Бюджет может получать дополнительно до 60 млрд рублей при взимании акциза на бензин с АЗС, а не с НПЗ, посчитала аналитическая компания "ИнфоТЭК-Терминал". Накануне ведущие нефтяные компании страны обратились к президенту с соответствующей инициативой. Эксперты считают, что так называемый "бодяжный" бензин, доля которого на рынке составляет около 16%, при действующем порядке взимания акциза не приносит государству ни копейки. Если же ввести его в "официальный оборот", то скорее всего потребность в росте акцизов отпадет сама собой

Действующий порядок взимания акциза предполагает, что плата берется на нефтеперерабатывающих заводах. С 1 апреля акциз увеличивается с 7530 рублей за тонну до 10 130 рублей. Письмо к президенту с призывом перенести уплату топливного акциза с НПЗ на АЗС подписали главы ведущих нефтяных компаний, включая президента "Лукойла" Вагита Алекперова и президента "Роснефти" Игоря Сечина.
В "Роснефти" так прокомментировали "Известиям" изложенные в письме предложения: "Роснефть" предлагает взимать акцизы не с топлива, продаваемого НПЗ, а с топлива, реализуемого на заправках. Это совершенно естественно, поскольку, по сути, акциз является налогом с продаж. Перенос выплат акцизов с НПЗ на АЗС ставит всех участников рынка - и вертикально интегрированные компании, и небольшие сети заправок - в равные условия. Сейчас же нефтеперерабатывающие заводы, выплачивающие акцизы с топлива, которое не продано конечному покупателю, фактически кредитуют бюджет".
В обращении к Владимиру Путину нефтяники отмечают, что существующий порядок вещей "негативным образом влияет на денежные потоки и финансовое положение нефтяных компаний, маржа переработки которых значительно снизилась в связи с реализацией большого налогового маневра и принятым решением по повышению акцизов с 1 апреля 2016 года".
Расчеты компании "ИнфоТЭК-Терминал" исходят в первую очередь из того факта, что на рынке реализуются большие объемы "левого" или "бодяжного" бензина. Эксперты компании оценивают его долю в 16%, или 6,23 млн т из реализующихся на внутреннем рынке 40 млн т. "Официальные данные по продажам контрафактного бензина, естественно, отсутствуют. Однако оценить объемы продаж этого, как говорят в народе, "бодяжного" бензина можно довольно точно. "Бодяжный" бензин в промышленных количествах делают на нефтебазах смешения и на мини-НПЗ... Примерно половина прямогонного бензина преобразуется в низкосортный "бодяжный" бензин. Продажа контрафактного бензина на российских АЗС оценена как половина объема производства прямогонного бензина", - говорится в пояснении к расчетам.
Если собирать акциз в том числе и с "бодяжного" бензина - другими словами, перенести акциз на АЗС, - бюджет может получить дополнительно более 63 млрд рублей при новой ставке акциза, считают в компании "ИнфоТЭК-Терминал". При прежней ставке сумма составит почти 47 млрд. Эти цифры сопоставимы с эффектом, который ожидается от повышения акциза при действующем порядке его уплаты - 92,6 млрд рублей. Гендиректор компании "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев отмечает, что позиция Минфина понятна:
- В России всего 38 крупных НПЗ и более 25 тыс. АЗС. Чиновникам просто не хочется возиться с большим количеством налогоплательщиков. Но если 20 лет назад это действительно была нереализуемая задача, то сегодня все АЗС оборудованы автоматизированными системами учета продаж и исчисление акциза сейчас - несложная техническая задача.
На этот же факт обращают внимание главы нефтяных компаний в письме президенту: "Реализация предложения становится возможной в связи с разработкой и внедрением со стороны ФНС новой контрольно-кассовой техники с расширенным программным обеспечением, позволяющим налоговым органам получать в режиме реального времени информацию о товарно-денежном обороте предприятий розничной торговли, включая АЗС". В Минфине не согласны с этой аргументацией:
- Мы не поддерживаем предложение нефтяных компаний, - прокомментировал "Известиям" обращение нефтяников собеседник в министерстве. - Во-первых, есть чисто административные аргументы: делать плательщиками акциза десятки тысяч АЗС вместо тридцати НПЗ, контролировать десятки тысяч налогоплательщиков вместо тридцати - это существенный рост нагрузки на администраторов при существенном снижении собираемости. Во-вторых, взимание акциза только через заправки технически невозможно: не все топливо продается на заправках, часть может закупаться крупными потребителями (автобазы сельхозпроизводители, транспортные предприятия, крупные заводы, армия, МЧС и т.д.) у НПЗ оптом. Предложение взимать акциз только на заправках позволяет вывести из-под акциза ту часть топлива, которая не попадает на заправки.
Однако Рустам Танкаев настаивает, что чиновники выбирают наиболее простое, но отнюдь не самое эффективное решение:
- Нужно как следует администрировать рынок бензина, и тогда бюджет получит дополнительную прибыль без увеличения акцизов и неминуемого роста цен. Население находится на грани своей покупательной способности, повышать сейчас цены на бензин неправильно, потому что это снизит потребление, - считает он.