|
||||
|
||||
М.Г. БОБРОВ Развитие гидравлических забойных двигателей. Шаг за шагомРазвитие гидравлических забойных двигателей. Шаг за шагом М.Г. БОБРОВ, зам. коммерческого директора, П.Э. КАМСКИЙ, управляющий директор, 000 «ВНИИБТ — Буровой инструмент» Гидравлические забойные двигателя (ГЗД)—винтовые забойные двигатели, турбобуры, редунтор-ные турбобуры—получили широкое применение при бурении и ремонте скважин. Доля бурения с использованием ГЗД в России составляет более 90% (остальное — роторное бурение).В составе группы компаннй «Интегра» сформирована бизнес-единица «Буровой инструмент», объединяющая сервисно-производственные предприятия, которые разрабатывают и изготавливают ГЗД, оказывают сервисные услуги буровым предприятиям, предоставляя ГЗД и другой буровой инструмент. В состав бизнес-единицы входят: ООО «ВНИИБТ — Буровой инструмент» (ранее — Пермский филиал ВНИИБТ) — винтовые забойные двигатели, редукторные турбобуры, оборудование для ремонта ГЗД, сервисные услуги. Котовский филиал ООО «ВНИИБТ — Буровой инструмент» (ранее — Опытный завод ВНИИБТ) — буровой и скважин-ный инструмент. ОАО «Павловский машзавод» — ВЗД, турбобуры и ЗИП. НПО «Буровая техника» (ранее — ВНИИБТ) — создание технологических процессов бурения, разработка проектов строительства скважин. Бизнес-единица «Буровой инструмент» является комплексным научно-производственным предприятием, имеющим в своем составе научно-исследовательские, проектно-конструкторские и технологические подразделения,стендовую и экспериментальную базу, уникальное производство с полным циклом изготовления винтовых забойных двигателей и турбобуров, сервисные подразделения, в том числе региональные сервисные центры. Система менеджмента качества предприятия сертифицирована Американским нефтяным институтом на соответствие стандартам ISO 9001:2000, ISO/TS 29001, спецификации Q1 API.Ведется постоянная работа по разработке новой и модернизации выпускаемой продукции, расширению и повышению качества предоставляемых сервисных услуг.В течение 2005 — 2006 гг. разработаны и прошли промышленные испытания следующие образцы новой техники, позволяющие существенно повысить технические и экономические показатели бурения скважин: • винтовые забойные двигатели с удлиненными до 3000 — 3600 ммсекциями рабочих органов, новыми усиленными корпусными резьбами, усиленными осевыми и радиальными опорами. Новые двигатели позволяют использовать современные технологии бурения, эффективно применять все типы долот. Для работы в агрессивных средах изготавливаются двигатели с роторами, упрочненными твердосплавным напылением; • турбобур Т1-195 с улучшенной энергетической характеристикой и кратно повышенным ресурсом работы; • оборудование для ремонта гидравлических забойных двигателей с компьютерным управлением; • мультифазные насосные установки для перекачки жидкостей различной вязкости, в том числе с высоким содержанием газа и твердых частиц. Применение установок на нефтепромыслах позволяет увеличить дебит скважин,сократить количество попутного газа, сжигаемого в факелах; • улучшенные снаряды; • амортизаторы бурильной ко лонны;гидравлические ударные механизмы (яссы). Промышленные испытания унифицированного двигателя 195.7/8.60 проведены в ОАО «Сургутнефтегаз» в 2006 г. В конструкции двигателя используется полноразмерная секция рабочих органов длиной активной части 3600 мм, с числом зубьев ротора-статора (заходностью) 7/8, обеспечивающая частоту вращения около 200 об/мин при расходе 35 л/с. Унифицированный шпиндель повышенной надежности содержит осевую резинометалличе-скую опору с «утопленной» резиной и усиленные радиальные опоры, обеспечивающие низкий темп роста радиального люфта керноотборные вала шпинделя. Соединение ротора с валом шпинделя — через роликовые маслонаполненные шарниры. Общий вид двигателя показан на рис. 1. Двигатель Д-195.7/8.60 унифицирован с двигателями Д-195.9/10.35, Д-195.9/10.42, Д-195.6/7.57, Д-195.6/7.68, которые отличаются секциями рабочих органов различной заходности и позволяют потребителям подбирать наиболее эффективную частоту вращения долота.В ходе испытаний за 423 часа работы одного двигателя Д-195.7/8.60 общая проходка составила 14 050 м. Использовались в основном долота БИТ диаметром 214 и 220 мм. На 10 скважинах в интервале 700 — 1800 м механическая скорость бурения составляла от 30 до 110 м/ч (общая проходка — 7965 м за 189 ч). На 9 скважинах в интервале 1300 — 3090 м механическая скорость бурения составляла от 18 до 66 м/ч (общая проходка — 6 085 м за 234 ч). За 423 ч работы проведено две ревизии двигателя без замены основных деталей (согласно требованиям паспорта на двигатель заменялись только манжеты шарниров). Проведенные испытания показали высокую надежность двигателя и эффективность его использования во всех интервалах бурения.Промышленные испытания турбобура Т1-195 проведены в ОАО «Сургутнефтегаз» в 2005 г. Турбобур Т1-195 разработан на замену серийного турбобура ЗТСШ1-195. Он содержит турбинки точного литья с улучшенными энергетическими характеристиками и шпиндельную секцию с усиленными радиальными и осевыми опорами. Энергетическая характеристика турбобура Т1-195, а также характеристики новых турбобуров Т1-240 и ТВ1-240, проходящих в настоящее время промышленные испытания, приведены в таблице. В ходе испытаний турбобур использовался в интервалах глубин 460 — 3097 м с долотами различных типов, в том числе и моментоемкими долотами БИТ. Общая проходка за время испытаний комплекта турбобура составила более 22 тыс. м за 1300 часов работы. Проведены две ревизии турбинных секций без замены турбинок, средний межремонтный период шпиндельных секций Т1-195 составил 350 часов. По результатам испытаний турбобур Т1-195 рекомендован к широкому применению в ОАО «Сургутнефтегаз».Наряду с постоянным совершенствованием гидравлических забойных двигателей развивается и оборудование для ремонта ГЗД: ключи для свинчивания резьбовых соединений, распрессовочные стенды, стенды обкаточно-испытательные, предназначенные для определения фактических энергетических характеристик ГЗД, проверки качества проведенного ремонта. Буровые и сервисные предприятия заказывают как отдельные виды оборудования на замену морально устаревшему или изношенному, так и полные комплекты для оснащения сервисных участков. На фото показан новый цех по ремонту ГЗД в ОАО «Татнефть», оснащенный двумя ключами К10С, стендом распрессовочным СР-70 и испытательным стендом СОИ-500.Сервис бурового инструмента. Мировой и лучший отечественный опыт показывает, что успеха в развитии добиваются те компании, которые не только много и дешево изготавливают, но и постоянно совершенствуют выпускаемую продукцию, повышают качество, развивают сервис поставляемой техники. В настоящее время в России происходит бурный рост объемов нефтесервисных услуг. Многие заказчики считают более выгодным не покупать буровое оборудование, а получать услуги по выполнению тех или иных работ. По отношению к гидравлическим забойным двигателям это означает переход на прокатно-арендную систему использования ГЗД, когда все специфические работы по техническому обслуживанию, заказу запчастей, ремонту ГЗД выполняются сервисными подразделениями изготовителя.Компания 000 «ВНИИБТ — Буровой инструмент» активно развивает сервис винтовых забойных двигателей, турбобуров, редукторных турбобуров. Объем оборудования, реализуемого через услуги по прокату, быстро растет и составляет сегодня около 30% всего выпуска. Обслуживание и ремонт бурового инструмента выполняется в региональных сервисных центрах: г. Пермь, г. Сорочинск (Оренбургская область), г. Ижевск (Удмуртская Республика), г. Нижневартовск (Тюменская область); в 2006 г. открыт сервисный центр в г. Нягань (Тюменская область). Все сервисные центры оснащаются ремонтным оборудованием собственного производства, а также оборудованием для проведения дефектоскопии.Развивается и предоставление специализированных сервисных услуг, таких как бурение вторых стволов и отбор керна собственным инструментом и керноотборными устройствами, инженерное сопровождение эксплуатации ГЗД.Продукция и сервисные услуги 000 «ВНИИБТ — Буровой инструмент» успешно используются крупными российскими и зарубежными нефтяными и газовыми компаниями, буровыми и сервисными предприятиями.
Литература 1. М.Г. Бобров, Ю.А. Коротаев, В.А. Пустозеров. Применение винтовых забойных двигателей для бурения наклонно-направленных скважин в ОАО «Сургутнефтегаз». М., Бурение. 2002 г. №5. С. 30 - 31. 2. Ю.А. Коротаев, М.Г. Бобров, С.Н. Коротаев, С.Г. Трапезников, В.А. Шулепов. Гидравлические забойные двигатели «ВНИИБТ — Буровой инструмент» // Бурение и нефть. З. В.Ю. Николаев, А.В. Агарков, Д.Н. Пепеляев, Р.Ф. Хусаинов. Одновинтовые мультифазные насосы и их применение в нефтяной отрасли. Oil & Gas Eurasia. 2006 г. №12. С. 30 -31. 4. Котовский филиал ООО «ВНИИБТ — Буровой инструмент» готов к конкуренции. // Бурение и нефть. 2006 г. №6. С. 32 - 33. |
Авторизация События
29.07.2024
21.09.2023
25.04.2023
30.06.2021
05.04.2021 |