В сентябре нефтяные цены стабилизировались в интервале $44-52 за баррель, и стало ясно, что дальнейший их разворот зависит от действий ОПЕК. Все помнят, как в разгар прошлого кризиса 2008 г. ОПЕК приняла решение сократить добычу на 3,7 млн барр./сут, после чего в течение четырех лет цены находились выше 100-долларовых отметок. Давайте проследим, как это было, предлагает Александр Хуршудов, эксперт АНГИ. Ниже, на трех рисунках, показана динамика добычи нефти наиболее крупными странами-экспортерами за последние 10 лет.
Из рисунка 1 видно, что в 2009 году реально сократили объемы добычи Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Катар. Суммарно их добыча уменьшилась на 85,9 млн т, что соответствует 1,7 млн барр./сут. Доля Саудовской Аравии в этом сокращении составила 62%.
Терпения у них хватило ровно на один год. Уже в 2010 году они нарастили отборы нефти, а в следующем году – превысили уровень 2008 года на 47,2 млн т.
У других членов ОПЕК картина иная (см. рис. 2). Иран, Венесуэла и Алжир сократили добычу… потому что она падала сама по себе. Добыча там была на пределе. Далее падение продолжилось и уровень 2008 г. в этих странах в последующие годы не был достигнут. А Нигерия, наоборот, в 2009 г. добыла на 3,8 млн т больше, но через год снижение добычи началось и там.
|
После войны 2003 г. ОПЕК предоставила Ираку льготу, освободила его от всяких квот на добычу нефти. Ирак и добывал, сколько мог. В 2009 г. рост был небольшим (см. рис.3), зато в последующие годы он прибавил 40 млн т/год. А уж Россия и Канада, не состоящие в членах ОПЕК, и вовсе открыли нараспашку все задвижки, увеличив за 6 лет добычу на 90 млн т/год (рис.1).
Сам механизм установления квот ОПЕК не раскрывает. Если раньше он, в основном, базировался на величине запасов нефти, то сейчас учитываются несколько факторов, от текущей добычи до размеров внешнего долга.
|
Очень разнородная эта организация – ОПЕК. Добрая половина ее членов хочет добывать больше нефти, но не может. А другая половина может сократить добычу, но не хочет. В результате получается классическое содружество коня и рябчика, а главное - все дружно в убытках
(рис.2).
Понятно стремление саудовцев и их эмиратских союзников привлечь к процессу снижения добычи и других членов ОПЕК. Вот, например, Венесуэла сильно просит их урезать квоты, а сколько баррелей готова сократить сама? Нисколько, она пока размахивает своими надутыми запасами. Значит, не припекло еще. Пусть созреет.
Можно и нужно разложить бремя сокращения добычи на всех членов ОПЕК, но тогда квоты должны определяться ТОЛЬКО текущим уровнем экспорта нефти. Если у кого-то он сильно колеблется, можно взять среднее значение за 3-5 лет. При этом никому не запрещается наращивать
|
добычу: бурить, добывать, производить горючее и пластмассы. Именно в этом состоит мировая тенденция, не дешевое сырье транжирить, а со вкусом употреблять и продавать продукты его переработки. Не зря Саудовская Аравия в прошлом году увеличила собственное потребление нефти на 7,3%, а в целом за 10 лет объемы переработки у нее выросли на 54 млн т/год (рис.3).
Если квоты определять от текущего экспорта, то в ОПЕК сможет вступить и Россия. Сейчас это невозможно, потому что мы отбираем ежегодно почти 4 % от извлекаемых запасов, это втрое больше, чем у других экспортеров. По темпам распродажи своих ресурсов за Россией НИКТО угнаться не может.
Однако вернемся опять в 2008 год, чтобы понять суть процессов нефтяного ценообразования. В том году мировая добыча нефти выросла на жалкие 0,96%, а нефтяные цены упали ВТРОЕ. В следующем году добыча упала на 2,5 %, а цены выросли ВДВОЕ. Это потому, что биржа реагирует не на реальные показатели, а на мощность пропаганды. Она до сих пор слушает сказки о завтрашнем сумасшедшем прогрессе воюющего Ирака, верит, что после снятия эмбарго Иран зальет мир своей нефтью. И нараспев повторяет вдолбленные ей глупости о «конкуренции» на рынке сырой нефти, которой нет и не было.
Но пропаганда тем и отличается от истины, что рано или поздно истина под ней обнаруживается. И тогда биржа, как ошпаренная, бросается в другую крайность и возводит себе новые воздушные замки…
Информационное давление на ОПЕК явно возросло, в качестве «аргументов» используется как полный бред, так и бред неполный. Вот тут, например, «российский патриотический сайт» на хорошем американском языке убеждает, что России сотрудничать с ОПЕК невыгодно и не нужно. Причем прикрывается именем Сечина, который ничего подобного не говорил. Ну, пусть упражняются. Очень им не хочется, чтобы ОПЕК и Россия ВМЕСТЕ сократили экспорт нефти.
Я не возьмусь сейчас прогнозировать решение ОПЕК на ближайшей конференции в декабре. Если она сократит квоты, это будет нормальное решение. Если оставит без изменения, то сократит их весной, в более выгодной ситуации, когда обманчивая пропаганда исчерпает себя, и рост нефтяных цен будет более стремительным.
Есть еще один фактор, который работает в пользу сохранения нынешних квот. Похоже, что сланцевые нефть и газ уже заканчиваются. Не становятся убыточными (это произошло еще в конце прошлого года), а заканчиваются совсем. Но об этом – в следующий раз.
Так совпало: почти все новости сегодня связаны с ОПЕК. Уже второй месяц подряд приходит сообщение о сокращении добычи нефти в Саудовской Аравии, в сентябре оно якобы составило 200 тыс. барр./сут. Я бы не торопился принимать его на веру, поскольку оно получено из анонимных источников, и официального подтверждения пока не имеет. Но вообще-то за 50 лет в аравийских пустынях добыто 19 млрд т нефти, в последние 10 лет запасы не растут, оставаясь на уровне 36 млрд тонн. И не совсем понятно, почему в 2013 г. произошло снижение добычи на 1,4%, хотя в прошлом году оно было отыграно.
Сенсация! В Лондоне арестована президент Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Дизани Элисон-Мадуэке. Тут есть небольшая подтасовка, но посмотрите, как трансформируется «новость» дальше: «Нефтяная коррупция: ГЛАВУ ОПЕК заподозрили во взяточничестве и отмывании денег» (!!!). Внесем ясность.
Никакого «главы» у ОПЕК нет. Все ее решения принимаются конференцией, а исполнительные функции осуществляет генеральный секретарь, сейчас эту должность занимает ливиец Абдалла Салем Аль-Бадри. Председателя конференций ОПЕК выбирают из числа участников сроком на 1 год. Официальное название его должности Conference President. Действительно, в ноябре прошлого года м-м Элисон-Мадуэке, министр нефти Нигерии, с большой помпой (первая женщина!) была избрана конференц-президентом, но с тех пор она потеряла свою должность и вообще-то в ОПЕК уже заседать не должна.
Британцы проверенным способом пытаются дискредитировать ОПЕК. Это хороший знак. Опасаются, значит. Котировки нефти Brent исполнили прогноз на сентябрь. Прошедшую неделю они продолжали колебаться в узком диапазоне $47-50 за баррель. Закрытие торгов произошло на $48,22. На этот раз в США сильно выросли коммерческие запасы (на 4 млн барр.), а добыча нефти по оперативным данным сократилась на 60 тыс. барр./сут. Запасы растут за счет нефтяного импорта; с мая он увеличился на 406 тыс. барр./сут.
Думаю, в октябре ситуация существенно не изменится. Мой прогноз на октябрь: боковой тренд в диапазоне $45-55, размах колебаний несколько увеличится. А вот в ноябре ждем новых тенденций.