До полного бака: рост акцизов неминуемо приведет к удорожанию бензина

27.09.2017

Рост акцизов удорожит литр бензина минимум на литр, да и АЗС могут накинуть сверху копеечку. Фото: Сергей Михеев/ РГ
 
Из-за роста акцизов бензин в 2018 году подорожает более чем на рубль за литр, а вопросы качества топлива постепенно отступают на второй план, "бодяжного" бензина становится все меньше. Об этой и других проблемах топливного рынка "Российской газете" рассказал президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий ШМАЛЬ.
 

- В каком состоянии сейчас находится топливный рынок?

Геннадий Шмаль: Особых проблем сегодня у топливного рынка нет. Конечно, локальные все-таки возникают, но стоит признать, что все они спокойно и оперативно решаются. Нет проблемы с точки зрения производства топлива. Хочу сказать о как минимум одном плюсе налогового маневра - в результате сократился выпуск мазута и его экспорт. За счет этого увеличивается выпуск светлых нефтепродуктов, что позитивно влияет на ситуацию, не допускает дефицита. А вот глубина переработки нефти пока еще остается на уровне 72 процентов. И это все-таки не очень много, по сравнению с тем как хотелось бы.

- Что делается для увеличения глубины переработки?

Геннадий Шмаль: Конечно, подвинуть ее выше можно продолжающимися модернизациями. Но это очень недешево. Например, одна установка каталитического крекинга стоит около 500 миллионов долларов, если она рассчитана на переработку одного миллиона тонн нефти в год. Это большие деньги и такие инвестиции необходимо очень серьезно просчитывать.

- Ремонты НПЗ этой осенью более серьезные, чем год назад. Не скажется ли это негативно на топливном рынке?

Геннадий Шмаль: Во-первых, минэнерго следит за графиком вывода на ремонт. Ведомство не допускает того, чтобы все заводы выходили на ремонт одновременно. И, кстати, несколько лет назад ремонт занимал 3-4 месяца, сейчас он проходит за более короткий срок. Резко увеличился и межремонтный период, раньше был год, а сейчас многие делают ремонт раз в 3-4 года.

- На качестве бензина это не отражается?

Геннадий Шмаль: Сегодня в целом такой проблемы нет. А та часть, которая "на слуху", больше все-таки относится к криминальной составляющей проблемы. Да, на некоторых АЗС, конечно, продолжают, что называется, "бодяжить" 95-й бензин из 92-го с помощью присадок. С заводов же сегодня топливо выходит абсолютно нормального качества.

У нас примерно 25 тысяч АЗС в стране, из них частных (не сетевых. - Прим. ред.) около 18 тысяч. Конечно, объем продаваемого ими топлива не такой большой как у крупных сетевых, но в большом количестве регионов они часто выходят на первый план. И часто именно на них наблюдаются проблемы с качеством топлива.Налоговый маневр привел к тому, что многие нефтеперерабатывающие заводы работают на грани рентабельности

- В следующем году вырастут акцизы на бензин и дизельное топливо. Как это повлияет на цены?

Геннадий Шмаль: Рост акцизов обязательно приведет к росту цен на топливо и случится это сразу, никакого лага по времени, никакой задержки не будет. Составит этот рост плюс рубль к сегодняшней цене бензина за литр - минимум. Кроме того, так как более половины АЗС у нас частные, они могут повысить цены, более чем на эту величину. В этом, кстати, есть один из минусов налогового маневра. Уже сегодня он привел к тому, что многие наши НПЗ работают на грани рентабельности, в некоторых случаях маржа слишком мала.

- Насколько мала?

Геннадий Шмаль: Точной единообразной статистики по этому вопросу нет. Где-то она около 7 процентов, где-то еще меньше. Много зависит от расположения завода, от того, как у него настроена логистика, какая технология перегонки нефти.

В свое время было принято правильное решение - подписано соглашение о реконструкции, модернизации НПЗ. Многие нефтяные компании действительно провели большую работу, вложили в этот процесс около 1,2 триллиона рублей за последние 7-8 лет. И сегодня у нас 95-98 процентов занимает производство моторного топлива 5-го класса. Оно немного отличается от Евро-5, там оговаривается еще и октановое число, но примерно это одно и то же. При этом, напомню, 70-80 процентов автомобилей работают на Евро-2.

Возникает вопрос - а нужно ли было это делать? В тех же США в ряде штатов спокойно производят Евро-3, где-то ездят и на Евро-2. Хочется спросить - а в ямальской тундре, например, зачем нужен этот 5-й класс? Он же стоит дороже. А это увеличивает издержки, растут цены на продукцию.

- А страдают люди...

Геннадий Шмаль: Именно. Смотрите сами, сегодня автомобиль во многом уже не роскошь и не просто средство передвижения, а самое настоящее средство существования, средство ведения бизнеса. Мы говорим о том, что нужно воспитывать средний класс, а как его воспитывать, как ему делать свой бизнес, если у него себестоимость продукции, в том числе в результате роста акцизов на бензин, будет выше отпускной цены?

- Не одним бензином НПЗ сыты. Стоит задуматься о развитии других направлений переработки углеводородов?

Геннадий Шмаль: Конечно! Считаю, что необходимо совершенно более серьезно подойти к развитию нефтегазохимии. И в этом может заключаться весь наш будущий драйвер роста. В Китае, например, только химическая продукция приносит денег больше, чем весь объем российского ВВП.



Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

21.09.2023
PM Gate Подробнее »

25.04.2023
Продолжает работу выставка «Нефтегаз-2023» Подробнее »

30.06.2021
XII форум инновационных технологий InfoSpace 2021 Подробнее »

05.04.2021
XIV съезд Союза нефтегазопромышленников России Подробнее »

19.03.2021
16 марта 2021 года в Центре цифрового лидерства состоялся саммит деловых кругов «Сильная Россия - 2021» Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru