
Глава государственной корпорации «Росатом» Сергей Кириенко сегодня заявил, что проектирование российского атомного ледокола нового поколения типа ЛК-110Я «Лидер» будет начато уже в этом году. «Лидер» в Арктике: новый ледокол обеспечит России стратегическое господство.
Дело в том, что это не просто какой-то новый проект ледокола, а средство, которое должно будет обеспечить уже в самом ближайшем будущем беспрепятственный проход по северному морскому пути. Отметим, что обеспечение постоянного судоходства по этому маршруту через Северный Ледовый океан российское правительство видит сегодня в качестве одной из стратегических задач России. По словам Кириенко, перспективные российские ледоколы проекта ЛК-110Я смогут обеспечивать круглогодичную работу не только в рамках северного морского пути, но и в высоких широтах Арктики.
Примечательно, что в 2015 году был разработан эскизный вариант проекта этого ледокола, а теперь речь идет уже о разработке непосредственно технического задания, на которое, по мнению президента ОСК Алексея Рахманова, уйдет около полутора лет, после чего вопрос встанет уже о выделении средств на реализацию этого проекта ледоколов, что называется, «в железе».
Военно-морской эксперт Прохор Тебин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что аналогов у этого проекта в мире на сегодня, естественно, нет, поскольку атомными ледоколами на сегодня обладает только Россия. Более того, необходимо констатировать, что если какой-либо мировой производитель соберется построить что-либо подобное, то у него вряд ли это получится.
Дело в том, что наша страна имеет опыт производства кораблей подобного класса на протяжении нескольких десятков лет и, надо признать, что действительно обладает на этот счет уникальными компетенциями. Поэтому, например, амбиции Вашингтона на Аляске по строительству собственного атомного ледокольного флота крайне далеки от своей реализации, несмотря даже на очевидные проблемы в финансировании этих проектов со стороны американского бюджета.
«Главная основная характеристика перспективных ледоколов типа ЛК-110Я заключается в том факте, что он мощнее своих предшественников, которые сейчас строятся или уже построены. Соответственно, он может выполнять значительно более сложные задачи, чем существующие на сегодня корабли этого класса. Поэтому этот проект создается, как для военных нужд, так и нужд северного морского пути, поскольку очевидно, что сейчас уже зачастую не хватает существующих ледоколов для реализации тех или иных задач в Арктике, из-за чего России требуются все более и более мощные инструменты», - заключает Тебин.

Ледокол проекта 22220 «Арктика»
Между тем, согласно эскизному проекту проходимость этого ледокола во льдах должна увеличиться с 2,9 метров до 4,3, что позволит ему обеспечить круглогодичную навигацию по Северному морскому пути. Кроме того, что в самые тяжелые в Арктике в погодном плане месяцы, а именно с февраля по май, средняя скорость проводки судов благодаря ледоколам типа ЛК-110Я по сравнению с той же современной «Арктикой» возрастет с 6 узлов до 12.
В качестве главной и фактически единственной задачи этого ледокола ставится обеспечение кругологодичной навигации по Северному морскому пути и проведение экспедиций различного назначения в Арктику. При этом, за счет увеличения ширины этого ледокола должно быть обеспечено проведение через льды крупнотоннажных судов.
«Увеличение мощности нового проекта ледокола, естественно, связано в первую очередь с увеличением географического охвата, где он может работать, а также с увеличением временного охвата, т.е. тех месяцев в году, когда он может активно работать на пространствах Арктики», - резюмирует Тебин. Впрочем, пока непонятно, сколько ледоколов типа ЛК-110Я нужно построить России для того, чтобы «закрыть» свои потребности в Арктике, поскольку, как отмечает Тебин, уже два ледокола работающие там в паре, способны реализовать все наши текущие нужны.

Конечно, со временем эти потребности будут расти, но сейчас сложно предсказать на сколько. Ведь если говорить о северном морском пути, то через него за 2015 год с товарно-транспортными целями прошло только 13 судов и пока нельзя говорить о том, что эта цифра в ближайшем будущем может значительно увеличиться.