О чем говорили
В ходе переговоров лидеры 2 стран обменялись мнениями по международной обстановке и региональным проблемам, а также подвели итоги дискуссии, ранее имевшей место в рамках комиссии высокого уровня с участием российских и белорусских представителей и глав правительств.
Тезисы от В. Путина:
- Республика Беларусь остается для России большим и надежным партнером в сфере экономики,
- товарооборот в 2020 г. немножко припал из-за коронавирусной инфекции - где-то на 17%,
- за первые 4-5 месяцев 2021 г. он значительно вырос - на 37 с лишним процентов, это хороший показатель,
- несмотря на коронавирус, на другие «инфекции», в т.ч. связанные с внешними вызовами (всякие санкционные события), Белоруссия обслуживает все кредиты,
- более того, внешний долг Республики Беларусь сократился на 2,5%, золотовалютные резервы превышают значительно уровень, необходимый для обслуживания внешнеторговых операций,
- сельхозпроизводство припало на 1 с небольшим процента, но промышленное производство выросло более чем на 16%, это очень хороший показатель с учетом глубокой кооперации России и Белоруссии в сфере промышленности,
- Беларусь - надежный, стабильный партнер.
Тезисы от А. Лукашенко:
- экономика Республики Беларусь очень серьезно привязана к российской экономике,
- мы сохранили многие кооперационные отношения с Россией и не пошли тем путем, как другие республики, особенно наша южная республика, поэтому сохранили вообще всю промышленность, а кое-где и добавили - тоже благодаря инвестициям Российской Федерации,
- в финансовом отношении Беларуси всегда было непросто, и здесь поддержка была очень серьезная со стороны России,
- мы свято стараемся выполнять свои обязательства по кредитам, которые выданы, и будем их выполнять, чего бы нам ни стоило,
- попав под очередную волну санкций, 4ю или уже 5ю, мы все-таки действительно диверсифицируемся,
- мы выдержим этот экономический удар вместе с Россией, даже не выдержим, а будем развиваться.
Что решили
По итогам встречи В. Путина и А. Лукашенко были выработаны шаги по работе в сфере таможенного и налогового регулирования.
В частности, были достигнуты договоренности по ценам на газ для Белоруссии на 2022 г. и по объемам кредитной поддержки в связи с налоговым маневром в России.
Оба эти вопроса являются наиболее сложными в энергетических отношениях между Россией и Белоруссией.
По итогам встречи было решено, что цена на газ для Белоруссии в 2022 г. не будет индексирована и сохранится на уровне 2021 г.
Напомним, что цены на российский газ для Белоруссии в 2021 г. были установлены на уровне 128,5 долл. США/1000 м3, что немного выше цен 2020 г. (127 долл. США/1000 м3).
В период обострения газового спора с Россией, Белоруссия не раз заявляла, что цены на российский газ для нее являются завышенными.
В качестве справедливой цены белорусская сторона называет цены, сопоставимые с действующими для граничащей с Белоруссией Смоленской области - 70 долл. США/1000 м3, а в период падения цен на энергоносители из-за COVID-19 А. Лукашенко говорил даже о 40-45 долл. США/1000м3.
Россия, в свою очередь, заявляла о том, что при текущем уровне интеграции поставлять в Белоруссию газ по тем же ценам, что и субсидируемые из российского бюджета цены в Смоленской области, нецелесообразно.
После урегулирования очередного газового спора в 2017 г., Россия и Белоруссия договорившись о постепенном снижении цен на газ для Белоруссии.
На 2е полугодие 2017 г. цена была установлена на уровне 143,54 долл США/1000 м3 , на 2018 г. - 129 долл США/1000 м3 и 127 долл США/1000 м3 на 2019 г.
В конце 2019 г. Газпром и Белоруссия договорились о сохранении цены 2019 г. на январь-февраль 2020 г., а до конца 2020 г. эта договоренность была продлена по итогам встречи президентов В. Путина и А. Лукашенко в феврале 2020 г.
Переговоры по ценам на газ в 2021 г. прошли сравнительно гладко, стороны договорились о небольшом повышении цен - до 128,5 долл. США/1000 м3.
Белоруссия заняла более гибкую позицию, получив от России поддержку в период дестабилизацией политической ситуации в Белоруссии после проведения президентских выборов в августе 2020 г..
Благодаря этому Россия и Белоруссия урегулировали вопрос задолженности за поставленный в 2020 г. в Белоруссию природный газ и спокойно согласовали цены на газ в 2021 г.
В 2021 г., когда цены на газ в Европе превышают 400 долл. США/1000 м3, цена в 128,5 долл. США/1000 м3 очень выгодна для Белоруссии.
Второй сложный вопрос в отношениях России и Белоруссии в нефтегазовой сфере - компенсации для Белоруссии потерь от завершения налогового маневра в нефтяной отрасли в России.
По итогам встречи В. Путина и А. Лукашенко сообщается, что достигнута договоренность по объемам кредитной поддержки в связи с налоговым маневром в России, однако ее размер не уточняется.
Напомним, что завершение налогового маневра началось в России с 2019 г.
Этот процесс заключается в постепенном обнулении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в течение 6 лет с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых в течение 3 лет.
Фактически это означает перенос налоговой нагрузки с экспорта на внутренний рынок, что будет компенсировано мерами поддержки, предусмотренными для российских НПЗ.
Маржинальность нефтепереработки снижается и в Белоруссии, но средств для компенсации издержек для своих НПЗ в Белоруссии нет.
Потери Белоруссии от налогового маневра в РФ оценивались белорусской стороной в 420-430 млн долл. США в 2020 г. и 146 млн долл. США в 2021 г.
В связи с этим власти Белоруссии настаивает на компенсации выпадающих доходов из-за налогового маневра, Россия в принципе на это была готова, обсуждались различные форматы этой поддержки.