|
|
|||
![]() ![]() |
||||
Откаты пугают инвестиции09.08.2010
Минтопэнерго продолжает надеяться на поддержку европейскими компаниями и финансовыми институтами проектов по модернизации украинской газотранспортной системы.
![]() Но европейцы не спешат активизировать на деле это направление сотрудничества с Украиной. Одна из причин — неуверенность в эффективном использовании инвестиций. ![]() Министр топлива и энергетики Юрий Бойко в минувшую пятницу напомнил «о важном месте Украины как ключевого транзитного государства в обеспечении энергоресурсами европейских стран» и заявил «о важности углубления сотрудничества с Европейским союзом в вопросе привлечения инвестиций для модернизации отечественной газотранспортной системы». ![]() Господин Бойко подчеркнул, что для повышения уровня безопасности и эффективности работы газотранспортной системы Украина нуждается в привлечении как значительных инвестиций, так и современных технологий. «Эффективная реализация договоренностей по вопросам модернизации украинской ГТС обеспечит существенное повышение уровня энергетической безопасности Украины, станет важным шагом в контексте европейской интеграции нашей страны и будет способствовать последующему росту международного авторитета Украины как надежного партнера на европейском газовом рынке»,— отметил министр. ![]() Он также напомнил, что «с целью привлечения средств для модернизации украинской ГТС в марте 2009 г. в Брюсселе состоялась общая ЕС — Украина международная конференция относительно модернизации газотранспортной системы Украины», во время которой «украинская сторона представила мастер-план относительно модернизации ГТС». ![]() По оценке Минтопэнерго, до 2018 г. необходимо привлечь 6,5 млрд долл. на реализацию инвестиционных проектов по модернизации ГТС. В правительстве Юлии Тимошенко, которое весной прошлого года подписывало упомянутый господином Бойко брюссельский меморандум, говорили о сумме в 3,018 млрд долл. А по подсчетам российского Газпрома, озвученным зампредправления Валерием Голубевым, «можно спокойно говорить о сумме раз в десять больше заявленной» предыдущим украинским правительством. ![]() Премьер Николай Азаров надеется, что противоречия в расчетах не помешают модернизации ГТС. «В течение лета мы найдем решение этой проблемы и разработаем на 2011 г. конкретную программу по модернизации нашей ГТС»,— обещает он. По словам главы Кабмина, в Украине готовы рассмотреть вопрос участия ЕС и России в менеджменте и модернизации ГТС в обмен на гарантии транспортировки газа. Но права собственности на ГТС должны «безусловно» оставаться в «украинских руках». ![]() Несмотря на декларируемые правительством намерения активизировать сотрудничество с ЕС, Брюссель не спешит отвечать взаимностью. «ЕС подписал совместно с Украиной декларацию 23 марта 2009 г. по реформированию украинской ГТС. Там абсолютно четко прописаны все условия и реформы, которые должна провести у себя Украина, чтобы иметь возможность получить средства. Это связано не только с вопросами транзита газа, но со всей газовой индустрией — транзит, потребление, поставка украинским потребителям»,— обращает внимание глава представительства Еврокомиссии в Украине ЖозеМануэль Пинту Тейшейра. Основная идея, по его словам, в том, чтобы сделать все эти вопросы максимально прозрачными, базирующимися на рыночных принципах, на конкретных правилах игры. ![]() Очевидно, в ЕС не уверены в прозрачности украинского нефтегазового сегмента, поскольку до сих пор конкретных предложений на призывы правительства Виктора Януковича финансировать модернизацию ГТС не последовало. ![]() Эксперты отмечают, что неэффективный менеджмент проектами — один из негативных факторов, препятствующих развитию сотрудничества с Брюсселем по модернизации ГТС. Эта проблема также характерна для «Газпрома», однако, благодаря широким возможностям по привлечению частного российского капитала, ее роль в деятельности корпорации зачастую нивелируется. ![]() По расчетам EastEuropeanGasAnalysis, средняя стоимость километра газопровода, построенного «дружественным» подрядчиком Газпрома в качестве российского участка «Северного потока», составляет EUR5,8 млн, а километр аналогичной трассы в Германии (система OPAL) обходится в EUR2,1 млн «Такая пропорция освоенных и присвоенных средств в капиталовложениях Газпрома заставляет подозревать, что главное направление деятельности компании — отнюдь не добыча, транспортировка и реализация углеводородного сырья, а удовлетворение личных материальных нужд ряда коррумпированных менеджеров и участвующих в бизнесе политических покровителей»,— отмечает Михаил Крутихин, партнер компании RusEnergy. «Я считаю, что минимальная норма отката в Газпроме составляет 80%. При этом норма отката в ближайшие год – два обречена на рост, так как питерско-газпромовские постараются украсть по максимуму на строительстве ненужных газопроводов до того, как Газпром разорится»,— заявил Михаил Корчемкин, гендиректор EastEuropeanGasAnalysis. ![]() По словам господина Крутихина, эта гипотеза представляется еще более реалистичной при взгляде на коммерческую ценность газпромовскихмегапроектов. «Эксперты внутри самой компании признают с цифрами в руках, что разработка месторождений на Ямале, а также газопроводы «Алтай», «Южный поток» и трасса от Сахалина до Владивостока не имеют никакого экономического смысла. Для Ямала, например, три сценария освоения недр имеют в официальной программе такие сроки окупаемости: 20 лет, 21 год и 22 года, а в дисконтированном выражении везде поставлено «не окупается»»,— констатирует он. ![]() Впрочем, для украинского «Нефтегаза также характерны масштабные злоупотребления, о чем неоднократно заявляло Главное контрольно-ревизионное управление Украины по результатам своих проверок госхолдинга. Газовая система в Украине, как и ее экономика в целом, непрозрачна и скроена из коррупционных схем… Украина — такая страна, где все туманно»,— резюмирует Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (Москва). ![]() Светлана ДОЛИНЧУК Экономические известия
|
![]() Авторизация ![]() События
25.04.2023 ![]()
17.09.2021 ![]()
30.06.2021 ![]()
05.04.2021 ![]()
19.03.2021 |