Язев Энергетический диалог и совершенствование ценовой политики в газовой отрасли - главные темы ..

Энергетический диалог и совершенствование ценовой политики в газовой отрасли – главные темы 2006 года…

 

В.А Язев.

 

Одна из главных тем во внешнеэкономической сфере в 2006 г. — это, несомненно, энергетический диалог, в первую очередь, со странами ЕС, в рамках которого мы пытаемся решать текущие и перспективные проблемы.

В самом начале года, в связи с российско-украинским газовым конфликтом, европейская сторона весьма остро поставила вопрос о надежности поставок российского газа в Европу.

Г аз из России (до 1991 г. из СССР) продается в Западную Европу уже более 30 лет, и в течение этого времени вопроса о надежности наших поставок не возникало; на конференции Российского газового общества, состоявшейся в Берлине в мае 2006 г. Вопросы экспорта газа были одной из ключевых тем докладов, представленных как с российской стороны, так и со стороны стран Европейского союза (табл. 1).

В итоговом документе конференции отмечено, что многолетний опыт сотрудничества Российской Федерации и стран Европейского Союза в газовой сфере наглядно демонстрирует преимущества международной энергетической кооперации. Упреждающий диалог заинтересованных сторон с участием национальных правительств, коммерческих и некоммерческих организаций является необходимым условием для повышения уровня энергетической безопасности. При этом гармонизация интересов всех участников формирующегося глобального газового рынка, включая производителей газа, потребителей, экспортеров, импортеров, транзитные страны, инвесторов и их согласованный подход к разделению рисков, является залогом динамичного и устойчивого развития газовой отрасли.

Кроме того, итоговый документ конференции в качестве необходимых условий обеспечения надежности поставок российского газа в Европу выделил:

• важность долгосрочных соглашений, являющихся обязательным условием стабильного и взаимовыгодного газового обеспечения и наиболее важным инструментом доверия и стабильных капиталовложений;

• необходимость создания условий для содействия кооперации и инвестициям вдоль всего канала поставки, например, путем обмена активами;

• необходимость создания надежной системы мониторинга газовых потоков от производителя к покупателям через транзитные страны.

Взаимопонимание по этой проблеме, судя по итоговым документам, было достигнуто.

Необходимо сказать о том позитивном опыте, который мы извлекли из известного российско-украинского конфликта, явившегося следствием перехода на рыночные цены на российский газ для стран СНГ:

• стала очевидной необходимость четкого разделения договоров поставок газа и договоров о транзите;

• был поставлен вопрос о скорейшем создании надежной системы межстранового учета газа и действенного юридического механизма применения штрафов за несанкционированный отбор газа странами-транзитерами.

Этот конфликт стал одной из предпосылок для обсуждения проблемы создания альянса неправительственных организаций стран поставщиков и транзитеров газа. Первое публичное обсуждение этой инициативы Российского газового общества состоялось в конце октября на заседании Наблюдательного совета РГО. Эта тема получила дальнейшее развитие на заседании «круглого стола» на тему «Законодательное обеспечение развития единого энергетического пространства стран-участниц ЕврАзЭС: газовый аспект», состоявшемся в Государственной думе (ноябрь 2006 г.)

Еще одной острой проблемой, обсуждаемой в рамках энергетического диалога, является ратификация Россией Энергетической хартии. Странами Евросоюза этот вопрос был вновь поднят в 2006 г. Российское газовое общество неоднократно высказывало свою позицию о неприемлемости ратификации этого документа в его нынешнем виде, поскольку Энергетическая хартия не в полной мере учитывает интересы России как крупнейшего производителя энергоресурсов и крупнейшей транзитной страны.

На конференции в Берлине мы отметили, что не считаем потенциал переговоров и консультаций по Транзитному протоколу исчерпанным и будем продолжать попытки добиться его сбалансированности. Вместе с тем необходимо отметить, что в условиях развивающихся процессов глобализации устаревают и сами форматы соглашений, заключенных отдельно по энергетике и торговле. Так, вступление России в ВТО существенно изменит положение по торговле энергоресурсами в формате ДЭХ, в связи с этим целесообразно рассматривать вопросы энергетики как один из блоков в составе более системного соглашения, охватывающего различные аспекты экономики.

После вступления в начале 2006 г. Российского газового общества в Европейский союз газовой промышленности — Еврогаз у нас появился еще один эффективный механизм содействия конструктивному диалогу Россия — ЕС. При активной поддержке Еврогаза и была проведена вышеназванная конференция. В сентябре РГО приняло участие в организации и проведении «круглого стола» «ЕС — Россия, диалог и партнерство» в рамках ежегодной конференции Еврогаза. В ходе обсуждения Российским газовым обществом были выдвинуты новые предложения для обсуждения в рамках энергодиалога Россия — ЕС:

• создание действенного юридического механизма для обеспечения надежного транзита российского газа в страны ЕС;

• включение в формулу цены на российский газ для европейских потребителей фактора, учитывающего сезонность, и разработка программы по наращиванию потребителями мощностей подземного хранения газа;

• разработка совместной программы по переносу в Россию и расширению на ее территории газо-, энергоемких производств;

• содействие стран ЕС в разработке и реализации программы энерго- и газосбережения в России и других странах бывшего СССР.

Кроме того, в настоящее время обсуждается рабочая программа совместных действий Российского газового общества и Еврогаза, предусматривающая:

• совместную подготовку аналитических материалов по предложениям изменений законодательства в газовой сфере;

• участие в рабочей группе по координации Энергетических стратегий России и Евросоюза;

• обмен информационными бюллетенями;

• проведение совместных обучающих семинаров.

О ситуации на внутреенем газовом рынке: сегодня Россия вплотную приблизилась к нескольким чрезвычайно важным событиям, связанным с развитием газовой индустрии. В производственной сфере — это освоение шельфовых месторождений, прежде всего Штокмановского, создание новой системы газодобычи, переработки, транспортировки и экспорта в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развитие газификации страны. Их значимость для энергетики, экономики, социальной и политической сферы трудно переоценить. 2007 г. должен многое решить в судьбе этих проектов: как, когда, какими силами они будут осуществляться на практике.

Более подробно следует остановиться еще на одном, может быть, самом главном на сегодняшний день, вопросе — оптимизации топливно-энергетического баланса страны и связанной с ним проблемой динамики цен на газ на внутреннем рынке. Пример ведущих мировых экономик (США, Япония, Германия, Великобритания и др.) показывает, что доля природного газа в их топливно-энергетическом балансе не превышает 40%, в то время как на уголь приходится не менее 25% (табл. 2).

В последние годы в топливно-энергетическом балансе России наметился опасный перекос. В 2005 г. доля газа превысила 52%, тогда как потребление угля снизилось до 12%. Еще более тревожное положение складывается в структуре топливного баланса электростанций РАО ЕЭС России, где на долю природного газа приходится более 70%, в том числе в европейской части России — более 80% электроэнергии.

Такая ситуация представляет реальную угрозу для обеспечения энергоснабжения отечественных потребителей, для энергетической безопасности страны в целом и требует диверсификации энергетического баланса в пользу других видов топливных ресурсов.

Природный газ остается единственным видом топлива в стране, цены на которое регулируются государством. Несмотря на продолжительные споры о том, какими должны быть цены на российский газ с учетом себестоимости его производства, транспорта, теплотворной способности, технологических и экологических свойств, многие специалисты и эксперты согласны с тем, что регулируемые тарифы ФСТ не отражают реальную стоимость газа.

В результате в настоящее время наблюдается серьезное искажение внутренних цен на газ по отношению к цене угля и мазута. В странах Западной Европы, где учитываются затраты и потребительские свойства топлива, соотношение цен газ/уголь/мазут находится на уровне 2/1/2,8. В России это соотношение составляет 0,8/1/1,7. Сложившаяся ценовая политика привела к заинтересованности потребителей в максимальном использовании газа и к фактическому отказу от газосбережения. Заниженные цены на газ искажают цены на электро- и тепловую энергию, транспортные тарифы и стоимость продукции всех отраслей. По сути, российский газовый комплекс субсидирует остальные отрасли промышленности, причем основную ее часть получают электроэнергетика и экспортно-ориентированные предприятия.

По данным Международного энергетического агентства, российская экономика превосходит все другие страны мира по количеству использованного газа на производство единицы продукции. По этому показателю мы почти в 6 раз расточительнее, по сравнению с США, в 8 раз — по сравнению с Германией (табл. 3).

Расчеты специалистов Института энергетических исследований Российской академии наук (ИНЭИ РАН) относительно влияния повышения цен на газ на российскую экономику показывают, что среди различных вариантов сдерживания спроса на природный гази тем самым стимулирования газосбережения вариант сдерживания с помощью рыночных сигналов — цен является одним из наиболее эффективных.

В соответствии с этими расчетами увеличение цен на газ начинает оказывать эффективное влияние на газосбережение вследствие межтопливной конкуренции только в определенном интервале цен на газ, нижняя граница которого при сложившемся на внутреннем рынке страны уровне цен на различные энергоносители составляет около 80 долл. за 1000 м3 газа. Начиная с этого уровня, дальнейшее повышение цены на газ на 1% должно приводить к снижению потребления природного газа примерно на 0,2%.

Таким образом, начало интенсивного перевода экономики страны в режим газосбережения требует повышения внутренних цен на газ до 80 долл. за 1000 м3. В упомянутых выше расчетах ИНЭИ РАН приводятся оценки влияния различных сценариев повышения цен на газ, в том числе скачкообразного, на различные макроэкономические показатели развития страны. В частности, показано, что в случае резкого повышения цен на газ возникает целый ряд негативных последствий, связанных со снижением годовых темпов роста ВВП, ускорением инфляции примерно на один процентный пункт в год, некоторым уменьшением темпов роста доходов населения, ухудшением рентабельности ряда отраслей промышленности.

В определенной степени перечисленные издержки могут быть смягчены, если дополнительные доходы от повышения цен на газ (или их определенная часть) будут консолидированы в бюджете страны для выплаты адресных субсидий населению, целевого финансирования программ энергосбережения, включая разработку новых ресурсосберегающих технологий, создания систем коммерческого учета газа, оказания помощи отраслям промышленности, наиболее затронутым повышением цен на газ.

После вхождения в интервал цен межтопливной конкуренции станет возможным снижение доли газа в топливно-энергетическом балансе страны до определенного Энергетической стратегией до 2020 г. оптимального уровня 45 — 46%, что потребует дополнительного увеличения цены на газ на 50 — 60% в течение последующих 3 — 4 лет. По завершении этого этапа в 2010 — 2011 гг. результирующая внутренняя цена на газ достигнет уровня равновесия с западноевропейскими рынками.

Несомненно, стоимость предлагаемого перехода к ценам межтопливной конкуренции достаточно высока. Однако продолжение нынешнего сценария развития экономики, сопровождающегося ежегодным ростом потребления газа на 2%, может привести к тому, что доля газа в топливно-энергетическом балансе страны приблизится к чрезвычайно опасному уровню, достигнув уровня 56% в 2010 г. и более 60% в 2020 г. Рано или поздно Россия должна будет отказаться от чрезмерной газовой зависимости. И, может быть, сегодня, в ситуации весьма благоприятно складывающейся внешнеэкономической конъюнктуры на углеводородные энергоносители открывается возможность с наименьшими потерями начать переход к оптимизации топливно-энергетического баланса и укреплению энергобезопасности страны.



Авторизация


регистрация

Размещение видеороликов

События

21.08.2018
Российский круглый стол по бурению RDCR-2018: отчет по мероприятию Подробнее »

29.07.2018
Цифровой нефтегаз на выставке «Нефть и Газ»/MIOGE – 2018 Подробнее »

03.07.2018
Календарь саммитов 2018 Подробнее »

07.06.2018
«НЕФТЕГАЗ-2018» – значимый вектор на успех в мире ТЭК Подробнее »

06.06.2018
В г.Уфе состоялись Российский Нефтегазохимический Форум и XXVI международная выставка «Газ. Нефть. Технологии» - крупнейшие международные мероприятия нефтегазовой и нефтехимической отрасли России. Подробнее »

Другие
новости »

Конференции, выставки

Другие
конференции
и выставки »

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

admin@burneft.ru