|
|
|||
![]() ![]() |
||||
Кризис в секторе газа… для справедливой конкуренции необходимо переходить к постепенной либерализации рынка15.01.2014 Григорий Выгон, директор Энергетического центра бизнес-школы «СКОЛКОВО»
В этом отношении в отрасли происходят циклические колебания. Еще в конце 1990-х — начале 2000-х годов существовала конкуренция в системе распределения газа, а некоторые компании («Итера») имели возможность экспортировать газ. Однако в результате процесса «собирания земель» к 2010 году «Газпром» сумел вернуть себе практически все газораспределительные организации и законодательно зафиксировать монополию на экспорт. Сегодня мы наблюдаем появление новых игроков, которые оказывают довольно серьезную конкуренцию «Газпрому» на внутреннем рынке. Независимые производители газа к 2012 году увеличили свою долю в добыче до 27%, наращивают долю розничных продаж, постепенно отбирая у «Газпрома» наиболее привлекательных потребителей газа. Происходит это во многом из-за того, что «Газпром» обязан продавать газ по регулируемым тарифам, а независимые производители, реализуя газ по свободным ценам, могут предоставлять скидку. В связи с этим недавно возникло предложение расширить ценовой коридор для «Газпрома», чтобы компания могла конкурировать за потребителей. Однако эта мера не учитывает всех особенностей внутреннего рынка. Независимые производители изначально находятся в абсолютно неравном положении с «Газпромом» из-за доминирования последнего в распределительных сетях, монополии на магистральный транспорт, хранение и трубопроводный экспорт газа. Правительство не просчитало реальных последствий принятия решения о расширении ценового коридора. Достаточно легко смоделировать ситуацию, когда «Газпром» попытается отбить у независимых производителей привлекательных потребителей, снижая цену на газ. Но в итоге он все равно упрется в новую нижнюю границу ценового коридора. Независимые производители, желая сохранить своих потребителей, по-прежнему будут иметь возможность предоставить скидку. В результате такой ценовой войны для отдельных потребителей цена на газ снизится, а поставщики останутся теми же. По сути, будет наблюдаться дискриминация покупателей газа, когда в одной и той же ценовой зоне одни промышленные потребители будут платить по верхней границе ценового коридора, а другие — на 20% меньше. Например, две соседние электростанции могут покупать газ по разным ценам только потому, что в одной из них «Газпром» является акционером, а в другой — нет. При этом нужно помнить, что на долю «Газпрома» сегодня приходится 25% электрогенерации в России, а энергетика — крупнейший потребитель газа. Таким образом, предлагаемые государством решения не сбалансированы и не учитывают сложившуюся структуру рынка. Кроме того, вопреки ожиданиям правительства эффект снижения нижней границы цены на российскую экономику будет незначительным. Несмотря на то что диапазон изменения коридора составляет до 20%, в целом по стране, по нашим оценкам, средневзвешенное изменение цены на газ будет меньше 6,8%. Причем в тех регионах, где работает только «Газпром», изменение будет минимальным, а там, где активны независимые производители, цены могут снизиться существенно больше. Учитывая, что, по оценкам экспертов, доля цены на газ в себестоимости произведенной продукции составляет в среднем менее 3%, влияние такого снижения цен на газ на ВВП будет ничтожным. Почему такие предложения возникают? Причина в том, что у государства нет долгосрочной модели развития рынка и, в частности, вразумительной позиции в отношении цен на газ. В период активного роста экономики страны «Газпром» настаивал на достижении экспортного паритета, как сейчас это имеет место на нефтяном рынке, и соответствующее решение правительством было принято и закреплено в различных подзаконных актах. Однако цены на газ и нефть выросли и экспортного паритета мы так и не увидели. В условиях стагнации российской экономики говорить о повышении цен на газ несвоевременно, поэтому было принято решение заморозить цены для промышленности (но не для населения). Вопрос о том, нужно ли в принципе достигать равнодоходности внутреннего и экспортного рынков и каким способом это сделать, остается открытым. Равно как непонятно, когда произойдет отказ от одновременного регулирования цен и транспортных тарифов. Сегодня все участники рынка — и производители, и потребители — находятся в подвешенном состоянии. Их экономика зависит от решений правительства, реагирующего на конъюнктурные колебания мировой экономики. Непредсказуемость таких решений существенно повышает риски инвестиций и негативно влияет на капитализацию предприятий. Сегодня газовая отрасль нуждается в том, чтобы правительство в стратегических документах определило долгосрочные правила игры, разработало сценарии развития внутреннего рынка. По нашему мнению, для создания условий справедливой конкуренции необходимо переходить к постепенной либерализации рынка газа. С другой стороны, можно ввести обязательные поставки независимых производителей потребителям, которые платят меньше населению, коммунально-бытовому сектору. В этих условиях необходимость сохранения нижней границы цены просто отпадает: находясь в равных условиях, производители смогут конкурировать по цене на внутреннем рынке. На наш взгляд, правительству стоит отказаться от рассмотрения проекта постановления о снижении нижней границы регулируемой цены на газ и перейти к системному обсуждению долгосрочной концепции развития внутреннего рынка газа. Первым шагом к этому может стать формирование контуров этой модели в Генеральной схеме развития газовой отрасли, которую планируется актуализировать в 2014 году. female-happiness.com официальный женский сайт обо всем |
![]() Авторизация ![]() События
21.09.2023 ![]()
25.04.2023 ![]()
30.06.2021 ![]()
05.04.2021 ![]()
19.03.2021 |