепереработку, создаем рабочие места. Нам нужно у себя строить заводы и отправлять на экспорт бензин, дизельное топливо, керосин и другие продукты переработки. Такой задачи у нас сегодня, к сожалению, нет.

Да, с точки зрения простого счета сегодня торговать нефтью легче. Продал – и голова не болит, а тут надо вкладываться, строить заводы, оснащать их. Годы уйдут на то, чтобы окупить вложения. Но с точки зрения государственной строить новые мощности необходимо.

Необходимо развивать и газохимию. Газ Западной Сибири – это на 98% метан. Но в перспективе газодобыча неизбежно будет смещаться на восток.

А там месторождения в основном нефтегазовые, и газ там содержит много этана, гелия и других компонентов. Нужны технологии переработки такого газа, нужно, чтобы уже сейчас наука на это работала.

Недавно в Оренбурге открыли месторождение так называемой матричной нефти. Это не совсем нефть, а углеводородное соединение с редкоземельными металлами, там их содержится очень много. Это ценное сырье, которое нам нужно научиться извлекать.

Все это касается и попутного газа. Он загрязняет атмосферу, а мог бы приносить большую пользу. Сейчас думают, как штрафовать компании, которые не используют попутный нефтяной газ, а надо бы подумать о том, как стимулировать те компании, которые занимаются разработкой новых технологий использования попутного газа.




Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

13.12.2019
Журнал «Бурение и нефть» на Всемирном энергетическом конгрессе в Абу-Даби
The World Energy Congress was held at the Abu Dhabi Подробнее »

14.11.2019
XIV ежегодная конференция Нефтегазшельф – 2019 пройдет 5 декабря в Москве Подробнее »

06.11.2019
ПЭСМ’2019 — конференция по вопросам развития арктической зоны Подробнее »

05.11.2019
XIV Национальный Конгресс «Модернизация промышленности России Подробнее »

24.10.2019
30 октября в Москве состоится встреча нефтесервисных компаний и заказчиков Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru