«Пусть попробуют», или Как «Газпром» проиграл «Нафтогазу» в суде и что теперь будет

06.06.2017

31 мая Стокгольмский арбитраж принял решение в затянувшемся газовом споре между «Газпромом» и «Нафтогазом» и решил, что правило «бери или плати» незаконно. Украинские власти называют этот вердикт победой, «Газпром» – промежуточным решением. В чем суть принятого в Стокгольме постановления и каковы его последствия для «Газпрома»?

А и Б сидели на трубе

Все споры между странами, возникающие вокруг поставок энергоносителей, всегда имеют политическую подоплеку. Не исключено, что в конечной стоимости углеводородов политическая составляющая даже превалирует над экономической, кроме того некоторую лепту в вопрос ценообразования может вносить и личный интерес участников договаривающихся сторон. Газовые взаимоотношения между Россией и Украиной в этом смысле также исключением не являются.

Споры между нашими странами, касающиеся газовых поставок, стали возникать практически сразу после распада Союза. Первые задержки платежей за поставленный газ были отмечены еще в 1993 году и с тех пор регулярно повторялись. «Газпром» в ответ сокращал объемы поставок и пытался прибрать к рукам газотранспортную систему Украины. Справедливости ради следует отметить, что проблема неплатежей в 90-е была вообще тотальной на постсоветском пространстве, поэтому взаиморасчеты зачастую происходили в форме бартера.

До 1998 года Украина получала газ по межправительственным соглашениям по льготной цене. Чтобы избежать бартера во взаиморасчетах за газ, в 1998 году было решено работать через посреднические компании: Itera с российской стороны и Eural TransGas, принадлежащую украинскому олигарху Фирташу, со стороны Украины.

Так и работали потихоньку украинские участники газового «процесса» без особо громких скандалов, зарабатывая деньги на экспорте газа, доставшегося по льготным тарифам. А в 2006 году президент Украины Ющенко заявил: «Прошло время, когда наша политика в отношении Москвы диктовалась интересами отдельных финансово-промышленных групп и олигархов», и добавил: «В долгосрочной перспективе рыночные цены на энергоносители в стране лишь повысят конкурентоспособность Украины в мировой экономике».

В итоге были разделены договоры на поставку и транзит газа через Украину, украинская сторона стала заявлять о желании повысить стоимость транзита, а «Газпром» в ответ предложил повысить стоимость самого газа. В жарких дебатах и с остановками поставок газа в 2006 году был подписан пятилетний контракт на поставки газа на Украину по ценам, существенно выше, чем до этого.

В итоге задолженность Украины за газ стала нарастать и в 2008 году произошел очередной газовый спор между Украиной и Россией, с приостановками поставок газа, все как положено. В этом же году был подписан меморандум о переходе на рыночные отношения в поставках газа на Украину.

Переговорный процесс был довольно долгим, было отключение подачи газа среди зимы и прекращен транзит в Европу на пару недель. Скандальное дело получилось. В итоге премьеры двух стран – Юлия Тимошенко и Владимир Путин подписали контракт, согласно которому Украина получала газ по базовой европейской цене (450 долларов за 1 тыс. кубов, что раз в 5 дороже, чем это было до 2006 года) со скидкой          20%.

В 2010 году в Харькове было подписано дополнительное соглашение, по которому Украина получала скидку 30% в обмен на гарантии и в счет оплаты пребывания Черноморского флота в Севастополе. Так одна олигархическая команда сменила на газовой трубе другую, а Тимошенко получила негласный титул «газовая королева».

Контракт на поставку газа с Украиной был подписан по стандартной схеме «taкe or pay» (бери или плати) и предусматривал штрафы за недобор газа 300% зимой и 150% летом. Этот контракт и послужил отправной точкой для нынешних разборок между «Газпромом» и «Нафтогазом» в Стокгольмском арбитраже.

В 2013 году российская сторона предоставила Украине дополнительную скидку на газ в связи с критическим состоянием украинской экономики, но задержки платежей продолжались, и скидка вскоре была отменена (согласно ранее подписанным договоренностям). В апреле 2014 года Украина денонсировала соглашение по Черноморскому флоту, вследствие чего были отменены скидки на газ по харьковским соглашениям 2010 года, и цена выросла до 485 долларов за 1 тыс. кубов. «Газпром» заявил, что «Нафтогаз» не расплатился за поставленный газ на сумму 5 млрд долларов, и поставки газа на Украину стали осуществляться в режиме предоплаты.

В Стокгольме решили

«Нафтогаз» и «Газпром» подали иски друг к другу летом 2014 года. Украинский концерн полагает, что переплачивает за газ с 2011 года, и требует вернуть набежавшую сумму (17 млрд долларов) задним числом, а российский газовый монополист выдвинул претензий на сумму 45 млрд долларов, в которую входят неоплаченные поставки 2013–2014 годов, а также штраф, образовавшийся вследствие контрактного правила «taкe or pay».

Стокгольмский арбитраж принял решение по этим искам, которое с одной стороны не содержит никаких конкретных цифр, а с другой – обязывает пересмотреть формулу цены в газовом контракте, отвязать ее от стоимости нефти и привязать к спотовым (текущим биржевым) ценам на газ. Также арбитраж отменил запрет для «Нафтогаза» реэкспортировать российский газ и отклонил все претензии «Газпрома» по контрактному правилу «taкe or pay» (на 40 млрд долларов).

Украинское руководство считает это решение своей безусловной победой, ведь теперь вопрос задолженности перед «Газпромом» в десятки миллиардов долларов снят, а оставшиеся разногласия укладываются в сумму примерно 1 млрд долларов. В «Газпроме» называют решение Стокгольмского арбитража промежуточным и ждут окончательного решения в конце июня этого года.

Последствия

Последствия решения Стокгольмского арбитража можно рассматривать в двух ракурсах: с точки зрения потерь или приобретений для «Газпрома» и «Нафтогаза» и в смысле дальней перспективы.

Украинское руководство сообщает, что с 2015 года Украина не закупает российский газ, в прошлом году впервые произвела закачку в газохранилища европейского газа и в проекте новой энергетической стратегии до 2035 года в российском газе вообще не видит нужды. Что выиграла страна от этого решения, виднее украинскому руководству.

Больше газа от этого решения не стало, дешевле он не сделался (реверсные закупки газа из Европы обходятся Украине дороже российского). Зато Украина зарабатывает на транзите российского газа 2 млрд долларов в год, а стоимость транзита зависит от цены газа. Если, согласно решению арбитража, цена в контракте на поставки газа на Украину будет снижена, то снизятся и доходы страны от транзита.

«Газпром» вообще никаких потерь не несет. Продавать газ Украине напрямую или через европейских посредников для монополиста все равно, в этом случае Украина лишь за счет собственных убытков создает дополнительный доход посреднику. Непризнание Стокгольмским арбитражем задолженности «Нафтогаза» перед «Газпромом» российскому монополисту убытков тоже не принесло – возможность получить с Украины десятки миллиардов долларов долга даже теоретически рассматривать бессмысленно. А вот с тем, как отзовется решение Стокгольмского арбитража в будущем, все гораздо сложнее.

Это решение, по сути, отменяет действие стандартного контракта и тем самым создает прецедент, последствия которого сложно предугадать. Решение отменить действие правила «taкe or pay» также сложно оценить по последствиям. Создание любой транспортной инфраструктуры в газовой отрасли – дело весьма затратное и срок окупаемости этих инвестиций очень долгий. Чтобы ввязаться в такое строительство, необходимо иметь гарантии окупаемости, нужно быть уверенным, что ближайшее десятилетие труба будет заполнена, отсюда и возникает необходимость в долгосрочных контрактах и правило «бери или плати».

Угадать, что за собой повлечет отмена таких контрактов и переход на биржевую систему закупок, довольно сложно. Планы украинского руководства покупать в перспективе газ на споте слишком оптимистичны. На биржу выбрасываются небольшие количества незаконтрактованного газа, цены на него могут быть относительно невысокими в связи малой востребованностью незапланированных поставок. Но стоит появиться серьезному покупателю, и цены немедленно вырастут. Для «Газпрома» подобная система биржевой торговли тоже не слишком интересна, поэтому монополист старается диверсифицировать географию поставок. Контракт с Китаем на поставки по строящемуся газопроводу «Сила Сибири» подписан на 30 лет вперед с правилом «taкe or pay».

Обсуждается вопрос строительства в поднебесную еще одного газопровода с месторождений Западной Сибири, от которых «кормится» нынче Европа – треть газа, потребляемого в Евросоюзе, из России. Собственная добыча газа в Европе падает, свои услуги немедленно предложили американцы, пригнав в Европу несколько танкеров с СПГ. Стоимость этих сделок не раскрывается, но цена на сжиженный газ в разы превосходит трубопроводный. По-хорошему, это решение Стокгольмского арбитража уместно сравнить с открытием ящика Пандоры. Эксперты не берутся прогнозировать, какие последствия для газового рынка будет иметь этот прецедент.





Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

19.09.2019
Нефтесервисные компании встретятся со своими заказчиками в отеле INTERCONTINENTAL Подробнее »

17.09.2019
Общее количество участников Фестиваля «Спасская башня» - 2019 составило 1922 человека Подробнее »

12.09.2019
Состоялось торжественное мероприятие ко Дню работников нефтяной, газовой и топливной промышленности Подробнее »

08.09.2019
Руководство РусХимАльянса приедет на конференцию «НЕФТЕГАЗОПЕРЕРАБОТКА-2019» Подробнее »

05.09.2019
7-я Международная научно-практическая конференция «Интеллектуальное месторождение: инновационные технологии от скважины до магистральной трубы» Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru