А.И. ИЛЬИНЫХ Анализ использования стальных канатов на буровых установках
Анализ использования стальных канатов на буровых установках фирмы ЗАО «Уралмаш - Буровое оборудование» А.И. ИЛЬИНЫХ, гл. конструктор, ДА АЛЕКСЕЕВ, инженер-конструктор, А.П. ГАРЕЙС, гл. инженер проекта, ЗАО «Уралмаш — буровое оборудование» С каждым годом объемы бурения нефтяных и газовых скважин растут прантически во всех нефтегазоносных районах России. При увеличивающемся темно разработки месторождений задача промышленной безопасности при эксплуатации бурового оборудования становится все более актуальной.Поводом к рассмотрению вопроса об использовании талевых канатов различных производителей послужили часто возникающие претензии о низкой ' стойкости канатов, применяемых в талевой системе. Первая информация поступила с Сугмутского месторождения (000'Сервисная буровая компания', г. Ноябрьск). На буровых установках -Уралмаш 4000/250 ЭК-БМ*, где были внедрены в эксплуатацию буровые лебедки новой серии ЭТ, выходили из строя талевые канаты диаметром 28 мм не причине обрыва. Наработка талевого каната составила 3804 т●км, при этом прядь была оборвана при бурении скважины на глубине 2936 м, с нагрузкой на крюке талевой системы 70 тонн. Согласно «Инструкции по эксплуатации» гарантийная по ГОСТ 16853-88 наработка талевых канатов марки В диаметром 28 мм должна быть не менее 19 т●км/м.При первичном анализе причин повышенного износа талевого каната специалисты ЗАО «Уралмаш — Буровое оборудование» склонялись к ошибкам в конструкции новых лебедок, а именно: ● неверно выбранный шаг нарезки «Лебус» на барабане; ● форма специальной клиновой накладки на барабане для обеспечения лучшего перехода каната с предыдущего на последующий слой навивки; ● угол схода каната с ходового ролика кронблока относительно оси барабана лебедки (угол девиации).При этом не всегда брались во внимание: ● случаи потери канатом цилиндрической формы, когда первый слой навивки на барабане имел форму гребней, сформированных вторым слоем навивки; ● случаи выдавливания сердечника; ● случаи поломок проволок прядей по причине излома, не вследствие механического износа, а по причине циклического излома, когда сечение каждой из поломанных проволок пряди не претерпевало изменений по толщине. По инициативе изготовителя накладки «Лебус» барабанов лебедок были заменены, буровое предприятие усилило контроль за состоянием каната и чаще стало проводить технологические перетяжки каната. В результате принятых мер технический ресурс каната увеличился, и проблема была снята.Повторно к теме повышенного износа талевого каната вернулись приэксплуатации мобильной буровой установки «Уралмаш 2900/175 ЭР-П». Установка с электроприводом основных механизмов от двигателей постоянного тока была спроектирована и изготовлена для Отрадненского филиала ЗАО «Сибирской Сервисной Компании». Основные параметры буровой установки: • допускаемая нагрузка на крюке — 175 тонн; • условная глубина бурения — 2900 м; • скорость подъема крюка — 0 ... 1,6 м/с; • расчетная мощность буровой лебедки на входном валу — 600 кВт; • диаметр талевого каната — 28 мм; • оснастка талевой системы 4 х 5; • диаметр 8-ми шкивов (наружный) — 760 мм; неподвижного шкива — 1000 мм; • диапазон рабочих температур от - 45 ... + 40°С (ГОСТ 15150-69). Основным фактором, лимитирующим долговечность талевого каната, являются циклически повторяющиеся изгибные напряжения в проволоках каната при прохождении последнего через шкивы талевого блока и крон-блока и при навивке на барабан лебедки. Совместное действие напряжений в проволоках от циклически повторяющихся растягивающих нагрузок и от изгиба на шкивах и барабане вызывает усталость и износ проволок, что приводит к их разрушению. Из рекомендаций API и отечественной литературы известно, что уменьшение соотношения Dm/dK (диаметра шкива и каната талевой системы) ведет к снижению долговечности и, следовательно, более частой перетяжке каната, вследствие износа и усталости материала проволок. В общепринятой мировой практике диаметр шкивов талевой системы принимается для мобильных буровых установок в пределах 30 дюймов. Чрезмерно быстрый износ и усталость материала наружных проволок канатов является следствием малых радиусов шкивов талевой системы и диаметра барабана лебедки. Такая картина наблюдается только на последнем этапе бурения при максимальных нагрузках на крюке. Но, тем не менее, при проектировании мобильной буровой установки 2900/175 ЭР-П были приняты диаметры шкивов талевой системы, равные 760 мм. Это сделано для уменьшения габаритных размеров и веса крон-блока, что в свою очередь дает снижение усилия в телескопических гидроцилиндрах для подъема вышки в вертикальное положение, а также снижение напряжений в элементах вышки при подъеме.В 2004 г. в рамках «Программы и методики приемочных (промышленных) испытаний» при бурении мобильной буровой установкой 2900/175 ЭР-П промышленной скважины №103 Анютинской площади проведены наблюдения за работой талевого каната. Цель эксперимента — определить наработку каната, выявить причины, способствующие его износу, и принять решение по выявленным недостаткам. На момент начала наблюдений талевая система буровой установки была оснащена канатом марки ОС-28-1-1770 по ГОСТ 16853-88 (Орловский сталепрокатный завод). Диаметр каната в свободном (не натянутом) состоянии составлял 29,8 мм, а в напряженном (натянутом) — 28,0 мм. По результатам расчетов и истории всех спуско-подъемных операций наработка талевого каната составила 6075 т●км для скважины глубиной 2870 м.Бурение следующей скважины — №2 Малочерниговской площади этой же установкой проведено при оснастке талевой системы канатом ОС 28-В-Т-1770 по ГОСТ 16853-88 (Белорецкий металлургический комбинат). Согласно акту приемочной комиссии от 25.11.2005 г. стойкость каната производства Белорецкого металлургического комбината выше стойкости каната производства Орловского сталепрокатного завода в два раза, но эти данные получены для скважины глубиной 2360 м, которые не позволяют объективно судить о стойкости каната Белорецкого металлургического комбината.На основании полученных данных было принято решение испытания буровой установки 2900/175 ЭР-П продолжить бурением очередной промышленной скважины с применением каната производства Bridon International GmbH (Германия).Бурение на 6-й скважине №105 Анютинской площади проведено с использованием талевого каната правой крестовой свивки, номинальным диаметром 1 1/8 дюйма (29 мм), конструкции 6 х 26 + 1 м.с. (металлический сердечник), маркировочной группы 1770 Н/мм2, с разрывным усилием 51,9 тонны производства Германии. Проводка скважины проектной глубиной 2900 м показала, что первая перетяжка талевого каната произведена при глубине скважины 2050 м, при этом наработка каната до перетяжки составила 6690 т • км. Вторая перетяжка произведена при достижении глубины скважины 2800 м — наработка каната до второй перетяжки составила 4843 т • км, что соответствует нормам, изложенным в «Инструкции по эксплуатации талевых канатов». Дальнейшее бурение и эксплуатацию буровой установки 2900/175 ЭР-П приемочная комиссия рекомендовала с применением каната производства Bridon International GmbH.В начале 2004 г. очередной прецедент произошел при эксплуатации буровой установки 2500/160 ДПБМ-1 (000 «БК Силур» г. Печора). Обрыв талевого каната произошел при ликвидации осложнения на забое, где необходимо было дать нагрузку на крюке — 160 тонн. Натяжение каждой из 8-и струн оснастки составило около 20 тонн, что при требуемом трехкратном запасе по прочности каната по весу бурильной колонны далеко не критическая нагрузка. Для обеспечения безопасности бурильных работ руководством было принято решение об испытании этого каната на разрывной машине.Талевый канат диаметром 28 мм производства Орловского сталепрокатного завода, изготовленный 03.06.2003 г. по ГОСТ 16853-88, сертификат №100, с суммарным разрывным усилием 612297Н, подвергся разрыву на испытательном стенде УММ-50. Образец талевого каната при усилии натяжения 300 000 Н начал разрушаться по отдельным проволокам с последующим разрывом одной пряди в свивке. Согласно акту от 15.02.2004 г. талевый канат признан не пригодным к эксплуатации при бурении глубоких скважин из-за несоответствия характеристикам, обозначенным в сертификате.Службой главного механика ООО «БК Силур» был представлен еще один документ №04-11/274, датированный 22.03.1994 г. В нем, в частности, говорится: «Печорский округ Госгортехнадзора России письмом от 02.03.1994 г. №245 на основании требования письма Госгортехнадзора России №10-15/45 от 10.02.1994 г. запрещает эксплуатацию талевых канатов Орловского сталепрокатного завода до выяснения причин аварийности при эксплуатации талевых канатов диаметром 28 мм и 32 мм».И самая свежая информация поступила из ООО «РН — Бурение» с установок для кустового бурения 3900/225 ЭК-БМ. В письме директора Губкинского филиала ООО «РН — Бурение» сказано: «В связи с участившимися авариями по обрыву талевого каната на буровых установках «Уралмаш 3900/225ЭК-БМ» (заводские номера: 14697 и 14698) на кустовых площадках Ванкорского месторождения просим Вас направить Вашего представителя для расследования причины обрыва талевого каната».На установках этой серии наиболее близкие соотношения диаметров шкивов талевой системы и диаметра барабана лебедки к диаметру каната, рекомендуемые научной литературой, Dшк = 36dKaн; DБap = 24dKaн, поэтому информация об авариях, связанных с обрывом талевого каната, была тем более неожиданной. В акте, составленном представителями ЗАО «Уралмаш — Буровое оборудование» и специалистами ООО «РН — Бурение», фигурирует уже низкое качество талевого каната ОАО «ММК-Метиз» (Магнитогорский метизно- калибровочный завод), причем называются наработки двух бухт — соответственно 1080 т●км и 1106 т●км.В результате специалисты ЗАО «Уралмаш — Буровое оборудование» сделали вывод, что талевые канаты с органическим сердечником для работы на буровых установках 3900/225 ЭК-БМ выбраны буровым предприятием неправильно. Согласно п. 1.10. «Инструкции по эксплуатации талевых канатов» рекомендуется: «при бурении скважин глубиной более 3000 м применять канаты с металлическим сердечником, при этом более предпочтительны канаты с органическим заполнителем, изготавливаемые по ТУ 14-4-1767-94».Кроме того, после внешнего осмотра канатов и учитывая наработку до перетяжки меньше норматива в 4 ... 5 раз, можно сделать вывод, что характеристики канатов не соответствуют заявленной в сертификатах качества.Согласно п. 1.9. «Инструкции по эксплуатации талевых канатов»: «для защиты от износа канат покрывают при свивке специальными смазками. Смазку наносят внутрь прядей и тонким слоем на поверхность канатов в процессе их изготовления». Судя по всему, канаты не были подвергнуты предварительной вытяжке, а сердечник и пряди не «пропитаны» смазкой. В результате этого по всей длине канатов и на внутренних поверхностях ограждений подъемных валов имеются частицы выдавленного сердечника (пеньки). Талевые канаты совершенно сухие, имеют блестящий вид, напоминающий пучки алюминиевых проволок.При этом следует сказать, что канат для Губкинского филиала поставляется посредническими фирмами, причем зачастую при поставке каната разных фирм бухты каната имеют совершенно одинаковый вид. Таким образом, после подробного анализа причин повышенного износа талевых канатов для улучшения их технического ресурса специалисты ЗАО «Уралмаш — Буровое оборудование» рекомендуют следующие мероприятия: ● правильно выбирать конструкцию каната для конкретных условий эксплуатации; ● постоянно вести учет работы и системы перепуска канатов; ● выполнять правила эксплуатации канатов (навеску, регулярное нанесение смазки в процессе работы каната и при его хранении); ● проводить на проволочно-канатных заводах мероприятия по повышению качества катанки, проволоки и канатов; ● ужесточить контроль за соблюдением технологии изготовления канатов. Вы уже определились, что вам нужно создание сайтов, но не определились у кого заказать? Рекомендуем Вам заказывать
создание сайтов в этой студии. Леятельность этой студии уже 10 лет - создание сайтов!
|